Мини радар, измеритель скорости

Мини радар, измеритель скорости

Приветствую всех. Продолжая играться с ультразвуковым датчиком US-100, родилось новое устройство на его основе — радар скорости движущихся объектов. Прошерстив интернет в поисках вдохновения на функционал в это устройство, открыл для себя, что подобного радиолюбители особо вообще не делали еще. Конечно, точность измерений, возможно не всегда соответствует действительности, в ситуации, требующей ответственности и точности не стоит применять данное устройство, но для любительских целей получается дешево и сердито. Например, если вас постоянно беспокоит вопрос о том с какой же скоростью бегает ваш любимый питомец, кот или собака, то вам однозначно сюда.

Серьезному тестированию устройство не подвергалось, однако в «лабораторных» условиях все более менее соответствует действительности. Наибольшая точность получается только в случае, если движущийся объект находится на одной линии с измерителем. Если же объект находится под некоторым углом относительно измерителя, в зависимости от величины угла, показания начнут отклоняться от действительных значений, это стоит учитывать, хотя исходя из целей использования, не стоит сильно загоняться по этому поводу.

Устройство собирается по такой схеме:

По традиции схема собрана на народном микроконтроллере Atmega8. Можно применять контроллер как в DIP корпусе, так и в смд исполнении tqfp корпусе. Резистор R3 служит подтяжкой положительного напряжения к выводу reset микроконтроллера для предотвращения самопроизвольного перезапуска микроконтроллера. В качестве устройства индикации информации используется LCD-дисплей на базе микроконтроллера HD44780 — 2 строки по 16 символов — SC1602. В данном случае подсветка дисплея подключена на плате самого дисплея резистором и перемычкой предусмотренными производителем. В таких дисплеях также предусмотрена возможность отдельного подключения подсветки через разъемы, обозначенные «А» и «К» — анод и катод соответственно. Подключается как обычный светодиод, через токоограничительный резистор порядка 20 — 30 Ом. Подстроечный резистор R1, подключаемый к выводам дисплея, служит для регулировки его контрастности. В небольших или разумных пределах его номинал можно варьировать. Тактовые кнопки для управления устройством можно заменить на любые другие. Светодиод LED1 служит для индикации условия превышения измеряемой скорости относительно установленного лимита. Можно применять любой светодиод или убрать его, применив вывод микроконтроллера для управления чем-либо другим. R4 — токоограничительный резистор для светодиода. Питание схемы осуществляется DC-DC преобразователем на микросхеме MC34063. Включение этой схемы стандартное для понижающего преобразователя. Резистор R6 задает максимальный ток на выходе преобразователя — 500 мА. Чтобы подобрать номинал в 0,3 Ом, можно использовать подключение нескольких резисторов в параллель. Резисторы R2 и R5 задают выходное напряжение преобразователя, отклонение от номиналов не желательно совсем. Конденсатор С3 задает частоту преобразования, при отсутствии номинала, заданного в схеме можно использовать наиболее близкие. Дроссель L1 также можно варьировать по номиналу (но не менее 65 мкГн). Сглаживающие и фильтрующие конденсаторы С1, С2 и С4, С5 можно варьировать в больших пределах. 1N5819 — диод Шотки, при замене важно учитывать напряжение. В качестве датчика для измерения скорости используется ультразвуковой датчик расстояния US-100. Данный УЗ датчик используется с интерфейсом приема и передачи данных по UART. Данный режим выбирается установкой перемычки на обратной стороне датчика. Что касается вопроса о том, что этот датчик измеряет расстояние, а не скорость, то просто нужно вспомнить начальные классы школы и задачки по математике про движущиеся объекты, про скорость в целом и ее формулу. А именно скорость равна пройденному расстоянию, деленному на время прохождения этого расстояния. Исходя из этой информации чтобы измерить скорость нам нужно знать проходимое расстояние (чем и занимается по сути датчик US-100) и время за которое это расстояние проходится. Возможно два варианта проведения измерений: взять за постоянное значение проходимое расстояние (например 1 метр или 2 метра) и измерять время, за которое это расстояние преодолевается, или вариант номер два — взять за постоянное значение время и измерять расстояние, преодолеваемое за это время. Все не так сложно, даже просто в какой-то мере. Было решено пойти по второму пути. Постоянная времени была взята равной 0,1 секунду, или 100 мили секунд. Устройство делает измерение расстояния до объекта номер один, через 0,1 секунду делает измерение расстояния номер два. Разность между этими значениями будет пройденным путем за время, равное 0,1 сек. И наконец вычисляется скорость перемещения по формуле: это расстояние поделить на константу времени. Данные выводятся на LCD-дисплей в двух вариантах, или точнее в двух единицах — метры в секунду и километры в час. Перевод одних единиц в другую также осуществляется при помощи школьной математики. Поразмыслив, решил, что при измерении скорости цифры на дисплее будут скакать и иногда их будет трудно прочитать или уследить за ними, поэтому индикация скорости в целом организована следующим образом: происходит измерение расстояния и вычисление скорости, значение заносится в буфер, далее происходит следующий цикл измерений расстояния и вычисление скорости, если вычисленное значение скорости больше значения в буфере, то буферное значение принимается равным вычисленному значению скорости. При следующем цикле измерений расстояния если вычисленное значение скорости меньше значения из буфера, то буферное значение остается максимальным. Таким образом, происходит измерение максимальной скорости или другими словами просто фиксация показаний на максимальном значении. Для сброса показаний в ноль используется кнопка S5.

