Лестница иакова на строчном трансформаторе

Digitrode

цифровая электроника вычислительная техника встраиваемые системы

  • Вычислительная техника
    • Микроконтроллеры микропроцессоры
    • ПЛИС
    • Мини-ПК
  • Силовая электроника
  • Датчики
  • Интерфейсы
  • Теория
    • Программирование
    • ТАУ и ЦОС
  • Перспективные технологии
    • 3D печать
    • Робототехника
    • Искусственный интеллект
    • Криптовалюты

Чтение RSS

Простая лестница Иакова своими руками

Лестница Иакова (или лестница Якова) представляет собой два, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии, оголенных проводника, между которыми проходит снизу вверх электрическая дуга большого разряда.

Лестница Иакова представляет собой чарующее зрелище, как и катушка Тесла. Но в отличие от катушки Теслы для создания лестницы Иакова требуется меньше компонентов, и собирается она проще.

В этом материале будет показано, как собрать лестницу Иакова самостоятельно. Но перед началом работы нужно помнить о том, что эта установка в рабочем режиме представляет опасность для человека, который может коснуться как проводников, по которым проходит высокий разряд, так и электрической дуги, какой бы красивой она ни была. Поэтому пайку и сборку осуществляйте только при выключенном напряжении. При необходимости что-то сделать около работающей лестнице Иакова пользуйтесь только одной рукой и инструментами с изолированной ручкой. Также желательно, чтобы ваша обувь была с прорезиненной подошвой, чтобы изолировать вас от земли.

Итак, помимо проводников вам потребуется источник питания (в данном случае использовался источник на 12 В) и трансформатор строчной развертки с драйвером как у катушек Тесла. В данном случае использовался набор «SainSmart Zero Voltage Switching Tesla Coil Flyback Driver for Sgtc /Marx Generator/jacob’s Ladder + Ignition Coil», поставляемый с катушкой. Вот так выглядит данный силовой модуль:

Он поддерживает входное напряжение от 12 В до 36 В. При напряжении 12 В достигается мощность 50-100 Вт.

Для изоляции силового модуля от внешнего мира желательно поместить его в какой-нибудь пластмассовый ящик, и проделать в этом ящике небольшое отверстие для вывода проводов.

На изображениях ниже показано соединение силового блока.

Провода питания (черный – земля, красный – питающее напряжение) подключаются к двум контактам разъема J1 и выходят из ящика через отверстие. Провода катушки (синие) подключаются к разъему J2, как показано на изображении. Красные провода выходят из ящика сверху для подключения к ним проводников, по которым будет проходить дуга. На крышке ящика нужно сделать такие болтовые крепления для фиксации проводов:

Проводники в данном примере имеют немного выгнутую форму, благодаря которой они расходятся к верху, что позволяет делать разряд визуально эффектнее. В самом низу у крышки пластикового ящика проводники расположены друг от друга примерно на 1 см, сверху расстояние между ними составляет около 9 см.

Такая лестница Иакова может стать отличным элементом домашнего декора или быть в качестве эффектного подарка. Но стоит еще раз напомнить о том, что нельзя прикасаться к работающей лестнице Иакова, поскольку напряжение дуги может быть очень опасным!

Лестница Иакова на строчнике ТВС-110Л — Самоделкин — сделай сам своими руками — схемы

Лестница Иакова на строчнике ТВС-110Л

Итак, что мы имеем:

1. Трансформатор строчной развертки ТВС-110Л от ламповых ч/б телевизоров («строчник»).
2. Желание поэкспериментировать с высоким напряжением.
3. Прямые руки.

Как я уже писал ранее, новый строчник был мною приобретен на рынке за копейки. Вообще его можно было выдрать со старого лампового ч/б телевизора, но собсно, такого под рукой не нашлось.

