Простейшая сигнализация на attiny13

Сигнализация на микроконтроллере Attiny13

Приветствую всех! В данной статье речь пойдет о сигнализации на микроконтроллере Attiny13. Схема довольно простая, но не смотря на это она позволяет реализовывать несколько режимов работы. Вот собственно сама схема:

Принципиальная схема сигнализации на микроконтроллере Attiny13

Если исключить схему блока питания, то она минимальная. Блок питания можно взять любой имеющийся под рукой. Главное чтобы на выходе было стабильно 5 В. А не ломать голову и собирать по этой схеме.

Принцип работы сигнализации на микроконтроллере

Схема работает следующем образом.

  1. После того как мы подали напряжение. То схема после истечения 10 секунд должна перейти в охранный режим. Если схема перешла в этот режим, то она просигнализирует об этом. Информирование происходит подачей импульса 0.5 сек. на сирену. Только должно быть условие что контакты замкнуты на корпус. И далее должен загореться индикатор «статус» системы.
  2. Если у нас один из контактов разомкнут то будет подано 3 импульса. Продолжительность каждого импульса 0.5 сек, и с паузой в 0.5 сек. Светодиод «статус» при этом будет мигать 1 раз ( если разомкнут контакт 1). Если разомкнут контакт 2 то будет мигать 2 раза . При разомкнутых контактах 2 или 3 будет мигать 3 раза. Продолжительность мигания 1 секунда, интервал 0.5 сек. перерыв 4 сек. Режим охраны не включается.
  3. Если мы перешли и находимся в режиме охраны и в этом состоянии у нас размыкается контакт 1. То с задержкой 3 сек начинается оповещение (подается импульс на сирену длительностью 60 секунд). Также подается импульс в 3 сек. на светодиод оптопары. Светодиод «статус» как в пункте 1 и 2 начинает мигать. Если с момента размыкания контакта 1 в течении 3-х минут не он не замкнется. То будет повторно оповещение.
  4. Если, с момента первого разрыва контакта 1, в течении 6-ти минут шлейф не восстановлен то выдается повтор оповещения.
  5. После того как контакты разомкнулся и не восстановился после 7-минут. На оптопару будут поданы 6 импульсов с продолжительностью 3 сек. и периодом 1 час. После того как контакт 1 разомкнули, микроконтроллер мониторит состояние контакта 2.
  6. Если во время процессов оповещения по контакту 1 происходит разрыв контакта 2, то оповещение по контакту 2 происходит с задержкой 1 минута.
  7. При условии что по истечению 60 сек. после первого разрыва шлейф №1 восстановлен на период 10 сек., на любом этапе, то через 10 сек. схема продолжает работу с п.2, за исключением светодиода «статус» который запоминает что шлейф №1 был разорван (повторение п.2.5 возможно не более 10 раз)
  8. Если в режиме охраны шлейф №2 разрывается начинается оповещение (импульс на сирену продолжительностью 60 сек и импульс продолжительностью 3 сек на светодиод оптопары). Светодиод «статус» начинает мигать, как указано в п.1.1. 3.1. Если, с момента первого разрыва шлейфа №2, в течении 3-х минут шлейф не восстановлен то выдается повтор оповещения.
  9. Если, с момента первого разрыва шлейфа №2, в течении 6-ти минут шлейф не восстановлен то выдается повтор оповещения.
  10. Если, с момента первого разрыва шлейфа №2, шлейф не восстановлен в течении 7-ми минут то на светодиод оптопары подается 6 импульсов продолжительностью 3 сек с периодичностью 60 минут. На период разрыва шлейфа №2 охрана ведется по шлейфу №1. 3.4 Если во время процессов оповещения по шлейфу №2 происходит разрыв шлейфа №1, то оповещение по шлейфу №1 происходит с задержкой 60 сек.
  11. Если по истечении 60 сек. после первого разрыва шлейф №2 восстановлен на период 10 сек., на любом этапе, то через 10 сек. схема продолжает работу с п.3 за исключением светодиода «статус» который запоминает что шлейф №2 был разорван (повторение п.3.5 возможно не более 10 раз).
  12. Если разорваны оба шлейфа схема ожидает восстановления шлейфов как в п.2.5 и п.3.5. При дальнейшем восстановлении работы схемы светодиод «статус» сохраняет память о сработанных шлейфах.

Простейшая сигнализация на attiny13

Делаю простенькую сигнализацию для квартиры на ATtiny13a, пишу на ассемблере, частота камня 4.8 МГц, + утсновлен предделитель частоты на 8.