Дополнительно устройство имеет две функции: измерение и индикация температуры (при нажатии кнопки S4) и индикация превышения скорости, значения лимита скорости регулируются кнопками S1, S2. Измерение температуры осуществлено на основе все того же датчика US-100. Он при помощи измерения температуры осуществляет температурную компенсацию показаний измерения расстояния и имеет возможность при обращении выдать текущее значение температуры. Что касательно индикации превышения скорости, то регулировка значения лимита происходит слегка замедленно. Это из-за того, что основной функцией является измерение расстояния и вычисление скорости. Для более достоверных данных измерение и вычисление скорости происходит более секунды, при этом программа микроконтроллера не прерывается на что-либо другое.

Главным ограничением устройства является то, что максимальное расстояние, на котором датчик работает составляет 4,5 метра. И только в этом пределе или радиусе может происходит измерение скорости.

Схема собиралась на макетной плате для Atmega8:

Для большей эффектности можно сделать схему в форме пистолета.

Для программирования контроллера необходимо знать конфигурацию фьюз битов:

Микроконтроллер работает от внутреннего RC генератора на частоте 8 МГц.

К статье прилагается прошивка в формате HEX, проект Proteus (версия 7.7, ультразвукового датчика US-100 в базе proteus’а нет, но задействован UART отладчик) и видео работы устройства в комнатных условиях (за котами гоняться не будем, просто скорость движения руки для демонстрации).

Мини радар, измеритель скорости

Измерители скорости

Измерители скорости движения транспортных средств являются незаменимыми устройствами для сотрудников государственной авто инспекции. С их помощью представитель ГИБДД определяет и фиксирует скорость движения автотранспорта по дороге. Для определения скорости движения автомобиля радиолокационные измерители скорости или радары используют эффект Доплера. Эффект Доплера заключается в разности частот излученного и принятого отраженного сигнала. И разность эта зависит от скорости движения объекта. Для измерения скорости движения транспорта используются радиоволны.

Все измерители скорости должны соответствовать заявленным государственным стандартам. Использование не соответствующих ГОСТу радаров является незаконным.

Измерители скорости могут быть стационарными, перевозимыми и носимыми. Мобильные или перевозимые измерители устанавливаются на автомобили и определяют скорость движения автотранспорта в процессе движения. При этом можно определять скорость автомобилей, движущихся на встречу или попутно. Стационарные радары устанавливаются на фиксированное место. Они могут быть установлены над дорогой. Сигналы о фактах нарушения правил дорожного движения передается такими сигналами на сервер ГИБДД. Носимые измерители являются легкими, компактными и удобными для работы.

На некоторые радары дополнительно установлена видеокамера. Показатели скорости высвечиваются на жидкокристаллическом дисплее. Управление радарами осуществляется при помощи клавиш на передней панели. Управление некоторыми моделями также может быть осуществлено при помощи сенсорной панели.

Рабочая частота работы радаров составляет 24.15 ± 0,1 ГГц. Для корректной работы прибора колебание частоты после ее установки должно составлять не более 1*10-3.

Нижний диапазон измеряемых скоростей обычно составляет 20 км/ч, верхний достигает 250 или даже 300 км/ч, что вполне удовлетворяет потребности государственной автоинспекции. При этом погрешность измерения не превышает 1 км/ч. Наряду с максимальными и минимальными значениями принципиальной является дискретность установки порогового значения. Для всех измерителей она составляет 1 км/час.

Важной характеристикой устройства является дальность действия. Для разных измерителей она варьирует. Измеритель «Бинар» позволяет определять скорость автомобиля на максимальном расстоянии до 300 метров. Для радара «Искра» этот показатель составляет 400 метров. «Радис» позволяет определить скорость автомобиля, движущегося на расстоянии 800 метров. Радары позволяют распознавать номерной знак автомобиля на значительном расстоянии. Так что, даже скрывшись от инспектора, владелец авто может быть найден.

Время определения скорости движения чрезвычайно короткое и составляет около 0,1 – 0,3 с, что дает представителям ГИБДД время сориентироваться в ситуации и принять необходимые меры в случае нарушения водителем скоростного режима движения на конкретном участке. Измерители скорости позволяют использовать для определения скорости ручной, автоматический или комбинированный режимы.

Измерители скорости могут быть также подключены к компьютеру для передачи отснятого материала и зафиксированных измерений в систему ГИБДД. В комплект с измерителями может входить одна или несколько камер, которые позволяют записывать происходящее на дороге с последующим воспроизведением детальным анализом ситуации.

Радары для измерения скорости характеризуются высокой надежностью и долгим сроком службы. Средняя длительность эксплуатации радара составляет 5 лет. Время работы устройства до возможного отказа – 10 000 часов.

Носимые измерители скорости работают от аккумулятора. Напряжение тока составляет 12-15 В. Полной зарядки батареи питания хватает на приблизительно 4 часа непрерывной работы, после чего устройство необходимо перезарядить. Мобильные радары работают на питании от аккумулятора автомобиля. Носимые измерители скорости также могут подзаряжаться от бортовой сети автомобиля.

Читайте также  Проводка для электроплиты и духового шкафа

Немаловажной характеристикой для носимых радаров является их вес и компактность. В среднем ручные измерители скорости весят около полутора килограмм; их легко переносить и использовать.

