Корпус дроссельной заслонки

Корпус дроссельной заслонки

Корпус дроссельной заслонки (КДЗ 2112-1148010-32) является эл.механическим узлом системы впрыска и во многом определяет нормальную работу двигателя.

Корпус дроссельной заслонки включает в себя механический привод дроссельной заслонки, штуцеры для подключения шлангов системы подогрева КДЗ, щтуцер для подключения шланга системы вентиляции картера двигателя на ХХ (холостом ходу), щтуцер для подключения шланга системы продувки адсорбера (при отсутствии в системе адсорбера на данный штуцер установлена заглушка), датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, винт для регулировки крайнего положения дроссельной заслонки и два винта для заводских (технологических) регулировок.

Для более качественного смесеобразования в корпусе дроссельной заслонки предусмотрен подогрев. Данный канал (см. Фото-2) связан с системой охлаждения двигателя. Во время работы двигателя охлаждающая жидкость циркулирует через корпус дроссельной заслонки и после прогрева двигателя обеспечивает подогрев КДЗ. При прохождении через корпус дроссельной заслонки подогревается и всасываемый двигателем воздух.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за состоянием шлангов, т.к. в некоторых местах они подвержены перетиранию из-за соприкосновения с другими элементами двигателя.

На Фото-3 показан шланг соединяющий канал корпуса дроссельной заслонки для отвода картерных газов двигателя с головкой блока цилиндров. Данный канал обеспечивает подачу газов из картера двигателя в задроссельное пространство. Далее по впускному тракту картерные газы смешиваются с воздухом и попадают вместе с ним в камеры сгорания двигателя. Таким образом производится отвод картерных газов из двигателя на ХХ (холостом ходу). Соответственно неисправности двигателя или маслоотделителя могут привести к повышению содержания СО в выхлопных газах.

Если на автомобиле устанавливается адсорбер, для его продувки в корпусе дроссельной заслонки предусмотрен канал подачи паров топлива в задроссельное пространство через канал дополнительной подачи воздуха регулятора холостого хода (РХХ) (см. Фото-4). Как и воздух через РХХ, пары топлива из адсорбера попадают во впускной тракт в обход дроссельной заслонки. Соответственно при неисправности клапана продувки адсорбера (КПА) на некоторых режимах работы двигателя топливная смесь может быть недостаточно обогащенной, что может отразиться на работе двигателя.

При исправной работе всех элементов в каких-либо настройках корпус дроссельной заслонки, как правило, не нуждается.Однако, в данной конструкции, на мой взгляд, есть досад- ный недостаток. Дело в том, что хотя в корпусе дроссельной заслонки и есть отдельный канал для минимальной подачи воздуха, он не используется и заглушен.Таким образом,если проис- ходит ситуация, когда дроссельная заслонка закрыта, а РХХ по каким-либо причинам (например неисправен) не обеспечил подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, двигатель просто заглохнет (т.к. нет расхода воздуха, не будет и подачи топлива). Такая ситуация возможна и по ряду других причин.Тем не менее добраться до места стоянки автомобиля или автосервиса можно и без особых проблем, если соответственно настроить начальное положение дроссельной заслонки.На корпусе дроссельной заслонки есть винт для этой регулировки (см. Фото-5). С помощью этого винта нужно попытаться настроить минимальные обороты холостого хода (обычно

600-650 об/мин.). Но следует помнить, что приоткрытая дроссельная заслонка неминуемо сместит начальное положение ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). В связи с этим потребуется и регулировка начального положения ДПДЗ. Регулировку минимальных оборотов холостого хода следует производить на прогретом до рабочей температуры двигателе и при выключенных потребителях мощности двигателя.

Последовательность действий:
1. прогреть двигатель до рабочей температуры;
2. выключить зажигание и подключить необходимые измерительные приборы;
3. отключить разъем регулятора холостого хода;
4. ослабить винты крепления датчика положения дроссельной заслонки
5. винтом регулировки крайнего положения дроссельной заслонки приоткрыть ее на заведомо больший угол;
6. запустить двигатель;
7. винтом регулировки крайнего положения дроссельной заслонки отрегулировать минимальные обороты холостого хода;
8. отрегулировать начальное положение ДПДЗ и закрепить его;
9. выключить зажигание;
10. отключить АКБ и нештатные измерительные приборы;
11. подключить разъем регулятора холостого хода.
12. подключить АКБ;
13. перекурить

Однако, выполнить эту операцию не так просто, как кажется на первый взгляд. Проблема в том, что производитель «позаботился» о том, чтобы эта настройка стала проблематичной, а для кого-то и невозможной. Регулировочный винт посажен на краску и провернуть его получается крайне редко. Возможные решения этой проблемы в скором продолжении.

Arti73rus › Блог › Устройство и принцип работы дроссельной заслонки

Устройство и принцип работы дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка — это одна из важнейших частей системы впуска двигателя внутреннего сгорания. В автомобиле она расположена между впускным коллектором и воздушным фильтром. В дизельных двигателях дроссель не нужен, однако, его все равно устанавливают на современных моторах на случай аварийной работы. Аналогичная ситуация и с бензиновыми двигателями при наличии в них системы управления подъемом клапанов. Основная функция дроссельной заслонки — подача и регулирование потока воздуха, необходимого для образования топливовоздушной смеси. Таким образом, от корректной работы заслонки зависит стабильность режимов работы двигателя, уровень расхода топлива и характеристики автомобиля в целом.

