Прибор для проверки пускового тока аккумулятора

Bazingeorg › Блог › Как точнее измерить пусковой ток аккумулятора: тест приборов

Всем привет!
В этой публикации хочу представить итоги практического тестирования нескольких приборов, которые рекомендованы для проверки автомобильных батарей. Поводом для этого теста послужил большой интерес пользователей к цифровым измерительно-диагностическим гаджетам, позволяющим оперативно оценить состояние стартерной батареи. Тем, кто не особо в теме, напомню, что подобные приборы часто используют не только в магазинах или торговых точках, но и (в большинстве своем) в технических сервис-центрах, куда аккумуляторы привозят для контрольной проверки или для рассмотрения рекламаций. Кроме того, во многих торговых точках, торгующих стартерными батареями, сегодня широко используют и другие, более доступные по цене приборы, например, менее продвинутые по своему функционалу нагрузочные вилки.

Однако, проверка аккумулятора с помощью нагрузочной вилки, при всей своей простоте, дает лишь весьма приблизительное представление об его эксплуатационных параметрах. И уж совсем ничего такое тестирование не говорит о том, сможет ли аккумулятор обеспечить заявленный на этикетке пусковой ток, или, как еще часто называют, ток холодной прокрутки (ТХП) или, на английский манер, Сold Cranking Amps (CCA). И здесь надо сразу же отметить один важный момент: само понятие данного параметра однозначно связано с конкретной отрицательной температурой, при котором происходит измерение пускового тока.

У подавляющего числа батарей, представленных на нашем рынке, ТХП(CCA) не просто измеряется при температуре -18 С, это делается тогда, когда АКБ сутки простоит в морозильной камере при указанной температуре. Поэтому очевидно, что в обычном магазине, даже имея под рукой супер-навороченный измерительно-диагностический аппарат, просто невозможно проверить реальный пусковой ток аккумулятора и его соответствие заявленному показателю – ведь никто и никогда перед продажей не замораживает батарею.

Но в сервис-центрах, обслуживающих автомобильные АКБ, заморозку батарей иногда приходится делать при проведении контрольных измерений. Правда, что касается самих технических процедур, то замеры пускового тока обычно выполняются с помощью особых цифровых измерительно-диагностических приборов. Эти аппараты не производят прямые замеры пускового тока исследуемого аккумулятора, а лишь просчитывают его путем оценки и сопоставления таких параметров, как внутреннее сопротивление аккумулятора и напряжение на его клеммах.

Такой подход к оценке ТХП (CCA) отличается удобством и оперативностью: всего пара секунд – и вы получаете нужные данные о батарее. Минус — относительно невысокая точность определения пускового тока. Тем самым он в принципе отличается от прямого и гораздо более точного метода оценки пускового тока, когда батарею подключают к специальному разрядному модулю (тестеру), позволяющему в течение более продолжительного времени (до нескольких десятков секунд) пропускать через себя ток заданного значения в несколько сот Ампер.

При таком подходе реальным значением ТХП (CCA) считается ток, 10-секундный разряд которым не «опускает» напряжение на клеммах батареи ниже отметки 7,5 В. К слову, отмеченный 10-секундный токовой разряд является первоначальным и обязательным этапом, включенным в некоторые официальные методики оценки пускового тока АКБ, например, в действующий российский ГОСТ.

Поэтому, когда речь зашла о проведении сравнительного теста нескольких измерительно-диагностических приборов, представленных на нашем рынке, то в качестве эталонного способа оценки ТХП(CCA) конкретной батареи был выбран именно 10-секундный разряд током, значение которого указано на этикетке АКБ. Для практической оценки ТХП(CCA) в ходе испытаний применялся переносной разрядно-диагностический тестер с возможностью изменения величины подключаемой нагрузки.

В нашем тесте для повышения точности оценки пускового тока было решено использовать сразу четыре батареи – два однотипных АКБ марки TАВ емкостью 55 Ач с заявленной величиной ТХП(CCA) в 540 A, а также две АКБ этого же производителя, но уже бренда Topla с начальной емкостью 66 Ач и ТХП(CCA) в 640 A. Все аккумуляторы сначала были подзаряжены до 100% своей емкости (это фиксировалось ЗУ), а затем отправлены в морозильную камеру, где они в течение 24 часов находились при температуре -18 С. После суточного охлаждения батареи вынимали из камеры и на них проводили замеры поочередно каждым из цифровых приборов.

Всего же для проведения теста были отобраны три прибора: два цифровых анализатора батарей (российский Н-2005 марки «Автоэлектрика» и BT-002 от тайваньского бренда DHC), а также многофункциональное зарядное устройство Berkut BСА-10 со «встроенными» режимами оценки состояния АКБ.
Результаты контрольных замеров пускового тока и краткие аннотации к используемым приборам приводятся ниже. Погрешность, которая указывается в этих описаниях, соответствует максимальному значению погрешности, выявленной у аппаратов в ходе нынешнего теста на четырех батареях.

