Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

Как Dolby Atmos меняет современные кинотеатры

Dolby Laboratories в течение последних 50 лет остается одной из самых известных компаний, занимающихся решениями в области кинотеатрального звука и видео. Конечно же, сейчас компания много работает и над решениями в области домашних кинотеатров, и над технологиями, которые используются в мобильных устройствах и конференц-связи, но наибольшую известность ей по праву приносят новинки из области «большого кино».

Dolby Atmos в большом кино

Последняя такая новинка от Dolby – технология Dolby Atmos, которую в 2012 году презентовали в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre. По мнению экспертов, Dolby Atmos становится «новой вехой в развитии кинотеатров». Эта технология представляет собой систему, в которой звуковые объекты можно точно размещать и перемещать в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя. Она оживляет происходящее на экране и создает удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.

Однако удивительно насыщенная звуковая картина, которую дает Dolby Atmos, – лишь верхушка айсберга. Эта технология меняет не только восприятие фильма аудиторией, но и то, как создается кино: развитие аудиовизуальных технологий переносит на новый уровень возможности творческого выражения для сценаристов и режиссеров.

Основное преимущество системы Dolby Atmos – объектоориентированный звук. В отличие от обычных аудиосистем, в которых звуки смешиваются вместе, Dolby Atmos может независимо воспроизводить до 128 одновременных звуков, создавая наилучший эффект погружения при просмотре фильмов.

В итоге аудиоинженеры, занятые на проекте, получают возможность работать со звуками как с отдельными объектами. Ими могут стать и плач ребенка, и гудок автомобиля. Звукорежиссер определяет, где находится источник звука по отношению к зрителю, как он перемещается, и создает 3D-карту звукового пространства. В итоге вертолет на экране действительно пролетит «прямо над головой» у зрителя, а тихий шепот может доноситься из-за спины.

Однако не все звуки в фильме можно и нужно представлять в формате аудиообъектов. Например, с фоновой музыкой или второстепенными шумами работать в такой системе сложно и вряд ли оправданно. Поэтому Dolby позволяет работать и с обычными звуковыми каналами, не требующими пространственного кодирования, что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину звучания. Фактически, аудиообъекты встраиваются в стандартную звуковую картину, добавляя акценты и реалистичность.

Все это, разумеется, меняет подходы к созданию фильмов: с момента презентации Dolby Atmos этой технологией заинтересовались все ведущие киностудии США. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи».

За все время существования технологию Dolby Atmos уже успели применить в своей работе 15 кинорежиссеров, получивших «Оскар», и 28 звукорежиссеров, также отмеченных высшей наградой Американской киноакадемии (всего в формате Dolby Atmos анонсировано более 465 фильмов). В этом году из лент, снимавшихся с использованием Dolby Atmos, в прокат выходят, в частности, «Алиса в Зазеркалье» и «Фантастические твари и где они обитают» (полный список фильмов, поддерживающих технологию Dolby Atmos, доступен здесь).

Что значит «кинотеатр, оснащенный Dolby Atmos»

Однако для того, чтобы ощутить все прелести нового формата, работы режиссера и команды звуковиков в процессе создания фильма недостаточно – звук надо правильно воспроизвести в кинотеатре. Для того, чтобы показывать кино по технологии Dolby Atmos, кинотеатр должен получить у специалистов Dolby соответствующий сертификат. Если речь идет о строящемся здании кинотеатра, то Dolby консультирует партнеров по оборудованию кинозалов уже на этапе разработки проекта.

По завершении строительства инженер Dolby выезжает на место и проверяет конфигурацию и аппаратуру, каждый усилитель, громкоговоритель и так далее на соответствие техническим характеристикам, необходимым для воспроизведения звука в формате Dolby Atmos.

Если кинотеатр не новый, то все доработки и изменения в техническое оснащение залов также контролируются специалистами из Dolby. Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимых для корректного воспроизведения формата. Общие требования к устройству кинозалов в Dolby выпустили отдельным документом.

Приемкой обновленного после переоборудования зала также занимаются представители Dolby, которые выезжают на место, делают необходимые замеры, тщательно проверяют всю аппаратуру вплоть до каждого громкоговорителя и усилителя: у представителей компании имеется специальная измерительная система, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя.

Если вся акустика одобрена, настройка зала запоминается в аудиопроцессоре: фиксируется информация о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Аудиопроцессор настраивается под каждый зал индивидуально, и выдается протокол настройки, своеобразный технический паспорт зала. Данный документ остается в архиве Dolby.