Суть работы сигналки в следующем: при выходе из квартиры человек включает потайной переключатель, который подаёт питание на МК.
Пока дверь открыта (люди выходят), сигналка должна пищать, оповещая о своей работе.
Когда дверь закрылась (все вышли), пищалка выключается, сигалка ждёт открытия двери.
Когда дверь снова открывается (например, вошёл злоумышленник), пищалка включается и пищит без остановки (до выключения питания).

А теперь суть просьбы: напишите, пожалуйста, кусок кода, чтобы реализовать счётчик открывания двери и работу пищалки постоянно.

Всё, что мне удалось написать — это включение пищалки по нажатию кнопки (открытию двери):

.def Temp=R16
.def Temp1=R17
.def Temp2=R18
.def Temp3=R19
.def zero=R20
.def status=R21

.cseg ;начало программного сегмента
.org 0 ;начальный адрес = 0

rjmp RESET ; Reset Handler
rjmp EXT_INT0 ; IRQ0 Handler
rjmp PCINT0t ; PCINT0 Handler
rjmp TIM0_OVF ; Timer0 Overflow Handler
rjmp EE_RDY ; EEPROM Ready Handler
rjmp ANA_COMP ; Analog Comparator Handler
rjmp TIM0_COMPA ; Timer0 CompareA Handler
rjmp TIM0_COMPB ; Timer0 CompareB Handler
rjmp WATCHDOG ; Watchdog Interrupt Handler
rjmp AnDC ; ADC Conversion Handler

ldi Temp,(TIMSK0|0b00001000) ;разрешить прерывание компаратора
out TIMSK0,Temp

ldi Temp,(TCCR0B|0b00000010) ;тактовый сигнал = CK/8
out TCCR0B,Temp

ldi Temp,0x01 ;инициализация компаратора
out OCR0B,Temp

sbi PORTB,3 ;подтянуть PB3 к Vcc

ldi Temp,0
ldi Temp2,250
ldi Temp3,5
ldi zero,0
ldi status,0 ; 0 = тишина, 1 = писк
out TCNT0,zero ;обнуление таймер

sbis PINB,3
sei
sbic PINB,3
cli

rjmp main ;бесконечный цикл

TIM0_COMPB:
out TCNT0,zero ;обнуление таймера

dec Temp2
brne exit
dec Temp3
brne exit
ldi Temp2,250
ldi Temp3,5
dec status
reti

exit: reti ;выход из обработчика

З.Ы. Если кто то возжелает написать Вам код, то без схемы все равно не сможет.

_________________

Добро всегда побеждает зло. Поэтому кто победил — тот и добрый.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

Спасибо за ценные советы!

Код поправил, схему прилагаю.

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

_________________

Добро всегда побеждает зло. Поэтому кто победил — тот и добрый.

При замене в современном автомобиле электромеханических реле на интеллектуальные силовые ключи PROFET производства Infineon необходимо учитывать особенности их коммутации по сравнению с «сухими контактами» реле, а также особенности управления с их помощью различными типами нагрузок.

Вебинар посвящен проектированию и интеграции встроенных и внешних антенн Quectel для сотовых модемов, устройств навигации и передачи данных 2,4 ГГц. На вебинаре вы познакомитесь с продуктовой линейкой и способами решения проблем проектирования. В программе: выбор типа антенны; ключевые проблемы, влияющие на эффективность работы антенны; требования к сертификации ОТА; практическое измерение параметров антенн.

Z_h_e, спасибо, стало значительно громче.

Mishany, спасибо, сделал 1К.

_________________

Добро всегда побеждает зло. Поэтому кто победил — тот и добрый.

А если не злоумышленник? Если дверь «снова открывается», потому что хозяева вернулись? Пищалка будет пищать? Смысл в такой «сигналке»? Помните сказку про мальчика, который кричал «Волки!»?
Сигналку нужно снабдить минимум двумя «входными» контактами — один — это «концевик» на двери, а второй, к примеру, спрятанный геркон.
Сигналка включается в охранный режим после воздействия на геркон магнитом, после чего начинает отслеживать состояние «концевика» входной двери. Следующее воздействие на геркон выводит сигналку из охранного режима.
Алгоритм работы следующий — вышли из квартиры, поднесли магнит к геркону, включили охрану (при этом будет нелишней индикация включенного режима охраны в виде мигающего светодиода). Вернулись — воздействовали на геркон магнитом, сняли охрану, вошли — сигналка уже не отслеживает «концевик» на двери, пищалка молчит.
Злоумышленник не знает про геркон, поэтому при несанкционированном открытии двери сигналка срабатывает.

P.S. Лучше использовать даже не геркон, а «полярный» датчик Холла, срабатывающий только на магнит определенной «полярности» — дополнительная мера безопасности в отличие от геркона, срабатывающего на любое магнитное поле.