«Автоэлектрика Н-2005»
Страна-производитель – Россия
Страна бренда – Россия
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 3
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Напряжение на клеммах АКБ под нагрузкой;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – DIN
Заявленная погрешность: не указана
Выявленная погрешность в оценке ТХП(ССA), % – 19
Цена в интернете: 4080-00 руб.

Несмотря на многообещающее название «цифровой анализатор батарей», сам прибор «Автоэлектрика Н-2005», по сути, конструктивно представляет собой традиционную нагрузочную вилку, дополненную небольшим дисплеем и цифровой платой, обеспечивающей обработку результатов измерений. В оценке пускового тока, проведенной на четырех батареях, данный аппарат продемонстрировал худший результат с погрешностью под 19%. На наш взгляд, использовать его для гарантированно точной оценки реального пускового тока не рекомендуется.

DHC BT002
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Тайвань
Тип прибора – цифровой анализатор батарей
Число исследуемых параметров – 6
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Степень заряженности АКБ (SOC);
— Остаточная емкость АКБ (SOH);
— Пусковое напряжение при запуске двигателя;
— Зарядное напряжение от генератора;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – DIN, EN, SAE, IEC
Интервал измерений ТХП(ССA): от 40 до 2000 А
Заявленная погрешность: +/- 5% ССА; +/- 0,05В
Погрешность в оценке ТХП(ССA), % – 8
Цена в интернете: 10150-00 руб.

Китайский DHC BT-002 достаточно популярен на российском рынке, его часто можно встретить на прилавках специализированных магазинов и у мастеров сервисных центров. Что неудивительно, учитывая универсальность, компактность и практичность прибора, а также достаточно неплохие показатели в оценке исследуемых параметров. Так, в нашем тесте этот аппарат допустил в оценке ТХП(CCA) на двух батареях погрешность 8%, зато на двух других АКБ она не превысила и процента. Разброс довольно заметный, он почти вплотную приближается к заявленному значению погрешностей (от -5 до +5%, итого 10%).

Berkut BСА-10
Страна-производитель – Китай
Страна бренда – Россия
Тип прибора – многофункциональное ЗУ
Число исследуемых параметров – 6
— Ток холодной прокрутки ТХП(ССA);
— Напряжение на клеммах АКБ;
— Степень заряженности АКБ (SOC);
— Остаточная емкость АКБ (SOH);
— Внутреннее сопротивление;
— Зарядное напряжение от генератора;
Стандарт по оценке ТХП(ССA) – SAE
Интервал измерений ТХП(ССA): от 40 до 1200 А
Заявленная погрешность: +/- 10% ССА; +/- 0,1В
Погрешность в оценке ТХП, % – 2,5
Цена в интернете: 6450-00 руб.

Многофункциональное зарядное устройство BСА-10 от российского бренда Berkut – это, фактически, новинка нынешнего осенне-зимнего сезона 2019-2020, отличающаяся многообразием функций и режимов заряда. В числе важных особенностей, принципиально отличающих данный аппарат от аналогов, являются специальные вспомогательные функции, позволяющие быстро провести комплексную оценку состояния АКБ с определением степени ее заряженности, остаточной ёмкости, внутреннего сопротивления и максимального пускового тока. При этом, как показал тест, «беркут» продемонстрировал лучший результат по практической оценке ТХП(CCA), допустив при измерениях погрешность на уровне всего 2,5%.

Краткие выводы
На основании полученных результатов можно сказать, что показания, выдаваемые разными измерительными приборами при проверке стартерных батарей, могут отличаться (причем иногда существенно) от реальных значений ТХП(CCA). В общем и целом можно констатировать, что проверенные в ходе теста цифровые устройства несколько занижают свои показания в сравнении с реальными значениями тока. Отличия показателей у отдельных устройств могут достигать почти двадцати процентов. Это означает, что некоторые типы цифровых измерительных приборов нежелательно применять для гарантированно точного измерения пускового тока стартерных АКБ.

Другое дело – превентивная экспресс-диагностика батарей. В этом случае цифровые приборы, в том числе и проверенные нами, могут быстро выдать по исследуемой батарее относительную качественную оценку ее состояния. Полученные при этом приблизительные значения пускового тока могут дать специалистам дополнительную возможность для принятия конкретного взвешенного решения о проведении, например, более детальной проверки того или иного аккумулятора.

5 точных тестеров аккумуляторов с AliExpress

ТОП-5 лучших тестеров аккумуляторов с ценами и отзывами в конце статьи. Листайте!

У аккумуляторных батарей свой ресурс, случаются перебои в работе, не всегда они выдают необходимое напряжение. Проверить емкость можно при помощи тестера аккумуляторов. Для этого существует масса датчиков, но проще проверить емкость аккумулятора мультиметром. Он не только измеряет показания электронных датчиков, но и проводит анализ состояния всей системы или определенного узла.