Устройство дросселя
С практической стороны дроссельная заслонка является перепускным клапаном. В открытом положении давление в системе впуска равно атмосферному. По мере закрытия оно уменьшается, приближаясь к значению вакуума (это происходит, поскольку двигатель фактически работает как насос). Именно по этой причине вакуумный усилитель тормозов соединен с впускным коллектором. Конструктивно сама заслонка является пластиной круглой формы, способной поворачиваться на 90 градусов. Один такой оборот представляет собой цикл от полного открытия и до закрытия клапана.

Блок (модуль) дроссельной заслонки включает в себя следующие элементы:
— Корпус, оснащенный несколькими патрубками. Они соединены с системами вентиляции, улавливания топливных паров и охлаждающей жидкости (для обогрева заслонки).
— Привод, приводящий в движение клапан от нажатия на педаль газа водителем.
— Датчики положения, или потенциометры. Они производят замер угла открытия дроссельной заслонки и подают сигнал в блок управления двигателем. В современных системах устанавливается два датчика контроля положения дросселя, которые могут быть со скользящим контактом (потенциометры) или магниторезистивные (бесконтактные).
— Регулятор холостого хода. Он необходим для поддержания заданной частоты вращения коленвала в закрытом режиме. То есть обеспечивается минимальный угол открытия заслонки, когда педаль газа не нажата.

Виды и режимы работы дроссельной заслонки
Тип привода дросселя определяет ее конструкцию, режим работы и управление. Он может быть механический или электрический (электронный).

Устройство механического привода

Старые и бюджетные модели автомобилей имеют механический привод клапана, в котором педаль газа напрямую соединена с перепускным клапаном при помощи специального троса. Состоит механический привод для дроссельной заслонки из следующих элементов:
— акселератор (педаль газа);
— тяги и поворотные рычаги;
— стальной трос.

Нажатие на педаль газа приводит в движение механическую систему из рычагов, тяг и троса, что заставляет заслонку совершить поворот (раскрытие). В результате в систему начинает поступать воздух и формируется топливовоздушная смесь. Чем больше воздуха будет подано, тем больше поступит топлива и, соответственно, увеличится скорость. Когда акселератор находится в неактивном положении, заслонка возвращается в закрытое состояние. Помимо основного режима, механические системы могут включать и ручное управление положением дросселя при помощи специальной ручки.

Принцип работы электронного привода

Второй и более современный тип заслонок — электронный дроссель (с электрическим приводом и электронным управлением). Его приоритетными отличиями являются:
— Отсутствие прямого механического взаимодействия между педалью и заслонкой. Вместо нее, используется электронное управление, что также позволяет изменять крутящий момент двигателя без необходимости нажатия на педаль.
— Холостой ход двигателя регулируется перемещением дросселя автоматически.

Электронная система включает в себя:
— датчики положения педали газа и дроссельной заслонки;
— электронный блок управления двигателем (ЭБУ);
— электрический привод.

Система управления электронной дроссельной заслонкой также принимает во внимание сигналы от коробки передач, системы управления климатом, датчика положения педали тормоза, круиз-контроля.
При нажатии на акселератор датчик положения педали газа, состоящий из двух независимых потенциометров, изменяет сопротивление в цепи, что является сигналом для электронного блока управления. Последний передает соответствующую команду на электропривод (моторчик) и поворачивает клапан дроссельной заслонки. Ее положение, в свою очередь, контролируется соответствующими датчиками. Они посылают ответную информацию о новой позиции клапана в ЭБУ. Датчик текущего положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр с разнонаправленными сигналами и общим сопротивлением 8 кОм. Он располагается на ее корпусе и реагирует на вращение оси, преобразуя угол открытия клапана в напряжение постоянного тока.
В закрытом положении клапана напряжение будет около 0,7В, а в полностью открытом около 4В. Этот сигнал получает контроллер, узнавая таким образом о проценте открытия дроссельной заслонки. Исходя из этого, рассчитывается количество подаваемого топлива.

Обслуживание и ремонт дросселя
При неисправности дросселя его модуль полностью меняется, но в некоторых случаях достаточно сделать корректировку (адаптацию) или чистку. Так, для более точной работы систем с электрическим приводом необходимо проводить адаптацию или обучение дроссельной заслонки. Такая процедура предполагает занесение в память контроллера данных о крайних положениях клапана (открытия и закрытия). В обязательном порядке адаптация для дроссельной заслонки проводится в следующих случаях:
— При замене или перенастройке электронного блока управления двигателя автомобиля.
— При замене заслонки.
— Если отмечается нестабильная работа двигателя в режиме холостого хода.

