Остронаправленный высокочувствительный микрофон

Особенности направленных микрофонов

  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Популярные модели
  4. Как выбрать?
  5. Как сделать своими руками?

Направленные микрофоны позволяют передавать звук очень четко, даже если его источник находится на определенном расстоянии. Выбирают такие модели все чаще не только профессионалы, но и обычные люди.

Что это такое?

Главное назначение такого устройства – прослушивание или запись разговора на определенной дистанции. Большая часть таких моделей работает очень качественно, если расстояние не превышает 100 метров. Что касается профессиональных направленных микрофонов, то они способны работать и на значительно больших расстояниях. Их главным отличием считается достаточно высокая чувствительность.

При этом звуковой сигнал, который идет с большого расстояния, должен быть гораздо сильнее электромагнитных помех самого микрофона.

Если говорить о направленных микрофонах, то их все можно разделить на несколько категорий. Прежде всего, они отличаются друг от друга по технологическим особенностям. Они могут быть лазерными, динамическими, кардиоидными, оптическими или конденсаторными.

Что касается направленности, то здесь вариантов также очень много. Самой популярной диаграммой считается лепестковая. Она практически не улавливает звуковых сигналов с любых других направлений. Такие устройства имеют совсем небольшие и узкие лепестки. По этой причине их еще называют микрофонами узконаправленного действия. Существует еще одно название таких устройств – их называют остронаправленными.

Так как зона чувствительности у них очень узкая, то и используют их на телевидении или на стадионах, чтобы звук, который передается, был чистым.

Всенаправленные

Если рассматривать данный вид микрофонов, то все устройства имеют одинаковую чувствительность со всех сторон. Чаще всего их используют для записи всех существующих звуков, которые есть в помещении. В некоторых случаях всенаправленные микрофоны применяются для записи хора или оркестра.

Также можно использовать данные модели для записи голоса спикеров, которые находятся в разных углах помещения. Для «живых» выступлений артистов специалисты не рекомендуют применять широконаправленные модели, ведь в этом случае будут слышны все окружающие звуки.

Односторонние

Данные микрофоны можно разделить на кардиоидные (однонаправленные устройства) и суперкардиоидные.

  • Кардиодные. Суть их работы заключается в том, чтобы передавать звук, идущий только с одной стороны. Такие микрофоны позволяют записывать чистый звук.
  • Суперкардиодные. У таких моделей направленность диаграммы еще уже, чем у предыдущего варианта. Используются такие устройства также для записи отдельных голосов или инструментов.

Двусторонние

Такие модели многие называют широконаправленными. Достаточно часто такие устройства используются для того, чтобы сделать запись двух разговаривающих людей, которые находятся друг напротив друга. Применяют такие микрофоны чаще всего в студиях, где идет запись 1-2 голосов или же одного голоса при одновременной игре на музыкальном инструменте.

Популярные модели

Существует большое количество производителей, которые занимаются изготовлением направленных микрофонов. Среди них стоит отметить несколько самых популярных моделей.

Yukon

Данный электроакустический профессиональный прибор считается одним из лучших. Он предназначается для записи, а также прослушивания аудиосигналов с объектов, которые находятся на расстоянии, в пределах 100 метров, к тому же на открытой местности. Конденсаторный прибор достаточно чувствительный. Микрофон от других отличается небольшим размером, так как имеет съемную антенну. В наличии есть ветрозащита, что позволяет использовать его на улице.

Относится данное устройство к суперкардиоидному виду. То есть посторонние звуки такой микрофон не воспринимает. Включить или выключить эту модель можно при помощи кнопочной системы. Таким же образом происходит и регулировка звукового сигнала.

Что касается автономного питания, то оно может обеспечить бесперебойную работу микрофона в течение 300 часов.

Устройство имеет специальный узел крепления, предназначающийся для установки микрофона на планку Weaver. Что касается конструктивных характеристик направленного микрофона Yukon, то они следующие:

  • усиление звукового сигнала равно 0,66 децибелам;
  • диапазон частот находится в пределах 500 герц;
  • чувствительность микрофона равна 20 мВ/Па;
  • уровень звукового сигнала равен 20 децибелам;
  • весит устройство всего 100 граммов.

Boya BY-PVM1000L

Такой вид направленного микрофона-пушки предназначается для работы с DSLR или видеокамерами, а также с портативными рекордерами. Чтобы немного сузить направленность микрофона, производители, которые занимаются их выпуском, увеличили длину устройства. По этой причине в зоне захвата достаточно высокая восприимчивость звука. Однако за ее пределами посторонние звуки микрофон совершенно не воспринимает.

Корпус такой модели сделан из прочного алюминия. Зарядить такое устройство можно через XLR-разъем или использовать стандартные батарейки. В комплекте есть ветрозащита «хомяк», а также антивибрационное крепление. Чаще всего такие устройства покупают для работы на съемочных площадках или для профессиональных записей в театрах.

Что касается технических характеристик таких направленных микрофонов, то они следующие:

  • тип устройства – конденсаторный;
  • диапазон частот равен 30 герцам;
  • чувствительность находится в пределах 33 децибелов;
  • работает от 2-х батареек ААА;
  • подключить можно через XLR-разъем;
  • весит устройство всего 146 граммов;
  • длина модели равна 38 сантиметров.

Rode NT-USB

Данная высококачественная модель имеет конденсаторный преобразователь, а также кардиодную диаграмму направленности. Чаще всего такие микрофоны покупают для работы на сцене. Технические характеристики этого микрофона следующие:

  • диапазон частот равен 20 герцам;
  • есть USB-разъем;
  • вес равен 520 граммам.

Как выбрать?

Чтобы сделать правильный выбор, потребуется следовать некоторым правилам. Прежде всего, надо определиться с основными предназначениями микрофона. И только после этого нужно обратить свое внимание на технические характеристики. Если устройство покупается только для пения в караоке, то четкость передачи звукового сигнала обязательно должна быть высокой. А вот для записи в студии подойдет микрофон высокой чувствительности. Тем, кто приобретает устройство для работы на открытой площадке, надо подбирать модель, которая имеет защиту от ветра.