Базовая комплектация измерителей скорости включает все необходимое для осуществления работы. В частности, в комплект с прибором входит карта памяти для записи видео, кабель для подключения к бортовой сети автомобиля и адаптер для подзарядки от стационарной сети в 220 В, защищающий от солнца чехол с козырьком, и другое. Для переноски устройств используются специальные сумки, которые входят в комплект с измерителем.

Эффективность использования радаров делает эти устройства незаменимыми при контроле скоростного режима движения автотранспорта.

Измерители скорости, которые использует ГИБДД

Сокол

Производитель — АОЗТ Ольвия, Санкт-Петербург.

Небольшой, полностью автономный радиолокационный измеритель скорости, работающий в Х-диапазоне. Хорошо работает как с единичными, так и с движущимися в потоке целями с расстояния 300—500 метров. Идентифицируется любыми радар-детекторами. Из-за высокой надежности, удобства в обращении и относительно небольшой цены ($390) активно закупается подразделениями ГИБДД. Первая версия прибора была выпущена в 1998 г., с тех пор он дважды модернизировался и на сегодняшний день выпускается в двух модификациях: «Сокол М-С» и «Сокол М-Д».

«Сокол М-С» предназначен для стационарной работы, имеет регулируемую дальность действия, память, разделение направлений движения, контроль одновременно двух целей. «Сокол М-Д» кроме вышеперечисленного может работать при движении инспектора в патрульном автомобиле, измеряя при этом скорость как встречных, так и попутных транспортных средств. Прибор оснащен экраном, на котором отображается информация о скорости транспортного средства, времени момента нарушения и настройках прибора.

Еще одна особенность прибора — возможность контролирования сразу двух объектов. Эта функция полезна при решении конфликтных ситуаций.

Сокол-Виза

Производитель — АОЗТ Ольвия, Санкт-Петербург.

Мобильный комплекс замера скорости и видеофиксации представляет собой радар Сокол, работающий в паре с цифровой видеокамерой. Система работает в стационарном режиме (устанавливается на неподвижный патрульный автомобиль) и может измерять скорость только встречных машин. Дальность действия радара — 500 метров, однако эффективность видеофиксации ограничена возможностями видеокамеры. Фактически, максимальная дальность составляет 50—100 метров.

Сокол-Виза позволяет фиксировать на видео не только нарушение скоростного режима, но и проезд на красный свет или выезд на встречную полосу — опротестовать обвинение с такой доказательной базой в суде вряд ли удастся.

Искра-1

Производитель — НПО Симикон, Санкт-Петербург.

Недорогой ($430) и очень эффективный радар, работающий в К-диапазоне. Определяя скорость автомобиля по импульсному принципу (параметры движения цели Искра вычисляет за 0,2 секунды), этот прибор легко обманывает практически все супергетеродинные радар-детекторы зарубежного производства: они воспринимают короткую посылку Искры как импульсную помеху.

С помощью этого измерителя можно определять скорость как встречных, так и удаляющихся машин. Кроме того, Искра может держать в памяти скорости двух автомобилей, расстояние до них и время нарушения.

Универсальный доплеровский радар ИСКРА-1 выпускается в различных конструктивных и функциональных модификациях. Все модели обеспечивают выбор самой быстрой цели из потока, совместимы с видеофиксатором и персональным компьютером.

  • «ИСКРА-1″В — прибор в основном предназначен для работы в стационарном режиме на дорогах с невысокой интенсивностью движения, преимущественно в одном направлении (прибор без селекции направления целей). Наиболее экономичная модель.
  • «ИСКРА-1» — прибор предназначен для работы в стационарном режиме на дорогах со средней и высокой интенсивностью движения. Позволяет выбирать направление фиксируемых целей;
  • «ИСКРА-1″Д — полнофункциональная модель радара, способная решать любые задачи по контролю скоростного режима. Прибор применяется как для работы в движении по встречным и попутным целям в направлении движения патрульной автомашины или в обратном направлении, так и в обычном стационарном режиме с селекцией направления целей.
  • «ИСКРА-1» ДА — датчик скорости для работы в составе различных комплексов и систем контроля скорости.
  • «ИСКРА-ВИДЕО» — комплекс радара с видеофиксатором «КАДР-1» для фиксирования изображения нарушителя и документирования факта превышения порога скорости.

ЛИСД-2

Производители — НПП Полюс и ОАО Красногорский завод, Россия.

Прибор выполнен в виде бинокля с оптическим прицелом. Его основное преимущество — использование узконаправленного светового излучения, позволяющего выделить в плотном потоке машин любое транспортное средство и определить его скорость. Узконаправленный лазерный луч могут распознать далеко не все радар-детекторы. Однако, даже если сигнал ЛИСДа обнаружен, реагировать поздно — скорость уже зафиксирована.

Прибор ЛИСД работает только с неподвижной точки, но определяет скоростные параметры как приближающихся, так и удаляющихся целей. Дальность действия — 1000 метров, диапазон фиксируемых скоростей — до 350 км/ч.

Прибор ЛИСД-2 — один из самых дорогих: его цена составляет $3600. А в комплекте с цифровой видеокамерой он стоит более $5000.

Барьер 2М Производитель — объединение Запорожприбор, Украина.