В интернете найдена простейшая схема — строчник, мощный биполярный транзистор, 2 резистора. Это самый обычный блокинг-генератор собранный на транзисторе. Не нуждается в наладке — должно все сразу заработать. Единственное, из схемы исключил понижающий трансформатор и выпрямитель на диодах — свой девайс буду питать от аккумулятора UPS 12V 7Ah.

Приступаю к созданию генератора высокого напряжения…

Аккуратно разобрав строчник — удаляю панель кенотрона, первичные обмотки, откусив кусачками от контактной группы:

Оставляю вторичную высоковольтную обмотку, состоящую из множества витков тонкой проволоки, ферритовый сердечник, корпус, контактную группу. Наматываю свои обмотки эмалированной медной проволокой на корпус контактной группы:

Первая: 7 витков примерно 1мм диаметром.
Вторая: 3 витка примерно 1.5мм

Обмотки мотал в одну сторону — концы припаял к контактной группе. Сверху зафиксировал и заизолировал изолентой. Собираю строчник в обратном порядке. Вообще, толщина и количество витков можно варьироваться. Что было под рукой — то и сделал.

В кладовке были найдены резисторы и пара мощных биполярных n-p-n транзисторов — КТ808а и 2т808a. В чем различие КТ от 2Т так и не разобрался. Да и ладно, неважно. Радиатор делать не захотел — ввиду больших размеров транзистора, хотя в последствии опыт показал — что большой радиатор обязательно нужен.

Как утверждают в интернете, получить больше только со строчника нельзя. Нужен специальный умножитель на высоковольтных конденсаторах, который, возможно, соберу попозже.

Далее провел множество экспериментов и обнаружил много интересных вещей:

Судя по фотографиям с интернета, разряд можно поймать на металлический предмет, держа его в руке. Т.к. частота генератора высокая — возникает скин-эффект, т.е. ток проходит по поверхности кожи, не задевая нервных окончаний, соответственно не должно возникать болевых ощущений. Напрямую ловить разряд на кожу нельзя — можно получить ожог. Недолго думая, взял пинцет в руку и сунул его к свободному электроду генератора. Второй заземлен на батарею. Появился разряд и сильная боль в руке: получил довольно мощный удар током. Эксперимент повторять не стал — очень неприятно.

Далее провод от батареи отсоединил и приложил к колбе лампы. Через несколько секунд стекло лампы прогорело, внутрь попал воздух — ионизация на какое-то время стала цветной, похожее на северное сияние. Температура разряда, судя по всему, не маленькая. Фото колбы после опыта:

Кстати, замерил потребляемый «ток холостого хода» — без разряда, около 2 Ампер при напряжении 12 В. Это около 25 Ватт потребляемой мощности. При наличии разряда — потребление изменяется незначительно.

После нескольких экспериментов проверил температуру компонентов. Транзистор шипел, когда дотрагивался до него мокрым пальцем, а резистор 27 Ом вообще чернел и дымился. Решил убрать резистор. Возможно, так увеличится мощность. Не тут то было, отсутствие сопротивления привело к немедленной смерти транзистора. Перепаял второй транзистор, а резистор заменил уже 5-ти ваттным на 18 Ом. Все снова заработало — но мощность осталась прежней. На этом не остановился. Заменил 240 Ом резистор на 100 Ом. Результат — второй труп. Эх. 2 транзистора спалил, ужас какой. Больше дома мощных транзов не нашлось. Проект свернул до лучших времен.

Презентация проекта «Изучение свойств электрической дуги при использовании лестницы Иакова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ДУГИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСТНИЦЫ ИАКОВА Выполнили: МОХНАТКИН Ростислав Дмитриевич, БЕДИКЯН Альберт Артурович, ученики 5 «А» класса МОБУ Лицей № 59

Цель работы: изучить историю развития знаний об электричестве, использования этих знаний для создания полезных приборов; определить, почему имя Николы Тесла связывают с новейшими разработками радиоэлектроники; на примере одного из изобретений исследовать возможность реализации разработок Н. Теслы в современных условиях

Предмет исследований Применение изобретений сербского ученого Николы Теслы в современной промышленности Актуальность исследований С помощью лестницы Иакова можно наблюдать и исследовать возникновение электрической дуги между двумя электродами

Никола Тесла Сербский изобретатель Родился 10 июля 1856, Смилян, Австрийская империя, изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, инженер, физик. В основном работал во Франции и США. В 1891 году получил гражданство США.

