Бортовой компьютер для эбу bosch 7.9.7+ на msp430

Бортовой компьютер для ЭБУ Bosch 7.9.7+ на MSP430

Статья отличается от этого проекта тем, что работает с ЭБУ типа Bosch 7.9.7+

Функции выполняемые БК:
1. Считывание параметров из ЭБУ (расход, скорость, обороты. температура ОЖ и т.д.)

2. Считывание ошибок ЭБУ и сброс ошибок.

3. Система управления отопителем салона. Измерение текущей температуры, релейное управление электромагнитным клапаном (открыт, закрыт) с настраиваемыми уровнями включения и выключения.

4. Регулировка яркости дисплея.

5. Звуковая сигнализация превышения температуры охлаждающей жидкости и напряжения аккумулятора.

Принципиальная схема бортового компьютера:

В качестве сердца используется микроконтроллер фирмы Texas Instruments (почему смотри ниже). Но код написан на Си и может быть легко портирован на любой другой типа mega128 от ATMEL. Контроллер любой из MSP430F1610 MSP430F1611 MSP430F1612 (Даташит).
Требования к контроллеру: не менее 20кБ flash, 4кБ ОЗУ, минимум один USART для связи с ЭБУ и еще один, если используется как у меня SPI датчик температуры.

Экранчик от nokia1202 96х68. Он хорош тем, что в магазине http://siriust.ru/ стоил 25 рублей и было куплено когда-то 10 штук про запас. Была в наличии текстовая библиотека и все было сделано первоначально на ней, но в ней не было русского шрифта. Зато требовалось меньше ОЗУ, так как не требовалось иметь видеобуфер размером почти килобайт (96*64/8+96=864 байта), а писать свою мне было лень. Позже в процессе решения другой задачи, понадобилась графичка под экран nokia 1202. Пришлось взять графичку от nokia3310 и портировать под nokia1202. А как бонус там шел русский шрифт и поэтому в процессе продолжения работ по БК перешел на неё. Подключение с помощью софтварного SPI и тоже естественно легко портируется под любой доступный и понятный вам экран типа Nokia 3310, Nokia 1100 или даже МЭЛТ, ибо в программе используются понятные вызовы библиотечных функций вывода символов. Печатки для этого экрана я сделал сразу штук 5. На них легко припаивается шлейф от экрана и затем сама плата приклеивается на заднюю часть экрана. Получаются этакие доработанные экраны с большими контактами для подпайки и уже обвязанные по питанию и контактами для распайки mosfet-а в корпусе sot-3 для организации регулируемой подсветки в виде ШИМ. Очень полезные странички про покурить экраны

Для связи с ЭБУ используется специализированная микросхема SN65HVDA195 от Texas Instruments (Даташит). Печатная плата также выполнена отдельно.

Датчик температуры TMP121 или TMP123 на аппаратном SPI (Даташит). Меряет температуру от -25 до +85С.

Отличие схемы включения датчика от даташита заключается в том, что я не стал подводить ногу питания к датчику. Вместо этого на плате я поставил диод Шоттки и конденсатор на 10 мкФ между ногами Vcc и Gnd. Сигнал на диод берется с вывода CS. По алгоритму работы с датчиком вывод CS всегда находится под высоким уровнем (при этом происходит непрерывное измерение температуры) и опускается вниз только для считывания измеренного значения температуры. Так как допустимое напряжение питания составляет 2,7В, а ток потребления 50 мкА то данное упрощение вполне допустимо.

И так почему были выбраны детали от техас инструмент? Да потому что бесплатно.
У техаса можно заказать сразу и контроллер и микросхему к-line интерфейса и стабилизатор на 3.3В и датчик температуры (к тому же все это можно заказать не по одному экземпляру, а по 3-5 штук и собрать соответственно не один, а несколько БК).

В чём и как программировать

Я использую IAR Workbench 5.1 который вполне легально можно скачать на сайте ИАРА. После регистрации и запроса evolution версии по ссылке, получаем полнофункциональную версию на 30 дней. А потом можно и еще заказать для продолжения.
Программатор либо по LPT, либо по COM (или переходник USB-COM, так называемый BSL).
Схема для программирования по LPT проста как две копейки (к сожаленью не так проста как 5 проводков для AVR, но уж точно порт не спалите) позволяет прошивать и отлаживать прям из IAR, что для меня большой плюс. Но требует LPT порт, а он все реже попадается.

