Пиропатрон — элемент активной охраны

Подключение пиропатронов с использованием модулей подключения нагрузки

С подключением пиропатронов в пусковую цепь пожаротушения при помощи модуля подключения нагрузки всегда возникают проблемы. А все потому что проектировщики никогда в проектах не приводят принципиальную электрическую схему соединений. Даже в очень сложных проектах пожаротушения.

Задачу приходится решать монтажникам и это не всегда хорошо заканчивается.

Вот в таком виде информация о подключениях модулей пожаротушения представлена в проекте.

Это называют принципиальной схемой и отдают в работу.

А ведь каждый производитель оборудования по своему решает задачу контроля целостности цепи пуска.

В дальнейшей эксплуатации системы еще периодически возникает задача испытаний, когда необходимо пиропатрон заменить имитатором — лампочкой или светодиодом. Об этом на этапе проектирования или монтажа никто не думает.

Как работает и зачем нужен модуль подключения нагрузки.

Модуль подключения нагрузки предназначен для решения при помощи одной цепи двух задач: непрерывного контроля цепи пуска и, собственно, активации цепи пуска.

Задача возможно решалась бы проще, если бы не такое разнообразие в возможных нагрузках. Нагрузкой может быть нить накаливания пиропатрона пожаротушения, не имеющая полярность и имеющая маленькое сопротивление. Или это может быть светодиодное информационное табло, имеющее полярность подключения.

Поэтому ток сигнала управления нагрузкой имеет обратную полярность, чем ток контроля нагрузки.

Разделять эти токи при помощи диодов и призван модуль подключения нагрузки.

Формально говоря, мы не можем контролировать полярную нагрузку — контролируется только цепь до модуля подключения нагрузки.

Целостность цепи пиропатрона на КЗ и обрыв мы можем контролировать и должны контролировать.

Поэтому, низкоомный потребитель, такой как пиропатрон, включается до модуля подключения нагрузки, а всякая другая нагрузка включается после модуля подключения нагрузки.

Очень часто можно видеть подключение пиропатрона, как табло — после модуля подключения нагрузки. При таком подключении нет прохождения тока контроля цепи пуска через пиропатрон, но и не так страшно за ложное срабатывание пиропатрона от тока контроля.

Но не у всех производителей это так, поэтому рассмотрим варианты подключения к оборудованию разных производителей.

Несколько модулей пожаротушения на один вход.

Соблазнительно подключать несколько модулей пожаротушения на одну линию.

Можно ведь подключать несколько табло «Выход» или оповещателей на одну линию С2000-КПБ с применением МПН:

Дело в том, что ток сработки одного модуля пожаротушения существенно больше, чем всех других устройств.

В момент сработки цепь модуля пожаротушения уходит в КЗ и С2000-КПБ отключает свой выход.

При подключении нескольких модулей пожаротушения в одну линию успеют сработать только первые 1-3 модуля пожаротушения.

В том, что линия управления уходит в КЗ при запуске пожартушения невольно убедились на практике.

Болид.

Контрольно-пусковой блок С2000-КПБ.

Видно что пиропатрон к МПН подключается иначе, чем остальные устройства.

Монтажнику предлагается рассчитать сопротивление добавочного токоограничивающего резистора.

Например, при питании от источника 24В, сопротивлении соединительных проводов менее 0,3 Ом, сопротивлении пиропатрона 6 Ом и расчетном токе срабатывания пиропатрона 0.1А, сопротивление добавочного резистора равно 160 Ом.

Модуль подключения нагрузки (МПН) представляет собой сборку из двух диодов с торчащими проводами входа и выхода.

Устройство маленькое и плоское. Этот МПН вместе со скрутками монтажники прячут за табло или в гофру.

Рубеж.

Модуль пожаротушения МПТ-1.

Здесь УПН — устройство подключения нагрузки. Оно более удобное, чем МПН Болид — содержит винтовые клеммы подключения и не надо ничего скручивать. Зато и более габаритное.

Но все это удобство сходит на нет при подключении пиропатрона по соответствующей схеме. И устройство можно спрятать только в монтажную коробку.

В паспорте к модулю управления нагрузками EM201E только схема с подключением полярной нагрузки типа светодиодного табло.

Тут в качестве модуля подключения нагрузки используется М200Е-ЕOL-R, представляющий собой 47kОм резистор.

Способ подключения пиропатрона пришлось еще поискать и он был найден в документе System Sensor komponenter в разделе 8. Шкаф управления огнетушителем. 8.1 Пиротехническая стрельба.

В качестве модуля подключения нагрузки используется М200Е-ЕOL-RD — резистор с диодом. В одних документах говорится что резистор 47 Ом , в других что 47 кОм.

Ток запуска идет через резистор, а ток контроля через диод. Или наоборот.

Работоспособна такая схема, в которой в качестве диода можно использовать половину МПН Болид.

Но в этом случае ток контроля не идет через пиропатрон.

Минитроника.

Модуль адресный управления пожаротушением А16-УПТ.

Схема аналогичная EM201E ESMI.

R2ок= 10кОм. Диод марки 1N5822, SR540 или аналогичный.

Гранд Магистр.

Устройство запуска систем пожаротушения УЗСПТ.

Нет никаких модулей и устройств подключения нагрузки. В отличии от унифицированных блоков управления предыдущих систем здесь применен специализированный блок только для модулей пожаротушения.

И это все упрощает. В топку универсальные устройства.

Новый Сигнал-20М.

Новый прибор «Сигнал-20М» имеет целых 4 выхода, которые позволяют подключить модули пожаротушения.

Схема подключения исполнительного устройства цепи запуска АУП:

Схема позволяет подключить к выходу прибора одно исполнительное устройство цепи запуска АУП: пиропатрон, запорное устройство или иное устройство, имеющее малое сопротивление (единицы_… десятки Ом).
Элементы контроля исправности линии (резистор 4,7 кОм и диод типа 1N5400 или аналогичный) следует размещать в корпусе исполнительного устройства либо в монтажном отсеке прибора.
Схема обеспечивает контроль исправности устройства и линии связи как во включенном, так и в выключенном состоянии.
В выключенном состоянии контролируется наличие оконечного элемента (резистора 4,7_кОм) при помощи малого тока обратной полярности.
Во включенном состоянии контроль исправности линии связи и исполнительного устройства осуществляется путем контроля тока потребления цепи выхода (прямой полярности).

Рубикон.

Модуль пожаротушения на 10 направлений МПТ10.

Тут в качестве модуля подключения нагрузки мы видим только диод.

Имитация нагрузки при испытаниях системы пожаротушения.