Катушка Теслы Великое изобретение Теслы -,,Катушка Теслы’’

Лестница Иакова Идея Лестницы Иакова не принадлежит Тесле. Но схему ее придумал Тесла

Лестница Иакова Лестница Иакова красивый высоковольтный эксперимент. Внизу, где сопротивление воздуха меньше, образуется дуга. Она нагревает воздух вокруг себя и за счет этого поднимается вверх.

Самодельная Лестница Иакова Мы с Альбертом решили повторить эксперимент дома и сконструировали самодельную Лестницу Иакова. К усилителю от шокера мы подключили ТОМ (трансформатор от микроволновки).

Схема собранной установки

Эксперимент дома Если вы хотите сделать Лестницы Иакова дома, вы должны следовать правилам безопасности: Не подносить руки к дуге на расстоянии не менее 10 см Не касаться корпуса и оголенных проводов. Не заземлять руками (желательно) все это выполнено профессионалами

Читайте также  Восстановление читаемости cd

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Kokorina Svetlana VitalevnaНаписать 798 22.01.2019

Номер материала: ДБ-387440

  • Физика
  • 5 класс
  • Презентации
    22.12.2018 648
    14.12.2018 411
    03.10.2018 126
    01.10.2018 119
    28.08.2018 508
    28.08.2018 145
    29.06.2018 458
    29.06.2018 443

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Обучение по учебнику истории под редакцией Мединского для 10 класса начнется с 1 сентября

Время чтения: 1 минута

В России предложили установить единый интернет-тариф для школ

Время чтения: 2 минуты

Выплаты по десять тысяч рублей на школьников начнутся досрочно

Время чтения: 1 минута

При Роскомнадзоре создадут комиссию по защите детей от деструктивного контента

Время чтения: 1 минута

Кузнецова предложила оплачивать нянь для детей-инвалидов из семей в трудной ситуации

Время чтения: 1 минута

В КПРФ предложили отменить НДС для детской и учебной литературы

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Глава 10. Лестница Иакова во Вселенной

Вселенная – это огромный конгломерат сознания, им наделен каждый атом в ней. Жизнь представляет собой непрерывное беспредельное совершенствование, осуществляемое чередующимися воплощениями на Земле, где каждая Монада должна пройти свой эволюционный круг согласно формуле каббалистов: «Дух становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – Духом (Богочеловеком) и Дух – Богом».

Всё проявленное существует на разных уровнях сознания, а развитие, то есть переход на следующий уровень, является вопросом способностей. Этот процесс подобен восхождению по лестнице, которую увидел во сне библейский Иаков: «Вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Бытие 28:12). Каждое существо стоит на определенной ступени этой великой лестницы и должно взбираться по ней самостоятельно, стараясь не отстать от остальных в своем развитии. При этом оно выполняет определенную кармическую программу, проживая сполна весь положенный на этой ступени объем испытаний и страдания и приобретая бесценный бессмертный жизненный опыт. Карма является беспристрастным регулятором продвижения по эволюционной лестнице, определяя скорость и направление. При этом на всех ступенях может наступить продолжительный застой с полным неведением того, что ожидает Душу на следующей ступени.

Каждое существо, стоящее на более высокой ступени этой лестницы, имеет более высокую частоту вибрации, отличается большей чувствительностью и отзывчивостью, обладает большей широтой кругозора, глубиной познания мира и самого себя, а также большей степенью осознанности действий и побуждений.