Программатор BSL по последовательному порту. Использует вшитый в MSP bootloader. Можно шить, но нельзя отлаживать. Зато работает от COM порта и что более актуально — от переходника USB-COM используя линии TXD, RXD, DTR, RTS. У меня прекрасно работает от переходника TUSB3410 фирмы техас инструмент (тут продолжительные аплодисменты).

Переключение по экранам происходит кнопкой «MENU». Регулировка значений включения отключения клапана отопителя кнопками «ВВЕРХ» «ВНИЗ». Переключение между уставками включения отключения клапана отопителя кнопками «СМЕНА». Кнопку «ВКЛ» и «ENTER» пока не используются. Просто они есть на корпусе.

Устройство после сборки и прошивки наладки не требует. Все выполнено на отдельных печатных платах. Не то чтобы так задумывалось, но вообще получилось удобно, так как все отлаживалось отдельно. Плата для контроллера сделана в виде макетки.

Так и расширять удобно и вообще она была раньше именно как макетка и сделана для контроллеров MSP при их освоении. Краткое отступление от темы. Вот за что мне очень нравятся техасовские процы, так за то, что разные контроллеры в одном корпусе имеют одинаковое расположение функциональных пинов. Сделал одну макетку и паяй на нее все, что нравиться — все срастется.

Регулировка яркости реализована на аппаратном ШИМ с ноги Р4.1.

Алгоритм работы БК следующий:
1. Инициализируется периферия МК, экран, SPI, USART.
2. В таймере формируются так называемые признаки событий.
— признак запроса установления связи с ЭБУ каждые 750 мс.
— признак запроса данных из ЭБУ каждые 270 мс при наличии признака положительного ответа от ЭБУ
— признак запроса температуры каждые 1,5 сек.

Признак запроса данных из ЭБУ меняется на признак запроса ошибок при нахождении в меню «Ошибки» и запрашивается соответственно каждые 270 мс.
Также в таймере ведется подсчет временного интервала с последнего положительного ответа ЭБУ на запрос данных. Если временной интервал между положительными ответами превысит 2,5с, то произойдет сброс признака запроса данных и выставится признак запроса установления связи с ЭБУ. Сброс данного таймера осуществляется в прерывании от принятого байта из USART.

В прерывании USART организован FIFO буфер на 80 байт. Данный объем выбран из условия, что длина максимального ответа от ЭБУ составляет 80 байт.
Также в прерывании USART формируются признаки положительно ответа от ЭБУ, читаются ошибки, вычисляются данные из массива переданного ЭБУ.

В основной программе происходит опрос кнопок и обработка запросов сформированных в прерывании таймеров.

Перед входом в цикл основной программы происходит чтение info сегмента ППЗУ. В ячейке 0х1000 хранится значение температуры включения клапана СУОС рассчитанное по формуле tппзу=t_вкл/5 (Данная запись позволяет регулировать температуру с точностью 0,2С используя один байт для хранения). В ячейке 0х1001 храниться значение дельты температуры включения-отключения клапана СУОС. Таким образом клапан открывается при температуре меньше уставки на величину дельты и выключается при увеличении температуры выше заданной на величину дельты. В ячейке 0х1004 храниться значение последнего экрана. Если в процессе работы сменить экран и находиться в нем более 30с, то этот экран станет основным и запишется в ППЗУ. В ячейке 0х1002 храниться значение яркости экрана. Если ячейки не заполнены, то записываются первоначальные значения 20С, 0.5С, 10,1.

Немного теории. Для тех, кому данный проект будет являться отправной точкой для создания своего БК на другой элементной базе.
Спецификация протокола KWP2000 приведена в файле kwp2000_euro2.doc. Данный документ описывает протокол общения с ЭБУ типа Motronic 1.5.4N, “Январь-5”. У меня контроллер Bosch 7.9.7+. Анализ снифа протокола обмена ЭБУ с диагностической программой на ПК показал достаточно существенные отличия от указанного выше документа.