Весь процесс проверки по времени занимает около шести часов, если тест оборудования прошел успешно. Именно эта официальная процедура, действующая по всему миру, позволяет компании Dolby быть уверенной в высоком качестве звука Dolby Atmos в каждом конкретном зале.

Хотя в 2012 году, когда система только появилась, количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 по всему миру, в 2013 году их число увеличилось до 300 и продолжает расти по сей день. Сейчас технологию поддерживают более 1800 кинозалов в 60 странах мира и более 130 звукозаписывающих студий. Кинотеатры, оснащенные системой Dolby Atmos, есть и в России – их полный список можно посмотреть на карте Dolby.

Один из них – кинотеатр «Москва» в самом центре столицы. Он в плане оснащенности технологией Dolby Atmos превосходит все отечественные и зарубежные киноцентры – в нем по этой технологии оборудованы целых 10 залов из 17.


Холл кинотеатра «Москва»

Как устроены кинозалы Dolby Atmos

Боковые аудиосистемы располагаются по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие. Наклон динамиков при этом должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала. Большинство динамиков окружения неспособно производить мощные низкие частоты, потому в конец кинозала добавляются два дополнительных сабвуфера.

Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном.

Итоговая конфигурация позволяет распределить звуковые объекты по всему залу, включая область над головами зрителей, что создает глубокое и насыщенное объемное звучание. Каждый громкоговоритель – за экраном, на стене, на потолке – это независимый канал звука, число которых может доходить до 64. На практике это означает, что звук поступает со всех сторон (даже сверху!).

Как мы помним, Dolby Atmos позволяет оперировать понятием «аудиообъект» и задавать конкретные источники звуков, их положение в пространстве и траекторию движения. Поэтому в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации об их пространственно-временных координатах.

Эта информация попадает в аудиопроцессор, который точно знает, где расположены акустические системы (за это отвечают сотрудники Dolby, сертифицирующие кинозал), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить. Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами, а вот аудиообъекты обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала. Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.

По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков». И тем не менее, звук, особенно в кинотеатрах, оснащенных по технологии Dolby Atmos, не является «главным героем» кинофильма – вы просто полностью погружаетесь в происходящее на экране, не отвлекаясь уже ни на телефон, ни на попкорн.

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома

Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I

Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома

Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.

Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.

На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.

Читайте также  Расценки на электрику

Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.

В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.

Что такое кинозал Dolby Cinema?

В 2015 году под эгидой Dolby Labs в США открылся первый в мире цифровой кинозал, полностью выполненный по концепции Dolby Cinema . К концу 2015 года, в Северной Америке было открыто семь таких кинозалов, а в Европе – три.

По утверждениям Dolby , концепция Cinema поднимает кинопросмотр на совершенно новый уровень. Что же представляет собой кинотеатр, сертифицированны й по Dolby Cinema

Концепция Dolby Cinema состоит из четырех разделов – Dolby Vision, Dolby Atmos, Dolby 3D и Dolby Design.

В сертифицированно м кинозале должны присутствовать одновременно все четыре компонента, ни один не может быть игнорирован.

Dolby Vision предполагает установку двух видеопроекторов с лазерным источником света, а не с традиционными для коммерческого кинопроката ксеноновыми лампами. Лазерный источник позволяет демонстрировать изображение, записанное с широким динамическим диапазоном( HDR ), обеспечивающим невиданный ранее контраст, яркость и цветовой охват. Такие фильмы уже выпущены и продолжают выпускаться. Первые две картины, записанные с технологией HDR – Головоломка ( Inside Out ) и Земля будущего( Tomorrowland ) . Улучшение параметров идет на проценты, а в разы, что становится заметным мгновенно. Возникает полное ощущение “эффекта окна”, с невиданным ранее реализмом изображения, после которого картинка с любого другого традиционного проектора кажется совершенно обыденной и ничем не примечательной. Dolby не планирует давать лицензии на свой способ видеопроекции, по крайней мере, в ближайшее время, поэтому все преимущества Dolby Cinema можно увидеть лишь в сертифицированно м Dolby Labs коммерческом кинотеатре.

Dolby Atmos отвечает за реализацию в кинотеатра трехмерного звукового поля, в котором, в отличие от двухмерных фонограмм, присутствуют перемещения звуковых образов в вертикальной плоскости и верхнем слое. В отличие от Dolby Cinema , записи фильмов с фонограммой Dolby Atmos доступны для домашнего просмотра, и многие энтузиасты домашних кинотеатральных систем уже успели оценить преимущества трехмерного саундтрека. В коммерческом кинозале реализация Dolby Atmos поднята на совершенно другой уровень, и обеспечивает значительно более сильные эмоции при просмотре современных фильмов с многочисленными спецэффектами.

Dolby 3 D – технология отображения стереоскопическо го видеоизображения в кинотеатрах Dolby Cinema . В обычных 3 D -кинотеатрах транслируют два изображения на каждый глаз, используя круговую поляризацию. 3 D -очки используют круговые поляризационные фильтры, для выделения сигнала на левый или правый глаз. Это один из самых совершенных на сегодняшний день методов, но и он не безупречен – при наложении друг на друга объектов с разной яркостью (например, субтитров), возникает их просвечивание друг через друга. Два проектора в кинозале Dolby Vision работают по-другому, каждый из них дает изображение лишь на один глаз. Такая технология позволяет полностью устранить вышеуказанный эффект. И поскольку фильм записан с HDR , при отображении картинки не происходит заметного снижения яркости, что неизбежно для обычных записей.

В настоящее время Dolby использует лазерные видеопроекторы американской фирмы Christie .

Dolby Design предполагает несколько ключевых особенностей построения зрительского зала. Во-первых, здесь не гонятся за количеством рядов и мест – наоборот, все места оптимизированы для максимально качественного визуального восприятия. Так называемых мест второго сорта в кинозале Dolby Cinema не существует. Во-вторых, проекционный экран имеет максимально возможную ширину, от стены до стены, что резко увеличивает вовлеченность в процесс просмотра. В-третьих, в кинозале уделяется повышенное внимание акустическим характеристикам, для наиболее точного звуковоспроизвед ения саундтреков. И наконец, в интерьере вы не увидите никаких открыто установленных акустических систем – декорирование предполагает полностью скрытую установку. Ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на экране.

Нет сомнения, что кинотеатры, сертифицированны е по стандарту Dolby Cinema , ждет несомненный коммерческий успех. Возможно, в обозримом будущем подобные технологии придут и в сегмент домашних кинотеатральных систем высокого уровня.

Dolby Atmos? Это просто!, статья. Портал «www.hifinews.ru»

Сохранить и прочитать потом —

Dolby Atmos это технология нового поколения, разработанная Dolby Laboratories, предназначенная для формирования окружающего звука. Она была впервые применена в некоторых кинотеатрах в 2012 году при показе фильма Brave («Храбрая сердцем»), и в настоящее время уже используется в нескольких сотнях кинотеатров. Сейчас уже более 100 фильмов имеют звуковую дорожку, записанную в Dolby Atmos.

Эта технология представляет собой качественно новый этап в развитии окружающего звука, как с точки зрения его записи, так и прослушивания. Dolby Atmos предусматривает не поканальную запись звуковой дорожки, а размещение звуковых образов в пространстве в соответствии с замыслом звукорежиссера. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos в режиме реального времени, учитывая то, сколько акустических систем используется в системе, воссоздает записанную окружающую звуковую картину. Таким образом, качество звучания будет наилучшим независимо от того, имеется ли в кинотеатре 64 колонки, или их меньше, то есть конкретный состав каждой системы не будет влиять на конечный результат.

По сравнению с кинотеатрами, имеющими конфигурацию 5.1 или 7.1, система Dolby Atmos имеет следующие отличия:

  1. Количество фронтальных (или экранных) колонок увеличивается с трех до пяти. Это позволяет точнее привязать звук к происходящему на экране при значительных размерах последнего.
  2. Ряд тыловых/боковых колонок теперь начинается от самого экрана, а не занимает только 2/3 длины боковой стены, как раньше.
  3. Появляются два ряда потолочных колонок, от экрана до задней стены, каждый из которых установлен на равном расстоянии от боковых стен, а дистанция между этими колонками равна дистанции между тыловыми/боковыми АС.
  4. Появляются два сабвуферных канала (в дополнении к фронтальному) для левого и правого боковых.
  5. Каждая колонка получает свой собственный сигнал от усилителя, в отличие от объединения в группы АС для боковых/тыловых каналов.

На самом деле, это не означает, что Dolby Atmos является окружающей системой формата 61.3 – по крайней мере, в отношении звуковой дорожки кинофильма. Звукорежиссер просто размещает объекты в пространстве так, как они должны впоследствии восприниматься слушателями, не заботясь о том, сколькими колонкам этот звук впоследствии будет воспроизводиться.

Всего в системе Dolby Atmos предусматривается 10 каналов, сконфигурированные как 9.1 (традиционные 7.1, к которым добавлены 2 потолочных), и она состоит из колонок левого, центрального, правого, левого бокового, левого тылового, правого бокового, правого тылового, левого потолочного, правого потолочного и сабвуферного LFE. Звукорежиссер может определить до 118 объектов, которые не привязаны к конкретной АС или каналу, а имеют определенное положение в окружающем звуковом пространстве. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos определяет, где находятся эти объекты, и формирует их образы с помощью всех (или нескольких из) имеющихся колонок.