Если хотите купить тестер для аккумуляторов, следует знать, что стандартными замерами являются:

Показатели напряжения тока.

Сила электрического тока.

Тестер автомобильных аккумуляторов может выполнять и ряд других функций:

Проверка катушек и свечей.

Измерение частоты оборотов двигателя.

Синхронизация с компьютером.

Будет удобнее, если тестер для аккумулятора оснащен световым индикатором. Мультиметры бывают бытовые и промышленные. У промышленных больше список выполняемых функций.

По типу разделяют на:

Аналоговые. Простая конструкция, которая предусматривает наличие шкалы и стрелки. Переключателем выбирается нужная шкала, по которой и сверяются показатели. Как правило, выпускают только бытовые тестеры такого типа, у них низкая точность.

Цифровые (электронные). Перед тем как проверить аккумулятор мультиметром, выбираете нужную шкалу и величину. На экран будет выводиться полученное значение. Точность гарантирована до десятых и даже до сотых долей.

Как проверить аккумулятор тестером?

Если нужно замерить мультиметром напряжение, нужно включить его в соответствующий режим. Обратите внимание: максимальное значение нужно выбирать выше, чем в вашем аккумуляторе: к примеру, если у вас 12,7 вольт, DCV должен быть 20 вольт. Черный щуп подключают на минусовую клемму, красный – на плюсовую. После чего на экране мультиметра появятся нужные значения.

Если напряжение составляет менее 12 вольт – значит, аккумулятор разряжен на 50%, меньше 11,6 – полностью разряжен.

ГДЕ МОЖНО ДЕШЕВО КУПИТЬ ХОРОШИЙ ТЕСТЕР АККУМУЛЯТОРОВ?

Тестер для аккумулятора авто All sun (3 в 1)

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Приехал очень быстро. Качество хорошее, проверил, работает адекватно. В меру легкий. Рекомендую.

Отзыв №2: Быстрая доставка, три дня до Питера. Прибор в хорошем состоянии и полностью работоспособен. Продавец очень общителен, прислал мне инструкцию на английском в PDF. Хороший продавец, рекомендую всем.

Отзыв №3: Великолепный тестер, хороший функционал. Выполнен очень качественно. То что нужно для полноценного обслуживания аккумуляторов! Очень быстрая доставка, 13 дней из Китая в Ростов-на-Дону. Рекомендую продавца и магазин с наилучшей стороны!

Читайте также  Прибор для замера температуры батарей отопления

Автомобильный аккумуляторный тестер VXSCAN MICRO 200

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Товар как в описании, упакован хорошо. Доставлено быстро, 20 дней до СПб, с продавцом не общался, не было необходимости. Продавца рекомендую. Пока рабочий.

Отзыв №2: Прибыл очень быстро,все работает,очень доволен. Хорошо бы инструкцию на русском языке. Значения точные. Полезный приборчик!

Отзыв №3: Все отлично быстро качественно за 17 дней посылочка доехала до Липецкой области . Рекомендую . Тест проводил все работает .

Тестер аккумуляторный AUTOOL

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзывы покупателей:

Отзыв №1: Отличный прибор! Как дополнение к диагностике автомобиля, вещь незаменимая: очень удобно, информативно и быстро. На 99 процентов всех необходимых параметров состояния АКБ и цепи заряда, которые нам всем нужны, он выполняет на отлично. Не измеряет только плотность электролита. Но даже нагрузочная вилка не дает точных результатов, не дает и времени жизни АКБ. Нагрузочная вилка показывает минимальный порог напряжения под нагрузкой, но этот прибор показывает ещё и внутреннее сопрот-е. Нагрузочная вилка показывает на одной дизельной машине что АКБ ещё хороший (среднее значение по напряжению), двигатель при этом заводит но уже с трудом, не так как на новом АКБ, а прибор показал сразу — АКБ на замену, осталось 36 % жизни. Очень информативно. Очень удобна проверка цепи заряда АКБ. Диоды генератора, напряжение ХХ и под нагрузкой. Не надо доставать мультиметр, осциллограф. К клещам подходит по два провода: мостовое измерение сопротивления. Внутри процессор, кварц, АЦП. Сделано всё качественно.

Отзыв №2: Не верьте тем, кто говорит о приборе фигню. Это зависть. Работает прибор отлично, проверено уже на более десяти авто. Его смело могут использовать профессионалы хоть и принтера нет. Он поможет вам купить АКБ свежую, а не с остатком ёмкости 60-70%, хотя продаваны вам будут внушать, что АКБ отличные тыкая вам в лицо своей нагрузочной вилкой. И на станции техобслуживания вам не навешают лапшу на уши, что стартер сдох или электроника глючит. Точность показания достаточная, не лабораторная конечно, но подключать прибор надо ближе к клеммам АКБ: на некоторых авто, на вынесенных контактах для зарядки АКБ в моторном отсеке, показания были занижены почти вдвое. Так что будьте внимательны.