Работает в так называемом Х-диапазоне (10,525 ГГц + 25 МГц). Позволяет определять скорость только приближающихся машин. Максимальная дальность действия — 500 метров. Барьер неплохо бьет по одиночным целям, но создает проблемы при выделении самого быстрого автомобиля в потоке. Работает только от бортовой сети автомобиля и идентифицируется всеми известными радар-детекторами. Барьер 2М — основное оружие московской ГИБДД (70% от общего числа измерителей скорости в Москве). Цена — $150—200.

Барьер 2-2М

Модернизированный прибор аналогичен Барьеру 2М, но выполнен по моноблочной схеме. Этот измеритель может работать в автономном режиме, питаясь от встроенных аккумуляторов. Из-за низкой надежности широкого распространения не получил. Цена — $290.

Производитель — СКБ Тантал, Россия.

Такими постами контроля скорости (ПКС) оборудованы практически все стационарные пикеты на Московской кольцевой автодороге и выездах из столицы. Комплекс состоит из видеокамеры, совмещенной с радаром, работающим на частотах К-диапазона (24,15 ГГц + 100 МГц) в импульсном режиме. Радар-детектором не определяется.

Прибор ПКС-4 может анализировать скорость машин только в одном ряду. Вся информация (фотография машины, значение скорости) выводится на монитор компьютера, может распечатываться и служит неоспоримым доказательством нарушения.

Производитель — НПП Синтез, Санкт-Петербург.

В основе видеокомпьютерной системы (ВКС) — американский радар Python, который работает в К-диапазоне. Комплекс базируется на патрульном автомобиле и позволяет фиксировать скорость машин, движущихся в попутном и встречном направлениях, причем сам патрульный автомобиль может двигаться. При динамическом замере радар определяет скорость машины-носителя по неподвижным предметам (столбам, деревьям) и сразу же вычисляет скорость цели. На экране монитора появляется картинка с изображением машины-нарушителя.

Комплекс ВКС позволяет фиксировать проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и документировать место ДТП.

Стоимость ВКС составляет $5500, но после замены американского радара Рython на отечественный цена должна снизиться до $3500.

Беркут

Производитель — фирма ВАИС, Россия.

Основная задача этого комплекса — идентификация регистрационных знаков автомобилей и проверка их по базам данных Угон, Розыск, Техосмотр. Система Беркут может определять и скоростные параметры движения.

РАДИС

Производитель — НПО Симикон, Санкт-Петербург.

Мобильный радар нового поколения.

Отличительные особенности и новые возможности :

  • высокая точность (±1 км/час)
  • расширенный диапазон контролируемых скоростей (10-300 км/час)
  • исключительная скорость измерений (не более 0,3 сек)
  • уникально малый вес (450 грамм с АКБ) с тщательно выверенным центром массы, прибор удобно и приятно держать в руке
  • два дисплея (сверх яркий светодиодный и жидкокристаллический с подсветкой) обеспечивают наглядность и простое управление с помощью системы экранного меню
  • встроенный фонарик с встроенным таймером отключения для подсветки документов нарушителя
  • встроенный USB-порт и радиоканал для обмена данными с внешними устройствами (компьютером, пультом и т.д.)
  • удобная съемная рукоятка с темляком на запястье — для удобства работы «с руки»
  • cамотестирование и полная электро- и термозащита встроенного аккумулятора
  • селекция направления движения целей (встречная/попутная)
  • возможность выбора самой быстрой и/или самой ближней цели из группы
  • сохранение в памяти индивидуальных настроек при отключении питания
  • возможность проведения измерений при зарядке аккумулятора
  • возможность использования бортового источника питания с расширенным диапазоном входных напряжений
  • конструкция измерителя предусматривает множество вариантов крепления в салоне автомобиля
  • дистанционное управление по радиоканалу радаром, установленным на капоте или крыше патрульного автомобиля (крепление радара на магнитной подставке)

АвтомАтизированный стационарный комплекс фотофиксации нарушений ПДД «КРИС» С

Производитель — НПО Симикон, Санкт-Петербург.

Фоторадарный комплекс «КРИС»C предназначен для автоматической фотофиксации нарушений ПДД с возможностью передачи данных на стационарные или мобильные посты. Комплекс применяется также для распознавания государственных номеров ТС и проверки их по различным федеральным и региональным базам.

Принцип работы фоторадарных датчиков базируется на двух процессах: измерении скорости цели доплеровским радаром и анализа кадров зафиксированной цели в зоне контроля. В фоторадарных датчиках второго поколения используется новый радар с плоской направленной антенной и очень узкой диаграммой направленности (3,6 градусов), что обеспечивает измерение скорости только тех целей, которые находятся в кадре.

В датчиках установлено новое программно-аппаратное обеспечение, которое решает задачи математической обработки данных, получаемых с радара и камеры, анализа изображения на кадрах и распознавания номеров, самодиагностики, климатического контроля, а также выполняет коммуникационные функции.

В результате обработки данных и анализа изображения фоторадарный датчик выдает один зафиксированный кадр со значением скорости и распознанным номером автомобиля. Полученные кадры и данные по цифровым каналам связи передаются в on-line режиме на сервер хранения центрального поста или на мобильный пост.

Датчики устанавливаются над каждой полосой движения, что позволяет фиксировать всех нарушителей на данном участке дороги. Датчики можно направить навстречу или вслед движущемуся транспорту.

Фоторадарный передвижной комплекс «КРИС»П

Производитель — НПО Симикон, Санкт-Петербург.