Раз в квартал необходимо испытывать систему пожаротушения, заменяя элементы пуска на имитаторы.

И тут у нас начинаются проблемы.

Во-первых, не все производители оборудования об этом позаботились. Во вторых, об этом не позаботились ни проектировщики ни монтажники.

Если мы подключаем пиропатрон пожаротушения так же, как и остальные устройства — после модуля подключения нагрузки — то у нас никаких проблем. В качестве имитатора пиропатрона мы можем использовать хоть лампочку, хоть светодиод.

Но если мы решим подключить пиропатрон правильно — до модуля подключения нагрузки . тогда что мы будем использовать в качестве имитатора пиропатрона?

Светодиод не прокатит — он нарушит логику контроля целостности цепи и система выдаст аварию. Можно отключить контроль целостности программно, но тогда эксперимент не будет чистым.

Лампочку? Но лампочка имеет разное сопротивление нити накаливания в покое и в зажженном состоянии — об это я уже разбил лоб.

Есть два варианта исполнения имитатора.

Имитатор пиропатрона ПУО-2 светодиодный.

Но такой имитатор не всегда принимается логикой контроля целостности цепи пуска — тогда этот контроль необходимо программно отключать на момент испытаний .

Имитатор ПУО-2 универсальный.

Имитатор ПУО-2 универсальный имеет плавкие вставки (предохранители), которые перегорают при наличии пускового импульса, обеспечивающего срабатывание пускового устройства ПУО-2.

Обнаружением пускового импульса является факт перегорания плавкой вставки (предохранителя), который может быть зафиксирован автоматически с помощью прибора управления (при наличии в нем такой опции) или подтвержден при замере сопротивления предохранителя.

Омическое сопротивление имитатора 6,8 Ом.

Однажды, прочитав этикетку С2000-КПБ, выяснил что у Болид тоже существует в теории вот такой имитатор пусковых цепей:

В руководстве по эксплуатации С2000-АСПТ ничего об этом не сказано.

  • Правильное использование оборудования
    • 9+10 ошибок при монтаже автоматической системы пожаротушения на основе С2000-АСПТ
    • Как подключить 12 вольтовое табло к 24В С2000-АСПТ
    • Несколько направлений пожаротушения в одном помещении при помощи С2000-АСПТ.
    • Грамотная пожарная сигнализация в квартирах жилого дома
    • Правильное и не очень подключение С2000М к компьютеру.
    • Подключение пиропатронов с использованием модулей подключения нагрузки
    • Сигнал-20М нового исполнения как ответ на новые требования пожарных норм
    • Какой емкости АКБ нужен для обеспечения требуемого времени работы пожарной сигнализации на резерве
    • Правильное проектирование, монтаж и настройка ИПДЛ-Д-II/4Р
    • Правильное не-подключение модулей пожаротушения к С2000-АСПТ
    • Можно ли запускать пожаротушение от выхода С2000-КПБ по шлейфу Сигнал-20М
    • 90% пожарных сигнализаций не соответствуют требованиям размещения приборов
    • Проблемы совместимости речевых оповещателей со встроенными конденсаторами
    • Достаточно ли на объекте установить один пожарный прибор?
    • Какие приборы нужно установить для самой маленькой СПЗ
    • Правильное использование С2000-АСПТ и Поток-3Н производства Болид.
    • О невозможности установить правильно табло «Выход»
    • Руководство по организации нескольких направлений пожаротушения «С2000-АСПТ» в одном помещении.
    • Какие теперь дешевые пожарные приборы можно применять с введением СП 484?
    • Сколько РИП должно быть в СПС в соответствии с СП 484.
    • Правовые аспекты применения С2000М в качестве контроллера для систем пожарной автоматики.

Еще записи по теме

В твоей схеме запуска АУПТ от С2000-КПБ, баллон сработает мгновенно по проверочному обратному току.

В твоей схеме запуска АУПТ от С2000-КПБ, баллон сработает мгновенно по проверочному обратному току

До сих пор не срабатывало.

Хотя я с Вами согласен что есть оочень большая такая вероятность и просто повезло.

Да и последнее время в основном Рубеж используем для такого.

А вообще стараюсь чтобы создать документ с вопросом проектировщику о том как подключать, а сами модули пожаротушения перекинуть на обслуживающую организацию.

Это интересно! Пиропатрон — элемент активной охраны

#1 Asgart

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 90
    • Автомобиль: Vectra B Caravan 1.8 1998г.
    • @Упоминание

    Тут ковыряясь в Интернете нашел эту статью, если кому безопасность машины не пустой вопрос, можете повторить. Все достаточно доступно.
    http://kazus.ru/shem. ge/0/783/1.html


    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #2 Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
    • Город: Екатеринбург
    • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT
    • @Упоминание
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #3 ASPID

    Опелевод со стажем

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 3 788
    • Город: Москва, ЗАО, Крылатское
    • Автомобиль: Zafira B Z18XER MT
    • @Упоминание
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #4 Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
    • Город: Екатеринбург
    • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT
    • @Упоминание
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #5 metel

  • Постоянные посетители
  • Cообщений: 248
    • Город: Североморск
    • Автомобиль: Zafira A Z16XE, BMW 320 e46 m54
    • @Упоминание
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #6 Asgart

  • Клубные пользователи
  • Cообщений: 90
    • Автомобиль: Vectra B Caravan 1.8 1998г.
    • @Упоминание

    Ещё 15 лет назад, у приятеля стоял фирменный пиропатрон с подключением к зажиганию и его надо было отключить в течении 30 сек. о чём предупреждала мигающая лампочка. Выключатель естественно в скрытом месте.
    По поводу газа: в баллончике и в пиропатроне они разные можно поэкспериментировать. И отсутствие машины гораздо хуже, чем её наличие, хоть и с вонью.
    По поводу юридической стороны, а зачем он её заводил, если за сигаретами полез?
    В системах пожаротушения давно применяются пиропатроны, у меня на работе 12 лет их эксплуатируют и за всё время ни одного ложного срабатывания. Потому, что проводят регламентные профилактические работы.
    А по поводу статистики о ворах, которые не попадаются, у тебя неверные сведения, либо ты лукавишь.
    В 80-е годы, лично читал статьи в массовой печати, о судебных делах на хозяев этих дач, где поубивало воришек, а не посторонних людей.
    В заключение: Устройство придумано не мной, я его только нашел в Интернете. В принципе каждый для себя сам решает (с учётом морально-этической, юридической и технической стороны), как защитить свой автомобиль, я привёл только ссылку.