Возможно это от того, что я не упомянул, что сигналка включается и выключается потайным выключателем, о котором знает только хозяин.
Таким образом, кто последний вышел — включил прибор, кто первый пришёл — выключил, и ничего не пищит. Но если имел место несанкционированный доступ, то пищать будет всегда. Вроде верно.

Читайте также  Новый модуль конфигурации кода для средства разработки mplab® x ide

Увы, нет, поэтому пока будет пищать только при открытой двери.
Собственно не могу сообразить, как организовать счётчик открытия/закрытия двери, чтобы он прибавлял (или лучше убавлял) значение при изменении состояния двери.

S1 — выключатель питания,
S2 — потайной выключатель, служащий для включения режима охраны. Вместо него лучше использовать датчик Холла.
S3 — контакт на двери
Контакт S3 не мешает цепям программирования МК. У выводов PB0 и PB3 должны быть программно активированы внутренние резисторы подтяжки (pull-up), таким образом, лог.1 — неактивный уровень, лог.0 — активный.
Резистор R2 подтягивает линию RESET к питанию. Конденсатор С1 — блокировочный, его необходимо разместить как можно ближе к выводам МК.

И в дальнейшем при выкладывании схем лучше давать их именно в таком виде. На схемах должно быть абсолютно все. А то, что нарисовали Вы, больше похоже на топологию печатной платы, притом неполную и слабочитаемую.

_________________
Даже у стен есть уши.

Зачем же так грубо? Я думаю человек просто учится и хочет сделать что-то сам. Пускай делает и имеет право попросить помощи у котов.

Kusok, пищалкой не надо пищать программно. Используйте выход OCO. Настройте его на нужную частоту (он работает от таймера) и Вам всего лишь нужно будет включать или выключать таймер и все само будет пищать .
На счет счетчика я не понял что Вам нужно. Считать то не проблема. Как Вы хотите передать эту информацию в мозг? Дисплей?

_________________

Добро всегда побеждает зло. Поэтому кто победил — тот и добрый.

Я тоже согласен с тем, что творчество надо поощрять.

Попробовал собрать Ваш проект на блоках, вот что получилось:

Единственный вопрос, зачем счетчик?

Смысл — попытаться отпугнуть вора, имитируя наличие охранной системы в квартире. (Ну вдруг подумает, испугается и не полезет дальше).
Звукоизлучатель подобен тем, что ставят на материнках, и пищит он довольно негромко.
У меня тут посто квартира, а никак не военный склад, поэтому (пока) мне достаточно просто пищалки.

Мой код далёк от идеала, но если это интересно и к тому же работает, по почему бы и нет.

Ну вот на примере:

включается питание
инициализация системы | счётчик = 3 если дверь в это время закрыта, 2 — если открыта
счётчик = 2 | дверь открыта (все выходят) — пищит
счётчик = 1 | дверь закрыта (дома никого нет) — не пищит
счётчик = 0 | дверь открылась — пищит без остановки
Сброс системы — только выключением питания (сейчас этого достаточно)

По моей задумке, контроллер сам всё посчитает, в мозг ничего передавать не нужно.

1. ввел задержку включения сигнализации (5-10 минут), данная функция для удобства, чтобы не приходилось по новой взводить сигнализацию. На практике иногда приходится возвращаться домой (например проверил свет)
2. ввел задержку срабатывания сигнализации, время необходимое для снятия сигнализации (20-50 сек)

Получилась следующая программа:

Простейшая сигнализация на attiny13

Всем привет, столкнулся с проблемой. Есть доволи простая схема сигнализации на ATtiny 13

Кароче принцип работы, что когда сигнализация в режиме охраны и срабатывает датчик, то на схеме «sirena» начинает крутиться. Проблема в том что мне нада заместь этой сирены впихнуть динамик, что бы он просто пиликал.

Вот сама прога (я так понял нада просто поменять в проге что б микрконтролер подавал сигналы звука на динамик)

;* Proekt:»Alarm_5″, имеет «память» о сработке,
;* режим ожидания ,светодиод горит посстоянно,датчик заблокирован
;* пауза задержки при выходе = 45 Сек.
;* Время задержки на вход = 4,5 сек
;* Время звучания сирены 1 цикл= 45 сек.
;* количество циклов не лимитировано
;* сработка индицируется мерцанием светодиода 0,2с.скважность=2
;* индикация режима охраны 0.2с скважность=5
;* chip: ATtiny13
;* Frequensy — 128/8 kHz (external RC-Oscillator).
;************************************************* **************
.include «tn13def.inc»
;——————- Назначаем имена выводам микроконтроллера и регистрам