Читайте также  Многофункциональный ваттметр с гальванической развязкой

Во первых инициализация. Мало того, что должна быть послана соответствующая последовательность команд на ЭБУ, необходимо чтобы в процессе инициализации выдерживались строгие временные интервалы выдачи команд.
Так описанный в приведенном документе процесс «быстрой инициализации» должен заключать в передаче низкого уровня по k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем высокий уровень на k линии в течении 25мс (с погрешностью +-1мс), затем последовательность управляющих команд. Время между посылками инициализации не менее 200мс. При попытке провести указанным образом инициализацию (так ее пытаются выполнить 4 из 5 диагностических программ), ЭБУ возвращает последовательность 0x83 0xF1 0x10 0x7F 0x81 0x11 0x95, что в соответствии с описанием протокола означает, что ЭБУ не знает такую команду.

В ЭБУ Bosch 7.9.7+ инициализация должна выполняться несколько иначе.
Передается инициализирующая последовательность высокий уровень к линии 25мс, низкий уровень к линии 25мс, последовательность 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. При этом важно отметить, что интервал между инициализирующими посылками не менее 500 мс. ЭБУ сразу выходит на связь с положительным ответом.

Скорость обмена 10400 бод.
Перед запросом информации из ЭБУ его необходимо инициализировать на работу с БК.
Это делается из БК: шлется последовательность команд 0х81 0х10 0xF1 0x81 0x03. В ответ ЭБУ присылает ответ 0x83 0xF1 0x10 0xC1 0xEF 0x8F 0xC3. Это является признаком положительного ответа на запрос инициализации.

Теперь БК может запрашивать информацию.
Запрос диагностической информации осуществляется последовательностью команд 0x82 0x10 0xF1 0x21 0x01 0xA5. В ответ ЭБУ присылает 79 байт начинающихся с последовательности 0x80 0xF1 0x10 0x4A 0x61 0x01 после которой следует массив диагностической информации. Некоторые значения соответствующих данных приведены в файле анализ.xls. Настроив на ПК связку виртуальных COM портов и подключив один к гипертерминалу, а второй к программе диагностики были выявлены конкретные байты передающие диагностическую информацию и порядок преобразования их в физические величины. Если сравнить их с приведенных описанием на протокол KWP2000, то видно множество отличий, что при одинаковости управляющих команд говорит о том, что протокол обмена с Bosch 7.9.7+ является некой надстройкой над KWP2000. Из статьи видно, что указанный выше документ подходит под ЭБУ типа Январь 5 и Январь 7.2+.
Запрос ошибок выполняется последовательностью команд 0x84 0x10 0xF1 0x18 0x00 0xFF 0x00 0x9C
Ответом на запрос в случае отсутствия ошибок, является последовательность 0x82 0xF1 0x10 0x58 0x00 0xDB.
Сброс ошибок выполняется последовательностью 0x83 0x10 0xF1 0x14 0xFF 0x00 0x97

На чем проверялся БК. Точно работает на ЭБУ типа Bosch 7.9.7+ евро 2 на машине Нива 2131. Больше нигде не проверялась, так как нет в наличии других машин.

Скачать печатные платы в формате Sprint-Layout, проект в IAR и др. файлы к проекту вы можете по ссылке ниже

Автор: Трухов Виктор Павлович (tvilsa)

Бортовой компьютер для эбу bosch 7.9.7+ на msp430

Модуль Bosch M 7 . 9 . 7 /+ входит в базовый комплект программатора Combiloader.

Для программирования данного типа ЭБУ необходима доработка, см. разделы Доработка ЭБУ

Окно программы содержит следующие вкладки:

Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:

чтение Flash из контроллера во внутренний буфер программы
запись Flash из внутреннего буфера программы в контроллер
очистка Flash – памяти контроллера
очистка внутреннего буфера программы

Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.


Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:

чтение Eeprom из контроллера во внутренний буфер программы
запись Eeprom из внутреннего буфера программы в контроллер
очистка Eeprom контроллера
очистка внутреннего буфера программы

Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.

На этой вкладке можно выбрать параметры соединения (скорость обмена с ЭБУ). В том случае, если связь с ЭБУ прерывается, попробуйте работать на более низкой скорости.

Программирование без доработки контроллера.

Для программирования без доработки контроллера необходимо выполнение следующих условий:

  • версия по хост-адаптера не ниже 01 . 01 . 05 .
  • версия модуля не ниже 1 . 1 или встроенный модуль.
  • кабель контроллера соответствует необходимой конфигурации.
  • Отсутствие галочки в поле Общее действ.
  • Активная вкладка FLASH.

