Светомузыкальная установка eq pixels

Светомузыкальная установка eq pixels

В последние годы в радиолюбительской литературе почти не встречается описаний аналоговых цветомузыкальных или светомузыкальных установок. Есть описания различных компьютерных, микроконтроллерных устройств, которые больше похожи на автоматы световых эффектов, синхронизированных от звукового сигнала. Либо лазерных устройств, как известно, сильно вредных для зрения. Да и в продаже ЦМУ или СМУ я уже давно не видел. А, между прочим, аналоговая светомузыкальная установка и сейчас может быть отличным средством «раскрасить музыку», придать зрелищности вечеринке, порадовать гостей.

На рисунке показана схема наспех сделанной СМУ. Наспех, — потому что собиралась

она за неделю до Нового Года. И все же, к празднику успел, но вот статью в журнал подготовил позже, так что попадет в печать, наверное, только к 8-марта, — тоже неплохо.

Структура схемы типовая, — четыре активных фильтра. По нижним частотам, по верхним, и два по нижне-средним, и по верхне-средним. На выходе симисторы подключены через оптопары. Это совместно с трансформаторным питанием электроники делает схему развязанной от электросети, от которой питаются софиты. И нет необходимости в входном звуковом трансформаторе, который обычно на входе СМУ версии 70-х годов прошлого века.

Сигналы с обоих стереоканалов поступают на простейший миксер-предусилитель на операционном усилителе А1. В результате уже на его входе — комплексный моносигнал. Аппаратура у нас бывает разная, и сигналы снимают оттуда, откуда удается, то есть, с линейного выхода, с выхода на наушники, параллельно колонками, ну и может быть и еще как-то. Вот и уровень входного сигнала может быть самым разнообразным как по общему уровню, так и по АЧХ. Что касается общего уровня, то корректировка решается с помощью подстроечного резистора R4, которым можно в очень широких пределах регулировать коэффициент передачи А1, практически от единицы до весьма крупной величины. Вполне реально использовать даже динамический микрофон в качестве источника сигнала.

Что касается вопроса АЧХ, то в схеме есть

регуляторы уровня раздельные для каждого из каналов, — переменные резисторы R5, R11, R17, R27. В принципе, ими можно и общий уровень регулировать, поворачивая все на одинаковый градус.

С выхода предварительного усилителя на А1 сигнал ЗЧ поступает на систему из четырех фильтров на А2-А7. Активный фильтр на А2 выделяет полосу низкой частоты (ниже частоты 100 Гц). Выходной транзисторный ключ, через который происходит подача тока на светодиод оптопары U1 отличается от остальных четырех наличием переходного конденсатора С7. Это вынужденная мера, так как ОУ А1 и А2 практически по постоянному напряжению связаны вход-выход. При высоком коэффициенте усиления А1 возникает небольшой увод от нуля по постоянному току. И на выходе А2 появляется постоянная составляющая относительно общего нуля, которая имеет место как при наличии сигнала, так и при его отсутствии. Эта постоянная составляющая может быть такой что транзистор VT1 откроется даже без входного сигнала, либо она будет мешать его открыванию. С этим можно бороться балансировкой ОУ, либо установив переходной конденсатор, не пускающий постоянную на базу VT1, как это и сделано в данном случае.

Фильтр на A3 выделяет ВЧ полосу, — частоты выше 3 кГц. Схема активного ФВЧ такова, что на входе есть конденсаторы, в данном случае, С8 и С9, которые не пускают на вход A3 постоянную составляющую с выхода А1, поэтому на выходе A3 транзистор VT2 подключен непосредственно, через R15.

Частоты от 100 Гц до 1000 Гц выделяет фильтр на А6 и А7. Это полосовой фильтр, он состоит из двух фильтров, — ФНЧ и ФВЧ, включенных последовательно. На А6 сделан ФНЧ выделяющий полосу ниже 1 кГц, а на А7, — выделяющий полосу выше 100 Гц. В результате получается полоса 100-1000 Гц. Поскольку вторым идет ФВЧ у которого на входе есть конденсаторы, то постоянная составляющая, которая может с выхода А1 поступить на А6, на А7 не проходит, и выходной транзисторный каскад на VT4 сделан по схеме с гальванической связью базы через R34 с выходом А7.