Сознание атома, проявляющееся через последовательные состояния отталкивания и притяжения, дает ключ к пониманию других состояний сознания. Атом обращается вокруг своей оси, вступая при вращении в поле активности других атомов. При этом он либо притягивает их и вводит в собственное поле действий, либо отталкивает и выводит за пределы своей активности, что обусловливает процесс разделения, или дифференциации, Материи. Главное в концепции взаимного притяжения – это сохранение своей подлинности даже при сплочении с другими атомами.

Человеческое существо на земном плане также «вращается» вокруг своей «оси» или вокруг своей центральной точки, своего жизнедательного Источника, который вводит его в пределы активности других людей, других человеческих «атомов». Это ведет либо к сотрудничеству или сплочению, либо к разделению или отталкиванию. При этом даже при сплочении индивидуальность сохраняется.

Закон Притяжения и Отталкивания проявляется на всех уровнях сознания. И только после того, как сознание расширится до атмического, явление отталкивания прекращается, что свидетельствует о финале солнечной эволюции и вызывает Пралайю.

В Солнечной Вселенной есть Семь уровней сознания. В царстве Природы на планах человеческой эволюции воплощено шесть уровней сознания:

3 уровня – дочеловеческие (сознание минерала, растения и животного);

1 уровень (четвертый) – человеческое сознание;

2 уровня – воплощают сверхсознание (буддхическое и атмическое).

Седьмой уровень охватывает все шесть предыдущих уровней и является Сознанием Бога .

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Сознание минерала.

Минерал обладает интеллектуальной активностью. Характеризуется жизненностью (эфирное тело) и потенциальной чувствительностью .

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Сознание растения.

Растение характеризуется жизненностью и отзывчивостью .

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Сознание животного.

Животное характеризуется жизненностью, чувствительностью и потенциальным умом .

ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Сознание человека.

Человек обладает жизненностью, интеллектуальной активностью, совершенными чувствами (любовь), инстинктами плюс ментальностью и волей, что позволяет ему осознанно стремиться к расширению своего сознания .

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Буддхическое сознание.

Это – духовное сознание, уровень гения, Мудреца, пророка, святого .

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Атмическое сознание.

Это сознание Духа, Богочеловека с его всеведением и всемогуществом .

СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ.

Сознание Бога

Сознание Бога охватывает и содержит в себе все уровни сознания .

Четвертый уровень (человеческое сознание) имеет семь степеней. Только человек способен проявить несколько степеней сознания, двигаясь вверх по пути к Божественному уровню. Человек обладает большим неиспользуемым потенциалом своего разума. Ученые считают, что реальное использование мозга сейчас составляет 5–15 %, а «скрытые» интеллектуальные возможности на порядок превышают тот уровень интеллекта, который когда-либо может быть востребован на протяжении всей жизни человека.

Тела людей, находящихся на разных уровнях сознания, только кажутся состоящими из одного и того же вещества. В действительности же их атомы различаются своими внутриатомными размерами и частотой вибрации. Это влияет на степень электрического сопротивления данного тела, которая определяет, какие вибрации оно может выдерживать. Если человек преждевременно входит в чрезмерно высокие вибрации, к которым его сознание не готово, то может произойти нервный срыв, умственное расстройство и даже смерть .

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Один в темноте. Как создавалась «Лестница Иакова»

И это по-своему удивительно. «Лестница Иакова» стала этапным фильмом, эдаким «Бегущим по лезвию» в жанре психологического хоррора, — картиной, чья атмосфера и визуальные образы послужили источником вдохновения для многих авторов. В прошлом году фильм Эдриана Лайна отпраздновал свой тридцатилетний юбилей. По этому случаю я написал для журнала «Мир фантастики» статью о его тернистом пути к большому экрану и о том, как благодаря «Лестнице Иакова» мы получили Silent Hill.