.equ Light =0 ;PB0 Light Output
.equ Alarm =1 ;PB1 Alarm Output
.equ SW =3 ;PB3 I nput sensor
.equ Led =4 ;PB4 Output Led

.def temp =r16 ;r16 temprary register

Reset: ldi temp,RAMEND ;инициализация стека ;
out SPL,temp
;—————— inicializaciya PORTB ——————
ldi temp,0b11110111
out DDRB,temp ;конфигурация вх,вых.
;Нпзначаеем PВ3 входом,остальные выходами. ;
Com temp ;Инвертируем содержимое temp
out PORTB,temp ;Включаем подтяжку на PВ3
;‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹ ‹ ‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹‹
; Главный программный цикл
;›››››››››››››››››››››››››››››››››››››››››››››››› › ››››››››››››››
sbi PORTB,Light ;включаем Свет,(внешний светодиодный фонарь)
sbi PORTB,Led ;Индицируем -режим задержки на выход
rjmp TTT
; Задержка по выходу = 45 Sek.

main: sbis PINB,SW ;Опрашиваем датчик,разомкнуты ли контакты.
rjmp nnn
;—————————————————————————-
rcall delay ; Формирование задержки на вход (1,125сек * 4 = 4,5 сек)
rcall delay
rcall delay
rcall delay
;——————————————————————————
wt: sbi PORTB,Alarm ;если сработал датчик,включается сирена
Set ;Устанавливаем флаг Т,как признак срабатывания сирены
;——————————————————————————
TTT: rcall delay4 ;формирование времени зажержки на выход и
rcall delay4
rcall delay4 ;время звучания сирены = 45 Sek.(delay4 по 3раза )
;——————————————————————————-
cbi PORTB,Light ;Гасим внешний светодиодный фонарь подсветки.
nnn : brbs 6,vvv ; Если флаг Т установлен(когда проходит 1 цикл)

rcall delay ;время свечения индикатора » Led «

vvv: rcall delay2 ; Если была сработка сирены,
; индикатор переходит на 2-й — режим мерцания-Led

sbi PORTB,Led ;зажигаем светодиод — * — Led

rcall delay2 ; длительность свечения * Led,
;скважность=5 , (1-й — режим мерцания-Led)

out PORTB,temp ; гашение индикации,окончание одного цикла.
rjmp main ;переход к началу программы ожидания

;—— Время погасания «Led» Т= 1,125сек.———-

delay: ldi XL,Low (4500)
ldi XH,high (4500)
del: sbiw XL,1
brne del
ret

;—— Время импульса длительности горения «Led» Т=0,2 сек ——

delay2: ldi XL,Low (800)
ldi XH,high (800)
mm: sbiw XL,1
brne mm
ret

;—— формирование задержки интервалом T = 15 Sek. ————

delay4: ldi XL,Low (60000)
ldi XH,high (60000)
del_: sbiw XL,1
brne del_
ret

Вот есть прога, «музыкальный звонок» называеться, там запрограмирована мелодия, правда контролер At90s2313.
схема звонка
прога

Простая автомобильная сигнализация на микроконтроллере ATTINY-13

В данной статье вашему вниманию будет предложена простая автомобильная сигнализация, реализованная на микроконтроллере ATTINY-13 (семейство AVR). Несмотря на простоту сигнализация достаточно функциональная и реализует много разнообразных режимов работы.

Принципиальная схема сигнализации

Как видим, схема достаточно простая и может быть собрана даже начинающим радиолюбителем.

Алгоритм работы схемы

1. При подаче питания через 10 сек. схема встает в режим охраны, подавая при этом короткий импульс длительностью 0,5 сек на сирену (необходимо чтобы шлейфы были замкнуты на корпус). Одновременно с этим подается питание на «статусный» светодиод, индицирующий состояние системы.

1.1 Если один из шлейфов разорван в тот момент времени, когда сигнализация переходит в режим охраны, то управляющая программа микроконтроллера ATTINY-13 подает на сирену 3 импульса длительностью 0,5 сек каждый и интервалом 0,5 сек, а «статусный» светодиод начнет мигать 1 раз (при разрыве шлейфа № 1), 2 раза (при разрыве шлейфа № 2) и 3 раза (при одновременном разрыве шлейфов №1 и №2) длительностью 1 сек и интервалом 0,5 сек с перерывом 4 сек. Режим охраны в данном случае не будет включен.

2. Если во время нахождения в режиме охраны шлейф №1 по какой-нибудь причине разрывается, то после задержки 3 сек (необходимых для ручного снятия с охраны) начинается процесс оповещения — подается сигнал на сирену длительностью 60 сек и импульс длительностью 3 сек на светодиод оптопары. «Статусный» светодиод начинает мигать так же, как и в п.1.1.