Примером того, как работает Dolby Atmos, может быть случай, когда герои на экране реагируют на звук, источник которого находится сбоку от них и за пределами картинки. При использовании традиционной системы зрителям будет казаться, что источник звука находится в стороне от них (а для тех, кто сидит на первом ряду – что и за ними). Однако в системе Dolby Atmos звук будет привязан к объектам на экране, и, при задействовании двух или трех «фронтально-боковых» АС у зрителей будет создаваться ощущение, что источник звука находится перед ними, но сбоку от экрана (то есть сбоку от героев фильма). Другими словами, зрителям будет казаться, что звук окружает действие, происходящее на экране.

Dolby Laboratories заявила, что собирается лицензировать Dolby Atmos для домашних кинотеатров. Как обычно для подобных технологий, это будет «выжимка» из системы, предназначенной для использования в настоящем домашнем кинотеатре. Для того, чтобы реализовать эту технологию в ДК, необходимо в первую очередь увеличить количество колонок. На потолке надо будет смонтировать четыре (в идеале) или хотя бы две (минимально) АС. Так как это представляется сложным, а иногда и невыполнимым для многих домов или квартир, мы увидим появление обычных колонок с дополнительными излучателями, направленными вверх. При использовании специальных алгоритмов обработки сигнала и за счет отражения звуковых волн от потолка помещения эти излучатели будет имитировать работу потолочных колонок. Для тех, кто не хотел бы расставаться со своими фронтальными стереоколонками, будут выпускаться дополнительные АС (выполняющих ту же функцию) для размещения на их верхней панели. Что касается боковых и тыловых колонок, то их количество, очевидно, будет представлять собой баланс между желаемым и возможным, тем более что данная система является масштабируемой.

Читайте также  Обманка штатного одометра

Следующим звеном в создании системы Dolby Atmos является AV-ресивер или процессор окружающего звука, оснащенные соответствующим декодером и имеющие увеличенное количество выходов. В зависимости от толщины вашего кошелька и размеров озвучиваемого помещения система Dolby Atmos может состоять из 11 (минимум) или более чем 34 колонок! И одна из компаний-партнеров Dolby уже проектирует 32-канальный AV-ресивер.

И, наконец, не стоит забывать и о соответствующей звуковой дорожке Dolby Atmos, которая может быть записана как расширение Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus. Это означает, что существующие BD-проигрыватели будут способны передавать звуковой поток, кодированный Dolby Atmos, на совместимый ресивер или процессор. Это относится и к мультимедийными плеерам, поддерживающим вывод звука в режиме bitsteream.

Домашний кинотеатр и технологии dolby laboratories

Dolby Atmos® — новый формат, а по сути концепция воспроизведения аудио контента, усиливающая субъективное восприятие аудио до максимально реалистичного уровня. Как формат аудио Dolby Atmos® был разработан американской компанией Dolby Laboratories, Inc (принятое сокращение — Dolby Labs), известной своими прогрессивными технологиями кодирования, обработки аудио (от Dolby Digital (АС-3) до Dolby TrueHD и DTS-HD аудио Blu-ray Disc) и видео (Dolby Contrast, Dolby Vision), в том числе для записи и воспроизведения концертов (Dolby Lake Processor) и продукции киноиндустрии (Dolby Digital Cinema, Dolby 3D, Dolby Atmos). Официально о новом формате вещания аудио Dolby Atmos® Dolby Laboratories, Inc заявила на CinemaCon в апреле 2012 года, а впервые преимущества объемного аудио в звуковых схемах Dolby Atmos® были продемонстрированы в Dolby Theater в Голливуде 12 июня 2012 во время премьерного показа анимационного фантастического фильма Brave производства Pixar Animation Studios в рамках LA Film Fest (Los Angeles Film Festival – кинофестиваль в Лос-Анджелесе).

CinemaCon – ежегодно проводимая с 2011 года конференция американской национальной ассоциации владельцев кинотеатров (the National Association of Theatre Owners — NATO) со штаб квартирами в Вашингтоне (округ Колумбия) и Северном Голливуде (штат Калифорния), по факту сегодня охватывающая владельцев 32 000 кинотеатров в США 81 стране мира.

Поддержка National Association of Theatre Owners на CinemaCon 2012, а затем CinemaCon 2013 и CinemaCon 2014, а также позитивные отзывы зрителей после просмотра фильмов с воспроизведением звука Dolby Atmos® обусловили повышенный интерес к формату владельцев кинотеатров (в 2013 уже более 300 кинотеатров мира были дооборудованы для трансляции аудио в режиме Dolby Atmos®, а в текущем году генеральный директор Dolby Russia & CIS Алексей Угринович заявил о запланированном открытии нескольких залов с поддержкой формата Dolby Atmos® в России) и стимулировали Dolby Laboratories, Inc к дальнейшим разработкам. В июне 2014 года Dolby Labs заявила об адаптации формата Dolby Atmos® к системам домашнего кинотеатра, причем переход к новому вещанию объемного аудио в домашних кинотеатрах был поддержан производителями брендовой аппаратуры — Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer и Yamaha, сегодня предлагающими прошивки для последних моделей A/V ресиверов, новые многоканальные ресиверы, процессоры, предусилители и усилители, а также системы акустики с дополнительным ориентированным вверх динамиком и отдельные спикеры для инсталляции на потолке (или сверху на напольных/настенных колонках).

На текущий момент Dolby Laboratories, Inc предлагает вещание окружающего звука нового поколения Dolby Atmos® не только в кинозалах и домашних кинотеатрах, но и через наушники смартфонов и интернет планшетов, пока с операционной системой Google Android.
Справка: Изначально концепция Dolby Atmos® формировалась для кинозалов больших кинотеатров и основывалась на том, что в реальности человек воспринимает различные звуки из разных уровней в пространстве – самолета/вертолета или раскатов грома сверху, пения птиц с уровня над головой, шума автомобилей или разговорной речи – в плоскости органов слуха и т.д.

По сути, во всяком случае в теории окружающее пространство, воспринимаемое в Dolby Atmos® через пространство большого кинозала может с определенными искажениями быть «сжато» до объема кинозала домашнего кинотеатра маленьких размеров и звук разных аудио объектов (речь, выстрел, гром, самолет, автомобиль и пр.) удастся «привязать» к различным пространственным уровням благодаря дополнительной потолочной акустике и/или первым отражениям от потолка ориентированных вверх динамиков, а также фильтрации частот определенного спектра, как задумано разработчиками Dolby Labs. Вместе с тем, большое сомнение вызывает возможность передачи аудио формата Dolby Atmos® через головные наушники, de facto мало эффективные даже при воспроизведении условно объемного звука и вряд ли способные сформировать у человека восприятие действительно пространственного многоуровневого звука с помощью двух широкополосных динамиков.

Воспроизведение звука нового поколения Dolby Atmos® в домашних кинотеатрах по факту базируется на типовых схемах объемного звука 5:1, 7:1 и 9:1, усиленных 2 или 4 потолочными колонками, или 2 или 4 колонками/динамиками, ориентированными вверх и устанавливаемыми на/в фронтальные (или фронтальные и тыловые) колонки систем 5:1, 7:1 и 9:1. Для декодирования, разделения и усиления звуковых каналов в системах домашних кинотеатров должен быть задействован многоканальный AV ресивер или многоканальный предусилитель и многоканальный усилитель с прошивкой, поставляемой производителем или Dolby Laboratories, Inc.

С 2012 года формат Dolby Atmos® позиционируется Dolby Laboratories, Inc, как революционная технология воспроизведения и восприятия звука нового поколения, а в последнее время — как инновационный тренд (trend — тенденция), определяющий развитие кодирования, обработки и воспроизведения аудио, причем не только аудио кинофильмов, но и аудио записей концертов, что вряд ли корректно по двум причинам:
во-первых, концепция многоуровневого воспроизведения аудио далеко не новая – в отличие от Dolby Labs, предлагающей с 2012 года для восприятия звука разных аудио объектов с различных пространственных уровней добавить в системы домашнего кинотеатра схем 5:1, 7:1 и 9:1 дополнительную акустику (потолочную или устанавливаемую на колонки (в колонки) и ориентированную вверх) (системы Dolby Atmos® 5:1:2, 5:1:4, 7:1:2, 7:1:4, 9:1:2 с добавлением 2 или 4 отдельных динамиков/акустических систем), что по факту формирует 2 пространственных уровня воспроизведения аудио, еще в 2005 году компания Galaxy Studios представила разработку своего генерального директора – эксперта в области аудио Вильфрида ван Бэлена (Wilfried Van Baelen) — формат трехуровневого воспроизведения аудио контента Auro 3D.