    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #7 Sergey_

    Опелевод со стажем

  • Глобальные модераторы
  • Cообщений: 14 593
    • Город: Екатеринбург
    • Автомобиль: Omega B facelift, X20XEV, MT
    • @Упоминание
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата
    Читайте также  Адаптивный 24в dc/220в ac инвертор чистой синусоиды

    #8 bav

    Опелевод со стажем

  • Пользователи
  • Cообщений: 1 527
    • Город: Питер
    • Автомобиль: ОмегА Е18NVR Караван
    • @Упоминание

    Пиротехнические охранные устройства.

    Зачастую после срабатывания сигнализации и до прибытия охраны проходит довольно большой промежуток времени за который нарушитель может успеть скрыться. Почему бы не использовать для временной иммобилизации нарушителя какие-либо пиротехнические устройства (например светозвуковые), или еще лучше газовые — взломал сейф, а оттуда облако ирританта. И охране проще будет — нарушитель возможно не сможет оказывать сопротивления после воздействия ирританта.
    А может такие штуки уже производятся? Хотя я полазил по Нету — ничего не нашел. Или их нельзя производить?

    На заре перестройки была кооперативная противоугонка в машине со слезоточивкой. У знакомого сработала на ходу.

    Действительно любопытно, как это с точки зрения законодательства 😊 Залез негодяй, и тут одновременно штук десять баллонов Высшей Меры как сделают большой ПШШШШШШШШ. 😊
    Единственная бяка — такое можно сделать только в частном доме, иначе можно и соседние квартиры потравить нафиг 😊

    ——————
    Always outnumbered — Never outgunned.

    каким-нубудь пиротехническим устройством выбрасывать порошковую смесь ..
    через некоторое время осядет и все .
    тот же CS или лучше CR использовать — и безопасно и эффективно. И к соседям вряд ли попадет. Можно еще краску какую-нибудь выбрасывать, чтобы пометить интрудера.

    а в машину противоугонки со слезоточивым газом — это по-моему не очень хорошая идея. Т.к. такая противоугонка в случае аварии может привести к поражению газом третьих лиц, что совсем не есть хорошо.
    А совсем плохо что именно противоугонка и может привести к аварии.

    На практике приходилось ставить «задымители»- при нажатии тревожной кнопки взрыв-пакет задымлял пространство с нарушителем (название не помню, но устройство сертифицировано). Есть и «мини-кредит» — фальшивая пачка денег с краской( взрывается и разбрызгивает). А вот для охраны таких устройств не применяют — большая вероятность ложных срабатываний, ведущих к большим последствиям (если взрыв пакет долбить по каждому ложняку). Кто знаком с системами пожаротушения знает что для запуска системы необходима сработка двух датчиков (так страхуются от ложняков), но в охранке такой метод сложно применить (дело имеем не с «тупым» огнем ,а с «хитрым» злоумышлеником. В пожарке датчики тепловые да дымовые, в основном, а в охранке их до хрена типов срабатывающих на самые разные вещи).

    ——————
    Проще перевернуть мир вниз головой, чем объяснить, что это ни к чему хорошему не приведет.

    а проволочку какую-нибудь на разрыв чтобы взрывалась?
    вероятность случайного обрыва можно обеспечить близкой к нули, а вот если сейф или дверь ломать будут — сработает .

    Ins
    а проволочку какую-нибудь на разрыв чтобы взрывалась?
    вероятность случайного обрыва можно обеспечить близкой к нули, а вот если сейф или дверь ломать будут — сработает .

    Тут много «камней» : нужен прибор который будет отделять «енту проволочку» от обычного датчика, прибор должен иметь выход управления способный запустить «пиропатрон» и выход это должен быть «связан» только с «проволочкой», нужно само устройство распыления и т.д. и т.п. Не говорю что это не возможно, но. Много проще хранить ценности в сейфе а под сигнализацию брать квартиру — т.е. пока преступник вскрывает сейф наряд уже приедет по сигналу от входной двери (это принцип, говоря проще 😊 важно правильно расположить рубежи охранной сигнализации и рубежи технической укрепленности — и будет вам счастье)

    на Украине такие оказывается уже делают http://www.labchem.narod.ru/cobra.htm
    там внизу про Кобру-4

    Интересно а наш сертификат есть? (там непонятно чье МВД)принципиально это облегчает только поиск исполнительного устройства, а остальное. они сами кроме СМК ничего не рекомендуют из-за ложняков. Хотя если желаете, то можно чего хочешь забубенить, вопрос а надо ли?

    непонятно только что за газ ослепляющий и выкуривающий?

    непонятно только что за газ ослепляющий и выкуривающий?

    Без условно это интересно, и наверно найдет потребителя. Но помнится мне, когда появились «мини-кредиты» было столько недовольных.

    А где такую штуку купить можно? И где бы поподробнее узнать её характеристики? А то зима ещё не наступила, а дачи уже грабят.

    а толку от такой штуки на даче?

    ну прочихается нарушитель — еще злее будет.
    Смысл таких устройств, imho, задержать до прибытия охраны.

    Хотя, если с краской сделать, то потом можно будет спрашивать: «Мужика с зеленой рожей не видали?».

    Да, точно. Ещё и дачу спалят.

    А вообще защита дачи от грабителей-интересная, сложная и актуальная тема. Грабит, как правило, алкашня из соседней деревни. А сейчас, народ инструменты и технику ещё не увезли, а ночевать уже некоторым холодно. Вот и грабят. Зимой будет вторая волна- бомжи. Они всё берут- от тушёнки до табуреток.
    Разбили зимой несколько стёклышек 20х30 см на веранде монтировкой. Больше ничего не тронули. После осмотра на предмет следов выяснилось, почему они дальше не пошли. Заглядывать в одно окно удобно только с кучки брёвен. Если на неё залезть, то будет видна кровать с кучей тряпок, сложенных (случайно получилось) как страшно изуродованный труп, накрытый курткой и завёрнутый в одеяло. Чем больше присматривлся, тем больше сия штука похожа на труп.

    А вообще, такая идея: поставить сенсор и радиопередатчик. Приёмник поставить в домик охраны (500м от дома), чтобы в случае проникнвения в дом он пищал и спать не давал охране. Ну а в доме поставить всё же газ или дым, чтобы габители подождали, пока проветрится. Сирену не ставить.

    Может, есть какие идеи?

    еще можно спалить соседнюю деревню .
    но это наверное слишком радикальный шаг .

    Было дело поставилил мои парни у клиента в лесочке растяжку, из световых, через 2 дня краасивый фаерверк был.Что-то местнее боле не лазятъ.