Проводится обучение блока дроссельной заслонки на СТО при помощи специального оборудования (сканеров). Непрофессиональное вмешательство может привести к некорректной адаптации и ухудшению эксплуатационных характеристик автомобиля. Если проблемы возникают на стороне датчика, на приборной панели загорается лампочка, уведомляющая о неполадках. Это может свидетельствовать как о неправильной настройке, так и об обрыве контактов. Еще одной частой неисправностью является подсос воздуха, который можно диагностировать по резкому увеличению оборотов двигателя.
Несмотря на простоту конструкции, диагностику и ремонт дроссельного клапана лучше всего доверить опытному специалисту. Это обеспечит экономную, комфортную, а главное, безопасную эксплуатацию автомобиля и повысит срок службы двигателя.

Дроссельная заслонка

На современных авто питание силовой установки осуществляется двумя системами – впрыска и впуска. Первая из них отвечает за подачу топлива, в задачу второй входит обеспечение поступления воздуха в цилиндры.

Назначение, основные конструктивные элементы

Несмотря на то, что подачей воздуха «заведует» целая система, конструктивно она очень проста и основным ее элементом выступает дроссельный узел (многие по старинке называют его дроссельной заслонкой). И даже этот элемент имеет несложную конструкцию.

Принцип работы дроссельной заслонки остался идентичным еще со времен карбюраторных двигателей. Она перекрывает основной воздушный канал, благодаря чему и регулируется количество подаваемого в цилиндры воздуха. Но если эта заслонка раннее входила в конструкцию карбюратора, то в инжекторных двигателях она является полностью отдельным узлом.

Читайте также  Бортовой тахометр на pic16c84

Помимо основной задачи – дозировки воздуха для нормального функционирования силового агрегата на любом режиме, эта заслонка также отвечает за поддержание требуемых оборотов коленвала на холостом ходу (ХХ), причем с разной нагрузкой на мотор. Участвует она и в функционировании усилителя тормозной системы.

Устройство дроссельной заслонки – очень простое. Основными ее конструктивными составляющими являются:

  1. Корпус
  2. Заслонка с осью
  3. Механизм привода

Механический дроссельный узел

Дроссели разных типов также могут включать ряд дополнительных элементов – датчики, байпасные каналы, каналы подогрева и т. д. Более подробно конструктивные особенности дроссельных заслонок, применяемых на авто, рассмотрим ниже.

Устанавливается дроссельная заслонка в воздуховоде между фильтрующим элементом и коллектором двигателя. Доступ к этому узлу ничем не затруднен, поэтому при проведении обслуживающих работ или замене добраться до него и демонтировать с авто несложно.

Типы узлов

Как уже отмечено, существуют разные виды дроссельной заслонки. Всего их три:

  1. С механическим приводом
  2. Электромеханический
  3. Электронный

Именно в таком порядке и развивалась конструкция этого элемента системы впуска. Каждый из существующих видов имеет свои конструктивные особенности. Примечательно, что с развитием технологий устройство узла не осложнялось, а наоборот – становилось проще, но с некоторыми нюансами.

Заслонка с механическим приводом. Конструкция, особенности

Начнем с заслонки с механическим приводом. Этот тип детали появился с началом установки инжекторной системы питания на автомобили. Основная его особенность заключается в том, что заслонкой водитель управляет самостоятельно при помощи тросового привода, соединяющего педаль акселератора с сектором газа, соединенного с осью заслонки.

Конструкция такого узла полностью позаимствована с карбюраторной системы, разница лишь в том, что заслонка – отдельный элемент.

В конструкцию этого узла дополнительно входят датчик положения (угла открытия заслонки), регулятор холостого хода (ХХ), байпасные каналы, система подогрева.

Дроссельный узел с механическим приводом

В целом, датчик положения дросселя присутствует во всех типах узлов. В его задачу входит определение угла открытия, что дает возможность электронному блоку управления инжектором определить количество подаваемого в камеры сгорания воздуха и на основе этого откорректировать подачу топлива.

Ранее использовался датчик потенциометрического типа, в котором определение угла открытия осуществлялось за счет изменения сопротивления. Сейчас обычно применяются магниторезистивные датчики, которые являются более надежными, поскольку в них отсутствуют контактные пары, подверженные износу.

Датчик положения дроссельной заслонки потенциометрического типа

Регулятор ХХ в механических дросселях представляет собой отдельный канал, идущий в обход основного. Этот канал оснащается электроклапаном, корректирующим поступление воздуха в зависимости от условий функционирования двигателя на ХХ.

Устройство регулятора холостого хода

Суть его работы такова – на ХХ заслонка полностью закрыта, но для работы мотора требуется воздух, он и подается по отдельному каналу. При этом ЭБУ определяет обороты коленвала, на основе чего регулирует степень открытия этого канала электроклапаном, чтобы поддерживать заданные обороты.

Байпасные каналы работают по тому же принципу, что и регулятор. Но в их задачу входит поддержание оборотов силовой установки при создании нагрузки на холостом ходу. К примеру, при включении климат-системы, нагрузка на мотор повышается, из-за чего обороты падают. Если регулятор не способен обеспечить мотор необходимым количеством воздуха, то задействуются байпасные каналы.

Но эти дополнительные каналы имеют существенный недостаток – сечение их небольшое, поэтому возможно их засорение и обледенение. Для борьбы с последним, дроссельная заслонка подключается к системе охлаждения. То есть, по каналам в корпусе циркулирует охлаждающая жидкость, отогревая каналы.