В том случае, когда покупка делается для определенного инструмента, диапазон частот должен быть узконаправленным. Музыкантам стоит выбирать микрофоны, которые лучше всего подходят для работы с их инструментом. Немаловажным является и внешний вид устройства.

Также надо обратить внимание на наличие дополнительных устройств, которые есть в комплекте. Они сделают качество звука лучше.

Как сделать своими руками?

Не каждый человек может приобрести качественный направленный микрофон, ведь в некоторых случаях цена на изделия достаточно высокая. В этом случае в домашних условиях можно смастерить самодельный микрофон. Такой вариант подойдет например, блогерам, которые записывают видео с охоты, туристических поездок или прогулок. Чтобы это сделать, достаточно приобрести следующие комплектующие:

  • самый простой и недорогой электретный микрофон;
  • конденсатор дисковый, рассчитанный на 100 пФ;
  • 2 небольших резистора на 1 кОм;
  • транзистор;
  • 1 штекер;
  • 2-3 метра провода;
  • корпус, можно использовать тубус из старой туши;
  • конденсатор.

Такой набор обойдется «мастеру» совсем дешево. Когда все комплектующие будут в наличии, можно приступать к самой сборке. К приобретенному мини-микрофону необходимо подсоединить в определенной последовательности все необходимое. После этого надо убедиться в работоспособности схемы. Убедившись, что все в порядке, надо промыть тубус туши и использовать его в качестве корпуса. Внизу нужно просверлить отверстие для провода и аккуратно протянуть его. После этого провод можно присоединить к собранной модели микрофона и попробовать его в действии.

В итоге можно сказать, что направленные микрофоны можно использовать совершенно в разных направлениях деятельности. Ведь производители выпускают для этого разнообразные по техническим характеристикам модели. Если же человек имеет способности делать все своими руками, то изготовить микрофон можно самостоятельно.

В следующем видео вас ждут обзор и тест бюджетного направленного микрофона-пушки Takstar SGC-598.

Остронаправленный высокочувствительный микрофон

Когда-то давно я сделал остронаправленный высокочувствительный микрофон и выложил результаты его испытаний в интернете. С тех пор прошло уже много лет, но мне по-прежнему приходят запросы на приобретение этого изделия. В абсолютном большинстве случаев желающие приобрести имеют представление об этом изделии из художественных кинофильмов, обычно детективных. Поэтому, как только я высылал им фото, их интерес к нему пропадал. Для тех, кому действительно интересно такое устройство я решил написать эту статью, в которой кратко рассказать о том, как сделать его своими руками.


Рис. 1

Структурно изделие состоит из параболического отражателя, приемного устройства, расположенного в его фокусе, НЧ усилителя, наушников и автономного блока питания. Все устройство закреплено на подвеске, позволяющей плавно поворачивать его в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Чтобы представлять назначение каждого блока устройства напомню немного теории.

Пусть на параболический отражатель падает поток звуковых волн. Если источник звука достаточно далек, то звуковой поток можно представить в виде потока параллельных векторов. Падая на поверхность вектора отражаются в область фокуса (см. рис.2). Согласно волновой теории диаметр этой зоны d не может быть меньше длины волны падающего на отражатель звука. То есть, d ≥ λ, где λ = c/f. Здесь c – скорость звука, f – его частота. Будем считать, что форма параболического отражателя идеальна, а потому d = λ. Отсюда следует первая важнейшая характеристика устройства, его коэффициент усиления параболического отражателя: Kp = (D/d)2

Смысл данного соотношения очень прост. Звуковой поток падает на поверхность параболоида S = πD2/4. Параболоид концентрирует энергию потока в фокусе на поверхность приемного устройства площадью s = πd2/4. В результате на этой поверхности плотность энергии звукового потока возрастает в Kp = S/s = (D/d)2 раз. На фото диаметр параболического отражателя D = 90 см. Для волны λ = 15 см (f = 2000 гц.) получим Kp = (90/15)2 = 36.


Рис. 2

Второй важнейшей характеристикой устройства является его острота направленности. Этот параметр важен потому, что необходимо не просто усилить звуковой сигнал, а усилить полезный сигнал. Для этого необходимо с помощью диаграммы направленности «вырезать» его из общего звукового потока. Величину диаграммы направленности параболического отражателя можно вычислить так. Поворачивая параболоид (см. рис. 3) можно повернуть его на такой угол α, что область концентрации звукового потока выйдет за пределы приемного устройства. Поскольку размеры приемного устройства ограничены длиной волны принимаемого звука λ, то угол диаграммы направленности в первом приближении можно выразить так:
α = arctg(λ/F).

В устройстве, показанном на фото, параболический отражатель имеет фокусное расстояние F = 36 см. Отсюда, для λ = 15 см острота направленности устройства будет равна 22 градуса. Это достаточно малый угол. По этой причине параболический отражатель с приемным устройством установлены на подвеске (см.фото рис.1) которая позволяет плавно его поворачивать. Без этой подвески работать с устройством крайне затруднительно. К этому следует добавить, что в соотношения как коэффициента усиления (1), так и остроты направленности (2) входит длина волны λ. По мере ее уменьшения растут как коэффициент усиления, так и острота направленности. Это хорошо заметно при прослушивании акустического горизонта. Лучше всего слышны звуки высокой частоты: на природе крики птиц, в жилом районе звон посуды из открытых окон и форточек.

Читайте также  Переделка старых блоков питания компьютера ат в атх


Рис. 3

Что касается приемного устройства, которое находится в фокусе параболоида (см. рис. 4). Основной частью устройства является кронштейн. В его центральной части есть отверстие. С одной стороны в нем закреплен конденсаторный микрофон, а с другой в него входит с небольшим зазором поршень из пенопласта, который приклеен к мембране. Сама мембрана вклеена в кронштейн. Кронштейн имеет окна, которые соединяют объем, ограниченный мембраной с объемом корпуса. Для увеличения акустического объема корпуса он заполнен синтепоном или иным волокнистым материалом.