При соблюдении этих условий при нажатии кнопки Запись будет выведен запрос:

При положительном ответе Вы можете выбрать обновление области калибровочных данных FLASH на следующем запросе:

  • контроллеры Bos ch M 7 . 9 . 7 + не поддерживают частичное обновление FLASH, выбор будет проигнорирован.
  • в случае записи калибровок, не соответствующих типу прошивки, контроллер может перестать функционировать нормальным образом, но возм ожность записи в него полной прошивки останется.

Подключение ЭБУ на столе

Bosch M(E) 7 . 9 . 7 (М 7 . 9 . 7 +)

35 , 80 : Масса ЭБУ
13 : Отключаемое напряжение
12 : Неотключаемое напряжение
71 : К‑линия
43 : Разрешение программирования (используется только при наличии доп.резистора внутри ЭБУ, внешний резистор не требуется)
63 : Питание после главного реле (не исп.)

Сигнал разрешения программирования (зеленый провод универсального кабеля) необходимо подавать через резистор 4 . 2 кОм.. 6 . 8 кОм. Для разрешения программирования используется 104 контакт процессора .

Бортовые компьютеры на ВАЗ (Lada)


Задаетесь вопросом » Как подключить бортовой компьютер на ВАЗ? »

Наши консультанты знают ответ! Свяжитесь с нами и получите консультацию по подбору и по подключению БК на ваш автомобиль.

Внимание! В этом разделе Вы можете подобрать бортовой компьютер для автомобилей марки ВАЗ / Lada / Лада. Для этого выберите модель Вашего автомобиля из представленного ниже списка. Список поддерживаемых автомобилей не окончательный и постоянно пополняется.

Если Ваша машина отсутствует в списке это не означает, что на нее нельзя установить бортовой компьютер. Можете посмотреть универсальные БК (подходят на большинство инжекторных автомобилей). Для получения подробной консультации по совместимости с моделью Вашего авто обращайтесь по телефону: +7 (495) 975-94-53 | Viber, WhatsApp — 7 (919) 543-93-88 или напишите нам на e-mail: info@avtobortovik.ru (модель, год выпуска Вашего авто и объем двигателя).

Выберите соответствующую модель и Вам откроется список бортовых компьютеров совместимых с Вашим автомобилем.

Модель: Lada Granta (ВАЗ-2190, ВАЗ-2191, Sport)

Год выпуска: с 2011
Объем двигателя: 1.6
ЭБУ: M74
Протокол: M74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Лада Гранта (Granta)

Модель: Lada Kalina (ВАЗ 1117, 1118, 1119)

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.4 / 1.6
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Калину (Kalina)

Модель: Lada Kalina 2 (ВАЗ 2192, 2194, Cross, Sport)

Год выпуска: с 2013
Объем двигателя: 1.6
ЭБУ: M74
Протокол: M74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Калина 2 (Kalina 2)

Модель: Lada Largus (Ларгус, R-90, Cross, XV)

Год выпуска: с 2012
Объем двигателя: 1.6 (K7M, K4M, ВАЗ-11189)
ЭБУ: Siemens EMS3132 и др.
Протокол: Рено

Смотреть бортовые компьютеры на Ларгус (Largus)

Модель: Lada Priora (ВАЗ-2170, ВАЗ-2171, ВАЗ-2172, ВАЗ-21708)

Год выпуска: с 2007
Объем двигателя: 1.6, 1.8
ЭБУ: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Приору (Priora)

Модель: Lada Priora-2 (Приора 2)

Год выпуска: с 2016
Объем двигателя: 1.6, 1.8
ЭБУ: M74
Протокол: М74CAN

Смотреть бортовые компьютеры на Приора 2 (Priora 2)

Модель: Lada Vesta

Год выпуска: с 2015
Объем двигателя: 1.6, 1.8 (21129, 21179, HR16DE)
ЭБУ: М86 Итэлма
Протокол: М86

Смотреть бортовые компьютеры на Ладу Весту (Vesta)

Модель: Lada XRAY

Год выпуска: с 2016
Объем двигателя: 1.6, 1.8 (21129, 21179, HR16)
ЭБУ: Siemens EMS3125
Протокол: EMS3125