Фоторадарный комплекс «КРИС»П является оперативно-техническим средством контроля скоростного режима и предназначен для фото- и видеофиксации нарушений ПДД с возможностью передачи по радиоканалу данных и кадров на удаленный мобильный пост. В комплексе используется новый фоторадарный датчик второго поколения.

Читайте также  Оптроны – современные приборы управления

Mihalych81 › Блог › Ручные радары возвращаются.

Ручные радары для измерения скорости, ранее запрещенные к использованию главой МВД Владимиром Колокольцевым, возвращаются на российские дороги. Как стало известно “Ъ”, почти в половине регионов РФ приборы снова используются инспекторами ДПС. Это произошло после модернизации устройств, проведенной производителями: новый софт, которым прошиты 1,5 тыс. радаров, не позволяет сотрудникам стирать видеозаписи. В ряде случаев главы подразделений даже опечатывают устройства, чтобы инспекторы не могли использовать их в коррупционных целях.

Как рассказали “Ъ” в ГИБДД России, на данный момент ручные радары для фиксации нарушений ПДД (превышение скорости или выезд на встречку) используются «почти в половине субъектов РФ». Их применение, сообщили в Госавтоинспекции, «варьируется в зависимости от необходимости, с учетом складывающейся обстановки с аварийностью». Перечня субъектов федерации в ведомстве не представили. Москва и Московская область сюда не входят — в этих регионах для фиксации нарушений применяются только автоматические камеры, заявили “Ъ” в УГИБДД этих регионов. Отметим, что главное отличие автоматики от ручных радаров заключается в том, что последние позволяют инспектору оформить протокол, вручив его непосредственно нарушителю, и направить материалы в суд для лишения прав (к примеру, при превышении скорости на 60 км/ч или выезде на встречную полосу).
Почему инспекторам запретили использовать ручные радары

Напомним, с 10 июля 2016 года по указанию главы МВД Владимира Колокольцева до «особого распоряжения» было прекращено применение инспекторами ГИБДД мобильных комплексов, фиксирующих нарушения. Решение было связано с тем, что приборы часто использовались инспекторами для вымогательства взяток с водителей, после чего записи с них стирались. При этом в распоряжении оговаривалось: использование устройств допускается «по решению руководства» региональной полиции.

После этого Научно-исследовательский центр изучения проблем безопасности движения (НИЦ БДД) сформулировал для производителей техзадание: модернизировать приборы, исключив возможность удаления записей. Для этого, как пояснили “Ъ” в НИЦ БДД, в программном обеспечении радаров пользователи разделены на операторов (инспектор ДПС) и администраторов (руководитель подразделения, например, спецполка или спецбатальона на трассе, у которого есть право удалить запись). «При попытке несанкционированного доступа к сформированным записям, включая и механическое извлечение карты памяти, работа комплекса блокируется и может быть разблокирована только руководителем подразделения, — пояснили “Ъ” в НИЦ БДД.— Также в целях исключения доступа к памяти предусмотрено опечатывание прибора».

Модернизация софта происходила удаленно, пояснили в ГИБДД: производители разработали программное обеспечение, с помощью которого сотрудники ГИБДД самостоятельно перепрошили прибор. «Необходимые инструкции и программный продукт переданы на электронных носителях в подразделения Госавтоинспекции», — пояснили “Ъ” в ГИБДД. Гендиректор компании «Симикон» (производитель «Бинаров») Илья Барский говорит, что софт был направлен в 88 подразделений, включая Белоруссию. По его словам, обсуждались возможные варианты модернизации. «К примеру, делать ли обязательным запрет на показ видеозаписи на экране прибора, — рассказал он “Ъ”.— В итоге решили сделать это в виде опции для подразделений, потому что в ряде случаев нужно демонстрировать нарушителю факт превышения скорости».

Для того чтобы исключить какие-либо новые виды злоупотреблений, контроль за применением модернизированного софта возложен на «руководителей подразделения», пояснили “Ъ” в Госавтоинспекции. Под контролем подразумевается, в частности, сверка полученных с помощью мобильных радаров фотоматериалов с фактическим количеством составленных протоколов (они должны совпадать) или с видеозаписями с регистраторов — установленных в патрульных автомобилях и портативных (носимых). «В одном регионе нас спросили, как контролировать действия администратора, — рассказал “Ъ” Илья Барский.— По такой логике можно поставить надсмотрщика над администратором, а над ними — еще одного контролирующего. Существует достаточное количество отработанных приемов, обеспечивающих нераспространение закрытой информации, да и доверять эту работу можно только людям с безупречной репутацией».

На данный момент 1,5 тыс. мобильных радаров прошли модернизацию. Большая часть приходится на радиолокационные «Бинары» и «Визиры». Также применяются лазерные измерители скорости («Амата», ЛИСД-2), их немного, но софт также соответствует всем требованиям. Около 3,5 тыс. приборов остаются на складах в подразделениях ГИБДД — поверку они прошли, но не применяются, так как еще не перепрошиты. К примеру, радар «Искра», выпускавшийся с 1997 года, в принципе не имеет функции записи видео, поэтому модернизировать его невозможно: на дороги он, вероятно, не вернется. В 2017 году территориальные органы полиции планируют закупить около 700 новых мобильных камер, сообщили в Госавтоинспекции.
Инспекторы в Москве используют служебные нетбуки как ручной радар