2.1. Если после первого разрыва шлейфа №1 в течении трех минут шлейф не будет восстановлен, то происходит повтор оповещения.

2.2. То же самое происходит если и по истечении 6-ти минут шлейф № 1 не будет восстановлен.

2.3 Если после разрыва шлейфа №1 прошло уже более 7-ми минут, то на светодиод оптопары будет подано 6 импульсов длительностью 3 сек с периодичностью 60 минут.

Читайте также  Светодинамическая установка на мк attiny2313

2.4 Если во время процессов оповещения по шлейфу №1 произойдет разрыв шлейфа №2, то оповещение по шлейфу №2 будет осуществляться с задержкой 60 сек.

2.5 Если в течении 60 сек. с момента первого разрыва шлейф №1 будет восстановлен на период 10 сек. на любом этапе, то через 10 сек. схема продолжит свою работу с п.2, за исключением «статусного» светодиода, который запомнит разрыв шлейфа №1. Повторение операций данного пункта возможно не более 10 раз.

3. Если во время нахождения в режиме охраны шлейф №2 будет разорван, то начнется оповещение – будет подан импульс на сирену длительностью 60 сек и импульс длительностью 3 сек на светодиод оптопары). «Статусный» светодиод начинает мигать так же, как и в п.1.1.

3.1. Если в течение 3-х минут после этого шлейф №2 не будет восстановлен, то производится повтор оповещения.

3.2. Аналогичное происходит если и в течении 6-ти минут шлейф не будет восстановлен.

3.3 Если после первого разрыва шлейфа №2 он не будет восстановлен в течении 7-ми минут, то на светодиод оптопары будет подано 6 импульсов длительностью 3 сек с периодичностью 60 минут. На время разрыва шлейфа №2 охрана производится по шлейфу №1.

3.4 Если в течении оповещения по шлейфу №2 происходит разрыв шлейфа №1, то оповещение по шлейфу №1 будет произведено с задержкой 60 сек.

3.5 Если по истечении 60 сек. после первого разрыва шлейф №2 восстановится на период 10 сек. на любом этапе, то через 10 сек. сигнализация продолжит работу с п.3 за исключением «статусного» светодиод который запомнит что шлейф №2 был разорван. Повторение операций данного пункта возможно не более 10 раз.

4. Если произойдет разрыв обоих шлейфов, то схема будет ждать восстановления шлейфов и производить операции, описанные в пунктах 2.5 и 3.5. При этом «статусный» светодиод сохранит память о сработанных шлейфах.

Все файлы, необходимые для настройки и программирования схемы, можно скачать в нижеприведенном файле.

nebolshaja_okhrannaja_skhema (69,1 KiB, 235 hits)

Иммобилайзер на микроконтроллере ATtiny13

Иммобилайзер — электронное устройство, лишающее транспортное средство подвижности. Главная задача иммобилайзера — разорвать одну или несколько жизненно важных для работы машины электрических цепей и таким образом воспрепятствовать угону.

Предлагаемое устройство работает независимо от других, установленных ранее, охранных систем, и является дополнением к ним, дублируя некоторые их функции. Отличительная особенность состоит в том, что владельцу автомобиля не понадобится носить дополнительных чипованных ключей или других внешних аксессуаров для активизации устройства, всё, что надо, хранится в голове.

Даже при передаче ключей от автомобиля, в том числе и брелока от штатной автосигнализации, постороннему лицу, владелец автомобиля может рассчитывать на то, что далеко на его машине не уедут, машина заглохнет, имитируя перед этим неисправность двигателя.

Для отключения иммобилайзера и снятия блокировки запуска двигателя автомобиля необходимо поднести палец руки или иной непрозрачный предмет к определенному потайному месту, выбранному на усмотрение владельца автомобиля в салоне.

Воздействие на скрытно установленный фото-сенсор надо осуществлять определённым «секретным» образом.

Предусмотрена возможность отключения устройства (режим Valet) для передачи автомобиля на техническое обслуживание, чтобы не объяснять в автосервисе посторонним людям, как и что у вас отключается для штатного запуска двигателя.

Даное устройство является одним из вариантов подобного моего устройства «иммобилайзер-секретка»,опубликованного два года назад и выложенного так же в открытый доступ в интернете на сайте «радиодед» ,там для активизации применялась либо педаль тормоза,либо скрытая кнопка.Здесь же я ушёл от внешних кнопок подключения и сократил колмчество проводов подключения к электросхеме автомобиля до 3-х.