Смотреть бортовые компьютеры на Икс рей (XRAY)

Модель: ВАЗ 2115

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2115

Модель: ВАЗ 2114

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Читайте также  Терморегулятор на pic

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2114

Модель: ВАЗ 2113

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2113

Модель: ВАЗ 2112

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2112

Модель: ВАЗ 2111

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2111

Модель: ВАЗ 2110

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75
Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2110

Модель: ВАЗ 2109

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2109

Модель: ВАЗ 21099

Год выпуска: с 2001
Объем двигателя: 1.5 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 21099

Модель: ВАЗ 2107i

Год выпуска: с 2006
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2107

Модель: ВАЗ 2104i

Год выпуска: с 2006
Объем двигателя: 1.5 / 1.6 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на ВАЗ 2104

Модель: ВАЗ 21214 / 21213 Нива Тайга

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.7 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Нива 21214 (Тайга)

Модель: ВАЗ 2131 / 2129 Нива Кедр

Год выпуска: с 2004
Объем двигателя: 1.7 (инжектор)
Протокол: Январь, Bosch, Автел, Ителма, М73, М74, М74 CAN, М75

Смотреть бортовые компьютеры на Нива 2131 (Кедр)

Поддерживаются все известные автомобили ВАЗ (Lada) с установленными ЭБУ:

  • — Январь 5.1
  • — Bosch 1.5.4 (N)
  • — VS 5.1 Ителма
  • — Январь 7.2
  • — Январь 7.2+ Евро 3
  • — Bosch MP 7.0
  • — Bosch 7.9.7 (+) (в т.ч. Евро 3)
  • — М73
  • — М86
  • — Итэлма М74
  • — Bosch ME17.9.7
  • — Итэлма М74 CAN
  • — Итэлма М75
  • — EMS3132
  • — EMS3125

Не нашли свой автомобиль? Можете посмотреть универсальные БК (подходят на большинство инжекторных автомобилей). Или свяжитесь с нами для консультации по телефону: +7 (495) 975-94-53 | Viber, WhatsApp — 7 (919) 543-93-88 или напишите нам на e-mail: info@avtobortovik.ru

Все модели автомобилей ВАЗ:

112 Купе, 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2120 Надежда, 2123, 2129, 2131, 2154 Сталкер, 2328, 2329, 4×4 3D, 4×4 5D, Largus, Largus Cross, Largus Фургон, Natasha, Revolution, Riva, Samara Fun, Vesta, XRAY, Гранта, Гранта лифтбек, Гранта Спорт, Калина NFR, Калина Кросс, Калина седан, Калина Спорт, Калина универсал, Калина хэтчбек, Ока, Приора Купе, Приора седан, Приора универсал, Приора хэтчбек, Тарзан, Челнок

CombiLoader — Bosch M(E)7.9.7 (OBDII)

Bosch M(E)7.9.7 (OBDII)

Модуль предназначен для записи FLASH-памяти ЭБУ Bosch MSE3.0, M7.8, M7.9.7, M7.9.7.1(M7.9.7+), ME7.9.7 и ME7.9.7.1 через диагностический разъём.

Модуль существует в двух версиях:
· работающий через адаптер Загрузчика, использующий К-линию для обмена с ЭБУ
· работающий через интерфейс J2534, использующий К-линию или шину CAN для обмена с ЭБУ. При этом К-линия должна быть подключена к адаптеру J2534.

В остальном функциональность модулей идентична.

· для работы с ЭБУ, снятого с автомобиля, произведите соединения в соответствии с типом ЭБУ
· для работы с ЭБУ а/м ВАЗ необходимо подключение непосредственно к разъему ЭБУ. При этом нажмите кнопку Shift до нажатия кнопки «Запись» и удерживайте ее до начала установки связи с ЭБУ.
· для чтения FLASH-памяти ЭБУ или работой с EEPROM воспользуйтесь модулем «BSL режим C16x» или «BSL режим ST10F27x» в зависимости от типа установленного процессора.
· работа с ЭБУ Bosch M7.8 имеет некоторые особенности, описанные ниже.
· при работе с модулем (J2534) К-линия должна быть подключена к адаптеру J2534. При этом допускается объединение с К-линией адаптера Загрузчика.