Замена программного обеспечения не исключит всех рисков, говорит эксперт по системам фото- и видеофискации Григорий Шухман. В частности, открытым остается вопрос о соблюдении правил установки мобильных комплексов на проезжей части. По словам господина Шухмана, недобросовестные сотрудники ДПС могут установить камеру под неправильным углом, в результате водители будут наказываться за мнимые нарушения. «Или, например, прибор ставится в зоне ограничения скорости 90 км/ч, но программируется на 60 км/ч, — говорит господин Шухман.— Нужно делать, к примеру, контрольный снимок для проверки угла установки или оснащать комплексы приемниками ГЛОНАСС с фиксацией показаний координат в материалах». Он также напомнил, что 1 июня 2017 года вступает в силу новый ГОСТ о дорожных камерах: в нем, в частности, записано, что большинство нарушений должно фиксироваться парными снимками для исключения ошибок. По мнению Григория Шухмана, новые ручные радары, закупаемые ГИБДД, должны соответствовать этому стандарту, который в перспективе может стать обязательным к применению.

Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает: в фиксации скоростного режима в принципе «немного коррупционной составляющей». «Сильно сомневаюсь, что гаишники будут что-то подкручивать в этих приборах и придумывать, как обмануть систему, — говорит он.— Ведь есть более “выгодные” составы — вождение в пьяном виде, встречка, на которых инспектор может заработать куда больше».

Оружие ГИБДД: перечень радаров и антирадаров к ним

Отношения ГИБДД и водителей иногда напоминают догонялки мультяшных Тома и Джерри — еще не понятно, кто за кем гоняется, но периодически подлавливают друг друга оба. И кто есть кто в этих отношениях, даже гадать не приходится.

Отличие инспекторов от диснеевского кота в том, что они знают о своей правоте наверняка и используют для поимки нарушителей вполне себе действенные агрегаты.

Вашему вниманию предлагаем список «оружия» в арсенале ГИБДД и советы, чем от него защищаться. Скоростной режим мы нарушать вам не советуем, но если уж у вас есть такая дурная привычка, то нелишним будет знать «противника» в лицо.

Переносные и стационарные

Как известно, комплексы видеофиксации бывают как «капитальными», так и мобильными. Переносными «снимают» с руки, штатива-треноги или с багажника (реже — капота или крыши) патрульного автомобиля ГИБДД. Со стационарными все чуть сложнее.

Есть те, которые контролируют одну полосу — они устанавливаются сверху над ней. Есть приборы, которые охватывают до шести полос и устанавливаются сверху над дорогой, причем они не требуют никакой конструкции над проезжей частью. Просто датчик ставится на обочине дороги, метрах в 3-5 от полотна и поднимается на высоту около 6 метров.

Андрей Лазарев,
заместитель генерального директора
компании-производителя «Симикон»

Матчасть

По принципу работы все эти гаджеты разделяются на два типа — радиолокационные и лазерные (их также называют оптическими). Первые пользуются у инспекторов чуть большей популярностью за счет привлекательной цены, простоты эксплуатации и ухода.

Сразу оговоримся, что радаром корректнее называть только те приборы, которые работают именно по принципу радиолокации. Лазерные специалисты называют «датчиками» или «приборами», хотя простые автомобилисты различий не делают.

Радиолокационные радары работают в спектре радиочастот, то есть они измеряют изменение частоты сигнала, отраженного от автомобиля. Физики называют это эффектом Доплера. Но такие агрегаты обладают одним минусом — точность измерения начинает «хромать», если рядом с машиной нарушителя есть и другие авто, которые попадают в поле зрения прибора. Именно такие несовершенные приборы породили ситуации, когда водителям предъявляют штраф за нарушение, которого они не совершали.

Лазерные радары функционируют в инфракрасном диапазоне. Важным их отличием от радиолокационных собратьев является точность — они способны выделить конкретное авто в потоке машин, тогда как радарам это сделать сложнее. Но в то же время они сильнее страдают от капризов погоды.

Разобравшись в том, как это работает, можно более детально разглядеть и сами датчики, так сказать, «персонально».

«Стрелка»

Описание

Несмотря на то что «Стрелка» может быть выполнена как в виде стационарного комплекса, так и мобильного, последние почти не встречаются на дорогах.

«Стрелка-СТ» принадлежит к семейству радиолокационных приборов. Она способна автоматически определять различные параметры движения автомобилей, фиксировать нарушения ПДД в части скоростного режима и соблюдения разметки, записывать нарушения на видео и самостоятельно отправлять записи правоохранителям.

Кроме того, аппарат сам выносит постановление о нарушении и формирует его, включая в него фото с места нарушения, информацию о дате, времени и месте и даже данные владельца. ГИБДД остается только распечатывать постановления и рассылать «счастье» в конвертах.

Технические характеристики:

Максимальная дальность аппарата — 500 м, измеряемая скорость – от 20 до 300 км/ч. Однако распознать и сфотографировать номер нарушителя «Стрелка» может на расстоянии только от 48 до 56 м. Правда, при этом она охватывает сразу четыре полосы.

Надо отметить, что этот прибор прекрасно переносит любую погоду, температуру «за бортом» и даже влажность в 98% ему не страшна. К тому же корпус «Стрелки» выполнен так, чтобы его было не так-то просто сломать с применением подручных средств.

Антирадары:

На сегодня производители детекторов уже разобрались в принципах работы этого «ока» и предлагают довольно приличный выбор антирадаров. Среди них: Quintezz Spy (от 990 рублей), Street Storm (от 1,2 тыс. рублей), Defender RDD 001 (от 1,4 тыс. рублей), Fusion RDF-S920 (от 1,4 тыс. рублей), ARENA RX-35 ST (от 1,7 тыс. рублей), Neoline X-COP 3000 (от 2 тыс. рублей) и другие.

Читайте также  Сенсорный музыкальный инструмент

«Кордон»

Цена: держится в секрете.

Появление на дорогах: 2012 год.

Где встречается: по всей России.

Описание

«Кордон» — это еще один радиолокационный комплекс, но более современный. Обнаружив лихача, он фотографирует его автомобиль вместе с номером и отправляет снимок на сервер центра обработки данных. При этом аппарат делает сразу два снимка — общим планом и крупным, где виден госномер.

Датчик устанавливается на опоре рядом с проезжей частью на высоте до 10 м. Он может размещаться на такой же высоте и над дорожным полотном. Одним из преимуществ агрегата является широкий охват — он одновременно контролирует все авто на четырех полосах движения и способен «ловить» машины, которые перестраиваются из ряда в ряд.

Кстати, помимо нарушений скорости, он следит еще и за проездом на красный и соблюдением разметки. Важно, что ночью эффективность измерений не снижается.

Близкий аналог «Кордона» — весьма популярный комплекс «КРИС». Их объединяет один производитель — компания «Симикон».

Где можно встретить за рубежом: Канада, Польша, Хорватия, Белоруссия, Казахстан.

Антирадары

Для «Кордона» — Stinger S425 ST (от 2,6 тыс. рублей). Для КРИСа — Prology iScan (от 2,8 тыс. рублей).

«Амата»

Цена: 240 тыс. рублей.

Появление на российских дорогах: 2009 год.

Где встречается: Московская, Воронежская, Пермская, Свердловская области, Республика Татарстан, Приморский и Красноярский края, Ханты-Мансийский округ. Кроме того, прибор применяют для контроля движения транспорта на промышленных площадках нефтегазовой и металлургической промышленности Сибири и Дальнего Востока и на испытательных стендах АВТОВАЗа.

Описание

Передвижной лазерный измеритель скорости и дальности. Работает в двух режимах — измерения (дальности и скорости движения автомобилей) и патрулирования (фиксация изображения или видео без измерения скорости и дальности). «Амата» способен увидеть нарушение и зафиксировать его на фото или видео.

Разработчики аппарата сконструировали его так, что он сам распознает по сделанной им же фотографии госномер авто нарушителя. При этом производитель обещает инспекторам, что, воспользовавшись прибором, они получат такие доказательства вины водителя, которые он просто не сможет оспорить в суде. Таковы особенности лазерной фиксации — ложное срабатывание на соседнем автомобиле исключено.

По сравнению с обычными радарными приборами, поскольку лазерный луч имеет существенно меньшую ширину, лазерный измеритель скорости гораздо сложнее «засечь» заранее, до момента измерения.

Дмитрий Тихомиров, ведущий специалист компании-производителя ЗАО «НПП Техноимпорт»

Технические характеристики

Аппарат способен засечь скорость от 1,5 до 350 км/ч. При этом увидеть нарушителя он сможет за 700 м. Минимальная дальность, необходимая для измерения, — 15 м. Разглядеть номер приглянувшегося водителя «Амата» сможет на расстоянии от 15 до 250 м.

Где можно встретить за рубежом: Польша, ЮАР, Сербия, США и Казахстан.

Антирадары

Аппаратов, способных предупреждать водителя о лазерных датчиках контроля, не так уж много. Из существующих на рынке можно вспомнить KS-is Raxer (от 3,5 тыс. рублей) и ряд моделей AVS Security (2-7 тыс. рублей).

Автодория

Комплексная интеллектуально-транспортная система. Являет собой несколько взаимосвязанных камер, расположенных вдоль протяженных участков дороги. Она вычисляет время, за которое автомобиль преодолевает расстояние между регистраторами системы и следит за его средней скоростью.

Эта система отличается от других тем, что определяет скорость объекта на внушительном участке – от 500 метров до 10 км. Таким образом, прошмыгнуть радар на законной скорости и помчаться дальше уже не получится.

Автодория работает с помощью ГЛОНАСС/GPS-приемника и оптических технологий, которые помогают ей распознавать номера нарушителей на всем пути слежения. При этом, как заявляет производитель, регистратор не использует никаких излучателей, следовательно, антирадары его не видят.

Помимо измерения скорости транспорта, Автодория следит также за соблюдением рядности. Система выявляет не только движущиеся, но и припаркованные автомобили на полосах для общественного транспорта. Кроме того, она способна помочь полицейским в розыске машины. Номер разыскиваемой машины вносит в базу системы и, обнаружив его, она оповещает правоохранителей о его местоположении, а также вычисляет его примерный маршрут.

Антирадары:

Производители обещают, что защититься от автодория невозможно, но бывалые водители утверждают, что есть три детектор-радара, которые справляются с этой работой: Street Storm STR-9540EX (от 10 тыс рублей), Whistler Pro-99ST Ru GPS (от 12 тыс рублей) и Sho-Me G-800 STR (от 5 тыс рублей).

Радар-детекторы «на Стрелку-М»: большой тест

Радар-детекторы пошли по пути развития, скрытого от глаз. Новые корпуса и модели выходят редко — лидеры рынка сосредоточились на правке прошивок. Поэтому некоторые из устройств испытываем повторно.