Отзыв №3: Проверил работает нормально вольтаж показывает точно. Теперь будет чем проверить Акум при покупке нового. Советую иметь такой прибор чтобы купить действительно нормальный аккумулятор, а не наполовину дохлый.

Мини тестер заряда АКБ NEXPEAK

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзыв №1: До МО дошёл очень быстро. Курьер привёз на дом. Прибор не плохой. В наборе инструкция только на английском. Пытаюсь разобраться.

Отзыв №2: Прибор пришёл в Тюменскую обл. в течение десяти дней. Упакован хорошо. Без проблем соединился с ЭБУ автомобиля Chery Tiggo FL 2013 года выпуска. Пока разбираюсь, но уже протестировал в графическом виде работу ДК 1 и ДК 2. Так же может дать информацию о положении дроссельной заслонки, температуре впускного коллектора, давления во впускном коллекторе, угле зажигания и проч. Не совсем корректный перевод в некоторых позициях, поэтому не совсем понятно какую информацию и о чём он даёт. Может просто не хватает опыта! В общем и целом, приборчик неплохой, его главное преимущество в мобильности. То есть не нужен смартфон, не нужно устанавливать какие то дополнительные программы.

Отзыв №3: Очень быстрая доставка, оригинальной упаковке, прекрасно работают, была протестирована на FIAT Grande Punto 1.4L сущность 2007.

Тестер для аккумулятора авто All-Sun EM3081

Надёжность продавца: отличная!

Доставка по России: бесплатно!

Отзыв №1: Мультиметр небольших размеров, но компактный и удобный в работе. Продавцу большое спасибо за отлично подобранный товар!

Отзыв №2: Прибор рабочий. Пришла посылка быстро за 3 недели. Батарейки в приборе имеются. Требуется только раскрутить два винта и убрать из под ботарейки прокладку. Один только минус — у него, по мне, при проверке напряжения, когда ищешь фазу, при косновении щупом на фазу — нет минимального скачка напряжения. Только с устойчивым нулем напряжение проверить можно. А так компактный и на вид качественный.

Отзыв №3: Мультиметр отличный, все работает. Я доволен. Посылка упакована хорошо, быстро доставлена. Мультиметр соответствует описанию. Спасибо продавцу.

Проверка аккумулятора

Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.

Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

  1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
  2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

Показания ареометра

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

Читайте также  Прибор для измерения силы переменного тока

Если разряжается аккумулятор

Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

  1. Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
  2. Ставим диапазон на 10 А.
  3. Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
  4. Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
  5. На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.

Схема подключения тестера

Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

Приборы для проверки аккумуляторных батарей (аккумуляторов, АКБ)

В данном разделе представлен широкий выбор приборов для проверки аккумуляторных батарей (АКБ), включая системы мониторинга, тестеры для проверки емкости аккумулятора, анализаторы аккумуляторов, блоки нагрузки. Обратитесь к нашим специалистам, чтобы получить профессиональную консультацию по оптимальному выбору приборов для проверки аккумуляторов!

Приборы для проверки емкости аккумуляторов и других параметров:

Анализаторы и тестеры аккумуляторных батарей

Блоки нагрузки для аккумуляторных батарей

Мониторинг аккумуляторных батарей

  • напряжение аккумуляторов: 12 В и 6 В
  • диапазон емкостей аккумуляторов:
    • 0,9 – 350 А*ч для 12 В
    • 0,5 – 600 А*ч для 6 В
  • время проверки емкости аккумулятора: 4 секунды
  • память для измерений
  • контрастный OLED дисплей

Цена: 53 220 руб.

Цена: 464 545.20 руб.

Цена: 406 477.20 руб.

  • АКБ 2В — 48В
  • 6 модулей сбора информации (DAC)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 2В — 110В
  • 14 модулей сбора информации (DAC)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 2В — 220В
  • 27 модулей сбора информации (DAC)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 12В — 220В
  • 5 модулей сбора информации (DAC)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 12В — 380В
  • 8 модулей сбора информации (DAC)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 2В — 48В
  • 24 модуля сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 12В — 48В
  • 4 модуля сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 2В — 110В
  • 54 модуля сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 2В — 220В
  • 108 модулей сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 12В — 220В
  • 18 модулей сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

  • АКБ 12В — 380В
  • 32 модуля сбора информации (МСИ)
  • 1 контроллер + ПО

Товар не поставляется

Цена: 346 717.20 руб.

Товар не поставляется

Товар не поставляется

  • тест аккумуляторов on-line
  • напряжение аккумуляторов: 2 В
  • диапазон емкостей аккумуляторов: 30 — 3500 А*ч
  • время проверки емкости аккумулятора: 3 секунды
  • память для измерений

Цена: 55 740 руб.

Служит для подключения индикаторов емкости Кулон к аккумуляторной батарее, в комплекте прочные неэкранированные провода

Служит для подключения индикаторов емкости Кулон к аккумуляторной батарее, в комплекте прочные неэкранированные провода и изолированные зажимы

Какие приборы используются для проверки АКБ?

Тестеры и анализаторы аккумуляторных батарей — это приборы для измерений и мониторинга ёмкости, сопротивления и напряжения в аккумуляторных батареях. А также определения мест повреждений изоляции и поиска утечек на землю в кабельных системах постоянного тока. Современные приборы способны измерять сопротивление до 100 мОм в АКБ 1,2 В, 2,6 В, 6 В и 12 В и работать в диапазоне ёмкостей АКБ 5 – 6000 А∙ч. Вы сможете провести измерения как одного аккумулятора, так и сразу целой группы аккумуляторных батарей. Так же с нашими приборами Вы получите возможность определить наличие и местонахождение утечки на землю с высокоомным повреждением до 1МОм.

Блоки нагрузки и зарядные устройства для аккумуляторов — это приборы для проведения разрядных экспериментов, тестирования ёмкости и других тестов постоянного тока с нагрузкой. В некоторые модели так же встроено зарядное устройство. За счет модулей сбора информации (МСИ) и ПО PITE Data View будет доступен мониторинг в реальном времени, сбор данных и последующая печать отчетов.

Мониторинг АКБ традиционно провозят с помощью приборов для круглосуточного наблюдения. Они осуществляют наблюдение за показателями аккумуляторных батарей, контроль жизненного цикла АКБ и оповещения об обнаруженных неисправностях вашей системы. Приборы способны не только мониторить напряжение аккумуляторов, внутреннее сопротивление, силу тока и температуру, но еще и оценивать состояние здоровья Ваших аккумуляторов, а ПО позволяет отслеживать эти показатели с ПК или смартфона!

Svyazist-1 › Blog › Тестер двенадцативольтовых аккумуляторных батарей AE300. Часть 1

Здравствуйте. В своём сегодняшнем обзоре я расскажу о тестере аккумуляторов. Он ни в коем случае не является измерительным прибором. Можно назвать его тестером проводимости аккумуляторов, анализатором АКБ, индикатором состояния аккумуляторной батареи, или просто «показометром». Но его суть от этого не меняется. Он позволят быстро узнать состояние аккумуляторной батареи вашего автомобиля или источника бесперебойного питания. Данный вид тестеров способен определить находится ли батарея в хорошем состоянии, нужно ли ее подзарядить или уже пора ее менять.

Предупрежу сразу. Подобные тестеры не предназначены для измерения тока холодной прокрутки (CCA) новых аккумуляторных батарей, — они разработаны для проверки и оценки состояния бывших в эксплуатации АКБ. Любые показания ССА или текущего состояния (state of health) батареи — не могут считаться полностью достоверными.

Итак, что же такое ток холодной прокрутки в аккумуляторе? А это одна из важнейших характеристик аккумуляторной батареи. Если ёмкость аккумулятора влияет лишь на количество попыток завода вашего автомобиля, то ток холодной прокрутки – это максимальный ток, отдаваемый аккумуляторной батареей в течении 3 – 30 секунд при температуре -18 градусов (это зависит от методики измерений. У нас применяется в основном стандарт EN). На маркировке автомобильных аккумуляторах, помимо ёмкости – обязательно присутствует это значение. Пусковой ток – относительная величина. И сильно отличается в новом и старом аккумуляторе. Поэтому лучше выбирать аккумулятор с запасом по пусковому току, чтобы по прошествии времени не испытывать проблем с запуском. Особенно в морозы. Например, если ваш стартер потребляет 250 ампер, не стоит выбирать аккумулятор с пусковым током менее 350 ампер. Иначе ваш аккумулятор ожидает преждевременная кончина. Но не будем о грустном…

Итак, как я написал выше – у нас наиболее распространена методика определения тока холодной прокрутки EN:

EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -18°С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение АКБ через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и АКБ разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа АКБ и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

Тестер же проверяет ток холодной прокрутки в других единицах. В CCA. Но это не проблема, есть небольшая табличка, которая поможет в этом:

Можно обойтись и без этой таблички. Если грубо, то CCA выше EN примерно на 10%.

Первые подобные тестеры под маркой «Кулон» выпускал и выпускает российский производитель. Но эти тестеры стоили, да и стоят очень невменяемых денег. Если вам интересно, можете найти цену сами, что бы меня не обвинили в рекламе.

Поэтому, настало время, перейти непосредственно к герою сегодняшнего обзора и посмотреть, как же этот тестер оценивает состояние аккумуляторной батареи.