В публикуемой версии иммобилайзера под кодовым названием «OPTIC» (т.е. оптический) вместо кнопки использована оптическая система — фотобарьер, принцип которой использует прерывание луча между светодиодом и фотоприёмником, что эквивалентно нажатию кнопки. Далее по тексту я иногда буду называть это действие — нажатием на кнопку.

Работа устройства

После поворота ключа в замке зажигания из нулевого положения OFF в первое ACC, раздается короткий однотональный звуковой сигнал, свидетельствующий о том, что система включена в режим охраны. Владельцу автомобиля надо поднести палец или непрозрачный предмет в определённое место, где установлен фотодатчик, и держать его там более 3-х секунд. Если удерживать там палец меньшее время, отключение иммобилайзера не произойдет. И никакого звучания зуммера и зажигания светодиода (HL1), не последует.

Если воздействие на кнопку окажется правильным, индикация оповестит о разрешении запуске двигателя — прозвучит сигнал двойной тональности, который отличается по звуку от начального сигнала, и загорится постоянно зелёный светодиод. Это означает, что блокировка двигателя отключена. После этого надо убрать палец из зоны фотобарьера, и можно запускать двигатель, как обычно.

Если время, в течение которого надо было успеть нажать кнопку, было упущено, устройство переходит в режим блокировки двигателя, после чего нажимать на скрытую кнопку уже бесполезно. Чтобы вернуть систему в исходное начальное состояние, надо повернуть ключ зажигания в исходное левое положение.

В ситуации, когда время для блокировки было упущено, иммобилайзер позволит запустить двигатель, но будет имитировать неисправность, отключая его периодически, а после пары неудачных попыток запустить двигатель совсем заблокирует его.

При желании имеется возможность добавить небольшую платау согласования с мобильным телефоном для дистанционного информирования автовладельца о несанкционированной попытке запуска двигателя.

Режим «VALET»

Перевести систему в режим автосервиса «VALET» можно только после выхода из режима охраны, продолжая удерживать кнопку нажатой, до момента, когда после 6-ти «пиков» зуммера сменится тональность звука — это и будет означать, что иммобилайзер теперь заблокирован, устройство перешло в режим «VALET». После этого палец с кнопки надо убрать, и перевести ключ в замке зажигания снова в начальное положение. Теперь, как и прежде, при включении зажигания устройство оповестит о своём режиме «VALET» непродолжительным сигналом, напоминающим полицейскую сирену, после чего должен гореть постоянно зелёный светодиод HL1, подтверждающий, что блокировка запуска двигателя отключена.

Отключить режим «VALET» можно точно так же, как и включить, то есть удержанием кнопки после сигнала 6-и пиликаний сигнала, дождавшись смены тональности звука, убрать палец и выключить зажигание.

Режимы работы

У иммобилайзера имеется два режима работы.

1 — режим иммобилайзера. В этом режиме надо перед запуском двигателя удерживать кнопку, как описано выше, определить его можно визуально и на слух.

При включении зажигания в этом режиме сразу звучит однотональный короткий сигнал, после правильных действий по снятию с охраны звучит короткий двухтональный сигнал и загорается постоянно зелёный светодиод. Это означает, что блокировка двигателя отключена до момента, когда зажигание снова будет выключено.

2 — режим VALET. В этом режиме устройство заблокировано, и можно пользоваться автомобилем, как обычно, не демонтируя блок, он не мешает процессу запуска двигателя.

Понять, что устройство находится в режиме VALET можно по таким признаками: при включении зажигания звучит двухтональный продолжительный сигнал, похожий на сирену, после чего сразу постоянно светится зелёный светодиод, говорящий о том, что блокировки нет.

Описание схемы

Иммобилайзер подключается 3-мя проводами (или 4-мя, если задействован выход Х2 для коммутации нагрузки, которая подключится после неудачной попытки запуска).

Х1: на этот вывод подаётся напряжение питания +12 вольт с замка зажигания, как показано на схеме замка (выше).

Х4: этот вывод подключается к «массе», т.е. общему минусовому проводу бортовой сети автомобиля.

Для управления внешними устройствами у иммобилайзера имеется два выхода Х3 и X2.

Выход X3 иммобилайзера представляет из себя схему с открытым коллектором, (транзистор Т1) рассчитанную на ток коммутации стандартного автомобильного реле. Это может быть любое реле, отключение которого приводит к остановке двигателя, например, реле подачи напряжения в систему зажигания автомобиля. В цепь этого реле мы врезаем схему нашего устройства, предварительно разрезав штатный провод его питания со стороны минуса (общего провода).