Параметры соединения:
· Скорость обмена – выбор скорости обмена с ЭБУ.

Дополнительные функции:
· Идентификация ЭБУ – позволяет запросить идентификационные данные ЭБУ.
· Инициализация ЭБУ – выполняет инициализацию ЭБУ после перезаписи.
· Получить информацию о защите – (только для ЭБУ Bosch M7.8) считывает из ЭБУ текущее состояние защиты и оставшееся число отключений. В зависимости от типа ЭБУ возможно необходимо подключить контакты CAN от J2534-совместимого устройства.
· Отключить защиту – (только для ЭБУ Bosch M7.8) отключает защиту процессора. В зависимости от типа ЭБУ возможно необходимо подключить контакты CAN от J2534-совместимого устройства.
· Изменить флаг автозащиты – (только для ЭБУ Bosch M7.8) изменяет состояние флага автозащиты у загруженной в буфер прошивки перед записью её в ЭБУ.

Обратите внимание:

Работа с ЭБУ Bosch M7.8 имеет некоторые особенности:

При запуске ЭБУ внутренняя программа анализирует флаг автозащиты и, в случае необходимости, устанавливает защиту на процессор, делая невозможным работу с ЭБУ через BSL-режим.

При перезаписи ЭБУ внутренняя программа отключает защиту (для обеспечения безопасности процесса) и включает её снова в случае, если вновь записанная программа имеет соответствующий флаг.

Таким образом, каждая перезапись ЭБУ расходует одну возможность снятия защиты (у используемого в ЭБУ процессора ST10F275 таких возможностей 16).

Для обеспечения возможности многократной перезаписи ЭБУ достаточно в записываемой прошивке отключить флаг автозащиты, используя соответствующую кнопку на вкладке «Дополнительно». После записи такой прошивки ЭБУ уже не установит защиту и следующая перезапись не будет уменьшать счётчик отключений защиты.

Для отключения активной защиты необходимо воспользоваться соответствующей кнопкой на вкладке «Дополнительно». Это операция должна быть произведена на столе, произведя соответствующие подключения. Сразу после отключения защиты необходимо перевести ЭБУ в BSL-режим и не ранее чем через 1 минуту произвести чтение-запись с помощью модуля BSL режим ST10F27x. При этом целесообразно не только прочитать ЭБУ, но и сразу записать его прошивкой с отключенным флагом автозащиты, чтобы предотвратить последующее включение защиты после включения ЭБУ.

Для ручного изменения состояния флага автозащиты измените в прошивке байт по адресу BFFFDh: 88h – автозащита активна, любое другое значение — автозащита не активна. После изменений в прошивке не забывайте пересчитывать КС.

Для отключения проверки совместимости типа ЭБУ при операциях получения информации о защите или снятии защиты, нажмите клавишу Alt до нажатия кнопки Получить информацию о защите или Отключить защиту и удерживайте ее до окончания процесса соединения.

Если при попытке чтения ЭБУ модулем BSL режим ST10F27x вы определяете процессор как закрытый, а функция Получить информацию о защите не даёт информации, попробуйте выполнить функцию Отключить защиту.

Перед записью ЭБУ обращайте внимание на состояние Виртуального EEPROM. Если модуль определил его наличие, запись прошивки с данными в нём от стороннего автомобиля может привести к необходимости переобучения иммобилизатора. Для исключения этого рекомендуется перед записью в прошивке заполнить область 18000h-1FFFFh значением FFh.