    Лучьше Ф-1 поставить 😊

    Кому нать защиту садоводства -могу скинуть описуху и смету . Ставим уже 4 штуку по Питеру . Единственное -надо договариваться либо с ОВО либо сажать сторожа с кавказцем, ибо при отсутствии реагирования вынесут со 2 раза.
    стучать в мыло.

    ——————
    Скромно заметил бы следующее.

    сторож в садоводстве обычно есть. И часто с кавказцем. Только толку мало.

    Может быть можно здесь описуху и смету?
    многим было бы интересно.

    Описуха (без оплаты) :-)))
    1. Пульт наблюдения (900 баков)
    400 абонентов, возможность подписания адресов, три типа тревог (нарушение, вызов,пожар) Антенна , БП, аккумулятор (10 часов автономки) клава с табло.
    2. Абонентский пульт. (400 баков)
    4 зоны, датчики, сирена,строб, считыватель ТМ, БП, аккумулятор, направленная антенна.
    Дальность 3 км по деревне. По городу ок 1 км.

    ——————
    Скромно заметил бы следующее.

    лучше название системы напиши 😊.

    ну. название . где купить. какие скидки . А в мыло слабо постучать, если коммерческая заинтересованность имеецца.

    ——————
    Скромно заметил бы следующее.

    Ведро с краской, подвешенное внутри квартиры за дверью и с дверью же верёвочкой соединённое — абсолютно законно будет, и ворюга ни за что не подумает о таком. А потом его по следам краски найти можно будет, он отпечатков наоставляет — хоть слепого по следу пускай. 😊

    Вопросы мытья хаты после этого — отдельная тема. 😊

    Стукну, когда на работу выйду, может и «дружбу сведем» 😊. Комерческая заинтересованность? Хм, хотя врядли.

    2 Гуманоид
    Мыть не придется — придурки ,которые лазят по дачам -злобны и мстительны. поэтому могут остаться лишь головешки

    Qwaterback
    2 Гуманоид
    Мыть не придется — придурки ,которые лазят по дачам -злобны и мстительны. поэтому могут остаться лишь головешки

    К сожалению, и ты прав, Брут. Я всё весёлые идеи пытаюсь толкнуть, а вы и их тут обламываете. Ну нет бы хмыкнуть под празники! 😊

    а от пожара дачу застраховать .
    и написать плакат, что даже рад будешь если эту хибару кто-нибудь спалит, назло поджигать не будут 😊

    Сирена, патрон и слезоточивый газ: самая крутая и необычная автосигнализация в СССР

    «Противоугонное средство с пиротехнической защитой» – так называлась в инструкции эта весьма продвинутая для своих лет система, способная устроить негодяю, пытающемуся угнать вашу ласточку, настоящий «Сталинград»!

    «Колеса» уже не первый раз рассказывают о различных моделях советских автосигнализаций. Их устройства, нюансы и наблюдение за эволюцией позволяют лучше понять, чем жил среднестатистический автомобилист в нашей стране в эпоху отцов и дедов, в эпоху карбюраторов и кривых стартеров, в эпоху, когда для большинства граждан фразы «климат-контроль» или «коробка-автомат» были понятны грамматически, однако полностью лишены смысла в целом.

    Особый интерес эти вояжи в прошлое имеют в связи с тем, что автосигнализации периода СССР и нескольких ранних лет постсоветской смуты не были клонами западной коммерческой продукции, а шли своим, зачастую странноватым и чудноватым путем развития, поскольку выпускались в массе своей как побочная продукция военных предприятий.

    Чаще всего в исследованиях советских сигнализаций, попадающих в редакцию «Колес» в виде непотревоженных «капсул времени», мы обращаем внимание на курьезность их конструкции и специфическую логику работы, однако порой встречаются настоящие жемчужины, когда восхищаться и рыдать приходится одновременно. И вот «впервые на арене»: представляем вашему вниманию настоящий бриллиант в нашей коллекции – самый навороченный и продвинутый охранный комплекс производства СССР.

    Это не сигнализация, а именно ОХРАННЫЙ КОМПЛЕКС – в том самом значении, что вкладывают в него сегодня установщики современных сигнализаций. Скорее всего, более развитой охранной системы для автомобиля в СССР не рождалось – устройство под названием «Аргус» стало вершиной творчества советских разработчиков, после чего отечественная продукция была быстро и навсегда вытеснена с рынка импортными «сигналками»…

    Выпускало «Аргус» московское НПП «ТЕМП» – стратегическое оборонное предприятие, созданное незадолго до Великой отечественной войны и разрабатывающее системы питания и автоматики для двигателей наших самых известных военных и гражданских самолетов, включая все последние «МИГи» и «СУшки». После 1991 года предприятие начало стремительно рассыпаться из-за потери финансирования и пустилось в различные коллаборации с гражданскими предприятиями. К примеру, именно на «ТЕМПе» делали инжекторный впрыск на уфимские моторы для АЗЛК… В качестве такой побочной продукции появилась и автомобильная охранная система «Аргус» – «с многоступенчатой защитой», как гласила инструкция. Партнером «ТЕМПа» в этом проекте выступил НИИПХ – Научно-исследовательский институт прикладной химии из Сергиева Посада, тоже оборонное предприятие, сегодня известное в том числе своими вполне гражданскими фейерверками и травматическими пистолетами «Оса».

    Автомобильная охранная система «Аргус» выпускалась с 1991 по 1995 годы и для своих лет впечатляла продвинутой комплектацией! В нее входили, помимо основного электронного блока, пьезосирена, автономный аккумулятор на случай отключения основного, датчик колебания кузова, два пиротехнических патрона активной охраны (это самое главное, и о них подробно будет ниже), набор кнопок-сигнализаторов открытия дверей (если на машине не было штатных), а также километр проводов и щедрая жменя винтов и саморезов для монтажа. Без всякой иронии скажем: комплектация, сопоставимая с неплохой современной сигнализацией!

    Впрочем, обо всем по порядку!

    Центральный электронный блок – это, собственно, сердце любой автомобильной охранной системы. В нем заложены все алгоритмы его действий в различных ситуациях. В наше время этот блок год от года миниатюризируется и зачастую не превышает габаритов спичечного коробка. В «Аргусе» же он размерами чуть-чуть не дотянул до кирпича, при том что все его способности можно уместить в микросхему размером с зерно гречки… Тем не менее изготовлен девайс крайне тщательно, по всем канонам военпрома. Качественный монтаж, толстый слой лака заливки, содержащие палладий детали…

    Читайте также  Программная реализация интерфейса управления tm1640 на atmega

    Следующий элемент в комплектации «Аргуса» – пьезосирена! Для тех лет подобное считалось немыслимой крутизной! Почему? Да все просто! Большинство советских автосигнализаций были рассчитаны на подключение к штатному звуковому сигналу-клаксону. У некоторых (достаточно немногочисленных) моделей клаксон, аналогичный штатному, шел в комплекте. Соответственно, в те годы сигнал тревоги от автомобиля звучал как непрерывное гудение, и распознать в нем голос собственного автомобиля владелец на слух не мог. Зато защищенная «Аргусом» машина пела характерной квакающей сиреной, и перепутать ее с чем-то иным было сложно!