Устройство помещено в фокусе параболического отражателя и работает следующим образом. Поток звуковых волн, отраженный параболическим отражателем падает на мембрану и заставляет ее колебаться. Из теории мембран следует, что под действием давления (звуковой волны) мембрана изгибается по форме параболоида четвертой степени. То есть под действием звуковых волн перемещается преимущественно центральная область мембраны. А это значит, что мембрана концентрирует энергию падающей звуковой волны в колебания своей центральной зоны. В результате поршень, который вклеен в центральную часть мембраны, будет возбуждать в объеме между ним и микрофоном колебания с амплитудой существенно превышающей амплитуду падающей на мембрану звуковой волны. Коэффициент усиления мембраны можно оценить так:
Km = (Dm/dk)2

Величину dk, т.е. размер зоны концентрации деформаций мембраны в первом приближении ее можно принять равной dk ≈ 0,2 Dm. Отсюда коэффициент усиления мембраны (для Dm = 15 см) будет равен: Km ≈ 25. Тогда общий акустический коэффициент усиления устройства будет равен: K = Kp Km = 36 x 25 = 900.

Некоторые практические советы по изготовлению остронаправленного высокочувствительного микрофона.


Рис. 4

1. Параболический отражатель

В своем устройстве в качестве отражателя я использовал прямофокусный отражатель спутниковой антенны с параметрами: D = 900 мм, F = 360 мм, F/D = 0.4. Материал отражателя – алюминиевый лист толщиной 1 мм. Подвеска (устройство поворота отражателя в двух плоскостях) стандартная от спутниковой антенны. Стойка с треногой самодельная.
Сейчас прямофокусных спутниковых «тарелок», тем более алюминиевых нет. Их вытеснили стальные офсетные. В принципе это не столь существенно. Неудобство состоит лишь в том, что стальная тарелка существенно тяжелее алюминиевой, а из-за офсетной формы, вектор ее диаграммы направленности не столь наглядный как у прямофокусной. Спутниковую тарелку можно купить как в специализированных фирмах, так и на радиорынке. Весте с «тарелкой» следует купить и ее подвеску, включая подвеску конвертора. То есть следует купить спутниковую антенну, но без электроники (конвертора и тюнера). Использовать для изготовления микрофона «тарелку» диаметром менее 900 мм нет смысла.

2. Приемное устройство

В качестве корпуса приемного устройства можно использовать любой цилиндрический контейнер подходящего (D ≈ 150 мм) размера. Например, можно использовать кружку из нержавеющей стали. Сейчас таких продают много.
Внутри корпуса размещается микрофонный НЧ усилитель. Я не электронщик, а потому использовал готовую схему усилителя и набор деталей КИТ ее реализующий. В качестве микрофона использовал конденсаторный микрофон диаметром около 1 см. Вопросы согласования характеристик микрофона и НЧ усилителя выяснял у продавцов наборов КИТ.
Выход усилителя и подвод к нему питания выведены на пятипиновый разъем, врезанный в корпус приемного устройства (см. фото).

Кронштейн (см. рис.3) выточен из пластика (я вытачивал из текстолита). Я не привожу его конкретные размеры. Достаточно задаться его внешним диаметром (у меня 150 мм) и диаметром микрофона (около 10 мм). Остальные размеры достаточно произвольные. Их соотношение можно взять, например, из приведенного рисунка 4.

Окна кронштейна (3 секторных окна) я высверлил, края обработал напильником. Затем подобрал тонкостенную металлическую трубку длиной миллиметров 50…100, с наружным диаметром, равным диаметру микрофона. После просверлил в кронштейне отверстие диаметров, равным наружному диаметру этой трубки. Край трубки заточил так, что получил из нее высечку. За тем подготовил пластину из пенопласта толщиной 5…7 мм. Вращая высечку, вырезал с ее помощью из пенопластовой пластины поршень. Поршень оставил в трубке.

После этих подготовительных работ можно вклеивать мембрану. Из папиросной либо иной тонкой бумаги вырезаем круг, равный диаметру кронштейна. Вклеиваем его в кронштейн с помощью водостойкого клея (резиновый клей, клей 88, «Момент» (каучуковый) и др.) После того как клей высох смачиваем (например ватным тампоном) вклеенную мембрану водой и даем ей высохнуть. После высыхания мембрана туго натянется. После этого в мембрану можно вклеить пенопластовый поршень, который находится в металлической трубке. Для этого выступающий из трубки торец поршня смазываем водостойким клеем. Но не «Моментом», он интенсивно растворяет пенопласт. Резиновый или 88 – ой. Кладем кронштейн на плоскую поверхность мембраной вниз и в центральное отверстие вводим трубку с поршнем. Не вынимая трубки, выталкиваем из нее поршень до соприкосновения с мембраной. За тем, прижимая поршень к мембране, осторожно вынимаем трубку из отверстия кронштейна. Все поршень вклеен. Спрашивается, зачем все эти сложности. За тем, чтобы поршень был установлен в отверстии кронштейна с минимальным зазором и строго коаксиально.

После вклейки поршня с другой стороны отверстия закрепляем микрофон. Например, подматываем на его боковую поверхность бумагу и плотно вставляем микрофон в отверстие. Соединение микрофона с платой НЧ усилителя желательно сделать разъемным. При проверке и настройке НЧ усилителя микрофон придется многократно отключать и подключать к плате усилителя. Кронштейн с вклеенной мембраной и микрофоном закрепляется в корпусе приемного устройства с помощью боковых винтов (саморезов). После того как НЧ усилитель настроен его плата закрепляется в корпусе приемного устройства, например с помощью термоклея. После этого корпус приемного устройства заполняется волокнистым материалом (синтепон, хлопковая вата и т.п. волокнистым материалом) и закрывается собранным кронштейном. Чтобы защитить бумажную мембрану от повреждения ее следует закрыть не очень толстой (8…10 мм) пластиной поролона (пенополиуритана). Поролон закрыть тонкой полиэтиленовой пленкой. Такая защита сколько ни будь существенно качество приема не снижает, но защищает мембрану от дождя и шума ветра.