Частоты от 1000 Гц до 3000 Гц выделяет фильтр на А4 и А5. Это полосовой фильтр, он состоит из двух фильтров, — ФНЧ и ФВЧ, включенных последовательно. На А4 сделан ФНЧ выделяющий полосу ниже 3 кГц, а на А5, — выделяющий полосу выше 1 кГц. В результате получается полоса 1-3 кГц. Так как

вторым идет ФВЧ у которого на входе есть конденсаторы, то постоянная составляющая, которая может с выхода А1 поступить на А4, на А5 не проходит, и выходной транзисторный каскад на VT3 сделан по схеме с гальванической связью базы через R24 с выходом А5.

Все выходные каскады выполнены по одинаковым схемам. В коллекторной цепи транзистора включен светодиод маломощной симисторной оптопары, которая управляет мощным симистором. Мощность каждого софита может до 1000 W, но для обычной комнаты вполне достаточно софита со 100-ваттной лампой накаливания. В этом случае радиатора симистору не нужно.

Питание на коллекторы транзисторов, вернее, на светодиоды оптопар, поступает до стабилизатора положительного напряжения. Это сделано с целью снижения влияния повышенного тока по положительной цепи питания на симметричность двуполярного напряжения питания. То есть, несимметричная нагрузка возникает до стабилизаторов, а те эту несимметричность исправляют за счет своих стабилизирующих свойств. Если бы питание на светодиоды оптопар подавалось с выхода стабилизатора А8, то из-за повышенной нагрузки А8 по сравнению с А9 может произойти перекос в двуполярном питании, и соответственно смещение режима работы операционных усилителей.

Выходные каскады можно сделать и по другим схемам. Например, можно сделать миниатюрную маломощную ЦМУ (или СМУ) используя вместо ламп сверхяркие светодиоды разных цветов. В этом случае транзисторные каскады нужно умощнить, используя схему Дарлингтона или сделать выходные каскады на полевых ключевых транзисторах. И через них подавать ток на светодиодные прожектора. Мощность каскадов и источника питания конечно в этом случае должна соответствовать мощности светодиодных прожекторов.

В принципе, и в этой схеме можно включить по одному светодиоду последовательно светодиодам оптопар, — будет контрольная индикаторная панель.

Источник питания выполнен на готовом маломощном силовом трансформаторе Т1. Его вторичная обмотка состоит из двух частей с отводом от общей точки. Части одинаковые по 12V переменного напряжения. Исходя из этого двуполярный источник сделан по двухполупериодной схеме, в которой общей нулевой точкой является отвод вто-

ричных обмоток, а противоположные пары диодов моста VD1-VD4 работают в двухполу-периодных выпрямителях положительного и отрицательного напряжения. Диоды С25 и С26 сглаживают пульсации. Стабильное напряжение ±12V для питания схемы на ОУ вырабатывают интегральные стабилизаторы А8 и А9, соответственно, на положительное и на отрицательное напряжение.

При использовании другого трансформатора схема питания может отличаться. Например, если вторичная обмотка одна и она не имеет отвода от центра, то вполне можно сделать выпрямитель по однополупериод-ной схеме на двух диодах. При этом один диод будет выпрямлять положительную волну для положительного напряжения, а второй — отрицательную для отрицательного. Стабилизаторы тоже можно сделать иначе, например, на других микросхемах или на транзисторах и стабилитронах. Возможно и однополярное питание при условии создания достаточно мощного источника «виртуальной земли».

Конденсаторы С25 и С26 должны быть на напряжение не ниже 25V. Остальные конденсаторы на напряжение не ниже 16V. Тип и марка конденсаторов большого значения не имеет. Конденсаторы С27-С30 равномерно распределены по монтажу так чтобы были поближе к выводам питания ОУ.

Операционные усилители типа КР140УД708 можно заменить любыми операционными усилителями общего назначения, как отечественными, так и импортными. Можно использовать как одиночные ОУ, так и микросхемы, содержащие несколько ОУ в одном корпусе.

Резисторы — любые, какие есть.

Монтажная плата не разработана, так как устройство делалось в процессе проработки схемы, и дальнейшего «серийного производства» не планировалось. Все собрано на печатной макетной плате типа «решето», -на мой взгляд, на сегодня это оптимальный способ «единичного производства» электронных устройств в домашних условиях.

Читайте также  Дверной звонок на микроконтроллере

В принципе, СМУ начинает работать после первого же включения. Нужно установить коэффициент усиления А1 подстойкой R4 и регуляторы уровней в каналах для начала поставить в среднее положение.

В дальнейшем, если будет желание, можно точнее настроить фильтры на необходимые частотные полосы.

Невероятно эффектная цветомузыка на Arduino и светодиодах

С наступающим! Приближается Новый год, а значит, пора срочно создавать настроение! Ну и как всегда в это время года рождаются десятки электронных схем различных цветомузыкальных установок.

Чего только самобытные мастера не придумают. От трехцветных моргалок до лазерных многолучевых установок с управлением по MIDI интерфейсу.

Как большой поклонник, так называемых адресных светодиодов, хочу показать вам очень простую и удивительную цветомузыку. Я вообще такой ни разу не видел. Пока не собрал за один вечер. Итак, визуализатор звука!

Инструкция

Схема очень простая!

Вам понадобятся Arduino Nano, или Uno. Или какая там у вас есть? Два потенциометра, пять резисторов, пару конденсаторов и линейка (лента) из 180 светодиодов WS2812b. Всё! Светодиодов в линейке может быть 60, 120 или 180.

В визуализаторе с помощью алгоритма быстрого преобразования Фурье выделяются 8 частот (порог чувствительности на каждую частоту свой, снижается от 1 к 8), преобразуются в цвет и выводятся на линейку светодиодов по одному из восьми алгоритмов. Скетч писал Майкл Крампас, парни из Чип и Дипа добавили функционал, а библиотека для светодиодов и быстрого преобразования Фурье (FFT) написана в Адафрут для проекта Piccolo. Библиотека FFT для 128 точек, адаптированная для AVR микроконтроллеров написана на ассемблере.

Сам скетч и библиотеку FFT нужно скачать здесь и здесь.

Не теряйте время на разбор алгоритмов, просто соберите, залейте скетч и наслаждайтесь шоу.
Это всего лишь развлечение!

В момент первого включения нужно сделать пару настроек:

Яркость: удерживайте кнопку color при включении питания. На первых 8 светодиодах будет отображаться радуга светодиодов. С помощью ручки param измените яркость. По завершении нажмите кнопку color еще раз, и ваша конфигурация будет сохранена в памяти.

Длина светодиодной полосы: удерживайте кнопку pattern при включении питания. Отобразится один, два или три красных светодиода. Используйте ручку param, чтобы выбрать длину светодиодной полосы в зависимости от количества красных светодиодов:

1=60 светодиодов
2=120 светодиодов
3=180 светодиодов

По завершении нажмите кнопку pattern еще раз, и ваша конфигурация будет сохранена в памяти.

Алгоритмы

Танцы плюс: пики звуковых сигналов испускаются из центра полосы и исчезают по мере приближения к концам. Скорость пика пропорциональна величине звукового сигнала этого пика.

Танцы минус: то же, что и Dance Party, но пики сигналов испускаются с одного конца.
Импульс: пики сигналов отображаются как яркие импульсы, которые поступают из центра полосы. Ширина импульса зависит от уровня сигнала.

Световая полоса: в пиках освещается вся полоса.

Цветные полоски: пики сигналов отображаются как цветные полосы, которые исчезают.

Цветные полоски 2: подобно цветные полоски, но каждая полоска сжимается и исчезает.

Вспышки: пики сигналов отображаются в виде светодиодной вспышки в случайном месте. Начальный цвет белый, а затем исчезает через другой цвет.

Светлячки: пики сигналов отображаются как одиночные светодиоды в случайном месте, и они перемещаются влево или вправо и исчезают. Их скорость зависит от величины сигнала.

Цветовые схемы

Случайная двухцветная схема: выбраны два случайных цвета и только они используются для отображения пиков сигнала. Со временем будут выбраны новые цвета. Используйте param, чтобы настроить скорость изменения цветовой схемы. Если ручка потенциометра «параметры» в верхнем положении, цвета будут меняться часто и каждый пик сигнала будет иметь новый цвет. Рекомендую установить ручку в средину.

Радуга: все пики сигналов отображаются как один и тот же цвет (с небольшим количеством случайных вариаций) и этот цвет меняется как радуга с течением времени. Скорость изменения цвета устанавливается потенциометром param.

Цветные частоты: в этом режиме каждый пик сигнала окрашивается в зависимости от частотной полосы где он находится. Самая низкая полоса красного цвета, и дальше вверх по спектру. Есть 8 полос частот: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый. Этот цветовой режим наиболее интересен, когда частотная характеристика настроена на все полосы частот.

Диапазон частот: вы можете управлять тем диапазоном частот, на который откликается цветомузыка. Чтобы установить диапазон нажмите и удерживайте обе кнопки. Используйте ручку param, чтобы выбрать, сколько из восьми частотных диапазонов будет показываться. Если вы хотите выделить бас и ритм музыки, установите частотную характеристику только на самые низкие 2 или 3 полосы. Если вы хотите показать все частоты в музыке (например, вокал и более высокие инструменты), выберите все полосы частот.

Это видеоинструкция по настройке и она же демонстрация визуализатора в работе. Там в конце две музыкальные композиции с разными алгоритмами.

Получите общесистемный эквалайзер для вашего Pixel или Pixel XL с Viper Audio

Флагманские телефоны Google Pixel и Pixel XL пользуются огромным успехом, и потребители высоко оценивают удобство работы с пользователями и общую производительность как две сильные стороны этих устрой

Содержание:

  • Требования
  • Шаг 1: Загрузите мод
  • Шаг 2. Создание резервной копии NANDroid
  • Шаг 3: прошить мод
  • Шаг 4: Выберите параметры в установщике AROMA
  • Шаг 5: Наслаждайтесь собственным звуком с Viper Audio

Флагманские телефоны Google Pixel и Pixel XL пользуются огромным успехом, и потребители высоко оценивают удобство работы с пользователями и общую производительность как две сильные стороны этих устройств. Но даже несмотря на то, что Google, возможно, выбил его из парка с помощью набора смартфонов, похожих на Apple, которые «просто работают», есть еще возможности для улучшения в некоторых областях.

Возьмите звуковое исполнение в качестве примера — это прекрасно, но это, конечно, не отличный, Pixel имеет только один динамик нижнего обстрела, а стандартный Android не предоставляет графический эквалайзер для тонкой настройки качества звука.

Надеемся, что Google подумает об этом, когда появится Pixel 2, но до тех пор, благодаря разработчику Mentalmuso, для Pixel и Pixel XL доступен популярный звуковой мод под названием ViPER4Android, также известный как Viper Audio, для Pixel и Pixel XL. Он дает вам полный контроль над звуком, исходящим из динамика, наушников, гарнитуры Bluetooth и многого другого, поэтому качество звука будет лучше, чем когда-либо.

Не пропустите: как включить настоящий стереозвук на Pixel XL

Требования

  • укорененный пиксель или пиксель XL
  • кастомное рекавери установлено

Шаг 1: Загрузите мод

Для начала просто загрузите флеш-архив Viper Audio с устройства Pixel, затем дождитесь окончания загрузки файла, прежде чем двигаться дальше.

  • Загрузите мод Viper Audio для Pixel и Pixel XL (.zip)

Шаг 2. Создание резервной копии NANDroid

Теперь загрузите ваш телефон в режиме восстановления. Отсюда вы должны сделать полную резервную копию NANDroid, потому что, если что-то пойдет не так, или если вы просто хотите отменить этот мод, восстановление резервной копии будет самым простым способом вернуть все в нормальное состояние.

Не пропустите: как создать резервную копию NANDroid с помощью TWRP

Шаг 3: прошить мод

Нажмите кнопку «Установить» в главном меню TWRP, затем перейдите к Скачать папка. Отсюда выберите WETA_Audio.zip файл, затем проведите ползунок в нижней части экрана.

Шаг 4: Выберите параметры в установщике AROMA

Скоро вас встретит установщик AROMA, который является сенсорным интерфейсом для настройки всплывающих ZIP-архивов. Отсюда нажмите кнопку «Далее», затем выберите самый верхний вариант и снова нажмите «Далее».

После этого выберите только V4A Convolvers + Профили Опция на следующем экране, так как другие опции не нужны. Нажмите «Далее» еще раз, затем нажмите «Установить WETA» на следующем экране. Когда процесс закончится, вы вернетесь в TWRP, где вам нужно нажать кнопку «Перезагрузить систему».

Читайте также  Микро плк. обзор, функциональные возможности

Шаг 5: Наслаждайтесь собственным звуком с Viper Audio

Когда вы вернетесь, начните с открытия приложения ViPER4Android, которое вы теперь найдете в своем ящике приложения. Отсюда вы увидите, что в верхней части экрана находятся пять вкладок: гарнитура, динамик телефона, устройство Bluetooth и USB / док-станция. Каждая из этих вкладок содержит отдельный набор элементов управления звуком, которые относятся только к этому типу звука.

Поэтому выберите вкладку, а затем обязательно включите переключатель «Master Power» вверху списка, прежде чем вносить какие-либо изменения. Кроме того, не забудьте также включить любые дополнительные функции, которые вы хотите настроить (например, «FIREqualizer»). Оттуда вы можете нажать на саму категорию, чтобы сделать тонкую настройку качества звука, и все ваши изменения вступят в силу на лету, плюс они будут применяться ко всем приложениям на вашем телефоне.

Не пропустите: в Google Pixel 2 появилась лучшая камера для слабого освещения, Snapdragon 835 и более

Светомузыкальная установка eq pixels

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

5 ошибок в использовании EQ и как их избежать

EQ — один из самых мощных инструментов, доступный звукорежиссерам. грамотное использование — залог прекрасного звучания инструментов как в соло, так и совместно. неграмотное использование — и микс напоминает поле битвы, на котором инструменты пытаются друг друга перебить, чтобы только их было ясно слышно. сложность в использовании EQ — он весьма относителен: правильные настройки полностью зависят от исходного сигнала и микса в целом; нет каких-то «идеальных» настроек. ключ к грамотному использованию EQ — учиться слышать чистый звук и уметь различать, какие тональные изменения действительно подчеркнут тембр инструмента и сделают его частью микса.
1. больше всего и везде. тенденция среди неопытных звукорежиссеров такова: использовать крутые настройки эквалайзера — особенно на повышение. в целом, оправдание таково: «мне нравится звук, но нужно больше баса — давайте поднимем низы. чудесно, но теперь звук недостаточно сочный — давайте поднимем верха. звучит прекрасно, но теперь как-то пустовато — давайте поднимем середину». и в этом беда. на самом деле, это наносит чудовищный вред тону инструмента, к тому же, на это тратится много времени. решение: постарайтесь услышать звук и решить, что конкретно вы хотите исправить до применения EQ. если использование эквалайзера в определенной частотной области начинает плохо влиять на в другие, подумайте хорошенько — возможно, нужно использовать меньше частотной обработки (возможно, даже в другой частотной области, а не там, где вам кажется). время от времени пускайте EQ в байпасс, чтобы убедиться, что вы действительно улучшили звучание.
2. слишком много баса. по большей части это проблема вашего контроля — мониторов или комнаты. возможно, с вашими мониторами все в порядке, а вам просто нравится такой звук или когда много баса. то, как вы подойдете к этой проблеме зависит от того, на сколько вы склонны прибавлять баса. если вы делаете это довольно мягко и это помогает вам прочувствовать музыку, пока вы работаете, тогда имеет смысл ничего не менять. решение 1: убедитесь в том, что все в порядке в вашем миксе на этапах премастеринга и мастеринга. с другой стороны, ваш микс может иметь ужасно неровную частотную характеристику на басах. вы это поймете, если на низах микс звучит странно и по-разному на разных акустических системах. решение 2: принесите несколько эталонных записей на вашу студию и потратье некоторое время на сравнивание их со своим миксом. если ваши мониторы ведут себя странно, купите более качественные, сделайте ловушки для басов. если вы сводите в маленькой комнате, попробуйте переместиться в более большую. если эти варианты не подходят, приобретите качественные наушники и используйте в паре с вашими мониторами.
3. некорректный контроль. это более общий случай вышеописанного пункта. будьте уверены в том, что частотная характеристика вашего микса будет всегда зависеть от того, как влияют на нее мониторы. например, если ваш контроль выдает слабый бас, вы будете склонны завышать низы. если ваш контроль имеет плотную середину, вы будете склонны ее занижать. если ваш контроль завышает верха, вы будете склонны к «глухому» миксу. решение: знайте и учитывайте особенности вашего контроля. используйте более одной пары акустических систем или наушники для сравнения. слушайте много эталонных записей, чтобы знать, как они звучат у вас на студии. бонус-решение: если вам удобнее сводить с небольшой частотной неровностью (мне, допустим, иногда удобнее сводить с чуть заваленным верхом — так мне проще сфокусироваться и работать дольше), тогда продолжайте. только не забудьте убедиться, что все в порядке в вашем миксе на этапах премастеринга и мастеринга.
4. использование необычных настроек просто потому что кто-то вам об этом сказал. стоит ли мне что-то объяснять? все эти частотные графики — просто ориентир. эти полезные советы — мнение какого-то человека, основанное на звучании его мониторов, которых вы даже не знаете. EQ пресеты — это пример, как можно сделать. никто не знает ваш микс так, как вы. никто не знает исполнителя так, как вы. решение: используйте свои уши. и хватит уже об этом.
5. эквализация там, где она не нужна. об этой проблеме говорят редко. во всей этой суматохе в поисках того, как использовать EQ, легко забыть о том, стоит ли вообще использовать эквалайзер. бывает так, что инструмент отлично влился в микс без частотной обработки. решение: прекратите при любом случае хвататься за эквалайзер и крутить настройки. остановитесь и спросите себя — «действительно здесь нужен эквалайзер? что реально нужно миксу?«

помните об этих пунктах (а лучше напечатайте и преклейте на стену в студии!). эквалайзер — мощный инструмент в руках звукорежиссера, не бойтесь его использовать! иногда микс действительно нуждается в сильных изменениях. просто знайте меру и применяйте там, где это нужно, и на столько, на сколько это нужно — ни больше, ни меньше.

Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Содержание

Содержание

Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.

В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:

  • Поправить звучание акустической системы или наушников.
  • Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
  • Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
  • Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.

Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.

История эквалайзеров

Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.

Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.

Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.

Читайте также  Три брата, или какой китайский стриппер лучше?

Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.

Виды эквалайзеров

Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.

Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.

Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:

  1. Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
  2. Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
  3. Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).

Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

Советы по настройке эквалайзера

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

  1. Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
  2. Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
  3. Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
  4. Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.

Основные частоты инструментов и вокала

16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.

60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.

250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.

500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.

800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.

3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.

6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.

10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.

16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.