Компьютерная модель каналов в дроссельной заслонке

Основным недостатком механического дроссельного узла является наличие погрешности при приготовлении топливовоздушной смеси, что сказывается на экономичности двигателя и выходе мощности. Все из-за того, что ЭБУ не управляет заслонкой, на него лишь подается информация об угле открытия. Поэтому при резких изменения положения дросселя блок управления не всегда успевает «подстроиться» под изменившиеся условия, что и приводит к перерасходу топлива.

Электромеханическая дроссельная заслонка

Следующим этапом развития дроссельный заслонок стало появление электромеханического типа. Механизм управления у него остался прежний – тросовый. Но в этом узле отсутствуют какие-либо дополнительные каналы за ненадобностью. Вместо всего этого в конструкцию добавили электронный механизм частичного управления заслонкой, управляемый ЭБУ.

Конструктивно этот механизм включает в себя обычный электромотор с редуктором, который соединен с осью заслонки.

Работает этот узел так: после запуска двигателя, блок управления для установления требуемых оборотов холостого хода рассчитывает количество подаваемого воздуха и приоткрывает заслонку на нужный угол. То есть, блок управления в таком типе узла получил возможность регулировать работу двигателя на холостых оборотах. На остальных же режимах функционирования силовой установки дросселем управляет сам водитель.

Использование механизма частичного управления позволило упростить конструкцию самого дроссельного узла, но не устранило основной недостаток – погрешности в смесеобразовании. Его в заслонке такой конструкции нет только на холостом ходу.

Электронная заслонка

Последний тип – электронный, внедряется на автомобили все больше. Его основная особенность заключается в отсутствии прямого взаимодействия педали акселератора с осью заслонки. Механизм управления в такой конструкции уже полностью электрический. В нем используется все тот же электродвигатель с редуктором, связанный с осью, и управляемый ЭБУ. Но открытием заслонки блок управления «заведует» уже на всех режимах. В конструкцию дополнительно добавили еще один датчик – положения педали акселератора.

Элементы электронной дроссельной заслонки

В процессе работы блок управления использует информацию не только с датчиков положения заслонки и педали акселератора. В учет берутся также сигналы, поступающие со следящих устройств автоматических трансмиссий, тормозной системы, климатического оборудования, круиз-контроля.

Вся поступающая информация с датчиков обрабатывается блоком и на ее основе устанавливается оптимальный угол открытия заслонки. То есть, электронная система полностью контролирует работу системы впуска. Это позволило устранить погрешности в смесеобразовании. На любом режиме работы силовой установки в цилиндры будет подаваться точное количество воздуха.

Но и без недостатков у этой системы не обошлось. Причем их чуть больше, чем в других двух видах. Первая из них заключается в том, что заслонка открывается при помощи электродвигателя. Любые, даже незначительные неисправности составляющих привода, приводят к нарушению работы узла, что сказывается на функционировании двигателя. В тросовых механизмах управления такой проблемы нет.

Второй недостаток – более существенный, но касается он по большей части бюджетных автомобилей. И сводится он к тому, что из-за не очень хорошо проработанного программного обеспечения дроссель может работать с запозданием. То есть, после нажатия на педаль акселератора ЭБУ требуется некоторое время на сбор и обработку информации, после чего он подает сигнал на электродвигатель механизма управления дросселем.

Основная причина задержки от нажатия на электронную педаль газа до реакции двигателя — более дешевые электронные комплектующие и не оптимизированное программное обеспечение.

В обычных условиях этот недостаток особо не заметен, но при определенных условиях такая работа может привести к неприятным последствиям. К примеру, при начале движения на скользком участке дороги иногда возникает потребность быстрой смены режима работы мотора («поиграться педалью»), то есть, в таких условиях нужен быстрый «отклик» мотора на действия водителя. Существующая же задержка в срабатывании дросселя может привести к осложнению в управлении автомобилем, поскольку водитель «не чувствует» двигатель.

Еще одна особенность электронной дроссельной заслонки некоторых моделей авто, которая для многих является недостатком – особые заводские установки работы дросселя. В ЭБУ заложена установка, которая исключает вероятность пробуксовки колес при старте. Достигается это тем, что при начале движения блок специально не открывает заслонку для получения максимальной мощности, по сути, ЭБУ дросселем «придушивает» двигатель. В некоторых случаях эта функция сказывается негативно.

На премиумных авто проблем с «откликом» системы впуска нет из-за нормальной проработки программного обеспечения. Также на таких авто нередко можно установить режим работы силовой установки по предпочтениям. К примеру, при режиме «спорт» перенастраивается работа и системы впуска, и в этом случае ЭБУ на старте уже не «душит» двигатель, что позволяет авто «резво» начать движение.

Электронная дроссельная заслонка: как она устроена, и как её ремонтировать?

Тренд автомобильного инжиниринга всех последних лет – планомерное отстранение водителя от непосредственного управления машиной. Пока, слава богу, мы не дошли массово до потери жесткой связи наших рук и ног с поворачивающимися колесами и тормозами, но к тому все явно идет… Как минимум, ни один автомобиль в наши дни уже не выпускается без электронной дроссельной заслонки, при которой мы не отдаем прямую команду дросселю «больше воздуха!» правой ногой через тросик, а высказываем пожелание блоку управления двигателем, который уже сам отправляет команду на заслонку. Хорошо это или плохо, и как с этим жить?