3. Блок питания

Сейчас полно недорогих малогабаритных аккумуляторных батарей на основе которых можно сделать блок питания устройства. Кроме своего прямого назначения он используется также для коммутации. То есть аккумуляторная батарея размещается в корпусе, который используется для закрепления в нем следующий элементов. Выключатель питания, резистор управления уровнем сигнала с НЧ усилителя, пятипиновый разъем для подключения приемного устройства (на фото виден кабель, соединяющий разъем приемного устройства и блока питания). Кроме этого разъем для подключения наушников, и, при необходимости, записывающего устройства, которое содержит аналоговый вход.

После того как все блоки готовы устройство собирается в целом. Приемное устройство закрепляется вместо конвертора в фокусе спутниковой тарелки. С помощью штатной подвески тарелка устанавливается в подходящей треноге. Кабелем соединяем блок питания и приемное устройство. Подсоединяем наушники. Все, высокочувствительный остронаправленный микрофон готов к работе. Осталось только включить питание и начать прослушивать акустический горизонт.

Лучшие микрофоны-пушки для зеркальных и беззеркальных камер

Владельцы дорогих DSLR и беззеркалок обычно остаются довольны качеством фото и видео, однако записываемый звук положительных эмоций не вызывает. Встроенные микрофоны слишком тихие, шипят, а их параметры почти не регулируются.

Тем не менее, хороший микрофон – это обязательный атрибут для любой деятельности, которая предполагает запись звука. Купить внешний микрофон в наше время не проблема. Зато настоящая проблема – определиться с моделью.

Для записи чистого качественного аудио с одного направления необходим микрофон узконаправленного типа. К ним относятся так называемые микрофоны-пушки.

Как устроены микрофоны?

По принципу работы микрофоны делятся на две категории: конденсаторные и динамические. Они различаются не столько внешне, сколько по внутренним технологиям захвата звука.

В конденсаторных микрофонах в качестве преобразователя используется конденсаторный элемент с подвижной панелью, которая вибрирует под действием звуковой волны. Им требуется фантомное питание. Внутри динамического микрофона подвешена катушка. Ее колебания служат основой для записи звука.

У каждого вида есть свои сильные и слабые стороны. У динамических микрофонов обычно чувствительность выше, поэтому они используются для записи музыкальных инструментов, а конденсаторные больше годятся для вокальных записей.

Все ли микрофоны-пушки относятся к конденсаторным?

Как правило, да. Этот тип хорошо подходит для улавливания звука в широком диапазоне частот, благодаря чему запись получается насыщенной и разнообразной.

Для чего можно использовать микрофон-пушку?

Микрофон-пушка (дробовик) предназначен для подключения к фото/видеокамере. Его характеристики значительно лучше, чем у любого встроенного микрофона.

Родной микрофон камеры настроен на запись широкой сцены, при этом он захватывает все ненужные шумы, от которых не спасает даже постобработка дорожки. Микрофоны-пушки узконаправленные, они служат для записи звука из источника, который находится непосредственно перед ними. Так обычно записываются интервью и диктофонные заметки. Аудио в этом случае получается четким и без лишних призвуков.

RØDE VideoMic Pro

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: суперкардиоидная
  • Питание: батарейка 9 В
  • Чувствительность: -32 дБ
  • Коннектор:3,5 мм штекер

Цена: от 20 000 рублей

Частотный диапазон RØDE VideoMic Pro составляет 40 Гц – 20 кГц. Микрофон оснащается двухступенчатым фильтром верхних частот и трехступенчатой регулировкой усиления от -10 дБ до +20 дБ. Питание идет от батареи на 9 В. При использовании одноразового щелочного элемента питания можно рассчитывать на 70 часов записи. Перезаряжаемая батарея такой автономности не даст, но станет экономным решением в долгосрочной перспективе.

VideoMic Pro соответствует требованиям вещательного качества. Он крепится на «горячий башмак», также имеет резьбовое соединение 3/8” для держателя. В комплект поставки включен внешний амортизатор против шумов, вызванных резкими движениями.

Преимущества:

    Гарантия 10 лет при регистрации изделия. Большой частотный диапазон. Трехступенчатая регулировка усиления.

Недостатки:

    Нет встроенного аккумулятора.

RØDE VideoMic NTG

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: суперкардиоидная
  • Питание: встроенный Li-ion аккумулятор, 350 мАч
  • Чувствительность: -26 дБ
  • Коннектор:USB-C, 3,5 мм штекер

Цена: от 24 000 рублей

RØDE VideoMic NTG – накамерная пушка, сочетающая в себе удобство линейки VideoMic и звук вещательного качества NTG. Ее главный плюс в том, что она использует ту же технологию кольцевой линейной трубки, что и профессиональный микрофон NTG5. Изделие отличается портативностью и легким весом – 94 г.

Особое внимание производитель уделил долговечности: корпус этого узконаправленного микрофона изготовлен из авиационного алюминия. Универсальный 3,5 мм штекер позволяет использовать модель с фотоаппаратами и мобильными устройствами. Ориентировочная автономность около 30 часов, полная зарядка осуществляется через порт USB-C за 2 часа.

Преимущества:

    Можно использовать как портативный USB-микрофон для мобильной техники. Перезаряжаемый аккумулятор с хорошей автономностью. Профессиональные технологии захвата звука.
Читайте также  Как проверить проводку мультиметром на авто?

Недостатки:

    Высокая цена.

RØDE VideoMicro

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: кардиоидная
  • Питание: от камеры
  • Чувствительность: -33 дБ
  • Коннектор: 3,5 мм штекер

Цена: от 5 000 рублей

Данная модель представляет собой компактный микрофон-пушку с упором на мобильность и доступность. Эти качества достигаются за счет отсутствия батареи внутри корпуса: микрофон берет питание от подключенного устройства. По этой причине он больше подходит для коротких записей, чем для продолжительных сеансов (но при необходимости длительную работу микрофона и камеры обеспечит внешний аккумулятор).

Он весит всего 42 г и поставляется с ветрозащитой для работы на открытом воздухе. Внутренняя амортизация сводит к минимуму нежелательные вибрации и шорохи от кабелей. Поскольку производитель решил сделать акцент на внешней составляющей, не стоит ждать от RØDE VideoMicro студийного качества. Звук он пишет существенно лучше, чем любой встроенный микрофон в фотокамере или мобильном телефоне, но не более.

Преимущества:

    Ветрозащита в комплекте. Маленькие габариты и вес.

Недостатки:

    Невысокое качество звука по сравнению с другими внешними микрофонами. Нет встроенного аккумулятора.

Canon DM-E1

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: направленная
  • Питание: батарея типа CR2032
  • Чувствительность: -42 дБ
  • Коннектор: 3,5 мм штекер

Цена: от 24 550 рублей

Для большинства покупателей накамерный микрофон Canon DM-E1 – продукт недоступный, однако не упомянуть его в данной подборке было бы непростительно, ведь это не просто рядовой микрофон-пушка с непомерно задранным ценником. Он работает в трех режимах: дробовик с направленностью исключительно на источник звука (моно), угол покрытия 90 и 120 градусов (стерео). Переход от узкого режима к более широкому осуществляется одним нажатием кнопки.

Частотная характеристика 50 Гц – 16 кГц не совсем соответствует широкому диапазону премиальных изделий вроде VideoMic Pro Plus, хотя разница в качестве аудио несущественная. В комплекте с DM-E1 покупатель получает ветрозащитный экран и амортизирующее крепление. Для питания необходима кнопочная литиевая батарейка.

Преимущества:

    Три режима записи звука. Ветрозащита в комплекте.

Недостатки:

    Высокая цена.

TAKSTAR SGC-598

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: кардиоидная
  • Питание: батарейка типа АА
  • Чувствительность: -32 дБ
  • Коннектор: 3,5 мм штекер

Цена: от 2 500 рублей

Эта модель относится к недорогим и очень востребованным узконаправленным микрофонам. Приятно еще и то, что в комплект поставки включается ветрозащита и амортизация.

TAKSTAR SGC-598 предлагает частотную характеристику от 50 Гц до 16 кГц с усилителем на 10 дБ. Он берет питание от батарейки типа АА. Качество звука, конечно, не топовое, но учитывая его стоимость, найти что-то лучше будет непросто.

Преимущества:

    Приемлемое соотношение цена / звук. В комплекте есть полезные аксессуары.

Недостатки:

    Корпус из дешевого пластика. Неплотный контакт в «горячем башмаке».

Zoom F1-SP

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: суперкардиоидная
  • Питание: 2 батарейки типа ААА
  • Чувствительность: -39 дБ
  • Коннектор: 3,5 мм штекер

Цена: от 19 000 рублей

Внешний рекордер практически невозможно превзойти в качестве звука. Японский Zoom F1-SP – это целый комплект аудиотехнологий. Сюда входят полевой рекордер, микрофон-дробовик, ветрозащита, амортизация и поддержка карт памяти microSDHC объемом до 32 ГБ.

Сам микрофон обеспечивает узконаправленный захват звука с разрешением до 24 бит / 96 кГц в формате WAV. Насадка меняется, сменные варианты можно подобрать из ассортимента Zoom.

Преимущества:

    Широкая функциональность. Поддержка карт памяти. Запись аудио в высоком разрешении.

Недостатки:

    Автономность не более 10 часов.

RØDE VideoMic GO

  • Тип: конденсаторный
  • Диаграмма: суперкардиоидная
  • Питание: внешнее от камеры
  • Чувствительность: -35 дБ
  • Коннектор: 3,5 мм штекер

Цена: от 6 650 рублей

VideoMic GO – самый легкий накамерный микрофон в своей линейке. Он весит 73 г и не требует смены батареек, так как питается от устройства, к которому подключен. Из-за этой особенности с некоторыми моделями камер он может не работать.

Его цена вполне демократична для изделия с упором на долговечность и простоту эксплуатации. Как и прочие микрофоны RODE в этой подборке, GO поставляется с ветрозащитой и амортизатором Rycote Lyre.

Особенности конденсаторного направленного микрофона – какой выбрать для записи

Одним из величайших преимуществ конденсаторных микрофонов является их чувствительность и, следовательно, эффективность записи акустических волн. Благодаря высокой точности, скорости реагирования на переходные процессы и широкому частотному диапазону, конденсаторные микрофоны являются одними из лучших на рынке. Поэтому неудивительно, что они используются очень широко – от записи музыки в студии до фиксации разговора во время интервью.

Одним из типов емкостных устройств являются направленные микрофоны, позволяющие прослушивать звуки на больших расстояниях, до 500 метров. Как выбрать и настроить конденсаторный направленный микрофон? Для чего нужен направленный микрофон? Мы ответим на эти и другие вопросы ниже.

Конденсаторный микрофон – что это такое

С учетом метода обработки звуковых волн, можно выделить конденсаторные и динамические микрофоны. Обе группы устройств для записи звуков пользуются популярностью среди пользователей, и выбор конкретного решения определяется, в первую очередь, планируемым использованием микрофона.

Конденсаторные устройства состоят из подвижных крышек и стальной сетки диафрагмы, которые при образуют конденсатор особого типа. Его емкость изменяется из-за вибраций мембраны, вызванных звуковыми волнами, и образованные электрические импульсы передаются на рекордер.

Сложная конструкция конденсаторных микрофонов и, как следствие, высокое качество этого типа устройств отражаются на цене. Конденсаторные микрофоны являются не только одними из лучших (наиболее чувствительных) устройств, но и самыми дорогими. Несмотря на их высокую цену, они часто выбираются там, где имеют значение качество и точность записанного сигнала.

Направленный микрофон – для чего

Микрофоны могут выполнять различные функции. Устройства для записи вокала или инструментов, караоке-микрофоны, IP-камеры, а также модели для конференций – вот лишь некоторые из доступных решений. Микрофоны также предлагаются в качестве специализированных инструментов, например, для прослушивания. Направленные микрофоны хорошо справляются с этой ролью. Каковы они, как выглядят и каковы их функции?

Направленные электретные конденсаторные микрофоны обычно используются для создания направленных микрофонов. Они состоят из диафрагмы и фиксированных крышек. В их случае диафрагма выполнена из поляризованной электретной пленки и покрыта слоем тонкого металла, который является одной из двух пластин конденсатора. Вторая оболочка представляет собой жесткую пластину. Емкость конденсатора изменяется под воздействием акустического давления, действующего на мембрану.

В некоторых моделях электретный слой имеет фиксированное покрытие. Такая мембрана изготавливается из материалов с термическими и механическими свойствами.

Электретные микрофоны характеризуются отличной чувствительностью, долговременной стабильностью, устойчивостью к влаге, ударам и механическим повреждениям, что делает их идеальными для использования в направленных микрофонах. Направленные устройства, в основном, используются для записи звуков на больших расстояниях – в условиях испытаний до 500 метров, в рабочих условиях до 200 метров. Микрофоны этого типа успешно используются не только детективными агентствами, но и орнитологами.

Конденсаторный и направленный микрофон – различия

Какая модель лучше – традиционный конденсаторный или направленный микрофон? На этот вопрос нет однозначного ответа, так как обе модели имеют совершенно разное применение и конструкцию.

Чтобы лучше выделить различия между двумя решениями, ниже мы собрали наиболее важные функции.

Традиционные конденсаторные микрофоны

  • Часто предлагаются в качестве устройств для записи вокала и инструментов
  • Часто используются для пения, например, в караоке
  • Характеризуются высокой чувствительностью, широкой частотной характеристикой и скоростью реагирования на переходные процессы, благодаря которым они могут записывать даже мельчайшие детали акустического сигнала
  • Они легкие и надежные
  • Похожи на хорошо известные сценические микрофоны
  • Устойчивы к влаге и экстремальным температурам
  • Могут иметь любую характеристику направленности
  • Они дорогие

Направленные микрофоны

  • Их задача – записывать звуки на большие расстояния
  • Они являются специализированным инструментом, используемым, например, в работе детективов или орнитологов,
  • Чаще всего, это электретные конденсаторные микрофоны с односторонними характеристиками
  • Они очень чувствительны и точны
  • Оснащены дополнительными частотными фильтрами для уменьшения шума
  • Обычно имеют форму ружьевого микрофона, но также часто оснащены параболической антенной, которая отражает звук, и телескопом, позволяющим наблюдать за прослушиваемым объектом
  • Устойчивы к механическим повреждениям и атмосферным условиям
  • Они дорогие

Какой конденсаторный микрофон для студии

Музыкальная или звукозаписывающая студия имеет то преимущество, что она имеет отличные акустические условия. Благодаря этому, это идеальное место, где вы можете в полной мере использовать потенциал конденсаторных микрофонов, в том числе возможность записи тихих звуков, улавливания даже мельчайших деталей или быстрой реакции на переходные процессы.

Для записи качественного акустического сигнала вам понадобится не только комната, но и устройство с определенными параметрами. Не каждый конденсаторный микрофон будет выполнять функции устройства записи голоса или акустических инструментов.

Какими параметрами должен обладать студийный микрофон? На что обратить внимание при покупке?

  • Чувствительность. Этот параметр определяет, насколько эффективно (точно) микрофон способен записывать акустические волны. Чем выше чувствительность, тем точнее устройство. Студийные микрофоны характеризуются высоким уровнем чувствительности, что позволяет записывать даже самые тихие звуки.
  • Характеристики направленности. Он отвечает за площадь пространства, с которого записываются звуки. Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь однонаправленную, двунаправленную или разнонаправленную характеристику.

Всенаправленные микрофоны записывают акустические волны со всех сторон. Они идеально подходят в качестве конференц-микрофонов. Двунаправленные устройства собирают звуки как спереди, так и сзади, но чувствительность к акустическим волнам от источника, расположенного непосредственно перед микрофоном, несколько выше. Третья группа – однонаправленные микрофоны. Здесь можно выделить устройства с кардиодальными, супер-кардиодальными, гиперкардиальными и субкардиодальными характеристиками. Однонаправленные микрофоны с максимальной точностью записывают поступающие к ним звуки, и, в зависимости от типа устройства, также могут ловить волны, приходящие с боков и сзади. Студийные микрофоны обычно являются направленными устройствами.

  • Диапазон записываемых частот. Под минимальным и максимальным значением понимается наименьшая и максимальная частота, которую устройство может захватывать и передавать на регистрирующие элементы.
  • Собственный шум. Этот параметр информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в единицах полной тишины. Шум микрофона не должен превышать 15 дБ (А), хотя в случае с оборудованием для записи вокала стоит искать модель с более низким значением собственного шума.
  • Как настроить конденсаторный микрофон

    Многие факторы влияют на качество записанного звука: акустические условия, преобладающие в комнате, а также микрофон – в том числе его умелое подключение и настройка.

    Важным аспектом является изоляция устройства от штатива и штатива от пола. Таким образом, вы можете устранить нежелательные вибрации, которые негативно влияют на качество записанного сигнала. Кроме того, микрофон следует размещать на высоте нескольких сантиметров над ртом – не ниже и не выше, благодаря чему воздушные удары будут проходить под мембраной.