История «Лестницы Иакова» началась с человека по имени Брюс Джоэл Рубин. В молодости он экспериментировал с ЛСД и путешествовал по странам Азии в поисках духовного просветления. Вернувшись в США, Рубин стал работать в киноиндустрии и спустя какое-то время решил попробовать свои силы в написании сценариев. Но ему долго не удавалось добиться успеха. Студии отвергали его работы, ссылаясь на то, что они слишком «метафизические». Вполне вероятно, что отчаяние из-за невозможности проявить себя и спровоцировало кошмар, который Рубин пережил в 1980 году. Позже он так описал свой сон:

Я нахожусь поздно ночью в метро и путешествую по недрам Нью-Йорка. В поезде очень мало людей. Меня охватывает чувство ужасающего одиночества. Поезд подъезжает к станции, и я выхожу. Платформа совершенно пуста. Я иду к ближайшему выходу и обнаруживаю, что двери заперты. Пока я иду к другому концу платформы, меня накрывает полная безысходность. К моему ужасу, другой выход тоже скован цепями. Я оказался в ловушке и чувствую себя обречённым. Я знаю наверняка, что больше никогда не увижу дневного света. Моя единственная надежда — спрыгнуть на рельсы и войти в туннель, во тьму. Оттуда я могу двигаться только вниз. Я уже знаю, что следующая остановка намоём пути — ад.

Читайте также  Простейшая гальваническая ванна для электрохимического окрашивания металлических деталей

В 1983 году журнал American Film включил сценарий Рубина в десятку лучших неэкранизированных работ Голливуда. В последующие годы такие режиссёры, как Майкл Эптед, Сидни Люмет и Ридли Скотт, всерьёз присматривались к проекту. Но каждый раз дело так и не сдвигалось с мёртвой точки из-за того, что не находилось студии, готовой вложить деньги в картину. Казалось, несмотря на все похвалы, «Лестница Иакова» обречена навеки остаться в производственном аду (по-своему это было бы даже иронично).

Прорыв произошёл после того, как Рубин написал адаптированный сценарий для хоррора Уэса Крэйвена «Смертельный друг». Вскоре после выхода фильма студия Paramount решилась купить две его работы. Первой было «Привидение», за которое Рубин удостоится «Оскара». Второй — «Лестница Иакова».

Одной из визитных карточек «Лестницы Иакова» должна была стать начальная сцена в метро. Её снимали в настоящей заброшенной станции нью-йоркской подземки. Там пришлось сделать небольшой ремонт, чтобы создать иллюзию того, что она все еще в рабочем состоянии. Её обклеили антинаркотическими плакатами для соответствия одной из главных тем картины.

Хотя автор сценария вдохновлялся классическими религиозными образами, после некоторых раздумий Эдриан Лайн решил от них отказаться. Режиссёр пришёл к выводу, что если показать на экране традиционных демонов и «книжные» картины рая и ада, то публика не воспримет их всерьёз, что пойдёт во вред атмосфере фильма.

Скорее всего, Лайн был прав. Некоторые сцены из оригинального сценария выглядели бы слишком комично, если бы в них появлялась обычная библейская нечисть. Например, в одном эпизоде демон вылезал из трещины в потолке квартиры Джейкоба, а герой отбивался от него пылесосом. Подобная сцена хорошо бы смотрелась в какой-нибудь чёрной комедии — но не в психологическом хорроре.

Режиссёр решил сосредоточиться на более реалистичных и от того более пугающих образах, напоминающих о физических уродствах и заболеваниях. Съёмочная группа в основном ориентировалась на работы Ганса Гигера, Уильяма Блейка и Фрэнсиса Бэкона, а также на фотографии Дианы Арбус и Джоэла-Питера Уиткина, посвящённые людям с необычной внешностью и травмами, обитателям городского дна и теме смерти. Ещё одним источником стали материалы по талидомидовой трагедии — истории тысяч детей, родившихся со страшными уродствами из-за того, что их матери принимали вовремя беременности снотворный препарат талидомид.