Формат Auro 3D официально был продемонстрирован в схемах Auro 9.1 и Auro 11.1 в 2006 году в Париже 20-23 мая на AES Convention 2006 и в Сан-Франциско 6-8 октября во время семинара «Surround with Height Channels», в октябре 2010 на Spatial Audio Convention в Токио дополнительно была представлена схема 13.1, а 20 января 2012 формат Auro 3D получил поддержку ТНХ Lucasfilm Ltd (см. о ТНХ Lucasfilm Ltd в этом материале) – наиболее почитаемого в мире эксперта по технологиям аудио/видео записи/воспроизведения и аудио/видео воспроизводящей аппаратуре – выпустившей фильм Red Tails в формате Auro 11.1

После явного интереса ТНХ Lucasfilm Ltd к формату Auro 3D фильмы с поддержкой Auro 11.1 и Auro 13.1 на платформах носителей Blu-ray Disc Association (BDA) стали обычным явлением на полках магазинов, десятки европейских кинотеатров транслируют фильмы с вещанием аудио формата Auro 3D, а на CinemaCon 2013 было официально объявлено о начале партнерского сотрудничества Galaxy Studios и Digital Theater System – разрабочика формата DTS-HD, конкурирующего с Dolby TrueHD при кодировании аудио на дисках Blu-ray Disc Association

Несмотря на активное, а в определенной степени даже агрессивное продвижение нового формата Dolby Atmos® самой Dolby Laboratories, Inc, а также брендовыми производителями электронной аппаратуры (Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer, Yamaha, Atlantic Technology, Integra и др.) пока формат не формализован в нормативно правовых актах (DIN 18041, EBU Tech. 3276, IEC 60268-13 и т.д.), а также не упоминается вообще на официальном веб ресурсе ТНХ Lucasfilm Ltd, хотя разработке Dolby Atmos® уделено небольшое внимание на HomeTheaterReview (ведущий информационный веб журнал аудио/видео техники и технологий) и стали появляться обзорные публикации в Сети и Рунете. В большей степени такое ограниченное внимание обусловлено буквально стартом новой технологии Dolby Laboratories, Inc, а также огромными сложностями инсталляции и настройки на реальных объектах систем Dolby Atmos® 5:1:2, 5:1:4, 7:1:2, 7:1:4, 9:1:2, где добавление новых источников звуковых волн в «нестандартные» по размерам кинозалы домашних кинотеатров практически всегда вызывает ворох проблем с формированием оптимальной звуковой картины.

Вызывает определенные сомнения реалистичность восприятия звука формата Dolby Atmos® в масштабе домашних кинотеатров из-за двухуровневого расположения громкоговорителей, а особенно вариант использования ориентированных вверх дополнительных спикеров на/в колонках, что по факту подает на место/места зрителей более интенсивные первые отражения звуковых волн. Причем объяснения директора подразделения исследований Dolby Laboratories, Inc Бретта Крокетта (Brett Crockett, Senior Director of Sound Research) в блоге Dolby Labs 23, 27 июня и 8 сентября текущего года, основанные на появлении/усилении пространственного эффекта благодаря фильтрации дополнительной акустики по высоким частотам, по меньшей мере мало убедительны. Ведь пение птиц, звук самолета, шум дождя, раскаты грома и т.д. охватывают достаточно широкий спектр частот и если «отрезать» и подать сверху определенный сегмент высоких частот, то буквально с одного «места» или «уровня» будут воспроизводиться и восприниматься разные аудио объекты, что нивелирует саму концепцию многоуровневого пространственного звука с разделением на различные аудио объекты (в подаче Dolby Labs — объектно-ориентированное представление звуков), а «отфильтровать» и «выделить» из звукового фона шум ветра в листьях деревьев, пение птиц или иной конкретный звуковой объект пока нереально на уровне современных технологий.

Читайте также  Детектор инфракрасного излучения

Да вот думал о видео формате 4к и потом подумал, а звук нового поколения интересно делают. Ну и вот. Да мне надо покупать рессивер и уже наметился на этот атмос. Да они конечно выпустили high end и усилители там от 200 ват и стоят от 50 т, но будут же и на 130 ват за 15-25 т. Мне так подходит. У меня 7 колонок по 70 ват. Ну можно и прикупить и еще. Сам же звук да, как то не понятно. Будет ли он лучше или они сделали только многоканальней и все. А крепить к потоку точно не вариант. Ну и наверное и звуковые карты потом будут с Dolby Atmo и всякие дк с 11 ю колонками

Dolby Atmos: Входы, выходы и звуки системы 5.1.2

Подробное руководство по следующей большой инновации в технологии звука.

Dolby Atmos обещает стать будущим звука, и всё же это технология, о которой мало кто говорит. Проще говоря это новый аудиоформат, который позволит вам слышать звук в 360-градусном пузыре. Благодаря объектно-ориентированной звуковой инженерии, динамики Atmos меняют способ настройки домашних кинотеатров и, что более важно, как звук распространяется в комнате.

В новостях тут и там, вы могли узнать, почему Dolby Atmos является будущем звука домашних кинотеатров, а также как технология работает с нашими ушами. Но мы никогда не брались действительно объяснить, что это за технология, почему она важна и, самое главное, как вы можете использовать Dolby Atmos в собственном доме. До сих пор.

Эксперимент был, по меньшей мере, сложным, учитывая часы исследований и планирования, создание системы и, наконец, что можно посмотреть, чтобы насладиться Dolby Atmos.

Вы можете считать результаты эксперимента полевым руководством для домашней системы развлечений следующего уровня. Или, если вы не хотите оставаться в аудио-неведении, взгляните на технологию, которая обещает революцию в ближайшие пять лет.

Основы: Что такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos – это новый аудиоформат, аналогично стереофоническому звуку или объемному звуку, который записывает звук из саундтрека к фильму или видеоигры, а затем подает его куда более захватывающим способом. Dolby Atmos делает звук ещё более трехмерным – представьте себе разницу между слышимостью вертолета, летящего на расстоянии нескольких сотен метров и прямо над вашей головой.

Технология разрабатывается Dolby Laboratories, звуковой компанией, которая специализируется на звуковом воспроизведении и кодировании. Вероятно, вы видели их логотип на DVD-дисках или Blu-Ray, а также на новом аудио-оборудовании.

Первым фильмом, предоставленным в новом формате, был Pixar Brave в 2012 году, и с тех пор было несколько фильмов, несколько телевизионных шоу и несколько видеоигр, которые использовали технологию с тех пор.

Тем не менее, Dolby не единственная компания, которая работает над объектной 3D-системой объемного звучания – у одного из конкурентов, DTS, есть своя версия под названием DTS: X.

Итак, как же Dolby планирует создать звуковой пузырь? Для ответа на этот вопрос всё, что вам нужно сделать, посмотреть вверх.

Dolby Atmos создает пузырь звука, отражая звуковые лучи от вашего потолка, а затем направляя в ваши уши. Как вы можете себе представить, это требует некоторой калибровки и довольно плоского потолка. Пока у вас есть последнее и вы не против потратить время на первое, давайте начнем.

Шаг 1. Поиск системы

Удивительно, но найти совместимую с Dolby Atmos систему является самой простой частью этого процесса. Крупные звуковые производители, такие как Onkyo, Denon, Yamaha и Pioneer, все делают аудио / визуальные приемники, способные обрабатывать звуковые дорожки Dolby Atmos, с небольшими отличиями для непрофессионала между моделями среднего уровня.

Для однодневного эксперимента мы использовали приемник Onkyo TX-NR747 с домашним кинотеатром SKS-HT594 5.1.2, включающий пять колонок с объемным звуком и сабвуфером. Мы также объединили систему с парой старых колонок Pioneer, которые нашлись под рукой, и результатом стал оркестр, заполняющий комнату.


Последним дополнением к линейке, поддерживаемой Dolby Atmos, является Samsung HW-K950 Soundbar. Самое приятное в звуковой панели – простота в использовании. Просто подключите её к ресиверу и настройте сопутствующие устройства, и вы отправитесь в мир объемного звука.


Но почему мы выбрали пакет Onkyo для этой установки вместо Klipsch или Pioneer? SKS-HT594 имеет передние левые и передние правые динамики, которые выполняют двойную работу, используя как левый, так и правый каналы, а также предлагая два канала высоты, необходимых для Dolby Atmos, что отлично подходит для небольшой квартиры, в которой мы тестировали систему.

Это значит, что нам не пришлось полностью перепроверять неизвестную комнату, сэкономив тем самым кучу времени. Теперь, в процессе появилась возможность переключиться на 7.1.2 или даже на 7.1.4 (левый / правый динамики, центр, два комплекта левых / правых динамиков для объемного звука, сабвуфер и четыре потолочных динамика), но мы решили не жадничать в первый раз, работая с Atmos.

Идея заключается в том, что, пока оба приемника и динамики готовы к Dolby Atmos, вы закончили с настройкой. Сомневаетесь, с чего начать? Dolby предлагает удобный каталог для всех продуктов, поддерживающих Atmos.

Шаг 2. Подключение и настройка системы

Когда система стоит на своих местах, пришло время самой веселой части: проводки. Как и в большинстве систем, HtiB Onkyo (или домашний кинотеатр из коробки) поставляется с цветными кабелями. Сопоставьте концы кабелей с гнездами одного цвета, и вы закончили.

Единственная реальная разница между Dolby Atmos и вашими обычными колонками заключается в том, что у первых будет два набора гнезд – одни для фронтального левого и правого аудиоканала, другие для высоты слева и справа – вместо одного. Убедитесь, что оба подключены к соответствующим клеммам на ресивере.

Как только все звезды сошлись, а ваши колонки подключены, запустите настройку на ресивере, чтобы выполнить калибровку системы.

Мы не будем проходить через длинный, а иногда и сложный процесс настройки системы, но при выборе конфигурации вы выбираете что-то с тремя цифрами (например, 5.1.2 или 7.1.2 и т.д.), указывая комбинацию системы, которая поставляет Dolby Atmos.

После того, как вся ваша система установлена, наступает момент истины.

Шаг 3. Поиск содержимого и его тестирование

Давайте включим систему и подключим её к телевизору с поддержкой Dolby Atmos. Теперь давайте расположим в очереди немного контента Dolby Atmos через Vudu. Вы должны услышать, как капли дождя падают с неба и гремит гром в облаках, которые звучат так, словно они в нескольких метрах над вашей головой. Если это не так, повторите проверку соединений и возвращайтесь к настройкам.

И хотя я слышал эти звуковые эффекты в лабораториях Dolby на высококачественных динамиках, они не были столь же сильны или полны во время тестирования на домашней системе. Вместо дождя, охватившего нашу гостиную, он звучал так, словно дождь за окнами. Что касается множества звуков животных, упакованных в демоверсии Dolby, они звучали точно и реально, но не так, как если бы они были в одной комнате.

Это ещё один сценарий, в котором маркетинг и пресс-релиз могут нарисовать более яркую картину, нежели то, что есть на самом деле. Вспомните Биг-Мак в рекламе и тот, что вы найдете в обертке. Это также вопрос оборудования, доступного нам против того, что, скажем, может собрать Onkyo для демонстрации.

Кроме того, Dolby Atmos работает лучше всего в небольшой комнате с традиционным уровнем потолка. Изменение наклона потолка существенно исказит объемный звук. Учитывая, что наша комната имела соборный потолок, нам снова не повезло воссоздать тонкий и отлично сбалансированный звук, достойный лаборатории Dolby, но в остальном звук оставался совершенным.

Dolby Atmos похож на 4К

Если до этого момента вам всё подходит, Dolby выделяет три основных источника контента Atmos, включая игры на ПК, такие как Star Wars Battlefront и Battlefield 1, Blu-Ray и фильмы от Vudu, службы потокового видео, принадлежащие Walmart (США). И это вызывает проблемы для тестирования, поскольку у нас не было к ним доступа – и мы ожидаем, что вы окажитесь в подобной ситуации.

Нам не слишком нравится идея заменять существующую коллекцию DVD или Blu-Ray на диски с поддержкой улучшенных возможностей Atmos, не говоря уже о необходимости платить больше за динамики Dolby Atmos. Как и выход Blu-Ray, новые технологии дороги. Хорошая новость заключается в том, что, хотя технология всё ещё находится в зачаточном состоянии, она по-прежнему является умной и очень интересной технологией, способной обернуться революцией в домашних кинотеатрах, когда станет стандартом. Как и объемный звук 5.1 и 7.1 теперь. Как и с Ultra HD, существует не так много содержания для поддержки этой технологии, но стоит немного копнуть, и вы увидите интересные возможности.

Стоит перейти на Dolby Atmos?

Важный вопрос: следует ли обновить систему до Dolby Atmos?

Если вы любите визуальные развлечения, увлекаетесь новейшими и наиболее современными технологиями, у вас уже есть 4К телевизор и система объемного звучания – тогда да. Но если вы просто смотрите кино и ТВ-шоу, мы бы советовали подождать, пока технология нормализуется.

Прямо сейчас вам потребуется довольно много дорогостоящих компонентов, чтобы получить звук Dolby Atmos – ваш ресивер, видеоплеер и содержание, которое вы смотрите, должны поддерживать стандарт. Если чего-то из вышесказанного недостает, вы не сможете получить 3D-звук.

Технология практически готова к массовому потреблению, ряд разработчиков игр, работающих над новыми наименованиями, которые поддерживают Atmos и Hollywood, по всей видимости, привлечены технологией. Тем не менее, как и телевизоры 4К несколько лет назад, Dolby Atmos тяжеловата в эксплуатации на данный момент и подходит лучше для людей, которые любят повозиться со звуковыми настройками, чтобы получить то, что им нравится.

Всё ещё сомневаетесь? Подождите выставки CES 2017, где, мы уверены, вы услышите ещё больше об Atmos и его главном конкуренте – DTS: X.