    Читайте также  Проводка в плинтусах в квартире

    Следует помнить о настройке основных параметров устройства, например, чувствительности микрофона. Это можно сделать через компьютер, введя свойства устройства.

    Микрофоны

    Микрофон – первичное звено в тракте звукоусиления речи. Для сохранения дизайна помещения (а именно стола заседаний) заказчик стремится сделать микрофоны максимально “невидимыми” при сохранении их электрических характеристик.

    Рассматриваем 2 способа:

    • Конструктивный.
    • Схемотехнический.

    Конструктивный

    Остронаправленные микрофоны (shotgun) – микрофон-пушки.

    Конструкция микрофон-пушки состоит из собственно микрофона (капсюля) и трубки с отверстиями (прорезями), закрытыми тканью. Трубка представляет собой линию задержки, т.к. при попадании звуковых волн под углом к оси микрофона звуковые волны достигают мембрану с разными сдвигами фаз. Ткань на отверстиях трубки является дополнительным акустическим сопротивлением, которое возрастает по мере приближения к капсюлю микрофона.

    Острая направленность достигается не за счет увеличения чувствительности по оси микрофона (усиления сигнала), а за счет уменьшения чувствительности с боковых направлений. Микрофон-пушка не является усилителем. На рисунке изображены диаграммы направленности двух микрофонов (Beyerdynamic MC 836 и MC 837), различающихся лишь длиной трубки (248 мм и 516 мм соответственно). Чувствительность микрофонов 30 мВ/Па.

    Граничные микрофоны (Boundary Microphone).

    Конструкция граничного микрофона представляет собой капсюль, ось которого установлена параллельно пластине на близком расстоянии. Пластина является экраном для звуковых волн. Такая конструкция позволяет увеличить на 6 дБ уровень звукового давления, действующей на микрофон за счет отраженной волны. Диаграмма направленности такой конструкции становится полусферической.

    В нашем случае, роль экрана выполняет плоскость стола, на который устанавливается микрофон. Такие конструкции микрофонов можно наблюдать у производителей систем ВКС.

    На рисунке приведена диаграмма направленности (полу-кардиоида) Beyerdynamic MPC 65, чувствительность 16 мВ/Па.

    Схемотехнический

    Возможности цифровой обработки сигналов позволяют создавать микрофонные системы, представляющие собой своего рода микрофонные антенны, в которых с помощью цифровых фильтров формируются управляемые диаграммы направленности (управляемой формы, ширины и ориентации в пространстве).

    AudioScope

    Примером такой системы является микрофонная система AudioScope норвежской компании “Squarehead”. Система может использоваться в концертных залах, на стадионах и спортивных аренах.

    Микрофонная система была представлена на выставке еще в 2010 г. Система представляет собой диск диаметром

    2 метра. На диске размещены более 300 широконаправленных микрофонов. В центре диска установлена видеокамера. Управление массивом микрофонов осуществляется со специализированного ПК.

    ПК позволяет формировать произвольную диаграмму направленности и снимать звук с произвольной точки помещения, одновременно направляю в эту точку камеру. Возможен вариант, когда диаграмма следует за положением камеры

    К первым (и многочисленным на рынке) представителям таких микрофонных систем цифровой обработки сигналов можно отнести микрофоны систем ВКС Polycom (по привычке такую микрофонную систему называли и называют просто микрофон). Микрофонная система представляет собой три микрофонных капсюля, размещенных по углам равностороннего треугольника. Микрофонные капсюли кардиодной (гиперкардиоидной) направленности используют эффект граничного слоя, где отражающей поверхностью является поверхность стола. Совместно три микрофонных капсюля образуют круговую диаграмму направленности (360 градусов) в горизонтальной плоскости.

    Цифровая обработка сигналов данной системы заключается в том, что активным (активный микрофон – микрофон с которого сигнал в данный момент передается на выход микрофонной системы) всегда является один микрофон. Это обеспечивает низкий уровень шумов при круговой диаграмме направленности.
    Основной недостаток такой микрофонной системы в том, что ее невозможно использовать отдельно от оборудования Polycom. Для подключения микрофонных системы в состав аудикомплекса необходимо использовать Polycom SoundStructure.

    Традиционные настольные микрофоны на “гусиной шее” (gooseneck) обладают рядом недостатков:

    • Эстетически – торчит над столом
    • Использование – расстояние до микрофона 20-30 см, узкая зона.

    Компания Beyerdynamic создала микрофоны Revoluto, лишенные вышеперечисленных недостатков. Конструктивно микрофон Revoluto представляет собой линейку микрофонных капсюлей (называют 19 шт.). Диаграмма направленности – коридорная. Как сделано неизвестно, но можно предположить, что микрофоны подключены через ЛЗ.

    Другое решение – микрофонные пульты конференц-систем Bosch DCN Multimedia. У таких микрофонных пультов отсутствует “гусиная шея”, сведена к минимуму.

    Собственно микрофон состоит из 2-х микрофонных капсюлей, расположенных определенным образом, что позволило минимизировать длину “гусиной шеи”.

    К сожалению, производитель не приводит рисунок сформированной таким образом диаграммы направленности микрофона

    Тема: Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов

    Опции темы
    • Версия для печати
    • Подписаться на эту тему…

    Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов

    в данной теме я буду освещать процесс создания направленного микрофона с нуля.

    предыстория.