Участники: цены и комплектации

Наиболее доступны Inspector Tau S, Fujida Magna, Sho-Me G‑1000 Signature и Trendvision Drive 700 Signature за 6000–7000 рублей. Silverstone Sochi Pro, Neoline X-Cop 7500s и Roadgid Detect подороже — 8500–10 000. Удивляет ценником белорусский Omni RS‑550: за него просят почти 13 тысяч рублей.

Комплектации у всех практически одинаковые. В коробке найдете кронштейн с присосками, провода в прикуриватель и в компьютер, пару запасных предохранителей.

Roadgid, Sho-Me и Silverstone щедрее на клейкий коврик, если вам удобнее не вешать детектор на стекло, а класть на панель. У Инспектора для этих целей лежит липучка-самоклейка. А вот Neoline альтернативного крепежа не имеет. У него на нижней плоскости расположен динамик, который лучше не закрывать.

У всех одноцветные OLED-мониторы. На полшага впереди Omni, который в режиме меню сумел вместить две строки информации, но шрифт стал мелким.

На полноценный шаг решился Silverstone с двумя строками нормального размера и парой забавных мелочей. Флажки по краям монитора анимированные, а слева есть меняющий цвет светодиод. Пока камеры впереди нет, он синий. При приближении к радару из GPS-базы оттенок меняется: зеленый — скорость законная, желтый — превышаете в пределах заданного вами же лимита, красный — едете на штраф. Ненавязчиво и отлично видно боковым зрением.

Со знаком минус в плане оповещений выделяются Omni и Inspector. От их резких звуков кровь из ушей идет. Вдобавок создатели Инспектора не придумали ничего умнее, как взять для сигнала «крякалку» спецмашин. Разве можно пугать таким на дороге?! К Omni же единственное во всей компании замечание к качеству. К концу недели тестов у него начал пропадать контакт в гнезде питания.

ПРО СТРЕЛКУ

Стрелки [1] появились почти десять лет назад: первый тест распознающих их радар-детекторов мы делали в конце 2012 года. Эти комплексы сняли с производства в 2017‑м и постепенно заменяют на дорогах другими. Стрелки первой итерации могут быть с радарной частью для измерения скорости или только видеоблоком. Встречаются в стационарном (СТ) и мобильном (М) вариантах. Во втором случае камера монтируется на микроавтобусе, может менять дислокацию, но работает только в статике.

Второе поколение — Стрелка-Плюс [2], отличающаяся более широким функционалом. С помощью опционных программных модулей она распознает десятки нарушений ПДД. Скорость умеет измерять по видеоизображению или радарным блоком. Допускается установка в патрульной машине для работы на ходу. Стоит комплекс от 1,62 млн рублей, 3D-радар к нему — 560 тысяч.

Новейшая модель называется Стрелка-М (не путайте с мобильным исполнением первой Стрелки). Измерение скорости — радаром [3] или силами только видеокамеры [4]. Устанавливать камеру можно стационарно или на треноге [5]. Набор нарушений у неё тот же, что у «плюсовой». Дальность контроля вместо 350–500 м у Стрелки-Плюс всего 50 м, ширина — 14 м вместо 16 (4 полосы ­максимум). Зато стоит дешевле: 1,33 млн в «базе» и 1,82 млн с радарным модулем.

Вижу — не вижу

Из передвижных комплексов контроля начали с самого сложного — лидара. Излучение Аматы, как и в прошлом году, не заметила Fujida. К ней можно приравнять и Trendvision, проснувшийся только за 50 м до источника сигнала. Бинар и Визир проблем никому не доставили. Даже Neoline отработал их с похвальной дальностью, хотя в предыдущие разы отказывался видеть в упор.

Проверка двумя Кордонами, М2 и М4, выявила только один сбой. «Четверку» в спину не заметил Omni. Все остальные выдали приемлемую дальность, хотя она и гуляет в широких пределах. Со Скатами белорусский гаджет тоже сплоховал, неуверенно замечая их при прицеле в задний номер. Обратите внимание, насколько отличается дальность детектирования в зависимости от способа установки радара. Висящий высоко на столбе Скат становится заметен для приборов намного позже, чем установленный на крыше припаркованной легковушки (в Подмосковье «радаромобилями» работают Гранты).

Самая новая Стрелка

Стрелками на сей раз проверяли устройства по особой программе. Для начала — старые знакомые первого и второго поколений. Их детекторы видят четко и заранее. На хорошем прямике дальность порядка километра, при заходе со спины — не меньше 200 м. Всё это было разминкой перед встречей с самой новой Стрелкой-М. В Москве большая их часть висит без радарной части. Но в числе версий есть мобильное исполнение, так что со временем они неизбежно появятся на треногах вдоль загородных трасс.

С новинкой обучен общаться только Silverstone. Его создатели и сигнатуру «эмки» успели прописать в память аппарата, и отладили очень четкое детектирование.

Проверка остальных радар-детекторов не задалась. Silverstone на ночной, почти без других машин улице не видел иных «возбудителей», кроме Стрелки-М. Другие же выдавали практически непрекращающийся сигнал в К‑диапазоне. Разнилась только его сила. У кого это ложные сигналы, а кто действительно видел измеритель скорости — загадка. Сменили локацию, приехав к другой камере, и картина повторилась.

Так что пока распознавание Стрелки-М можно записать только в актив Сильверстоуна.