Как чипануть ЭБУ Bosch 7.9.7+ и взаимозаменяемость с блоком Январь 7.2

Электронный блок управления Bosch

Судя по его маркировке 21126-1411020 и судя по наименованию заводской прошивки B174DR04 можно определить, что это блок управления Bosch 7.9.7 с плюсом. Есть еще просто Bosch 7.9.7 без плюса. Так вот прошивки для двух этих блоков не взаимозаменяемы. Для Bosch 7.9.7 с плюсом идет своя прошивка, а для Bosch 7.9.7 без плюса своя. Блок имеет 81 контакт также, как и Январь 7.2. Блок, очень распространенный. Устанавливался на автомобилях вплоть до 2008-2009 годов выпуска. Это все семейства ВАЗ, Самара, 2110, Приора, Калина и Нива. При разборке этого блока в глаза бросается плата, на которой аккуратно расположены элементы. Этот блок Bosch 7.9.7 с плюсом поддерживает нормы токсичности Евро-3, т.е. системы на которых присутствуют два датчика кислорода. Январь 7.2 в отличии от этого Bosch 7.9.7 поддерживает нормы токсичности Евро-2, т.е. системы на которых присутствует только один датчик кислорода. Кроме того, если рассматривать главные отличия аппаратной части этого блока от Январь 7.2, то на этом блоке флеш память и процессор – это одна микросхема. При выходе флеш памяти или процессора при выходе на этом блоке придется полностью менять весь процессор, а на Январь 7.2 процессор и флешка — это две отдельные микросхемы, т.е. там при выходе из строя флеш памяти просто меняем микросхему флеш памяти, а если вышел из строя процессор меняем микросхему процессора.

Читайте также  Подключение геймпада от sega mega drive 2 к pc

На блоке присутствует 4 ключа зажигания. Это означает, что этот блок предназначен для 16-клапанных двигателей. Один ключ зажигания обрабатывает свою индивидуальную катушку зажигания. К тому же этот блок Bosch 7.9.7+ имеет более мощный процессор как раз для того, чтобы он смог обрабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Процессор Январь 7.2 итак уже загружены по 100%, и он бы не смог вырабатывать сигнал с двух датчиков кислорода. Поэтому на мой взгляд переход ВАЗов с Январь 7.2 на Bosch 7.9.7+ этим и обуславливается чтобы этот блок обрабатывал сигналы с двух датчиков кислорода. Ужесточение норм токсичности требует переход на более современные и мощные блоки управления. Для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ недостаточно собрать кабель и подключиться к ножкам электронного блока через k-lineадаптер. Нужно на самой плате блока, конкретно если рассматривать блок Bosch 7.9.7+ нужно резистор на этой плате нужно выпаять из одного места и припаять к другому месту. И только после этого запустить программу прошивальщика и блок при перепрошивке выйдет на связь. Если этого не сделать, то блок просто на связь не выйдет.

Схема перепрошивки Bosch 7.9.7+ точно такая же как для Январь 7.2. Разница в том, что на Январь 7.2. на 43-ю ногу электронного блока идет + через резистор 4,7 кОм. А для того, чтобы перепрошить блок Bosch 7.9.7+ провод, идущий на 43-ю ногу с электронного блока с + перенесем на — . Сейчас на 43-ю ногу электронного блока идет – и удалим резистор. Т.е. – должен идти напрямую от источника питания на 43-ю ногу электронного блока. Для прошивки использую БМ-9513, а в качестве источника питания используем прикуриватель. Программа ChipLoaderзапущена. K-lineадаптер висит на сом4. В самой программе также указываем сом4. Переходим во вкладку Bosch 7.9.7+, имитируем включение зажигания, т.е. подаем + на 13 ногу электронного блока и нажимаем «установить связь». Программа считала прошивку, и мы можем ее сохранить. Теперь ее открываем. Выключаем + на 13-ю ногу блока. Снова включаем, устанавливаем связь и записываем прошивку в память электронного блока. Запись прошивки в блок закончена. После перепрошивки блока резистор, который мы перепаяли для перепрошивки блока нужно выпаять и перепрошить на то место, где он стоял изначально иначе автомобиль просто не заведется. А если нам блок перепрошивать нужно несколько раз, то чтобы постоянно не возиться с перепайкой резисторов можно резистор который мы перепаиваем в другое место можно оставить на том же месте, пойти в магазин и купить точно такой же резистор и соорудить выключатель и перепаять. Когда мы хотим этот блок перепрошить мы с помощью выключателя связь между двумя контактами разрываем и перепрошиваем блок. После перепрошивки для того, чтобы автомобиль завелся на этом блоке мы включаем выключатель для того, чтобы связь между двумя этими контактами была. Этот выключатель мы можем вывести куда-нибудь на корпус этого блока, чтобы постоянно блок не разбирать и не возиться с перепайкой резисторов. На блоке Bosch 7.9.7+ вы не сможете грамотно откалибровать прошивку в режиме онлайн при тюнинге двигателя. Поэтому если вы хотите тюнинга, то переходите на блок Январь 7.2.

Как программировать Bosch ME7.9.7 автомобилей Chery.