    идея создания направленного микрофона родилась у меня тогда, когда я снимал свою первую короткометражку и попросту завалил весь звук, используя паршивенькую китайскую пушку и такого же паршивенького звукача, который её держал. звук был тихим, шумным, полным паразитной реверберации, ненужных звуков и хреновой АЧХ. было решено создать качественный, остронаправленный микрофон, не потратив на это каких-то глобальных сумм денег. за основу будущего микрофона был взят капсюль из накамерного профессионального микрофона-пушки Sony ECM XM1. при жизни этот микрофон не хватал звёзд с небес — трудился себе на моей плечевой камере, записывал худо-бедно интершум на видео, да и ладно. с расстояния в 2 метра звук говорящего человека с него уже можно было считать браком. я почему-то грешил на схему его преампа и акустическое решение его интерференционной трубы без задней камеры:

    внутри соневской пушки оказался капсюль трёхпроводного исполнения, который позволяет использовать самые различные схемы включения полевого транзистора. в родной схеме ток, протекающий через полевой транзистор, был примерно 0.13мА. первый свой микрофон (кардиоида) я сделал на таком же капсюле, с преампом по схеме Fenyx*а http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=2822 с ФВЧ второго порядка с частотой среза 100Гц, с которым мне помог мой хороший друг Maxim_Sed. акустическое оформление микрофона было открытым, без интерференционной трубы, в последствии сверху всё было обтянуто металлической сеткой + нейлоновой тканью:

    микрофон получился неплохим, очень малошумящим, с хорошей АЧХ и хорошо защищённым от порывов ветра, но хотелось больше направленности. так же хотелось другого преампа, с более грамотной схемой включения полевика. были промоделированы различные схемы на дискретных элементах, ОУ общего назначения и недешёвых инструментальных усилителях типа INA163 (которую я таки заказал, хотя мне она ,в общем-то, уже не нужна):

    схему в студию!

    после долгих скитаний моделирований, с помощью толковых советов Tetragramaton*а и Begemot*а с http://www.audio-perfection.com/forum/ я остановил свой выбор на минимизации искажений в ущерб немного более низкому шуму и выбрал схему Tetragramaton*а отсюда http://www.audio-perfection.com/foru. 6.html#pid1566, у нас похожую схему прорабатывал в симуляторе semimat http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=66583:

    поговорим об акустическом оформлении микрофона.

    задав себе в качестве сверхзадачи определённые параметры микрофона, перелопатив море фоток самых разных направленных микрофонов и разобрав несколько из них я пришёл к выводу, что мне нужен суперкардиоидный микрофон по архитектуре и геометрическим параметрам схожий с Sennheiser MKH 8070 и Sennheiser MKH 416. судя по тому, что мне удалось понять из фотографий потрошков данных микрофонов и почитав немного yahoo-группу micbilders https://groups.yahoo.com/neo/groups/. messages/23691 я пришёл к выводу, что в отличии от Sony ECM XM1 длинные суперкардиоидные пушки делаются с одной трубой, поперечными щелями малой ширины, малого интервала и с задней камерой с такой же интерференционной трубой. по технологическим соображениям я выбрал для своего микрофона интервал щелей 2.5мм и ширину щелей 1.2мм — очень близко к MKH8070 с его 1мм щелью и 2мм интервалом (для сравнения, у широко распространённых китайских пушек типа такой http://www.dx.com/p/professional-sta. 3#.VTQb9JPpi_Z ширина щелей 2.1мм при интервале в 3.5мм).

    по совету Begemot*а я пролистал по этой теме пару интересных книжек Вахитовых http://www.twirpx.com/file/711378/ http://www.twirpx.com/file/121767/ — в них было сказано, что акустическое сопротивление щелей должно возрастать при приближении к капсюлю, а акустическое сопротивление задней части капсюля должно быть значительно выше, чем передней — в моей пушке я решу это с помощью последовательного уменьшения поперечной ширины щели от начала микрофона до капсюля и с помощью уменьшения внутреннего объёма в закапсюльном пространстве, как и у Sennheiser MKH416 (акустическое сопротивление тут автоматически увеличивается, потому как там проходит металлическая трубка с преампом диаметром 14мм — по узкому межтрубному пространству звуковой волне бежать сложнее).

    перейдём к размерам!

    таким образом, у меня вырисовались основные геометрические параметры будущего микрофона — материал Д1Т (смог достать только это), диаметр 20мм, толщина стенки 1мм, длина интерференционной части трубы до капсюля 260мм (104 щели) и после капсюля 110мм (44 щели), полная длина порядка 470мм.

    переднюю и заднюю части интерференционной трубы я сделал различными по длине исключительно из соображения получения приемлемых геометрических размеров микрофона. вполне возможно, что в следующем своём микрофоне я сделаю их по классике, равной длины. правда, у меня есть подозрение, что в Sennheiser MKH 8070 капсюль установлен не посередине интерференционной трубы, а на самом её конце, ближе к разъёму и имеет заднее пространство с очень большим акустическим сопротивлением. в таком случае, возможно, что капсюль в этом микрофоне имеет круговую диаграмму направленности — о таких микрофонах есть упоминание у того же Вахитова.

    отвлечёмся от схем, немного технологии.

    как я уже говорил, материал корпуса микрофона это дюраль Д1Т с толщиной стенки 1мм. технологий изготовления узких ровных щелей в моих условиях мне виделось две, но отобрана была идеальная для меня — была собрана несложная приспособа для токарного станка, которая устанавливается вместо резцедержателя и в которой закрепляется труба микрофона. в ходе тестового пропила было обнаружено, что очень желательно внутрь трубки залить воск, в идеале сплав с капроном — тогда внутри не будет заусенцев и не будут возникать паразитные высокочастотные резонансы в процессе обработки. так же оказалось, что поверхность трубы надо мазать густым маслом типа Литол-24 — тогда на внешней части трубы не будет заусенцев и края щелей будут идеальными. сам процесс ясен из фоток:

    в качестве защитной сетки для интерференционной трубы поначалу планировалось использовать нержавеющую сетку с ячейкой 0.4мм и толщиной 0.5мм, но на просторах интернета я нашёл упоминание о металлической маске кинескопа, которая имеет очень хорошие ветрозащитные свойства. такая сетка была приобретена и из неё были сделаны вставки в трубу. внутренняя часть сеток задемпфирована клеевой тканью, которая так же, как и сама сетка, не пропускает ветер (при этом со звуком проблем нет):

    на этом пока всё, но продолжение обязательно последует.