История вопроса

П ринято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.

Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п. Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.

Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:

  • Экологические требования;
  • Рост экономии топлива;
  • Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.

Электронный дроссель в наши дни

Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха. При этом надо сказать, что за добрый десяток лет развития тандема электронной педали газа и электронного дросселя в его современном понимании система благополучно переросла ряд детских болезней – как чисто физических, так и софтовых.

Читайте также  Двухтактный инвертор с усилителем импульсного тока

Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.

Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.

E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне. Конечно же, нельзя не упомянуть эффективную систему автоматического управления тягой мотора для борьбы со сносами и проскальзываниями ведущих колес.

При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.

Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию.

Простота и сложность электронного дросселя

Обычно внедрение электроники сопровождается невероятным усложнением конструкции. В случае с дросселем все с точностью до наоборот! Вдумчиво изучив его, можно обнаружить, что он невероятно прост и лишен ряда хитрых технических решений, имевшихся прежде у классических дросселей с тросовым приводом. А уж старый добрый двухкамерный карбюратор по сравнению с E-дросселем – и вовсе сложнейший и дорогущий в производстве прибор эпохи «стимпанк»…

Во-первых, конечно же, E-дроссель не нуждается в регуляторе холостого хода – клапане подачи воздуха по тоненькому каналу, управляемому шаговым двигателем, который склонен к загрязнению картерными газами и нестабильной работе. В случае электронного дросселя клапан регулировки холостого хода исчезает – ХХ обеспечивается приоткрытием основной заслонки – ведь она и так электроуправляемая, а стало быть, прекрасно справляется с регулировкой оборотов, подстраиваясь под включенные потребители, температуру наружного воздуха и антифриза, и т.п.

Еще в систему холостого хода при классическом дросселе часто входили дополнительные байпасные воздушные каналы в обход заслонки, также весьма склонные к засорению. Эти каналы открывались не плавно, а по принципу «вкл/выкл», внешними электроклапанами – к примеру, для компенсации нагрузки на двигатель при включении кондиционера. В электронном дросселе это все тоже оказалось ненужным – компенсация просадки оборотов делается опять же самой дроссельной заслонкой.

Также у классического дросселя имелся подогрев антифризом от системы охлаждения, поскольку все вышеупомянутые тоненькие каналы в холодное время боялись обмерзания. В электронном дросселе, особенно если монтируется он на пластиковом впускном коллекторе, нужды в подогреве часто нет – штуцеры подвода и отвода антифриза из него исчезают.

Иначе говоря, электронный дроссель взял на себя сразу несколько функций, до предела упростив свою механическую часть.

Да, по «механике» ломаться стало практически нечему – настолько все там просто и примитивно: простейший электромоторчик, который через пару пластиковых, но достаточно крепких шестеренок связан с осью заслонки, да возвратная пружина на той же оси.

Собственно, даже вопрос периодической чистки дросселя заметно снизил свою актуальность после избавления от системы узких байпасных каналов. Однако существенно усложнилась электронная часть, преподносящая порой сюрпризы – как объяснимые, так и совершенно загадочные и беспричинные.

Проблема заключается в том, что электронная плата дросселя, являющаяся, по сути, только сдвоенным датчиком, отслеживающим положение и динамику открытия заслонки, зачастую неремонтопригодна и отсутствует в продаже. Если электродвигатель при подаче диагностических 12 вольт ровно жужжит, редукторные шестеренки не имеют повреждений и заеданий, а в проводке от заслонки к ЭБУ нет плохих контактов, может потребоваться замена дроссельной заслонки в сборе. Увы.

И вот тут-то многие могут столкнуться с неприятным сюрпризом. На Лада Гранта этот узел в сборе стоит 5 000 рублей, что немало, но в целом подъемно, а на Volkswagen Polo Sedan – 25 000 рублей… Такая сумма способна пробить серьезную дыру в бюджете, а расстройства добавит тот факт, что обе детали, за 5 и за 25 тысяч рублей, технически почти идентичны, но конструктивно и программно несовместимы.

Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?

Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам производителей, «дает рост динамике и скорости». «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.

На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти. Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой». Некоторый эффект действительно ощутим, особенно при первом сравнении, но надо понимать, что ничего такого, чего бы нельзя было сделать ногой без применения электронной «примочки», не происходит.

Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы. Смена режима «нормал» на «спорт» (названия могут быть иными в авто разных марок и моделей) включает в себя наряду с изменением массы других настроек и коррекцию характеристики педали газа, как это делает и «джеттер».

Заслонка изнутри

Перед нами дроссельная заслонка Volkswagen Polo Sedan. Машина приехала на сервис с жалобой на неадекватное поведение педали газа, горящий «чек» и двигатель, явно не развивающий положенную мощность. Диагностика выявила неисправность дроссельной заслонки, которая и была заменена по гарантии. Никаких более глубоких причин выхода её из строя дилерский сервис искать не стал, поскольку подобные процедуры не предусмотрены регламентом. Пользуясь случаем, на примере «приговоренной» заслонки изучим её устройство и попробуем обнаружить неисправность. Ведь гарантия сохранилась не у всех!