На съёмках фильма не использовали компьютерную графику. Знаменитый эффект «трясущихся голов» демонов был создан следующим образом: Лайн просил актёров ритмично покачивать головой и снимал их на камеру со скоростью 4 кадра в секунду, после чего запись прокручивалась уже с «нормальной» скоростью 24 кадра в секунду. В результате получались почти нечеловеческие движения.

Тест-просмотры фильма прошли не очень хорошо. Публика была слишком ошеломлена и подавлена увиденным. К тому же общий хронометраж картины оказался достаточно большим. Лайну пришлось вырезать около 20 минут, чтобы уложить её в стандартный двухчасовой формат.

Некоторые сцены удалили потому, что их сочли слишком пугающими. Это касается, например, эпизода в подземке, где Джейкоб стал свидетелем изнасилования мужчины в туалете. Но основная часть вырезанного материала связана с важным подсюжетом.

Во время встречи химик Майкл предлагает Джейкобу исцеление — препарат, способный убрать побочные эффекты армейского наркотика и избавить его от демонов. В сцене после приёма лекарства нечто пытается пробиться сквозь потолок комнаты мотеля и добраться до Джейкоба, но вскоре видение прекращается и всё приходит в норму. Однако целебный эффект длится недолго. Вскоре Джейкоб снова начинает видеть демонов. Он отправляется искать Майкла и находит его обезглавленное тело. После этого, не зная, что делать дальше, герой отправляется в свой старый дом и сталкивается с Джеззи. Она превращается в демона, который, в свою очередь, принимает облик самого героя, намекая на то, что её образ был порождением разума Джейкоба.

В отличие от этих картин, «Лестница Иакова» не снискала ни особой славы, ни денег. За шесть недель она собрала 26 миллионов долларов (чего не хватило, чтобы отбить производственный бюджет), после чего была снята с проката. Фильм получил противоречивые отзывы критиков. Некоторые обозреватели, вроде Роджера Эберта, хвалили его, другие же ругали за чрезмерную мрачность и сюрреалистичность и даже называли фейк-артом. А основная аудитория попросту не обратила на «Лестницу» внимания, предпочтя лишний раз сходить на полюбившееся «Привидение».

Как и в случае с другими опередившими своё время фильмами, «Лестница Иакова» нашла своего зрителя лишь после выхода на видео. У картины появились почитатели, оценившие тягучую параноидальную атмосферу и общий замысел. «Лестница Иакова» задала определённый тренд, став первой в череде крупнобюджетных лент 1990-х, в которых авторы обращались к религиозной тематике («Чужой 3», «Сквозь горизонт», «Куда приводят мечты» и не только). Что интересно, почти все они в коммерческом плане провалились.

Подводя итоги, стоит сказать, что «Лестницу Иакова» можно смело назвать уникальным фильмом. Это не шедевр, даже поклонники картины признают, что у неё есть свои недостатки. На киносайтах у неё хорошие, но далеко не зашкаливающие оценки. И уж тем более, «Лестнице Иакова» никогда не доведётся получить титул «народного» фильма.

Но, несмотря на всё это, творение Эдриана Лайна по праву занимает место в списке самых влиятельных картин своего десятилетия. Заложенные в фильме идеи и визуальные решения выдержали проверку временем и продолжают вдохновлять новые поколения авторов. А подобным наследием может похвастаться далеко не каждый общепризнанный шедевр.


Для желающих финансово поддержать:

Два конца лестницы Иакова

История создания повести Гоголя «Майская ночь или Утопленница» скрыта в глубоком мраке. В том смысле, что она почти никак не прослеживается. Можно предполагать, что первоначальный текст писался в мае-июле 1829 года, а замышлялся и того раннее, в числе одних из первых в диканьском цикле. Окончательный вариант повести датируется концом 1830-го – началом 1831-го года.