Выход Х2 активизируется только после отключения нагрузки Т1, т.е. при неудачной попытке запуска двигателя, и только после этого на выходе X2 на 5 секунд появится «масса». На этот вывод можно подключить, например, дополнительную сирену, применяемую в автосигнализациях, один вывод которой следует подключить к +12 в, а второй к стоку транзистора Т2.

Читайте также  Измерительные трансформаторы тока

Конструкция и детали

В устройстве используется микроконтроллер семейства AVR типа ATtiny13. Для тактирования задействован внутренний RC-генератор 9,6 Мгц с делителем на 8, что в итоге дает 1,2 Мгц. Обеспечить этот режим можно при программировании чипа, посредством программатора, правильно выставив галочки против соответствующих фьюзов, как показано на рисунке слева.

Буззер — обычный электродинамический излучатель с сопротивлением обмотки от 50 Ом и выше.Резистор R5 подбирается из соображений оптимального тока светодиода для надёжного срабатывания фотодатчика,(чем больше расстояние между фотоприёмником и излучателем,тем больше может потребоваться ток излучателя.)

Транзистор Т1 можно применить отечественный, с допустимым током коллектора более 120 ма, например КТ603, или с похожими характеристиками, способный коммутировать штатное реле автомобиля.

Транзистор Т2 полевой, N-канальной структуры (.30v, 45A ), можно применить транзистор SSM60T03GH которые стоят на материнских платах .Назначение Т2 — обеспечить ещё один»сюрприз» угонщику,спустя время после неудачной попытки запуска двигателя. Компоненты,как транзистор Т2 ,светодиоды HL1 , HL2 , резисторы R1,R2 можно исключить из схемы совсем,на работе устройства это никак не отразится , если не планируется применять коммутацию внешней нагрузки с выхода Х2 а так же не планируется оценивать режим работы устройства визуально по светодиодам,а воспринимать информацию о состоянии устройства только лишь на слух,по звуковым.сигналам зуммера,что обеспечит ещё большую скрытность устройства не привлекая внимания посторонних глаз.

В качестве датчика можно применить готовую открытую оптопару типа TCST1230 (Transmissive Optical Sensor with Phototransistor Output) или подобные. Но в этом случае прерывать луч можно будет только непрозрачным предметом шириной не более 2,5 мм, например, ключом от входной двери.

Если же хотите активизировать устройство посредством пальца, конструкцию датчика придётся изменить. Фотобарьер конструктивно будет состоять из отдельного фототранзистора и расположенного напротив него инфракрасного светодиода на расстоянии примерно 2 см. Оптопара устанавливается на плате так, чтобы можно было всунуть палец между светодиодом и фототранзистором.

При желании в качестве датчика ( вместо оптического ) можно попробовать применить и иной сенсор, ёмкостный ,который будет чувствовать прикосновение пальца через пластик на приборной панели в определённом месте ,иными словами ,прикоснувшись рукой к определённому месту приборной панели снаружи, схема будет активизироваться, для этого в добавление к схеме ,может быть применена микросхема AT42QT1011 (типовая схема подключения, рисунок слева) она может реагировать на прикосновение через стекло и пластик,или дерево толщиной 6-10 мм. но ,применив этот датчик ,потребуется небольшая доработка для данного устройства.(если возникнет интерес к такому варианту,можно обсудить так же на форуме)

Изготовить фотобарьер можно из компонентов от старой компьютерной мышки, или же применить другие подобные компоненты с похожими техническими характеристиками.

Готовое устройство следует разместить скрытно, но с легким доступом к фотобарьеру, чтобы можно было, не привлекая особого внимания любопытных, снимать с охраны.

Автор отлаживал устройство на макетной плате (см. фото справа) где к штырькам разъёмов платы подключались различные варианты сенсоров ,описанные выше,.а к выходам Х2,Х3 различные типы нагрузок,схема реально работала точно так же,как и виртуальная модель в программе симуляторе ,Proteus.

Внимание!

Данное устройство не проходило длительного тестирования на автомобиле, а лишь было опробовано в лабораторных условиях (для реального тестирования на момнет разработки не нашлось энтузиастов-испытателей). Поэтому схема может быть рекомендована автором только в качестве экспериментальной, за последствия работы которой автор не несёт никакой ответственности, о чём и предупреждает заранее. Устанавливать этот модуль в автомобиль и опробовать его работу вы можете только на свой страх и риск.

Для проведения испытаний на реальном автомобиле, чтобы застраховаться от непредвиденных последствий, можно изготовить разъём с 4-мя штырьками, к которому припаять провода, идущие от электросхемы автомобиля, как показано на схеме подключения иммобилайзера, и тогда иммобилайзер можно будет подключать на время эксперимента, а для возврата схемы в прежнее исходное положение втыкать вместо него заглушку, на которой должна стоять перемычка между выводами Х3 и Х4.