    Еще один невиданный для тех лет аксессуар в комплекте – автономный аккумулятор, предотвращающий обезвреживание сигнала тревоги простым снятием клеммы стартерной батареи (если, конечно, сама пищалка была хорошо замаскирована под бампером или днищем и не боялась обрыва проводов злоумышленником – в противном случае наличие резервного питания теряло смысл!) Двенадцативольтовая свинцовая батарейка емкостью 1,6 ампер-часа имела герметичное исполнение и поддерживалась электроникой «Аргуса» в постоянно заряженном состоянии. В нашем случае, правда, аккумулятор полностью мертв – 26 лет лежания в коробке на полке он не пережил, и реанимировать его невозможно…

    Также в комплекте поставлялся датчик колебаний кузова, предназначенный для отслеживания проникновения в салон через окна и кражи колес. Датчик – простейшая контактная пара маятникового типа, с грузиком-контактом, колеблющимся на гибкой пружинистой металлической пластинке. В явно избыточно крупном корпусе. Откровенно говоря, что мешало разместить этот датчик внутри центрального блока, где пустого места более чем достаточно – непонятно…

    Ну вот мы и подобрались к самому вкусному – к элементам активной охраны! Их в составе «Аргуса» два – разных и срабатывающих по определенному алгоритму.

    Первый активный элемент имел собственное имя «ПАП-1» – Патрон Аэрозольный Противоугонный. Два провода электрозапала от него шли к блоку сигнализации, которая подавала на них 12 вольт для инициации патрона. Согласно описанию, «после срабатывания сгорает без искр и пламени, образуя в салоне аэрозольное облако ослепляющего и «выкуривающего» действия». Откровенно говоря, описание не слишком понятное – создается ощущение, что «ПАП-1» при сгорании выделяет слезоточивый газ…

    Второй патрон в комплекте «Аргуса» дымовой, заполняющий салон густым «туманом». Патрон смонтирован в защитном металлическом кожухе и инициируется так же – подачей 12 вольт на электрозапал от блока сигнализации. Оба патрона, согласно инструкции, надлежало установить в салоне под сиденьем.

    Каков же был алгоритм работы «Аргуса»? Надо сказать, весьма логичный и неглупый! В режиме охраны сигнализация блокировала зажигание при попытках провернуть замок отмычкой или «свертышем», подавала звуковые сигналы после несанкционированного открытия дверей, капота или багажника, а также реагировала визгом на колебания кузова. Снятие клеммы с батареи не помогало – в этом случае действие вступал автономный аккумулятор. Если же злоумышленник оказывался упорным и терпеливым и пытался под вой сирены завести мотор, подав с помощью проводов-времянок «плюс» на катушку зажигания, тут же срабатывал шумовой пиропатрон, а спустя 5-10 секунд – дымовой! Согласитесь, не так уж плохо для 1991 года, а? Да кое в чем и сейчас неплохо!

    Впрочем, как и у всех автомобильных охранных систем тех лет, самым уязвимым местом «Аргуса» была скрытая кнопка его активации/дезактивации, заменявшая привычный сегодня брелок или смартфон и сводившая на нет все усилия разработчиков. В незамысловатых салонах «Жигулей», «Москвичей» и «Волг», не говоря уже о «Запорожцах», мест для скрытого расположения кнопки практически не имелось, и поэтому поиск ее угонщиком в радиусе доступа рук водителя труда не составлял. После же того, как кнопка обнаруживалась, автомобиль становился полностью беззащитным, и вся его грозная пиротехника теряла смысл…

    Ну и под конец – немного практики. Нельзя было не выяснить – сохранили ли пиропатроны вкус к жизни спустя более чем четверть века хранения на полке. Удивительно, но сохранили! Во всяком случае, частично…

    Мы попытались инициировать их в том порядке, в каком предписывала инструкция, однако провода все же были перепутаны, и первым сработал дымовой патрон. Эффективность – на весьма высоком уровне: дым генерировался густой, плотный, в количестве, способном целиком и с избытком заполнить салон любого автомобиля, лишив угонщика возможности что-либо видеть, да и, собственно, нормально дышать.

    А вот «аэрозольный» патрон не слишком впечатлил… То ли так и было задумано, то ли он просто потерял свойства от старости, но продемонстрировал он лишь негромкий «пук», прыжок на полметра по столу и невнятный дымок в объеме, в несколько раз меньшем, чем у специализированного дымового патрона. Проверка действия и последующее изучение прогоревшего устройства показали полное отсутствие каких-либо слезоточивых эффектов…

    Подытоживая, нельзя не отметить, что использование пиротехники для охраны автомобиля всегда будоражило умы – как профессиональных установщиков и производителей охранных компонентов, так и автовладельцев-любителей, склонных к разного рода «крафту» на коленке. В 90-х и даже в начале 2000-х многие книги и журналы для радиолюбителей-самодельщиков практически без изменений копипастили друг у друга чертежик пиротехнического газогенератора, объединяющего в себе и шумовой эффект, для использования его в составе сигнализации. Конструкция эта представляла собой патрон для газового пистолета, на который нужно было намотать нагревательную спираль из нихромовой проволоки. При подаче на эту спираль 12 вольт патрон за несколько минут нагревался и срабатывал, выбрасывая с громким хлопком облако слезоточивого газа в салон. По описанию – эффективно, но, несмотря на распространенность идеи, информация о реальном применении подобных самоделок нам в литературе и в Интернете не попадалась…

    Современный фабричный вариант подобной активной охраны также существует – правда, с годами изменилась концепция. Сегодня некоторые частные мастера, занимающиеся эксклюзивными «авторскими» сигнализациями, предлагают клиентам в качестве дополнительного рубежа защиты установить пиротехнический дымогенератор – но не в салоне, а снаружи автомобиля: в моторном отсеке или под днищем. Впрочем, и эффективность такого метода не слишком велика – дым в салоне дезориентирует непосредственно угонщика, а вот дым снаружи направлен лишь на привлечение к машине внимания окружающих…

    6 скрытых возможностей сигнализации Ajax

    Сигнализация Аякс не требует представления. Все мы знаем, что Аякс — это беспроводная сигнализация для предотвращения кражи, пожара и затопления. Но далеко не все знают, что благодаря интеграции с другими устройствами, Ваш Аякс может:

    • взрывать пиропатрон со слезоточивым веществом;
    • охранять придомовую территорию с помощью периметральных барьеров;
    • перекрывать воду в случае протечки;
    • запирать двери скрытыми замками-невидимками;
    • подключать внешний блок бесперебойного питания для обеспечения работы при отсутствии электроэнергии сроком до 10 дней.