В основу сюжета «Майской ночи», как и других ранних повестей Гоголя, легли впечатления от жизни на Украине, а также от малороссийских преданий, песен, мифологических народных представлений, которые в изобилии бытовали на его малой родине (некоторые из них уже во время жительства Гоголя в Петербурге в письменном виде посылала ему мать). И, кроме того – впечатления религиозные, не в последнюю очередь – от чтения Библии, в частности – Книги Бытия. Отражение народных преданий по поводу Лестницы Иакова – той самой лестницы, которая будет видеться Гоголю перед смертью, и переосмысленные им уже теперь, составили главный смысловой центр повести.

Как известно, один из героев Книги праотец Иаков во время ночного привала по дороге из Вирсавии в Харран лег спать в пустынном месте «и увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака… и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»

У Гоголя в виде лестницы с несколькими опоясывающими пространство ступенями представлена модель мироздания. Непрестанное движение происходит на земле – не только днем, но и ночью; но такое же, только более возвышенное, происходит между землей и небом, и, надо полагать – в небе, и — еще более возвышенное: Лестница Иакова, так сказать, в действии… Можно даже сказать так: весь земной мир находится у подножия Лестницы Иакова, переосмысленной Гоголем. И в нем отображается то, что происходит в более высоких сферах, приоткрывающихся главному герою как бы посредством время от времени приподымающейся завесы, разделяющей вышний и нижний миры. Отметим еще, что действие явно вписано в промежуток времени между Пасхальной седмицей и Троицей.

Читайте также  Сварочный полуавтомат с сенсорным управлением

Именно в этот период беседуют между собой влюбленные Ганна и Левко, и предмет их беседы тоже не вполне обычен. Они рассуждают о том, что связывает между собою землю и небо. «Ни один дуб не достанет до неба, — вздыхает Ганна. — А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то дальней земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед самым праздником». «Нет, Галю, — возражает Левко, — у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле». Думается, именно отмеченным Левком обстоятельством может быть объяснено немыслимое преображение бывшей самоубийцы Панночки в светоносного ангела в конце сна Левка — ангела, служащего к тому же посредником между ним, Левком и благодетельствующими ему вышними силами.

Но светлое и тихое настроение, возникшее после рассказа Левко, посредством некстати произнесенной Ганной фразы: «как тихо колышется вода, будто дитя в люльке» исчезает, и далее ткань повествования начинает определять мистические сумеречные настроения; а еще дальше появляется загадочный, отраженный в глади пруда заброшенный дом; сам же пруд «как бессильный старец держал в холодных объятиях своих далекое, темное небо, осыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя появление блистательного царя ночи» Т.е. — месяца, появлением которого инициированы мистические события повести. Отметим и то, как преображаются в меняющемся контексте звезды, раннее казавшиеся Ганне окошками, из которых выглядывают ангелы. Далее в этом же контексте рассказывается страшная история о бывших его обитателях.

Но еще раньше отторжение от светлого Божественного сумрачно-демонического обозначен фразой в конце первой главы: «Огромный огненный месяц стал в это время вырезываться из земли. Еще половина его была под землею; а уже весь мир наполнился какого-то торжественного света. Пруд тронулся искрами. Тень от деревьев ясно стала отделяться на темной зелени».

Далее, в начале второй главы, мотив тьмы, отделившейся от света, находит дальнейшее свое развитие: «Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Отметим, что два эти эпитета, характеризующие ночь: божественная и очаровательная, образуют пару антонимов, ибо очарование, т.е. чары, своим смысловым значением по сути противостоит божественному. Далее: «Недвижно, вдохновенно встали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключены в темнозеленые стены садов».