Как программировать Bosch ME7.9.7 автомобилей Chery.

Chery Automobile Co,.Ltd была основана в 1997 году в городе Уху, провинция Аньхуэй. Специализацией компании является производство и сборка автомобилей, а также комплектующих к ним. Chery обладает производственными линиями полного цикла. В распоряжении компании проектно-исследовательские центры, задействованные в разработке и производстве кузовов, двигателей, трансмиссии и других комплектующих. Производственные мощности позволяют производить 400 000 единиц кузовов и 300,000 трансмиссий в год. Компания занимает первое место по экспорту среди производителей автомобилей Китая.

В 2005 году было запущенно производство нового поколения двигателей ACTECO, которые разработаны совместно с австрийской компанией AVL. Кроме того, Chery производит целый ряд двигателей с объемом от 0.8L до 4.0L-V8. Производство включает в себя бензиновые и дизельные, рядные и V-образные типы. Системы электронного впрыска топлива на большинстве моделей фирмы начиная с 2005 года управляются электронными блоками фирмы Bosch ME7.9.7.

Как программировать Bosch ME7.9.7 автомобилей Chery на сегодняшний момент аппаратная реализация ЭБУ встречается двух видов:

1. Принципиально ЭБУ построен на базе шестнадцати разрядного процессора С167хх фирмы Infineon он работаюет в паре с FLASH AM29F800BB.
2. Принципиально ЭБУ построен на базе шестнадцати разрядного процессора ST10Fхх использующего внутреннюю FLASH-Память процессора.

В машинах электронный блок управления почти всегда располагается за «бардачком».

Правильный размер прошивки для данного ЭБУ размером 1МБ (1 048 576 байт)

Программирование ЭБУ Bosch ME7.9.7

На сегодня имеется два загрузчика позволяющие в режиме флешера, т.е. через диагностическую колодку, перепрограммировать данный тип ЭБУ.

2. OpenBox 3.15.хх от ROY

Программаторы:

На сегодня имеются два загрузчика, позволяющие работать с FLASH-памятью данного ЭБУ на «столе» через BSL-режим.

2. ChipLoader 2.хх производства CHIPSOFT

Суть способа состоит в переводе процессора ЭБУ в режим «BootMode» и использование внутреннего загрузчика процессора самого программируемого ЭБУ.

Для перевода в этот режим необходимо:

ДЛЯ ЭБУ НА БАЗЕ С167

Способ 1: до подключения питания ЭБУ подать (-12В) через резистор 4.7кОм – 10кОм на 104 ногу процессора или 24 ногу FLASH-памяти.

Способ 2: впаять 2 SMD резистора номиналом порядка 6.0кОм-6.8 кОм как показано на рисунке.

Для блока на базе ST10

Подключение к блоку.

51,53 контакт ЭБУ — Масса

71 контакт ЭБУ — К-Лайн

13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)

12 контакт ЭБУ — Неотключаемое питание (+12В)

43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования (Масса)

44,63 контакт ЭБУ — Питание после главного реле (+12В)

Идентификация прогромного обеспечения

Вот так выглядит наклейка – стикер на самом ЭБУ, в принципе этого достаточно для идентификации ПО записанного в блок. Мы видим 2 основных идентификационных номера блока:

1. Классификация блока фирмой BOSCH

2. Классификация блока производителем автомобиля

ГДЕ:
В14 – марка автомобиля, в данном случае Cross Easter
3605010 – код софта
FA — код калибровок.
Если первый вариант классификации (BOSCH) прописан во всех программных кодах ПО, то код производителя в некоторых по каким-то ведомым только производителю причинам отсутствует.

Поэтому оптимальным для идентификации ПО кодом на сегодня считается код BOSCH.

Во избежание потери информации о ключах иммобилайзером автомобиля при репрограмминге блока не «трогайте» eeprom-память ЭБУ, в которой эта информация хранится. Для прописки ключей понадобится LAUNCH X-431 и знание логина для доступа к этой процедуре.

Автомобилей с электронным блоком управления Bosch ME7.9.7: Chery CrossEastar В14, Chery Elara A21, Chery Jaggi S21, Chery Kimo A1, Chery QQ S11, Chery Tiggo T11, Vortex Estina (Chery For a).

Данный мануал можно скачать по ссылке: