Индикатор топлива и напряжения акб для автомобиля v.4

Индикатор топлива и напряжения АКБ для автомобиля V.4

Индикатор топлива и напряжения АКБ для автомобиля V.4 на микроконтроллере (МК) ATMega8 дисплее Nokia 1202 с управлением ИК пультом формата RC5.

Но, чтобы все было по порядку и в одном месте, сначала кратко упомяну предыдущие версии, возможно кому то, что то пригодится.

V.1 в штатном корпусе индикатора на дисплее Nokia 3310

В прилагаемом архиве все сохранившиеся по этой версии материалы, в том числе и исходник на С в CodeVisionAVR.

V.2 в штатном корпусе индикатора на дисплее Nokia 1110

V.3 универсальная без корпуса так же на дисплее Nokia 1110 и совместимых 1110/1200/1110i/1112

Версии 2 и 3 изначально были опубликованы мной на портале datagоr.ru, но без исходников и там ограниченный доступ к материалам статей.

Здесь я выкладываю все материалы в том числе и исходники на С в CodeVisionAVR.

V.4 универсальная без корпуса на дисплее Nokia 1202, управление ИК пультом формата RC5

Схемы

Возможные замены:
U4 LM2576 — LM2575
D6 SS16 — любой диод Шоттки с близкими параметрами
U2 TSOP 32136 — можно ставить любой ИК-приемник на 36 кГц с питанием 5В
D1-D3, D7 SMBJ6.0CA — можно заменить на обычные стабилитроны 5.1В

Платы

При монтаже дисплея сначала припаивается шлейф, затем дисплей заворачивается на другую сторону платы и сажается на двухсторонний скотч, для надежности можно еще зацепить за один уголок тонкой проволочкой.

Совместимые пульты формата RC5

Наверняка это не все возможные виды пультов формата RC5, но это те, что мне удалось найти и проверить.

Подключение

Подключение производится по ниже приведенной схеме.

Сигнал габариты берется в любой точке с подсветки приборной панели, этот сигнал служит для переключения яркости подсветки дисплея днем и ночью.
Питание , допустимые пределы напряжения питания 8-30 В.
Датчик подключается непосредственно на вход, штатный индикатор должен быть отключен.

Между собой платы соединяются соответственно приведенным сигналам, на плате процессора на этот же разъем выведены сигналы для внутрисхемного программирования.

Если кто еще не заметил, обратите внимание на ИК-приемник, на плате он отображен рабочей частью в сторону межплатного разъема, а на реальной плате стоит рабочей частью в сторону клемника, это не ошибка, это разновидности ИК-приемников, например TSOP2136

Ставится так как указано на монтажной плате, а TSOP31236

Ставится так как у меня на плате на фото, а вообще можно ставить любой ИК-приемник на 36 кГц с питанием 5в.

Управление

Управление производится цифровыми кнопками 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

1 — вход в установки
2, 8 — перемещение по пунктам установок вверх/вниз
4, 5 — изменение выбранного параметра -/+
3 — выход из режима установок

Емкость — выбирается емкость бака 10-99 литров (для правильной работы весь выбранный диапазон должен быть откалиброван)
Инерция — выбирается значение 2-10 (принцип работы: раз в секунду в буфер со сдвигом записываются данные датчика, значение инерции указывает сколько значений берется из буфера для вычисления среднего отображаемого значения)
Свет день / Свет ночь — соответственно установка уровня яркости подсветки дисплея днем/ночью 0-254
Контраст — переключается между двумя крайними значениями минимум/максимум контрастности
Инверсия — переключение режима дисплея обычный/инверсный

2 — вход в режим калибровки бака
2, 8 — изменение литров +/-
5 — сохранение текущего значения датчика в выбранную ячейку литров
3 — выход из режима калибровки бака

Литры — выбирается значение литра в которое будет сохранено текущее значение датчика
В памяти — отображается сохраненное значение датчика в выбранном литре
Датчик — отображает текущее показания датчика

Настройка

Подстройка входного делителя под сопротивление датчика в баке:

Резистор R5 и датчик в баке образуют входной делитель напряжения

Где:
Vs — напряжение питания равное 5в.
Rd — максимальное сопротивление датчика в баке
Vo — напряжение подаваемое на АЦП МК, оно расчитывается по формуле Vo = Vs*Rd/(R5 + Rd)
R5 равное 1к подойдет под большинство датчиков, но если Вы хотите более полно использовать диапазон АЦП необходимо подобрать резистор R5 таким образом, чтобы Vo было близко к 2.5в.

Например: если максимальное сопротивление датчика Rd=400 Ом, при R5=1 кОм Vo будет равно 5*400/(1000+400)=1,4. в., правильнее будет с таким датчиком поставить R5=430 Ом, тогда Vo будет 2,4. в.

Настройка опорного напряжения:
Подбором резисторов R14, R15 добиваемся на выводе 3 TL431 напряжения 2.56в

Настройка напряжения индикации:
1. Подключаем индикатор к бортовой сети
2. Подключаем параллельно вольтметр
3. Резистором R2 выставляем напряжение на индикаторе как на вольтметре

Калибровка бака:
1. Входим в установки «1» выставляем необходимую емкость бака, выходим из установок «3»
2. Входим в режим калибровки бака «2»
3. При пустом баке выставляем литры «2», «8» в 0000, нажимаем «5» — сохранить
4. Заливаем в бак 1 литр бензина, выставляем литры на 0001, нажимаем «5» — сохранить
5. Заливаем в бак 1 литр бензина, выставляем литры на 0002, нажимаем «5» — сохранить
и т.д. до заполнения бака, затем нажимаем «3» — выход из режима калибровки, все, индикатором можно пользоваться.

В архиве схемы, монтажные платы, платы в формате DipTrace, прошивка.

Небольшое видео работы устройства:

Сам я уже третий год пользуюсь второй версией и она ни разу меня не подвела, но тем не менее

Помните это все таки не профессиональное устройство, поэтому стандартно предупреждаю: Если Вы будете собирать это устройство, Вы собираете его на свой страх и риск, автор не несет никакой ответственности за последствия использования этого устройства!

Внимание!

Правильный номинал резистора R11 в схеме версии 4 указан в перечне элементов и равен 1.8 кОм.

Версии 1 и 2 выложены как есть, т.е. вся информация по ним, схемы, прошивки, исходники это то, что осталось от этих версий на момент публикации статьи, и я не гарантирую, что это последние, правильные и полностью рабочие версии прошивок и исходников. Эти версии выложены чисто для информации и для любителей самим «поковыряться» в исходниках. Тем, кто не разбирается в программировании МК я настоятельно не рекомендую делать эти версии, поскольку технической поддержки по ним не будет.

Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8).

Во многих машинах у индикатора топлива парктически полностью отсутствует точность. Многим автомобилистам это не нравится, поэтому они предпринимают различные попытки, чтобы это исправить. Своими руками можно создать подобный индикатор, который будет выполнять следующие функции:

  • – показывать, сколько осталось топлива с высокой точностью, до литра. (Объем бака можно выбрать любой, от тридцати до девяноста девяти литров;)
  • – проводить замеры (количество устанавливается самостоятельно) и выводить среднеарифметическое значение, что будет своеобразной компенсацией качания поплавка в баке;
  • – изменять яркость подсветки (режим день или ночь будет определяться в зависимости от подсветки на приборной панели);
  • – показывать степень напряжения, присутствующего в бортовой сети;
  • – изменять режим, в котором будет отображаться индикатор. Режим будет меняться с обычного на инверсионный и наоборот.

Как же сделать подобный индикатор?

Если выбрать простой способ решения проблемы, то можно просто приобрести новый бортовой компьютер. Однако есть другой выход. С помощью схемы для создания бортового компьютера под руководством Ветрова Ю. А., можно создать отличное устройство. Схему можно найти в интернете. А если внести небольшие изменения, то путем программирования микроконтроллеров можно создать такой прибор. Его можно поставить на место пепельницы.

Далее полученный бортовой компьютер устанавливается на нужное место. В индикаторе топлива, который стоял в автомобиле, можно сделать мини бортовой компьютер, которые будет показывать только напряжение и уровень топлива. Так выглядит первый вариант индикатора:

Данный вариант не считается творением собственных рук, так как сделан по схемам Ветрова. К тому же этот индикатор полностью адаптирован под дисплей марки Nokia 3310. Именно это может быть причиной, по которой индикатор может не понравиться. Ведь качественный дисплей имеется только у настоящих фирменных телефонов 3310. А в наше время фирменный телефон найти очень сложно. К тому же для своего собственного изобретения должна быть разработана собственная уникальная программа, не переплетающаяся с чужими схемами.

Следующим шагом будет подробная разработка программы и поиск подходящего дисплея. Наиболее подходящие дисплеи – Nokia 1110/1200/1110i/1112.

Если чуть-чуть подпилить углы подсветки, данный дисплей как раз влезет в корпус индикатора.

Схема индикатора.

Детали индикатора.

R1 – 1 кОм
R2 – 75 кOм
R3 – 10 кОм подстроечный
R4 – 4,7 кОм
R5, R6, R8-R11 – 10 кОм
R23, R12-R15 – 3,3 кОм
R24, R16-R19 – 1,8 кОм
R20 – 2 кОм * подбирается в зависимости от подсветки
R21 – 240 Ом
R22 – 1 кОм * подбирается и ставится постоянный
C1, C2,C15 – 0,01 мк
C3, C4, C6-C11,C13-C15 – 0,1 мк
C5 – 47 мк
C12 – 4,7 мк
L1 – 100 мГн
DD1- LM7805
DD2 – ATMega8
DD3 – LM317T
VT1 – IRFZ44
LCD1 – Nokia 1110/1200/1110i/1112
Разъем РС10 – на схеме не обозначен, через него подключаются кнопки и выводы для программирования МК.

Все используемые детали, за исключением резисторов R1 и R20, принадлежат SMD. На резисторе R1 откалиброван бак, поэтому он может быть использован в качестве опорной части для делителя напряжения. Резистор R20 может быть использован в качестве токоограничителя для подсветки.

Читайте также  Работа с ультразвуковым датчиком расстояния hc-sr04 в bascom-avr

Зачем для подсветки нужен резистор такой сильной мощности? Благодаря мощному резистору можно сделать подсветку под любое напряжение, предпочтительнее на +12. Плюсы – не будет необходимости задавать лишнюю нагрузку стабилизатору. Такая подсветка будет более эффектной и надежной, если приспособить в нее пару трехмиллиметровых светодиодов.

В итоге получается, что индикатор подключается с помощью четырех проводов через свой старый разъем:

– полюс бортовой сети;
– земля;
– датчики топлива;
– подсветка панели с приборами.

Конструкция самодельного индикатора.

Необходимо сделать две платы. Одна будет основной, другая будет предназначена для того, чтобы установить дисплей. Возможно, что для разъема индикатора под рукой не найдется подходящей ответной части. Поэтому можно припаять на плату с обратной стороны шлейф, предварительно сделав под него разводку и отпаяв разъем. Дисплей можно прикрепить с помощью двустороннего скотча.

Формально плата (основная) считается двусторонней. На самом деле на обратной стороне стоят только транзистор и стабилизаторы, так что она предназначена «под землю». Другие детали установлены с той стороны, где располагаются дорожки. «Земляные» отверстия, у которых квадратные площадки, необходимо пропаять перемычками. Прочие отверстия нужно как следует рассверлить.

Платы обязательно нужно соединить. Что подойдет для этих целей? Возможно, под рукой имеются какие-нибудь старые провода от разъемов. Это будет идеальным вариантом для соединения двух плат между собой. Под винт, на котором будет фиксироваться плата, нужно припаять втулку с резьбой.

При первоначальной калибровке и настройке потребуются кнопки. Поэтому нужно их вывести на разъем, находящийся сзади корпуса. На этот же разъем необходимо вывести сигналы, предназначенные для программирования микропроцессоров.

Режимы работы самодельного индикатора.

Данный вид индикатора может работать в двух режимах – в рабочем и в режиме установок. В рабочий режим индикатор входит сразу же после того, как включается питание. В данном режиме он будет отображать напряжение сети и остаток топлива.

В режиме установок можно произвести калибровку бака и завершить необходимые настройки. Для того чтобы войти в этот режим, нужно воспользоваться специальной кнопкой «Меню» (Menu).

Для того чтобы перемещаться по пунктам в меню нужно использовать кнопки «Вверх-вниз» (Up-down). Чтобы открыть конкретный пункт меню, нужно нажать кнопку «Ок». Чтобы сделать шаг назад и вернуться в предыдущее меню, также используется кнопка «Меню».

Настройки индикатора в меню.

1)настройка емкости. В этом окне меню выбирается нужная емкость бака для автомобиля.

2)настройка калибровки. В этом окне меню производится калибровка бака. «Уровень» указывает на количество ячеек в литре. «Датчик» показывает, сколько в баке выдается в данный момент. «В памяти» предоставляет информацию о том, что записано в ячейке текущего литра (в ее памяти).

3)настройка плавности. Здесь можно самостоятельно установить необходимое количество замеров. Индикатор сам высчитает и выведет среднеарифметическое значение.

4)настройка режима яркости (день или ночь). В этом пункте меню устанавливаются рубежи для дневной и ночной подсветки.

5)настройка инверсии. Здесь настраивается работа дисплея и его переключение с обычного режима на инверсионный и наоборот.

Выбрав в каждом разделе меню нужный пункт, необходимо нажать «Ок» и дождаться надписи «Сохранено». После этого можно выйти из меню.

Общая настройка индикатора.

Для хорошей и бесперебойной работы индикатора необходимо провести программирование микропроцессоров. Это действие проводится внутрисхемно. Не стоит забывать, что фьюзы должны быть выставлены определенным образом. Примерно так:

Следующим шагом будет настройка параметров напряжения. Чтобы настроить показания, необходимо подключить индикатор к сети с напряжением двенадцать-четырнадцать вольт. Сюда же присоединяем вольтметр. Затем с помощью резистора R3 выставляем те значения, которые показал вольтметр.

В завершение настройки индикатора нужно проставить емкость бака и откалибровать его. Бак калибруется по определенным правилам. Настройка индикатора завершена. Можно устанавливать и пользоваться.

Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах

Зачем следить за состоянием аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16В. В норме АКБ должен выдавать 13 — 13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумуляторной батареи, поскольку при этом падает плотность и, соответственно, повышается температура промерзания электролита.

Чем выше износ аккумулятора, тем меньшее время он удерживает заряд. В тёплое время года это не критично, а вот зимой забытые во включённом состоянии габаритные огни к моменту возвращения способны полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в кусок льда.

В таблице можно увидеть температуру промерзания электролита, в зависимости от степени заряженности агрегата.

Зависимость температуры промерзания электролита от степени заряда аккумулятора
Плотность электролита, мг/см. куб. Напряжение, В (без нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1110 11,7 8,4 0,0 -7
1130 11,8 8,7 10,0 -9
1140 11,9 8,8 20,0 -11
1150 11,9 9,0 25,0 -13
1160 12,0 9,1 30,0 -14
1180 12,1 9,5 45,0 -18
1190 12,2 9,6 50,0 -24
1210 12,3 9,9 60,0 -32
1220 12,4 10,1 70,0 -37
1230 12,4 10,2 75,0 -42
1240 12,5 10,3 80,0 -46
1270 12,7 10,8 100,0 -60

Критическим считается падение уровня заряда ниже 70%. Все автомобильные электроприборы потребляют не напряжение, а ток. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но при низком уровне, во время запуска двигателя, будет отмечаться сильная «просадка» напряжения, что является тревожным сигналом.

Своевременно заметить приближающуюся катастрофу возможно лишь в том случае, когда непосредственно в салоне установлен индикатор. Если во время работы автомобиля он постоянно сигнализирует о разрядке – пора ехать на СТО.

Какие существуют индикаторы

Многие АКБ, особенно необслуживаемые, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип работы которого основан на измерении плотности электролита.

Этот датчик контролирует состояние электролит и ценность его показателей относительна. Не очень удобно по несколько раз залазить под капот автомобиля, что бы проконтролировать состояние электролита в разных режимах работы.

Для контроля состояния АКБ значительно удобнее электронные приборы.

Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи

В автомагазинах продаётся множество таких устройств, различающихся дизайном и функционалом. Фабричные приборы условно делятся на нескольких типов.

По способу подключения:

  • к разъёму прикуривателя;
  • к бортовой сети.

По способу отображения сигнала:

  • аналоговые;
  • цифровые.

Принцип работы у них одинаков, определение уровня заряда АКБ и отображение информации в наглядном виде.

Принципиальная схема индикатора

Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?

Существуют десятки разнообразных схем контроля, но результат они выдают идентичный. Подобное устройство возможно собрать самостоятельно из подручных материалов. Выбор схемы и комплектующих зависит исключительно от ваших возможностей, фантазии и ассортимента ближайшего магазина радиотоваров.

Вот схема для понимания как работает индикатор заряда аккумулятора на светодиодах. Такую портативную модель можно собрать «на коленке» за несколько минут.

Д809 – стабилитрон на 9В ограничивает напряжение на светодиодах, а на трёх резисторах собран сам дифференциатор. Такой светодиодный индикатор срабатывает на силу тока в цепи. При напряжении 14В и выше сила тока достаточно для свечения всех светодиодов, при напряжении 12-13,5В светятся VD2 и VD3, ниже 12В — VD1.

Более продвинутый вариант при минимуме деталей можно собрать на бюджетном индикаторе напряжения — микросхеме AN6884 (KA2284).

Схема led индикатора уровня заряда АКБ на компараторе напряжения

Схема работает по принципу компаратора. VD1 – стабилитрон на 7,6В, он служит в качестве эталонного источника напряжения. R1 – делитель напряжения. При первоначальной настройке он выставляется в такое положение, чтобы при напряжении 14В светились все светодиоды. Напряжение, поступающее на входы 8 и 9, сравнивается через компаратор, а результат дешифруется на 5 уровней, зажигая соответствующие светодиоды.

Контроллер зарядки АКБ

Что бы отслеживать состояние аккума во время работы зарядного устройства, делаем контроллер заряда АКБ. Схема устройства и используемые компоненты максимально доступны, в то же время обеспечивают полный контроль над процессом подзарядки батарей.

Принцип работы контроллера следующий: пока напряжение на аккумуляторе ниже напряжения заряда – горит зелёный светодиод. Как только напряжение сравняется, открывается транзистор, зажигая красный светодиод. Изменение резистора перед базой транзистора меняет уровень напряжения, необходимого для открытия транзистора.

Это универсальная схема контроля, которую можно использовать как для мощных автомобильных аккумуляторов, так и для миниатюрных литиевых батареек-аккумуляторов.

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля

Индикатор на аккумуляторе – незаменимый прибор для владельцев машин. Актуальность его возрастает многократно, когда зимним холодным утром автомобиль вдруг отказывается заводиться. Некоторые начинают звонить друзьям, другие просят «прикурить» АКБ, третьи сомневаются в исправности батареи.

Для чего нужен индикатор заряда аккумулятора

Конструкция автомобильного аккумулятора состоит из шести батарей. Они соединены последовательно и выдают 13-13,5 В. Чем дольше используется АКБ, тем меньший срок он способен удерживать заряд.

Ситуация усугубляется в холодное время года, когда активно используется «печка». Даже оставленные включенными на ночь габаритные огни могут полностью «убить» батарею.

Увидев красный глазок, владелец машины сразу понимает, что требуется зарядка. Если глазок зеленого цвета, то с АКБ все в порядке и беспокоиться не стоит.

Принцип работы

Под глазком индикатора имеется встроенный аэрометр – устройство, определяющее плотность залитого электролита. В зависимости от измеренных параметров, прибор сообщает владельцу машины, что требуется срочная подзарядка.

Аэрометр представляет собой трубку, в конце которой размещается цветной шарообразный поплавок. При хорошей зарядке плотность электролита высока, шарик выталкивается наверх. Его наблюдает хозяин авто через глазок.

В некоторых аккумуляторных батареях в качестве индикатора дополнительно служит красный шарик. При снижении плотности он поднимается наверх, когда тонет зеленый.

Кроме малого заряда в АКБ может быть слишком низкий уровень электролита. В этом случае в глазке наблюдается поверхность жидкости, а индикатор зарядки автомобильного аккумулятора показывает белый цвет.

Схема индикатора

В электрической схеме контроля уровня заряженности аккумулятора на 12 Вольт не содержится ни стабилитронов, ни сложных микросхем, ни транзисторов. Она состоит из включенных последовательно резисторов и светодиодов.

Работа устройства основана на начальном напряжении загорания светодиода, представляющего собой полупроводник.

Предел напряжения открытия или загорания светодиода находится в диапазоне 1,8-2,6 В в зависимости от его модели. Каждый последующий элемент начинает гореть после включения предыдущего.

Какие существуют индикаторы

Большинство АКБ оснащены встроенным датчиком, работа которого основана на определении плотности залитого электролита. Погрешность его велика, пользоваться им неудобно.

Чтобы посмотреть, горит ли индикатор в различных режимах работы, приходится каждый раз поднимать капот автомобиля.

По способу подключения устройства:

  • к бортовой сети;
  • к прикуривателю.

По способу вывода сигнала:

  • аналоговые;
  • с цифровой индикацией заряда аккумулятора.

Все типы приборов имеют простой принцип работы – измерение заряда батареи и вывод информации в понятном для пользователя виде.

Обозначения цветов

Глазок аккумуляторов предполагает четыре варианта цветовой индикации. Каждый из них соответствует определенному уровню зарядки:

  1. Зеленый. Этот цвет показывает, что батарея полностью заряжена, подзарядка в ближайшее время не нужна. Машиной можно пользоваться в обычном режиме.
  2. Красный индикатор на автомобильном аккумуляторе – это тревожный сигнал, показывающий, что требуется срочная подзарядка.
  3. Черный цвет сигнализирует о той же проблеме, что и красный. Он означает, что плотность электролита невысока, зелены шарик опустился на дно и в глазок видна лишь чернота трубки. Требуется срочная подзарядка.
  4. Белый глазок указывает на низкий уровень электролита. Проблема устраняется самостоятельно – аккумулятор разбирается, в него добавляется дистиллированная вода.

Индикатор заряда аккумуляторной батареи своими руками

При наличии свободного времени индикатор зарядки можно сделать в домашних условиях. Прибор будет контролировать работу аккумулятора при вольтовых характеристиках сети от 6 до 14 В.

Принцип функционирования прибора такой же, как и у моделей, изготовленных на заводе и продающихся в автомагазинах.

Для изготовления устройства потребуются:

  • печатная плата;
  • транзисторы DC 557 и BC 547;
  • два стабилизатора – на 9,1 и 10 В;
  • резисторы – 2х1000 Ом, 3х220 Ом и один на 2200 Ом;
  • светодиоды различных цветов – синий, красный и зеленый.

Подготовленные заранее элементы собираются по любой из схем, которые можно легко отыскать в справочниках или в сети.

Все детали нужно расположить на печатной плате таким образом, чтобы они занимали как можно меньшую площадь и объем. Перед спайкой светодиодные элементы следует проверить на соответствие цвета и контакта при помощи тестера.

Паять светодиоды нужно на специальные проводки, а не к плате напрямую. Это позволит компактно и удобно расположить индикаторное устройство внутри автомобильной приборной панели.

Самостоятельно собранную плату нужно прикрепить к внутренней поверхности приборной панели, подключить к прикуривателю либо к бортовой сети. Светодиоды, припаянные к проводкам, выводятся на наружную сторону панели.

Глазок на аккумуляторе

    1k 21 486k
    208 15 110k

Калькулятор расчета времени разряда аккумулятора

Время разряда аккумулятора авто | Онлайн калькулятор расчета

Некоторые автомобильные АКБ оснащены индикатором заряда, который часто называют глазком. Обычно зеленый цвет его говорит о том, что батарея в порядке, красный указывает на необходимость зарядки, а белый или черный — на необходимость доливки воды. Многие водители принимают решение об обслуживании аккумулятора, ориентируясь на встроенный индикатор. Однако его показания не всегда соответствуют реальному состоянию батареи. О том, что находится внутри глазка АКБ, как он работает и почему ему нельзя безоговорочно доверять, вы можете узнать из этой статьи.

Где находится и как работает глазок аккумулятора?

Глазок индикатора АКБ снаружи выглядит как прозрачное круглое окошко, которое находится на верхней крышке батареи, чаще всего возле центральных банок. Сам индикатор аккумулятора представляет собой жидкостный ареометр поплавкового типа. О работе и использовании этого прибора подробно написано здесь.

Зачем нужен глазок в аккумуляторе и как он работает: видео

Принцип действия индикатора заряда аккумулятора основан на измерении плотности электролита. Под глазком на крышке находится световодная трубка, наконечник которой погружен в кислоту. В наконечник помещены разноцветные шарики из разных материалов, всплывающие при определенном значении плотности заполняющей батарею кислоты. Благодаря световоду цвет шарика отчётливо виден через окошко. Если глазок остаётся черным или белым, это указывает на недостаток электролита и необходимость доливки дистиллированной воды либо на неисправность батареи или индикатора.

Что означает цвет индикатора заряда АКБ

Цвет индикатора заряда АКБ при определенном его состоянии зависит от производителя. И хотя единого стандарта не существует, чаще всего в глазке можно увидеть следующие цвета:

Цвета индикаторов заряженности аккумулятора

  • Зеленый — АКБ заряжен на 80—100%, уровень электролита в норме, плотность электролита выше 1,25 г/см3 (∓0,01 г/см3).
  • Красный — уровень заряда ниже 60—80%, плотность электролита упала ниже 1,23 г/см3 (∓0,01 г/см3), но его уровень в норме.
  • Белый или чёрный — уровень электролита упал, нужно долить воду и зарядить АКБ. Такой цвет также может указывать на низкий уровень заряда.

Точная информация о цвете индикатора и его значении содержится в паспорте батареи либо сверху на его этикетке.

Что означает черный глазок на аккумуляторе?

Черный глазок индикатора зарядки

Черный глазок на аккумуляторе может появиться по двум причинам:

  1. Упала емкость АКБ. Этот вариант подходит для аккумуляторов, в индикаторе которых нет красного шарика. Из-за низкой плотности электролита зеленый шарик не всплывает, поэтому вы видите черный цвет нижней части трубки световода.
  2. Снизился уровень электролита — из-за низкого уровня кислоты ни один из шариков не может всплыть на поверхность. Если по инструкции в такой ситуации индикатор должен быть белым, значит он загрязнился продуктами распада пластин АКБ.

Почему глазок АКБ показывает неправильно?

Даже среди обычных ареометров приборы поплавкового типа считаются наименее точными. Это касается и встроенных индикаторов АКБ. Ниже перечислены варианты и причины, по которым цвет глазка батареи не отображает ее реальное состояние.

Принцип работы индикаторов аккумулятора

  1. Глазок на разряженном АКБ в мороз может остаться зеленым. Плотность электролита АКБ растет с понижением температуры. При +25°С и плотности 1,21 г/см3, соответствующей заряду 60%, глазок индикатора был бы красным. Но при -20°С плотность электролита повышается на 0,04 г/см³, поэтому индикатор остается зеленым, даже если батарея наполовину разряжена.
  2. Индикатор отражает состояние электролита только в той банке, в которой он установлен. Уровень и плотность жидкости в остальных могут быть иными.
  3. После доливки электролита до нужного уровня показания индикатора могут быть неверны. Вода смешается с кислотой естественным образом через 6—8 часов.
  4. Индикатор может помутнеть, а шарики в нем деформироваться или застрять в одном положении.
  5. Глазок не позволит узнать состояние пластин. Даже если они осыпались, замкнули либо покрылись сульфатом, плотность будет в норме, но аккумулятор по факту не будет держать заряд.

По вышеописанным причинам полагаться исключительно на встроенную индикацию не следует. Для достоверной оценки состояния обслуживаемого аккумулятора необходимо измерить уровень и плотность электролита во всех банках. Заряд и износ необслуживаемой АКБ можно проверить при помощи мультиметра, нагрузочной вилки или диагностического прибора.

Почему после зарядки глазок на аккумуляторе не показывает зеленым

Конструкция индикатора заряда аккумулятора

Часто возникает ситуация, когда после зарядки АКБ глазок не зеленеет. Это происходит по следующим причинам:

  1. Застряли шарики. Чтобы высвободить, нужно постучать по окошку или по возможности выкрутить ареометр и встряхнуть его.
  2. Разрушение пластин привело к загрязнению индикатора и электролита, поэтому шарик не виден.
  3. При зарядке выкипел электролит и его уровень опустился ниже нормы.

Частые вопросы

Что показывает глазок на аккумуляторе?

Цвет глазка на аккумуляторе указывает на текущее состояние батареи в зависимости от уровня электролита и его плотности.

Каким цветом должен гореть индикатор на аккумуляторе?

При нормальном уровне и плотности электролита индикатор АКБ должен гореть зеленым цветом. Следует учитывать, что иногда, например, на морозе, это может не отражать реальное состояние аккумулятора.

Как работает индикатор зарядки в аккумуляторе?

Индикатор зарядки работает по принципу поплавкового ареометра. В зависимости от показателей плотности электролита на поверхность всплывают разноцветные шарики, цвет которых виден через окошко благодаря световодной трубке.

Как узнать, что аккумулятор полностью заряжен?

Это можно сделать с помощью вольтметра или нагрузочной вилки. Встроенный индикатор аккумулятора определяет плотность электролита с невысокой точностью, зависящей от внешних условий, и лишь в той банке, где он установлен.

Индикатор аккумулятора на автомобиле и принцип работы АКБ датчика

Во всех автомобилях от современных производителей в качестве комплектующей детали идёт батарея с жидким электролитом в составе. Такие батареи включают в себя специальный индикатор, по расцветке которого можно узнать показатель зарядки батареи и общий уровень электролита внутри. Для установки состояния батареи можно рассмотреть индикатор в одной ячейке. Различают все индикаторы на аккумуляторе по цветам.

  1. Описание устройства
  2. Основные разновидности заряда
  3. Встроенный индикатор
  4. Факторы неточности
  5. Индикатор DC-12 B
  6. ТМС панель устройства
  7. Создание своими руками

Описание устройства

Перед применением индикатора важно аккуратно постучать по нему любым твердым предметом. После такого воздействия пузырьки воздуха, которые могут помешать осмотру устройства, поднимаются к поверхности. В результате оттенок датчика можно будет рассмотреть более подробно.

Во время зарядки устройства показатель плотности электролита начинает возрастать возле самих электродов. Выше расположения электродов плотность начинает значительно увеличиваться из-за начала диффузии. Индикатор АКБ на такой процесс даёт реакцию, что в некоторых случаях может привести к неправильному результату. Несмотря на стопроцентный заряд батареи индикатор может сохраняться чёрного цвета.

Такой процесс можно объяснить тем, что электролит с большой плотностью не успевает полностью перемешаться с электролитом меньшей плотности.

Процесс смешивания электролитов посредством диффузии может продолжаться на протяжении нескольких дней. Окончательно оценить состояние батареи можно с помощью показателя измерения, сделанного специальным тестером.

Основные разновидности заряда

Аккумулятор играет главную роль во время пуска работы двигателя машины. Насколько этот пуск произойдёт успешно, во многом зависит от подзарядки аккумуляторной батареи. Но далеко не каждый водитель следит за уровнем зарядки АКБ. В этом случае в несколько раз возрастает шанс, что в один день машина просто не сможет завестись по причине выхода из строя аккумулятора. Сама проверка зарядки устройства считается довольно простой.

В этом случае нужно просто время от времени проверять показатель напряжения в аккумуляторе машины специальным диагностическим прибором — вольтметром либо мультиметром. Но намного проще и легче, если у пользователя будет в запасе специальный индикатор, который будет показывать общее состояние заряда устройства. Именно такие индикаторы на автомобильный аккумулятор пользуются широким спросом в настоящее время.

Современные технологии продолжают активно развиваться, в производственной сфере автомобилей пытаются всеми возможными способами сделать поездки на транспорте и его обслуживание более удобным. На современных машинах в бортовой компьютер, помимо различных функциональностей, включены показатели напряжения аккумуляторной батареи.

Но такие расширения представлены далеко не в каждой машине. На более старых моделях может находиться аналоговый вольтметр, по которому будет довольно не просто определить, в каком состоянии находится система. Для новичков в автомобильной сфере лучше всего предварительно будет изучить норму зарядки аккумулятора транспорта и лишь потом приступать к определению индикатора.

В последнее время на рынок стало поступать всё большее количество индикаторов для определения заряда батареи. Их стали производить для аккумуляторов, представляющих собой гидрометр, а также для дополнительных дисплеев в салоне машины.

Такие типы индикаторов производят многие страны. Их довольно просто разместить внутри салона транспорта и подключить к бортовому экрану. Помимо этого, в интернете представлено большое количество простых схем создания индикаторов заряда своими руками. Сложностей в этом процессе особо не возникает.

Встроенный индикатор

Встроенные модели индикаторов заряда устанавливаются преимущественно на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Такой индикатор включает в себя специальный поплавок, который также называется гидрометром. Нужно более подробно рассмотреть его строение и принцип функционирования. В состав такого устройства входят следующие детали: глазок индикатора, световод, поплавок, ножка индикатора.

Принцип работы у многих моделей гидрометров схож между собой. Индикатор может принимать три разных значения в следующих случаях:

  1. В процессе зарядки аккумуляторной батареи увеличивается показатель плотности электролита. В этом случае поплавок шарообразной формы окрашивается в зелёный оттенок, поднимается по отведённой трубе вверх, и его можно легко различить в глазок индикатора. Чаще всего шарик, окрашенный в зелёный цвет, всплывает на поверхность при заряженности устройства на 65 процентов и больше.
  2. В том случае, если шарик тонет в электролите, то это указывает на низкую по норме плотность. Заряд в батарее в этом случае не достигает нужного параметра. В это время в глазок индикатора пользователь сможет увидеть трубку, окрашенную в чёрный цвет. Это указывает на недостаток зарядки устройства. В некоторых типах индикаторов специально устанавливается шарик красного цвета, который поднимается по трубе при сниженной плотности. В этом случае при просмотре цвет датчика будет красным.
  3. Существует ещё один возможный случай снижения уровня электролита. Тут через глазок индикатора будет просматриваться поверхность электролита. Для улучшения ситуации нужно прибавить в устройство дистиллированной воды либо специального электролита. В случае необслуживаемого аккумулятора провести такую процедуру будет крайне сложно.

Факторы неточности

Такая встроенная система индикации на аккумуляторе автомобиля помогает заранее полноценно оценить разряженность автомобильной батареи. Но полностью рассчитывать на показания, которые предоставляет владельцу гидрометр не стоит. Если изучить большое количество отзывов клиентов о функционировании такого прибора, то можно выявить, что они довольно часто показывают неточные значения и быстро ломаются. К этому приводит несколько факторов:

  1. Индикатор встроен лишь в одну из шести батарей аккумулятора автомобиля. Это означает, что показатели плотности и общей заряженности устройства будут считываться лишь по единственной банке. Так как сообщения между ними никакого не установлено, то о положении остальных банок можно будет лишь делать догадки. Например, в этом устройстве уровень электролита может быть нормальным, в остальных же он будет на недостаточном уровне. Процесс испарения воды из электролита по банкам довольно разный (в крайних такая процедура проводится в более ускоренных темпах).
  2. Датчик создан из пластика либо стекла. Пластиковые части устройства могут потрескаться либо повредиться при воздействии высоких температур и резкого охлаждения. В результате этого владелец будет получать неточные данные.
  3. Показатель плотности электролита напрямую зависит от температуры вокруг. Гидрометр никак не рассматривает этот факт при выведении результата. К примеру, на охлаждённом электролите он может указывать нормальную плотность, хотя на самом деле она будет значительно снижена.

Важно помнить, что для проведения проверки зарядки батареи по встроенному в автомобиль индикатору дня начала нужно открыть капот, потереть глазок и заглянуть в него. Многие владельцы автомобиля смотрят под капот крайне редко. Очень важно иметь специальное устройство прямо в салоне автомобиля, которое будет показывать показатель зарядки батареи. Такие устройства создаются самими производителями автомобилей и другими отличительными компаниями.

Сегодня в продажу поступают довольно интересные приборы для слежки за количеством зарядки аккумулятора по показателю напряжения в нём.

Индикатор DC-12 B

Такой прибор можно найти в магазине в виде конструктора. Именно его можно свободно использовать тем, кто хорошо разбирается в паянии и устройстве электротехники.

Индикатор DC-12 В даёт владельцу возможность регулярно сверять показатели заряда батареи аккумулятора и принцип функционирования самого реле. Индикатор можно приобрести в виде специальной детали для автомобиля, его сборка производится самостоятельно. Цена за такой индикатор уровня зарядки аккумуляторной батареи будет колебаться от 300 до 400 рублей. К главным отличительным чертам такого устройства можно отнести следующие:

  • показатель напряжения, который колеблется от 2,5 до 18 вольт;
  • максимальный показатель потребляемого тока до 20 мА;
  • общий размер печатной платы 43*20 миллиметров.

ТМС панель устройства

Такой прибор лучше всего подойдёт тем владельцам, у которых в автомобиль встроен второй аккумулятор. Прибор выглядит как алюминиевая панель со специальным вольтметром и тумблером для переключения между АКБ. Местом производства считается Китай, стоимость доходит до 1500 рублей.

В магазинах можно найти автомобильные индикаторы батареи с уровнем зарядки 12 вольт от производителя Faria, расположенного в США. Но стоимость за такие устройства очень завышена и составляет от четырёх до пяти тысяч рублей. За такие деньги намного легче будет приобрести новый аккумулятор.

Создание своими руками

Также можно рассмотреть создание индикатора заряда батареи в домашних условиях своими руками. Такой прибор сможет контролировать работу автомобильной аккумуляторной батареи с показателем напряжения в сети от 6 до 14 вольт. Работа устройства схожа с индикатором DC-12 B, и это нормально, так как принцип функционирования таких устройств заложен одинаково.

Для конструирования индикаторной системы владельцу потребуется:

  • печатная плата;
  • специальные транзисторы BC 547 и DC 557;
  • стабилитроны: один 9,1 воль и один 10 вольт;
  • резисторы два 1 кОм, три по 220 Ом и один 2,2 кОм;
  • специальные светодиоды разных расцветок (зелёный, синий и красный).

Все подготовленные комплектующие детали собираются по специально составленной схеме. Важно попробовать разместить все подготовленные детали на печатном плате так, чтобы они занимали как можно меньше свободного пространства. Перед пайкой светодиодов важно провести проверку их соответствия расцветки и контакта специальным тестером. Паять светодиоды важно не напрямую к плате, а выносить их на специальные провода, чтобы после было намного комфортнее помещать индикатор внутрь машинной панели приборов.

Такой индикатор батареи автомобиля, созданный своими руками, показывает количество зарядки главной батареи, не выводя при этом определённого показателя напряжения. Принцип работы устройства заключается в следующем:

  • красный индикатор на аккумуляторе автомобиля начинает гореть при наличии напряжения от 6 до 11 вольт (это относят к критическому заряду);
  • синий начинает загораться при следующих значения: 11−13 воль (в правильном режиме работы);
  • зелёный начинает загораться при наличии напряжения выше отметки 13 вольт (аккумулятор батареи полностью заряжен).

Сконструированную своими усилиями плату крепят на внутренней стороне приборной панели, подключают к бортовой системе устройства, а светодиоды на проводах выводят на главную внешнюю сторону.

Если провести всю процедуру осторожно и правильно, то внешний вид салона автомобиля не станет хуже, но при этом у владельца будет шанс полностью контролировать показатель заряда аккумулятора машины.