Снаружи на дросселе видны четыре отверстия, через которые болты притягивают дроссель к коллектору, небольшой зазор в закрытом состоянии для поступления в цилиндры воздуха в режиме холостого хода, а также логотип итальянского производителя Magneti Marelli. Кстати, одной из старейших в мире компаний, производящих автомобильную электронику.

Самостоятельная чистка дроссельной заслонки в автомобиле

Ходовые качества автомобиля зависят от состояния основных узлов, в том числе от двигателя. Силовой агрегат представляет собой сложную конструкцию, в которой каждый элемент должен работать исправно. Очень важная система в двигателе – дроссельная заслонка. Это клапан, на металлической поверхности которого в процессе эксплуатации могут появляться отложения. Из-за этого мотор не может функционировать в нормальном режиме. Главные признаки такой проблемы – снижение динамики, проблемы с поддержанием холостого хода и ошибки в блоке управления. Поэтому важно своевременно проводить очистку дроссельной заслонки. Рассмотрим, можно ли справиться с данной процедурой самостоятельно.

Когда на дроссельной заслонке образуются твёрдые отложения, это может препятствовать созданию оптимальной пропорции топлива и воздуха

Конструкция дроссельной заслонки. Силовому агрегату транспортного средства дроссельная заслонка необходима для того, чтобы в мотор поступал кислород в необходимом количестве. Кроме того, этот элемент определяет динамику и полное сгорание топлива. Через заслонку может проходить не только воздух, который очищается фильтром, но и картерные газы, в составе которых содержится взвешенное масло. Некоторые твёрдые частицы, которые не сгорают в моторе, начинают оседать на дроссельной заслонке. Это отрицательно сказывается на показателях пропускаемости воздуха и общей динамике транспортного средства.

Когда на дроссельной заслонке образуются твёрдые отложения, это может препятствовать созданию оптимальной пропорции топлива и воздуха. В результате блок управления вынужден переходить на обогащенную или обеднённую смесь, что опять же сказывается на работоспособности мотора. Такая поломка часто сопровождается плавающими оборотами. Дело в том, что заслонка не может фиксироваться в правильном положении, из-за чего двигатель начинает глохнуть и не способен держать холостой ход.

Чистка. На большинстве двигателей можно провести самостоятельную чистку дроссельной заслонки. Такая процедура допустима для автомобилей, которые выпускались в 1990-х и первой половине 2000-х годов. Если же рассматривать современные силовые агрегаты, не выйдет получить доступ к данному клапану. Если заслонка будет сильно загрязнена, придётся обращаться к специалистам и выполнять комплексный ремонт.

На старых двигателях положение дроссельной заслонки определяется небольшим тросом, который подходит к мотору от педали газа. Поэтому конструкцию можно разобрать самостоятельно и собственными силами промыть заслонку. Если ваш автомобиль оснащается электронной дроссельной заслонкой, сразу после промывки придётся проводить калибровку клапана. Для этого потребуется специальное оборудование. Такой недостаток серьезно ограничивает возможности самостоятельного сервиса и ремонта силового агрегата.

Чтобы убрать все загрязнения с элемента, нужно использовать специальную жидкость для прочистки карбюраторов

Чтобы очистить дроссельную заслонку, необходимо снять воздушный фильтр, который закрепляется в конструкции при помощи металлических хомутов. За фильтром находится дроссель, он может быть установлен в горизонтальном или вертикальном положении. Чтобы убрать все загрязнения с элемента, нужно использовать специальную жидкость для прочистки карбюраторов. Как правило, данный состав находится в баллончике, поэтому его удобно хранить в автомобиле. Он распыляется на металлическую заслонку, а затем приводится в действие около 15 секунд. После этого поверхность можно аккуратно протереть ветошью. Если на поверхности сохранится жидкость, в последующем она сгорит внутри мотора.

Читайте также  Недорогой тепловизор своими руками

Не все знают, но чистить заслонку следует не только снаружи, но и внутри. Для этого можно использовать тряпку и очиститель. Процедуру нужно проводить в резиновых перчатках – аккуратно поднимать заслонку и протирать её внутреннюю часть. После процедуры остается подождать несколько минут и снова протереть поверхность чистой сухой тряпкой. На завершающем этапе проводится сборка узла.

Итог. В процессе эксплуатации транспортного средства дроссельная заслонка в двигателе постепенно загрязняется. Это может отрицательно сказываться на динамике автомобиля и расходе топлива. Владельцы старых автомобилей имеют возможность самостоятельно провести очистку заслонки.

Чистка корпуса дроссельной заслонки

Вы садитесь за руль, чтобы совершить свой ежедневный путь на работу. Двигатель легко заводится, отлично работает на повышенных оборотах холостого хода, пока вы выезжаете на дорогу и еще несколько миль, но потом глохнет. Сразу же из тягача с прицепом, следующего за вами, раздается пневматический гудок, от которого стынет кровь в жилах, но автомобиль отказывается двигаться вперед на положенной скорости. Вы снова трогаетесь, автомобиль, слегка дергаясь, разгоняется, но когда вы встаете на перекрестке у светофора, двигатель снова глохнет. При прогретом двигателе эти проблемы не исчезают, автомобиль дергается и глохнет, так что списать плохую езду на непрогретый двигатель не представляется возможным. Это не просто раздражающая неприятность, поэтому в ближайшие выходные вы лезете под капот.