Сама гладь пруда играет здесь роль мистического зеркала, в нем Левко впервые увидит отраженную в нем панночку. Далее из смешения теней, отраженных в пруду возникают и все видения, пригрезившееся ему. А немного ниже снова отчетливейшим образом проводится линия раздела между земным и небесным: «Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно». И, наконец, дышащее небесное соединяется с мертвенно спящим земным в душе Левка через состояние, предвещающее его сон: «А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине». А еще далее в эту мистику вмешивается упорядоченность религиозного акта: как бы Вышние Силы сходят с неба на землю, чтобы не только помочь Левко, но и вдохнуть душу в это погруженное в мертвый сон пространство, которое после этого только под самый конец повести, когда разрешаться все ее коллизии, опять погружается в сон:

«Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но никто уже не упивался ими: все погрузилось в сон. И долго еще пьяный Каленик (которому, напомню, по его же словам, сам черт растягивает дорогу к дому) шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату».

Так же противопоставлены две группы персонажей. С одной стороны – возвышенные над обыденностью Левко и Ганна (в особенности последняя, представляющая собою некое серафическое существо, совершенно отрешенное от чуждой ей бытовой жизни села и неизвестно зачем спустившееся с неба на многогрешную землю), с другой – одержимая низменными инстинктами компания головы. Между ними – компания парубков, попеременно пребывающая то на территории влюбленных, то на территории Головы со товарищами. То же – в мире духов, где злая мачеха противопоставлена доброй падчерице, в общении с которой проявляет свои лучшие человеческие (хочется даже сказать – христианские) качества Левка.

Само действие происходит в неком пограничье, на грани яви и сна, отчетливо ощущаемом читателем. Стоит отметить еще, что, в отличии, например, от более позднего «Вия», здесь они покамест даже и не сталкиваются — но, отделенные друг от друга, как бы сосуществуют параллельно, хотя встреча их все таки происходит, что интересно — во сне, который снится Левко, в сознании которого и происходит столкновение двух друг другу противоположных миров: за пределами сна «ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят вниз» (первоначальные смутные видения Левка в начале этого сна тоже должны, скорее всего, представлять ангелов), снизу же путает дьявол подвыпивших гостей Головы да шатается по уснувшим улицам в поисках своего дома (не в символическом ли его значении) водимый им же по бесконечному кругу пьяный Каленик.

Примечательно, что демонское, что вполне согласуется со святоотеческим учением, предстает перед человеком в «Майской ночи» в формах иррациональных, загадочных, как бы порожденных ночными кошмарами; цель его – заразить человека страхом, ужасом и тайной, что в общем-то происходит не только на уровне главной линии, но и даже гораздо глубже – в сюжете погони за нечистой силой компании Головы, которую внушенный этой нечистой силой темный страх в конце концов едва ли не лишает рассудка. Только положенный на грудь крест приводит компанию в себя.

Что же касается до вмешательства в сюжет Божественного Промысла, то все здесь происходит в формах очень простых и ясных. Записка, передается Левку не из рук, конечно, приснившейся ему панночки, а как награда от Бога за его поведение в этом сне, выявившее некие черты его характера, свойственные ему и в реальности, а именно: сочувствие и милосердие, проявившиеся в отношении страждущей утопленнице, доведенной до самоубийства демонической мачехой, которая и после смерти продолжает ее томить и мучить. Богу возможно все, Он может материализовать даже несуществующее в виде поощрения, видя для человека его действительную необходимость, а также его потенции в деле постижения Божественного промысла, на что, кажется, есть намек в финале, в пожелании Левка, произнесенного над спящей Ганной:

«Спи, моя красавица! Приснись тебе все, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!» Перекрестив ее, закрыл он окошко и тихо удалился».

Что именно подразумевает Левко, говоря о пробуждении? Скорее всего, то счастье, которое они будут испытывать в совместной жизни, просыпаясь рядом друг с другом. Но, может быть, это еще и то последнее пробуждение, которое последует после окончания этой земной, временной жизни, похожей на кратковременный сон в майскую ночь, и переход в другую, вечную, находящуюся на вершине Лестницы Иакова, к нижней ступени которой герою повести посчастливилось прикоснуться.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»