    Интересно как? Давайте разберем подробней.

    1. Активное противодействие злоумышленникам, которые проникли в охраняемое помещение, при помощи ловушки для вора с распылителем раздражающего вещества.

    Ловушка представляет собой комплект пиропатрона и аккумулятора, которые предназначены для работы с охранной системой Ajax. Ловушка для вора с распылителем раздражающего вещества — это комплект химической ловушки со слезоточивым газом «Алгоген» который можно подключить к охранной системе Ajax, и активировать непосредственно через родное приложение Ajax. Такое автономное охранное устройство, подключённое к охранной централи Ajax, способно обезвредить злоумышленника на время около 30 минут.

    Комплект УРО состоит из короба, в котором размещается блок бесперебойного питания и свинцово-кислотный аккумулятор (в комплекте), емкостью 1.2 Ахч 12В, благодаря которому продолжается работа модуля в случае пропажи электричества. ББП позволяет защитить аккумулятор от короткого замыкания и глубокого разряда. С короба выходит провод с вилкой для запитки устройства от сети 220 вольт и провод для подключения к пиропатронам. Одновременно можно подключить параллельно 2 пиропатрона (в комплекте 1 шт).

    Если Вы устанавливаете Пиропатрон совместно с охранной сигнализацией — размещение Пиропатрона в помещении возможно в любом удобном месте. При взрыве Пиропатрон не воспламеняется и не имеет осколков, поэтому не способен нанести вред Вашему имуществу.

    2. Охрана периметра при помощи беспроводных ИК-барьеров Laser F2 mod для Ajax.

    ИК барьер «Laser F2 mod for Ajax» — барьер разработанный специально для работы с охранным оборудованием Ajax. Беспроводной метод подключения барьеров позволяет контролировать периметр без необходимости проводить провода.

    Возможность подключения к охранному оборудованию Ajax позволяет расширить функционал охранной системы и делает возможным обнаружение злоумышленника еще до того, как он проберется в охраняемое жилище.

    Использовать беспроводной уличный барьер охраны периметра Laser F2 mod для сигнализации Ajax можно:

    • на территории частных домов и коттеджей;
    • складских и производственных территориях;
    • зонах повышенной опасности и т.д.

    Барьер состоит из 2 частей, которые устанавливаются друг напротив друга на расстоянии до 100 м. Высота установки зависит от местности и от предполагаемого движения злоумышленника. Два лазерных луча (невидимые человеческому глазу) постоянно направлены на ответную часть барьера. При пересечении обоих лучей устройство передаёт сигнал тревоги на охранную централь Ajax Hub. Питание барьера осуществляется от 2-х батарей типа Крона (на 1 комплект необходимо 4 батареи, в комплект входят). При использовании качественных алкалиновых батареек возможно применение барьера при отрицательных температурах до минус 30 градусов, что позволяет использовать беспроводной барьер в уличных условиях круглый год. В зависимости от погодных условий, срок службы одного комплекта батарей может достигать 1 года.

    3. Надежная защита не только от проникновения злоумышленников в жилище, но и сохранение целостности имущества в случае возникновения протечки воды.

    Для защиты от затопления используется комплект системы защиты от протечки воды GIDROLOCK ULTIMATE BUGATTI. В основе комплекта лежит шаровой кран с электроприводом Gidrolock Ultimate, который используется для перекрытия водоснабжения (отопления) в случае возникновения протечки воды. Он состоит из шарового крана и электропривода для управления шаровым краном. Отличительной особенностью шарового электропривода GIDROLOCK ULTIMATE является высокая мощность при небольших габаритных размерах.

    При помощи реле Ajax Relay шаровый кран GIDROLOCK ULTIMATE BUGATTI подключается к беспроводной GSM сигнализации Ajax и управляется дистанционно через приложение Ajax Security System, из любой точки мира.

    Ajax может управлять краном автоматически по скрипту от датчика затопления.

    В случае затопления, датчик протечки воды Ajax LeaksProtect отправляет сигнал тревоги на централь, а оттуда уведомление отправляется на телефоны зарегестрированных пользователей. При получении оповещения о затоплении пользователь может с помощью приложения Ajax Security System передать команду дистанционно принудительно закрыть/открыть кран, что обеспечивается благодаря использованию реле дистанционного управления Ajax Relay.

    В комплектацию входит так же блок бесперебойного питания ББП 20 в пластиковом корпусе с АКБ 1,2 Ач, которые позволяют обеспечить бесперебойную работу крана в случае пропажи электричества.

    4. Организация контроля доступа на базе сигнализации Ajax.

    Возможность организации контроля доступа на базе сигнализации Ajax осуществляется при помощи замка с блоком управления, который разработан специально для беспроводной сигнализации Ajax.

    В основе комплекта лежит электроригельный замок Протект ЭРЗ-2 – замок невидимка, который рассчитан на установку в металлические и деревянные двери без каких-либо поверхностных признаков установки. Замок подходит как для левых, так и для правых дверей толщиной более 40 миллиметров. Реверсивность ригелей обеспечивается контроллером электромеханического замка. Для управления замком используется радиоуправляемое реле Ajax Relay которое позволяет подключить замок к охранной системе Ajax и управлять замком дистанционно при помощи приложения Ajax Security System.

    С замком в комплекте поставляется блок бесперебойного питания в пластиковом боксе, с местом под АКБ до 7 Ач (АКБ входит в комплект поставки). ББП предназначен для организации бесперебойной работы электрозамка в моменты пропажи электричества. ББП имеет световую индикацию. В боксе ББП также находится контроллер управления замком и радиоуправляемое реле Ajax Relay.

    Читайте также  Адаптер usb - rs-485

    В случае пропажи электроэнергии замок питается от резервного АКБ 7 Ач (в комплекте). В случае неправильной работы замка приложение Ajax оповестит Вас об этом.

    5. Подключение внешнего блока бесперебойного питания для обеспечения работы при отсутствии электроэнергии сроком до 10 дней.

    К любой цетрали Ajax возможно подключение специально разработанного внешнего блока бесперебойного питания для хабов Ajax в комплекте с которым идет свинцово-кислотный аккумулятор на 18 Ач. Благодаря такому внешнему ББП, централь Ajax может бесперебойно работать в условиях отсутствия электроэнергии сроком до 10 дней (250 часов), что значительно больше, нежели при работе централи от встроенного Li-Ion аккумулятора на 2 Ач (до 10 часов автономной работы).

    Кроме этого внешний ББП имеет дополнительный выход на 12 вольт, к которому можно подключать камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы и т.д. Такой выход идеально подходит для питания устройств на дальних расстояниях, где заметно проявляется падения напряжения в кабеле. В таких случаях совместно с данным бесперебойником используются понижающие стабилизаторы напряжения, которые устанавливаются непосредственно возле камер. В металлическом боксе ББП установлен импульсный источник питания со стабилизацией тока и напряжения.

    6. Возможность подключения выносного светодиода к сирене Ajax.

    Возможность подключения выносного светодиода к охранной системе Ajax возможно, в случае если у Вас в комплектации оборудования есть беспроводная комнатная сирена Ajax HomeSiren. Выносной светодиод подключается, в таком случае, через специальный разъем на сирене, который предназначен для подключения индикация статуса постановки/снятия на охрану.

    Устройство для контроля и подрыва пиропатрона

    Устройство для контроля и подрыва пиропатрона относится к противопожарной технике, может быть использовано в судовой автоматике в системах управления техническими средствами пожаротушения энергетических установок с применением огнетушителей с инертным газом и повышает надежность подрыва группы пиропатронов за счет ограничения потребляемого тока путем последовательного подрыва пиропатронов, в том числе при случайных коротких замыканиях в цепях пиропатронов. Устройство содержит пиропатроны 1. 4, светодиоды 5. 8 для контроля состояния пиропатронов, резисторы 9. 12 в цепях светодиодов, диоды 13. 16, реле 17. 19 последовательного подрыва пиропатронов, реле 20. ..22 срабатывания пиропатронов, реле 23. 25 принудительного обрыва пиропатронов, реле 26 задержки, табло 27 неисправности, кнопку 28 сброса, кнопку 29 принудительного подрыва пиропатронов, конденсатор 30 и резистор 31 RC цепочки для импульсного срабатывания реле 23. 25, переключатель 33 контроля, переключатель 34 работы, источник 35 питания, шины 36. 38 источника питания. 1 ил.

    Устройство относится к противопожарной технике и может быть использовано в судовой автоматике в системах управления техническими средствами пожаротушения энергоустановок с применением огнетушителей с инертным газом.

    Известно устройство для контроля и подрыва пиропатрона, содержащее коммутирующий узел, к которому подключены пиропатрон (нагрузка) и промежуточный элемент, к которому подключена сигнальная лампа.

    Недостатком этого устройства является малая функциональная надежность.

    Цель изобретения — увеличение числа подрываемых пиропатронов без увеличения тока подрыва.

    На чертеже представлена электрическая схема устройства.

    Устройство содержит пиропатроны (взрывное устройство, открывающее выпускной клапан в огнетушителе) 1-4, табло неисправности, выполненное на светодиодах 5-8 и резисторах 9-12, развязывающие диоды 13-16, реле 17-19 последовательного подрыва пиропатронов, реле 20-22 срабатывания пиропатронов, реле 23-25 принудительного обрыва цепи пиропатронов, реле 26 задержки, светосигнальный индикатор 27, кнопку 28 сброса сигналов с реле 23-25 и приведения их в исходное состояние с самовозвратом, кнопку 29 принудительного подрыва пиропатронов (оперативного завершения операции при неисправном пиропатроне с фиксацией), конденсатор 30, резистор 31, токоограничивающий переменный резистор 32, переключатель 33 контроля, переключатель 34 работы, источник 35 питания, первую шину 36 источника 35 питания, вторую шину 37 источника 35 питания, общую шину 38.

    Некоторые пояснения. На современных судах тушение пожара помещений с электроустановками производится инертным газом, содержащимся в специальных баллонах-огнетушителях. Для выпуска инертного газа из огнетушителя в помещении необходимо открыть клапаны, как правило два клапана на огнетушитель, каждый из которых открывается посредством подрыва пиропатрона. При этом ток контроля пиропатронов должен быть минимальным и безопасным, исключающим срабатывание пиропатронов, а следовательно, огнетушителей. При подрыве пиропатронов, электрическое сопротивление которых составляет доли ома, коммутируется ток большой величины, близкой к току короткого замыкания. Величина этого тока возрастает с увеличением количества огнетушителей. Например, при тушении пожара в машинных отделениях необходимо одновременно использовать до десяти огнетушителей, т.е. подорвать двадцать пиропатронов. Суммарный ток подрыва в этом случае одновременного включения составляет порядка 500 А, что требует установку источника питания значительной мощности.

    Предложенное устройство обеспечивает ограничение суммарного тока подрыва группы пиропатронов током срабатывания одного пиропатрона, незначительно увеличивая время подрыва всей группы пиропатронов.

    Устройство работает следующим образом.

    При включении переключателя 33 контроля через каждый пиропатрон проходит ток контроля (безопасный, равный 0,01-0,05 А) по цепи: шина 37 источника 35 питания, переключатель 33 контроля, светодиод 5-8, резисторы 9-12, пиропатроны 1-4, шина 36 источника 35 питания. Исправность цепи контролируется светодиодами 5-8. Эти цепи (всех пиропатронов 1-4) должны быть постоянно под напряжением, обеспечивая непрерывный контроль исправности пиропатронов.

    При подрыве группы пиропатронов необходимо включить переключатель 34 работы, при этом происходит автоматическое поочередное включение цепей подрыва пиропатронов. Первая цепь: шина 37 источника питания, переключатель 34 работы, токоограничивающий переменный резистор 32, диод 13, размыкающий контакт реле 23 принудительного обрыва цепи пиропатрона 1, пиропатрон 1, шина 36 источника 35 питания. Обмотка реле 17 последовательного подрыва пиропатронов шунтируется низкоомным сопротивлением пиропатрона 1. Пиропатрон срабатывает и разрывает свою нить, что ведет к обрыву цепи контроля и к погасанию светодиода 5. Одновременно срабатывает реле 17 последовательного подрыва пиропатронов по цепи, указанной выше. Реле 17 своими замыкающими контактами замыкает аналогичную цепь для подрыва пиропатрона 2 и цепь включения реле 20 срабатывания пиропатрона 1 по цепи: шина 37, переключатель 34 работы, шина 38, обмотка реле 20, замыкающий контакт реле 17, шина 36 источника 35 питания. Реле 20 срабатывает и замыкает свои замыкающие и разрывает свои размыкающие контакты.

    Одновременно пиропатрон 2 оказывается под питанием по цепи: шина 37 источника 35 питания, переключатель 34 работы, замыкающий контакт реле 17, диод 14, размыкающий контакт реле 24, пиропатрон 4, шина 36 источника 35 питания. Обмотка реле 18 последовательного подрыва пиропатронов при этом зашунтирована низкоомным сопротивлением пиропатрона 2. Пиропатрон 2 срабатывает низкоомным сопротивлением пиропатрона 2. Пиропатрон 2 срабатывает и разрывает свою нить, что ведет к обрыву цепи контроля и погасанию светодиода 6 и одновременно срабатыванию реле 18 последовательного подрыва пиропатронов по цепи, указанной выше. Дальнейшая работа устройства аналогична.

    Допустим, что пиропатрон 2 сработал, но не разорвал свою нить. Устройство останавливается, поскольку обмотка реле 18 остается зашунтированной низкоомным сопротивлением пиропатрона 2. Светодиод 6 будет под питание и засвечен. В этом случае через установленное время, большее времени работы всего устройства, образуется цепь реле 26 задержки: шина 37 источника 35 питания, переключатель 34 работы, размыкающий контакт кнопки 29 принудительного подрыва пиропатронов, размыкающие контакты реле 18, 19 последовательного подрыва пиропатронов, шина 36 источника 35 питания. Реле 26 срабатывает и своим замыкающим контактом замыкает цепь питания светосигнального индикатора 27, который засвечивается. Оператор, увидев сигнал неисправности, нажимает кнопку принудительного подрыва пиропатронов. В этом случае шина 37 источника 35 питания через переключатель 34 работы, замыкающий контакт кнопки 29 подключается к левым (нечетным) обмоткам реле 23-25 принудительного обрыва цепи пиропатронов 1-3. Шина 36 источника питания через RC-цепочку (параллельно соединенные резистор 31 и конденсатор), через замыкающий контакт реле 20, размыкающий контакт реле 21 подключается к второму выводу первой обмотки реле 24. Пока заряжается конденсатор 30 протекает импульсный ток, реле 24 срабатывает и разрывает свой размыкающий контакт цепи пиропатрона 2. Указанное ведет к срабатыванию реле 18 последовательного подрыва пиропатронов, который своим замыкающим контактом подготавливает цепь включения пиропатрона 3. Дальнейшая работа устройства аналогична.

    Для приведения устройства в исходное состояние необходимо нажать на кнопку 28 сброса, которая обеспечивает включение правых обмоток реле 23-25 по цепи: шина 37 источника 35 питания, переключатель 34 работы, шина 38, замыкающий контакт кнопки 28 сброса, вторые выводы левых (нечетных) обмоток реле 23-25 принудительного обрыва в цепи пиропатронов, шина 36 источника 35 питания. Устройство приходит в исходное состояние, способное продолжить подрыв пиропатронов, если в нем снова произойдет сбой. RC-цепочка должна быть подобрана так, чтобы импульс на включение одного из реле (одной обмотки) был достаточен для гарантированного срабатывания одного из реле 23-25. Таким образом, при подрыве группы пиропатронов величина тока подрыва остается постоянной и равной току подрыва одного пиропатрона. Ток срабатывания реле не принимается во внимание из-за небольшой величины и составляет не более 0,5 А. Одновременно с уменьшением величины тока подрыва группы пиропатронов возрастает время работы устройства. Однако общее время работы устройства не превышает 1-3 с и может не приниматься во внимание.

    УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОДРЫВА ПИРОПАТРОНА, содержащее токоограничивающий резистор, пусковой ключ, одна клемма которого подключена к одной клемме источника питания, другая шина которого является общей клеммой подключения пиропатрона, повторитель и светосигнальный индикатор, отличающееся тем, что, с целью увеличения числа подрываемых пиропатронов без увеличения тока подрыва, в него введены кнопка контроля, развязывающие диоды, табло неисправности, параллельно включенные резистор и конденсатор, кнопка сброса и принудительного подрыва пиропатронов, реле задержки, реле срабатывания, реле принудительного обрыва цепи и реле последовательного подрыва, другая клемма пускового ключа подключена к одному выводу токоограничивающего резистора, одним клеммам кнопок сброса и принудительного подрыва, одной клемме индикатора неисправности и одним выводам обмоток реле срабатывания, другой вывод токоограничивающего резистора подключен к единому выводу первого развязывающего диода и одному выводу реле последовательного подрыва первого пиропатрона непосредственно, а остальных пиропатронов — через замыкающий контакт реле последовательного подрыва предыдущего пиропатрона, одни выводы реле последовательного подрыва остальных пиропатронов, кроме последнего, подключены соответственно к точкам соединения замыкающих контактов реле последовательного подрыва с развязывающими диодами, другие выводы которых, кроме последнего, через размыкающие контакты соответствующих реле принудительного обрыва цепи подключены к другим клеммам подключения пиропатрона, другой вывод последнего развязывающего диода подключен непосредственно к другой клемме подключения соответствующего пиропатрона, одна клемма переключателя контроля подключена к одной шине питания, а другая — к одним клеммам всех светосигнальных индикаторов, другие клеммы которых соединены соответственно с другими клеммами подключения всех пиропатронов, другая клемма кнопки сброса подключена к одним выводам первых обмоток реле принудительного обрыва, другие выводы которых подключены к другой клемме источника питания, другие клеммы кнопки принудительного подрыва подключены соответственно к одним выводам вторых обмоток реле принудительного обрыва и одному выводу обмотки реле задержки, другой вывод второй обмотки каждого реле принудительного обрыва подключен соответственно к размыкающему контакту переключающей группы реле срабатывания, переключающий контакт переключающей группы первого реле принудительного отключения через параллельно включенные резистор и конденсатор подключен к другой клемме источника питания, замыкающие контакты переключающих групп всех реле принудительного отключения, кроме последнего, соединены соответственно с переключающим контактом каждого последующего реле принудительного отключения, другой вывод обмотки реле задержки соединен с размыкающими контактами переключающих групп реле последовательного подрыва, переключающие контакты которых подключены к другой шине питания, а замыкающие — к вторым выводам обмоток реле срабатывания, другой вывод индикатора неисправности через замыкающий контакт реле задержки соединен с другой шиной источника питания.