Диагноз: отложения

Все провода подсоединены к датчикам. Сигнал CHECK ENGINE (проверь двигатель) отсутствует. Нет кодов неисправностей. Что теперь искать? Отсоединившийся или поврежденный вакуумный шланг? Конечно, стоит посмотреть, потому что многие вакуумные шланги могут пережиматься и бывают повреждены там, где это трудно увидеть. Но потратьте время на проверку их всех, убедитесь, что они не только плотно закреплены, но также не растрескались, не прожжены до дыр из-за контакта с выхлопной трубой или трубкой рециркуляции отработавших газов. Не удивляйтесь, если самый последний шланг, который вы осматриваете, окажется поврежденным. Если все шланги неповрежденные и хорошо закреплены, скорее всего, проблема в следующем: скопление грязи и смол в корпусе дроссельной заслонки.

Загрязнение

Чтобы проверить это, вам придется отсоединить воздуховод всасываемого воздуха между кожухом воздушного фильтра и корпусом дроссельной заслонки.

Выньте воздуховод и внимательно его осмотрите на наличие течей или разрывов, которые могут пропускать загрязненный воздух в двигатель.

Сначала отсоедините все шланги и все соединители проводки датчиков. Если есть шанс перепутать соединение шланга или соединитель проводки, приклейте кусочек изоленты на шланг или соединитель, а другой – на горловину шланга или датчик и отметьте одной буквой каждый.

Затем ослабьте все зажимы, освободите воздуховод из корпуса дроссельной заслонки и отведите в сторону. Когда шланги и провода отсоединены, вы не должны запускать двигатель. Даже если он заведется и будет работать, будет отмечен код неисправности, что, возможно, повлечет появление сигнала CHECK ENGINE. Тогда вам придется пройти процедуру очистки кодов неисправности – нежелательная дополнительная работа. Более того, компьютеру придется заново регулировать установки характеристик управляемости автомобиля, из-за чего на какое-то время вы можете остаться с очень слабо работающим двигателем.

Удалите любые шланги и провода на воздуховоде, соединяющем корпус дроссельной заслонки с кожухом воздухоочистителя. Отметьте, какой шланг или провод куда подсоединяется, чтобы избежать путаницы впоследствии.

На некоторых транспортных средствах можно оставлять шланги и провода подсоединенными и все равно безопасно извлекать воздуховод. В таком случае вы сможете распылить растворяющее средство внутрь корпуса дроссельной заслонки, открытой при работающем двигателе. Тем не менее, в таком способе нет большого преимущества, и вы сами убедитесь в этом.

Хорошенько рассмотрите внутреннюю часть корпуса дроссельной заслонки, посветив фонариком. Поработайте тягами управления дросселя, чтобы открыть дроссельную заслонку и вы могли рассмотреть наружную поверхность корпуса дроссельной заслонки. Если вы увидите налет грязи и масляную пленку на внутренней стенке корпуса дроссельной заслонки или по краям дроссельной заслонки, вы, скорее всего, обнаружили источник проблемы. Налет нарушает и ограничивает поток воздуха, когда дроссельная заслонка закрыта или слегка приоткрыта.

Откуда берутся эти отложения? Некоторые от грязи, находящейся в воздухе, которая прошла сквозь воздушный фильтр или через трещины в воздуховоде всасываемого воздуха. Так что обязательно проверьте, нет ли трещин в воздуховоде всасываемого воздуха, особенно в гофрированных участках, где их не сразу видно. Однако большая часть отложений от топливных газов, передаваемых от системы принудительной вентиляции картера и подталкиваемых вперед естественной вибрацией двигателя, когда впускные клапаны открываются и закрываются, а также от выпускных газов, которые просачиваются внутрь.

Некоторые отверстия корпуса дроссельной заслонки имеют покрытие, чтобы помешать возникновению отложений, но со временем защитное покрытие может оказаться поврежденным. Есть несколько способов очистить поверхность. Самый лучший способ с помощью профессионального инструмента, называемого Intake Snake (можно перевести как «гибкое приспособление «змея» для очистки впуска воздуха»), который выпускается с эффективным, но безопасным растворителем, а самый простой способ – чистка с помощью старой изношенной зубной щетки с мягкой щетиной и легкого растворителя.

Есть три причины, по которым вам нужно быть осторожным как в выборе растворителя, так и во время применения.

Во-первых, если в корпусе дроссельной заслонки есть защитное покрытие (как, например, на продукции «Форд»), чтобы сократить образование отложений, сильный растворитель и жесткая щетка сотрут его, так что потом вам придется проводить эту процедуру гораздо чаще. Если вы увидите предупреждающую метку на продукции «Форд», она для этого.

Во-вторых, там может находиться наконечник датчика, выступающий в маленькое отверстие в поверхности дроссельной заслонки, и сильный растворитель или жесткая чистка щеткой могут повредить его. К тому же сильный растворитель может также повредить уплотнительное кольцо датчика.

В-третьих, тяга дроссельной заслонки герметично закреплена в крепежном отверстии в корпусе дроссельной заслонки, чтобы предотвратить попадание чрезмерного воздуха (что нарушает топливную смесь). Сильный растворитель (и жесткая щетка) могут повредить герметизацию.

Сильнее грязи

Многие аэрозольные очистители карбюратора и воздушной заслонки довольно сильные. То же относится и к аэрозольным очистителям, которые можно распылять прямо в канал для впуска воздуха при открытой дроссельной заслонке для очистки камеры сгорания. Эти аэрозоли должны быть очень сильными, чтобы суметь очистить поверхности без механического воздействия чистящей щетки. Сильный растворитель может вызвать изнашивание не только герметизирующих уплотнений датчика, но также уплотнений привода дроссельной заслонки. Далее, вы не можете видеть, какие отложения удалены, а какие – нет. Спрей-аэрозоль не способен очистить все поверхности, особенно заднюю стенку дроссельной заслонки.

Очиститель форсунки, смешанный с бензином (в пропорции 1:4 или 1:5), будет безопаснее. Вам не придется использовать много, так что оставшуюся смесь можно после вылить в бензобак.

Спрей – очиститель карбюраторов в баллончике может оказаться чересчур агрессивным для безопасности – разбавьте его бензином, чтобы предотвратить повреждение датчиков и герметизирующих уплотнений. Всегда отсоединяйте отрицательный провод от аккумулятора в первую очередь, а подсоединяйте последним, чтобы гаечный ключ не закоротило на близлежащих металлических объектах.

Начните с очистки внешней части дроссельной заслонки, а затем удерживайте ее в открытом положении при помощи провода, привязанного к дроссельной тяге. Таким образом вы можете почистить внутреннюю поверхность заслонки. Все, чего вам нужно добиться при помощи щетки, – размягчить все отложения.

Затем почистите стенку корпуса дроссельной заслонки, с осторожностью действуя вокруг любых электронных датчиков и вокруг отверстий оси дроссельной заслонки. Когда вы закончите, удалите все отложения при помощи растворителя и чистого куска ткани.

Поскольку такое обслуживание требуется вашему автомобилю каждые несколько лет, профессиональный набор – необходимое приобретение, цена которого около 1800 руб. Он включает в себя контейнер с двумя чистящими головками (их можно приобрести по отдельности за 450 руб.). «Змея» сделана из гладкого пластика и ничего не поцарапает. Она 14 дюймов (35 см) длиной и относительно гибкая, так что вы сможете проникнуть глубоко в корпус дроссельной заслонки и следовать всем изгибам.

«Гибкое приспособление «змея» для очистки впуска воздуха» – единственный способ безопасно очистить дроссельные заслонки и отлитый корпус от отложений.

Инструмент имеет губчатые чистящие головки, покрытые гипоаллергическим растворителем, который также безопасен для датчиков и уплотнений дроссельной заслонки. Поскольку пленка грязи удерживается рабочей губчатой головкой, вам почти не потребуется тереть, когда вы закончите работу. Грязную губку можно снять с ручки, нажав на освобождающую защелку. Она отправится в мусорное ведро.

Как работает корпус дроссельной заслонки

Двигатель работает первоначально на воздухе (около 15 частей по массе к одной части воздуха), а корпус дроссельной заслонки в современном двигателе с непосредственным впрыском топлива – это устройство, которое контролирует воздушный поток через круглое отверстие. Когда впускной клапан для отдельного цилиндра открыт, воздух проходит через корпус дроссельной заслонки, который установлен на впускном коллекторе. Затем поток воздуха течет во впускной коллектор, через камеру, а затем через открытый впускной клапан в цилиндр. В то же время топливная форсунка впрыскивает топливо, впускаемый воздух и топливо смешиваются, впускной клапан закрывается, и искра от свечи зажигания воспламеняет смесь.

Поток всасываемого воздуха регулируется дроссельной заслонкой, вращающейся перегородкой на пружинном приводе, которая проходит через центр круглого отверстия в корпусе дроссельной заслонки.

1– ОБВОДНОЙ ВОЗДУШНЫЙ КАНАЛ ХОЛОСТОГО ХОДА. 2 – ДРОССЕЛЬНЫЕ ТЯГИ. 3 – ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА. 4 – ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 5 –ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА.

Дроссельная заслонка – разновидность воздушного клапана, часто называемая «бабочкой». Когда вы убираете ногу с педали газа, пружина закрывает дроссельную заслонку, и только минимальное количество воздуха, достаточное для работы двигателя на холостом ходу, проходит через обводной канал вокруг дроссельной заслонки. Один конец привода дроссельной заслонки также удерживает подвижный контактный рычаг датчика положения дроссельной заслонки – это переменный датчик резисторного типа, который сообщает бортовому компьютеру, что двигатель работает на холостых оборотах, ускоряется или удерживает положение дросселя.

На многих новых двигателях педаль газа – это всего лишь переменный резистор, посылающий сигнал к компьютеру двигателя. Компьютер регулирует дроссельную заслонку, чтобы она открылась на столько, на сколько необходимо. Это называется «управлять по проводам».