Заказ был сделан 6 декабря. Вернее, был сделан предзаказ. И, после появления тестера АЕ300 в наличии, он был отгружен 27 декабря курьерской компанией. И, поскольку в моём городе нет её представительства, компания отправила пакет из ближайшего ко мне города с помощью EMS и 18 января, как раз в день моего рождения, он был у меня:

Сам тестер поставляется в блистерной упаковке:

Помимо тестера в комплект входит инструкция на английском языке:

И вот герой сегодняшнего обзора – тестер аккумуляторных батарей AE300:

Крокодилы выполнены качественно и имеют контактные площадки из цветного металла:

К каждому крокодилу подходят два провода, припаянных каждый к своей контактной площадке с обеих сторон:

Ширина раскрытия крокодилов – 3 сантиметра:

На передней панели тестера расположено пять кнопок:

Стрелки вверх и вниз служат для выбора цифр ССА аккумулятора перед началом измерения, кнопка «SEL» — выбирает разряд числа. Кнопка «ОК» — служит для подтверждения, а также начала тестирования. Кнопка включения/выключения – служит, как несложно догадаться, для включения и отключения тестера. Своего источника питания тестер не имеет и питается от подключенного аккумулятора.

Сзади – находится наклейка наименованием тестера:

Тестер определяет внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, используя принцип измерительного моста Уитсона.

При измерении тестером – батарея не разряжается и можно проводить целый ряд измерений, не рискуя «посадить» аккумулятор, что при других способах проверки, например, разрядом или нагрузочной вилкой – невозможно.

А вот дальше в дело вступают вычисления алгоритма расчёта ССА основанные на внутреннем сопротивлении:

В тестере применён восьмибитный микроконтроллер с флеш памятью – HOLTEK HT67F489:

Какие формулы и константы для вычисления ёмкости зашиты в контроллер, к сожалению, не известно. Как до сих пор неизвестна прошивка тестера «Кулон». Но, как бы то не было – это работает.

Читайте также  Прибор контроля напряжения в электросети

Плата AE300 с передней стороны:

Итак, тестер позволяет проверить CCA аккумуляторной батареи. Но как быть, если нужно проверить АКБ, где CCA не указано? Например, АКБ от ИБП? Проверить можно!

И хотя, как я писал выше тестер создан для проверки уже эксплуатирующихся аккумуляторов, но под рукой оказался только новый, из коробки аккумулятор для ИБП на 7 Ач:

Пусть показания будут неверными, но на его примере я расскажу, как проверить аккумуляторные батареи, на которых не указан ток CCA.

Существует формула, согласно которой приблизительное ССА аккумулятора, равно ёмкости аккумулятора делённой на 0,0725. Позже, в видео, на примере уже поработавшего аккумулятора ИБП, вы сможете увидеть, что это значение подобрано довольно правильно. Исходя из этого можно преобразовать полученное тестером значение ССА подобных аккумуляторов в Ач, умножив полученное значение на ту же константу – 0,0725. Только не забывайте, это – приблизительная ёмкость, позволяющая оценить состояние АКБ.

Итак, поскольку аккумулятор на 7 Ач, то делим 7 на 0,0725. Получаем 96,55. Ближайшее значение, которое можно выставить на тестере – это 95.

Подключаем тестер сначала к плюсу, а потом к минусу АКБ соблюдая полярность. Нажимаем кнопку включения. На экране начнется отсчёт от 0 до 9. После отсчёта нажимаем кнопку «ОК», в противном случае отсчет будет повторятся, пока вы не нажмете кнопку.

Появится 4 ноля, разряд числа, который можно изменить – будет мигать. Выставляем нужное значение стрелками вверх/вниз. Разряд числа изменяется кнопкой «SEL»:

Разновидности тестеров для автомобильных аккумуляторов

Автомобильный аккумулятор не считается расходным материалом, но фактически именно АКБ является самым дорогостоящим оборудованием, которое приходится менять чаще всего. Чтобы продлить срок службы батареи, необходимо на регулярной основе отслеживать её состояние. Главный параметр, который нужно контролировать – ёмкость аккумулятора, важно также знать плотность электролита, наличие токов утечки и т. д. Все эти характеристики измеряются с помощью соответствующих приборов, о разновидностях которых мы сегодня и поговорим.

  1. Виды тестирующего оборудования
  2. Бытовые и промышленные мультиметры
  3. Ареометры для измерения плотности электролита
  4. Нагрузочные вилки
  5. Универсальные приборы, измерители ёмкости
  6. Техника безопасности

Виды тестирующего оборудования

Аккумулятор – прибор, который редко выходит из строя в результате какого-либо форс-мажорного события. В большинстве случаев ухудшение его состояния происходит медленно и незаметно, и точно так же исподволь проявляются признаки его старения:

  • уменьшается время, необходимое для зарядки АКБ, разряжается он тоже быстрее обычного;
  • утечка тока становится всё сильнее;
  • плотность электролита падает.

Многие из этих признаков можно подтвердить инструментально. Так, для измерения ёмкости аккумулятора автомобиля используют тестеры, причём существует немало их разновидностей. Они же могут применяться и для замеров уровня напряжения на электродах, и для других схожих задач. А вот плотность электролита электрическими приборами не измеришь – здесь требуются гидростатические устройства. В общем случае существует следующая классификация приборов для измерения параметров АКБ:

  • мультиметры бытового и промышленного назначения;
  • ареометры;
  • нагрузочные вилки;
  • универсальные устройства.

Рассмотрим каждую из категорий более детально.

Бытовые и промышленные мультиметры

Это электрические приборы, подразделяемые на аналоговые и цифровые. Но нужно понимать, что последний критерий касается исключительно способа вывода результатов измерений – на аналоговую шкалу или цифровой дисплей.

У аналоговых тестеров автомобильных аккумуляторов точность измерений далека от идеальной, поэтому они сегодня практически не выпускаются. Если даже вам достался в наследство такой прибор, лучше заменить его на современный цифровой.

Здесь вместо стрелок и шкал все данные выводятся в более привычном цифровом виде, с заданной точностью (вплоть до сотых и даже тысячных долей измеряемой величины).

Мультиметр представляет собой прибор, в котором сочетаются функции вольтметра, амперметра и омметра. С его помощью измеряют постоянный/переменный ток/напряжение, сопротивление, ёмкость, частоту и даже температуру в сети.

Существуют тестеры бытового и профессионального уровня для проверки аккумуляторных батарей. Последние отличаются расширенными возможностями, зачастую избыточными, если прибор используется в индивидуальных целях.

Но и современные бытовые мультиметры обладают неплохим функционалом. В частности, широко распространены так называемые «пищалки» – мультиметры, способные определять наличие короткого замыкания в цепи и оповещать об этом с помощью писка.

Пользуются популярностью и модели, оснащаемые термопарой – разновидностью кабелей, способных замерять температуру на поверхности контактов.

Приведём небольшой рейтинг наиболее востребованных среди отечественных автомобилистов моделей мультиметров:

  • DT-832/838 – достаточно функциональный прибор, не отличающийся высокой точностью измерений. Но для бытовых нужд погрешность измерения вполне достаточна. Основное же достоинство указанных моделей – бюджетность.
  • Kemot KT30 – тоже относительно недорогой тестер для аккумулятора автомобиля, с примерно таким же уровнем цен, как у предыдущей модели. Основное отличие – использование вместо пальчиковых батареек аккумуляторов типа «Крона», а также более высокая точность измерений (уровень погрешности составляет 1.2%). В числе недостатков – низкий порог измерений, что не позволяет назвать этот прибор универсальным.
  • UNI-T UT 60C представляет собой мультиметр, обладающий расширенным функционалом, включая возможность сохранения в энергонезависимой памяти результатов последних измерений. Среди других достоинств модели – прочный корпус, подсветка цифрового дисплея при работе в условиях недостаточной освещённости.
  • Fluke 28-II – профессиональная модель, с функцией осциллографа, с расширенным температурным диапазоном эксплуатации. Обладает высокой точностью, надёжен, но стоит дольно дорого.

Ареометры для измерения плотности электролита

Важнейшей характеристикой автомобильного аккумулятора является насыщенность электролита свободными электронами и ионами металлов. Именно эти показатели определяют ёмкость АКБ в текущий момент времени. Неразрывно связана с этим параметром плотность электролита, указывающая на соотношение воды к серной кислоте. Для измерения этой величины используют ареометры.

Принцип действия этого прибора крайне прост и основывается на гидростатическом законе Архимеда: жидкость большей плотности сильнее выталкивает объект, находящийся на её поверхности. Типичный ареометр представляет собой запаянную стеклянную колбу с нанесённой на стенки измерительной шкалой. Существует немало разновидностей ареометров, градуированных в зависимости от типа жидкости, плотность которой необходимо измерить. Отличительной особенностью автомобильных ареометров является то, что измерение в самом аккумуляторе проводить затруднительно, поэтому для забора жидкости используют дополнительную оснастку, состоящую из груши и пипетки. Для измерений используют стеклянную посуду, в которую набирают достаточное количество электролита, набираемого из пробок АКБ, и затем погружают сам ареометр.

ПО нанесённой на стенках прибора шкале можно с определённой точностью узнать плотность батареи, которая указывает на степень разряженности аккумулятора.

Поскольку электролит является химически активной жидкостью (разбавленной серной кислотой), при работе с ареометром следует придерживаться соответствующих требований техники безопасности: работать в очках, резиновых перчатках и одежде, которой не жалко в случае попадания на неё электролита.

Нагрузочные вилки

Мультиметр в состоянии определить текущие характеристики аккумулятора, но не его состояние. Для этого используются специальные устройства, именуемые нагрузочными вилками. По существу, такой тестер АКБ автомобиля – это прибор для измерения напряжения (вольтметр) плюс нагрузочное сопротивление.

Более функциональные и продвинутые модели могут оснащаться амперметром, компонентой для измерения ёмкости, специальными насадками для измерения эквивалентного сопротивления конденсаторов и т. д.

Нагрузочные вилки заводского изготовления чаще всего имеют вид небольшого металлического ящика с ручкой, в котором расположены нагрузочные сопротивления, чаще всего – в виде спирали, а также вольтметр. Контакты последнего соединены с цилиндрическим стержнем и проводом, имеющим большую площадь сечения и зажим для подключения к батарее.

Алгоритм измерений с использованием нагрузочной вилки может быть разным. Упрощённый вариант выглядит следующим образом:

  1. Сначала производятся замеры напряжения на клеммных выводах АКБ без использования нагрузки. Для этого автомобиль после выключения мотора должен простоять примерно 5–7 часов. Такой же временной промежуток следует выбрать после полной зарядки аккумулятора. Клемма от провода прибора подключается к положительному электроду батареи, к отрицательной клемме следует прикоснуться стержнем нагрузочной вилки. Измеренное таким способом напряжение запоминают.
  2. Второй этап испытаний производится в режиме с полной нагрузкой, при этом длительность замыкания цепи не должна превышать 5 секунд. Под нагрузкой между контактными парами могут проскакивать искры – это нормальное явление, которого опасаться не стоит.

Показатели напряжения, полученные на второй стадии измерений, должны с небольшой погрешностью совпадать с паспортными данными аккумулятора. Если при проверке получено большое расхождение, можно говорить о потере ёмкости АКБ и готовиться к её замене.

Универсальные приборы, измерители ёмкости

В паспортных данных любого аккумулятора, кроме рабочего напряжения, указывается ёмкость – параметр, измеряемый в ампер-часах. Именно эта характеристика считается определяющей для оценки состояния батареи.

С течением времени ёмкость постепенно уменьшается, что сказывается на способности аккумулятора держать заряд на номинальном уровне. В результате сокращается время между полной зарядкой АКБ и состоянием, когда завести мотор уже невозможно, время зарядки тоже сокращается. То есть ресурс батареи истощается, и наступает момент, когда её нужно менять.

Паспортная ёмкость – значение известное, а для определения текущей ёмкости автомобильного аккумулятора используется универсальный тестер. Приводим ТОП-3 наиболее популярных среди отечественных автомобилистов модели:

  • Кулон – тестер российского производства. Отличается демократичной ценой при неплохом качестве и хорошей функциональности. Может определять ёмкость и напряжение батареи, все измерения сохраняются в энергонезависимой памяти устройства. Характеризуется импульсным действием;
  • Fluke – модель автоматического тестера ёмкости, которую можно назвать одной из наиболее функциональных. В числе измеряемых характеристик батареи – ёмкость, внутреннее сопротивление компонентов АКБ, сила тока и напряжение между клеммами. Прибор может также использоваться для проведения замеров температуры;
  • Skat-T Auto – одно из лучших устройств для контроля ёмкости 12-вольтовых аккумуляторов. Рассчитано для использования с батареями, чья номинальная ёмкость не превышает 120 А*час. Максимальная продолжительность единичных измерений – 15 секунд.

При выборе универсального тестера следует обращать внимание на диапазон измерений конкретной модели – неправильно подобранный прибор может сказаться на самой возможности проведения проверки состояния АКБ.

Техника безопасности

При проведении манипуляций с автомобильными аккумуляторами существует два фактора, определяющих уровень безопасности для автовладельца:

  • работа с электролитом, химически активным веществом;
  • возможность поражения электрическим током.

Рассмотрим опасность второго типа. Сила тока автомобильных аккумуляторов достигает значительных величин, и в случае поражения человеческий организм может получить следующие повреждения:

  • термические ожоги разной степени выраженности;
  • мышечные судороги;
  • остановку сердца, прекращение дыхательной активности, отказ других внутренних органов.

Поэтому работа с аккумуляторами, зарядными устройствами и измерительными приборами требует обязательного соблюдения соответствующих правил ТБ: работать нужно в резиновых перчатках, следует также позаботиться о том, чтобы поверхность помещения была сухой, а обувь имела прорезиненную подошву.

Помещение, в котором проводятся работы, должно быть хорошо вентилируемым, иначе можно отравиться парами серной кислоты или даже получить ожоги дыхательных путей. Наконец, не следует допускать перегрева автомобильного аккумулятора, поскольку это чревато взрывом легковоспламеняемых паров.

Помните, что правильный и своевременный уход за АКБ позволит существенно продлить его ресурс.