Обсуждение работы данного устройства можно продолжить на форуме — см. ссылку ниже.

Все права на данное устройство принадлежат автору.

В прикреплённом архиве находится прошивка МК, схема, иллюстрации и описание, виртуальная модель устройства в программе Proteus, и вариант печатной платы.

Простейшая сигнализация на attiny13

За долгие месяцы использования, меня не устраивало только одно — время работы от одного баллончика.
Действующий режим срабатывания таймера через 9, 18 или 36 минут, меня явно не устраивало, во первых это неоправданный расход баллона, соответственно (160, 80, 40 срабатываний в сутки соответственно), ненужная работа в ночное время или в отсутствии хозяев.

Ну вот, сидя на досуге, решил малость модернизировать детище китайской промышленности.

Так или иначе, но лично для меня, более актуальный режим работы устройства — от света, точнее реакции на свет, так как стоит девайс, в туалете без окон и нужен по большому счету, только в момент активного использования этой аудитории.
Вот предлагаю очередную доработку:
Изменять все принципиально не хотелось, добавлять какие-либо датчики движения, или фоторезисторы, также отметались из-за повышенного энергопотребления. Поэтому решился на ответственный шаг- замену зеленого светодиода на яркий белый.
Яркий-белый светодиод весьма неплохой датчик освещенности, и для нашей темы весьма подходит.
Принцип действия основан на зарядке паразитной емкости ног контроллера, и последующей разрядке через светодиод, чем ярче свет, тем быстрее сойдет заряд, вот это время и будем мерить.
Схема.

Кнопка подключена к PB1 и подтянута через резистор R2 — 10K к шине питания.
Светодиод подключен анодом к PB4, катодом через резистор R1 — 100R к PB0.
Полевик взял из-за запасников 2N7002, но можно использовать тот, что установлен в родной платке пшикалки с рабочим током 3-4А.
Конденсатор С3 установлен как дополнительная реактивная сила, для раскручивания моторчика.
Диод D2 защищает от обратного напряжения, при раскручивании двигателя после пшика. (хотя необязательно, полевик может выдержать и большие нагрузки).
Резистор R4 -4.7К стоит как шунт, чтобы полевик закрывался моментально.
С1 установлен для подавления помех, в момент срабатывания моторчика.
Потребляет устройство ничтожно мало – 4.2 uA, практически всегда живет в Power-Down и периодически раз в 4 секунды просыпается для обнаружения нажатий и определения статуса освещенности.
Алгоритм работы следующий:
При разовом непродолжительном нажатии на кнопку, «пока диод не загорится», срабатывает обычный принудительный режим пшика, и устанавливается период задержки на час.
(Следовательно, если возникла необходимость человеку вмешаться в автоматизированный процесс, то пшикаем 2 раза)
Если удерживать кнопку, начитается цикличное мигание, указывающее на устанавливаемый период. Если моргнет 2 раза – таймаут 2 часа, 3 раза -3 часа, и т.д., и если отпустить кнопку устанавливается этот режим.
Если удерживать до 5 режима, то включается режим калибровки светодиода.
Необходимо включить свет в помещении и произвести калибровку.
После этого данный уровень освещенности учитывается как триггер, и пшикалка срабатывает если уровень освещенности достигнет данного уровня. Пшыкаем после выключения света, при условии что свет горел не менее 3 минут.
После каждого пшика, таймер сбрасывается на 0. И все начинается по новой.
Для удобства добавил режим предупреждения перед спрыском, светодиод быстро моргает 5 раз и потом только ПШИК !
Удобно если аппарат стоит например на смывном бачке, на уровне глаз, где есть вероятность попасть под струю, и глотнуть свежего только-что выПШИКнувшего аэрозоля, с неопределенным химическим составом.
Вряд ли сюда стоит ставить Atmega, тиньки вполне хватает, да и из обвязки можно взять все из родной платки пшикалки.

Файлы

$regfile = «attiny13.dat»
$crystal = 9600000
Config Timer0 = Pwm , Compare A Pwm = Clear Up , Compare B Pwm = Clear Up , Prescale = 8
Config Portb.0 = Output
Config Portb.1 = Output

Led1 Alias Pwm0a
Led2 Alias Pwm0b

Dim D As Byte
Dim R As Word

D = 100
Do
R = Rnd(1023)
Led1 = R / 4
R = Rnd(1023)
Led2 = R / 4
Waitms D

фьюзы микроконтроллера настраиваются на работу от внутреннего тактового генератора на 9.6 МГц без делителя на 8.