Индикатор напряжения для мопеда

Проводка мопеда «Альфа»: как работает и к чему подсоединяется

Беда китайского мотоцикла «Альфа» в нескольких вещах: амортизаторах, металле и проводке. Остальное заменяется хозяином достаточно быстро (масло, бензин, заводские шины). Именно проводка имеет достаточно много вариантов поломок и заставляет владельцев китайских мопедов потратить много нервов в попытках ее починить. В результате проводка мопеда «Альфа» очень скоро начинает выглядеть как гнездо какой-нибудь птицы и без схемы тут не обойтись. Как разобраться в путанных проводах?

Основные понятия

Для того чтобы разобраться в проводке, нужно немного понимать в видах тока. Постоянным называют тот, который не изменяет своего направления и величины. Переменный же – это тот, где напряжение и сила тока меняют величину через некоторое время, или ток идет в обратную сторону. Часто постоянный ток, как видно в схеме проводки мопеда «Альфа», нужен для лампочек: фаре, поворотникам, стопу. Есть такие модели, где мотоцикл полностью переведен на постоянный ток, но это старые модели и встречаются они довольно редко.

Переменный ток должен где-то выпрямляться и сделать это призван выпрямитель со стабилизацией напряжения. По-простому – регулятор напряжения. Зачем он нужен? С генератора выходит 40 В, но от этого количества лампочки быстро перегорают. Поэтому выпрямитель уменьшает эту цифру до 13,8 В. В «Альфе» есть две линии питания: первая — это питание бортовой сети электростартера, фары, поворотников, габаритов, реле, сигнала и стопа. Вторая – линия питания генератора, катушки зажигания и свечи.

Ценные советы

Не секрет, что изоляция проводов сделана из дешевого пластика и лучше изоляцию заменить на резиновую до того, как она посыплется через несколько дождей. Две сети в китайских мотоциклах не пересекаются, поэтому, разбирая питание бортовой сети электростартера, фары, поворотников и стопа, следует помнить о нескольких моментах:

  • Зеленый провод – это всегда масса или как его еще называют, земля.
  • Розовый и желтый (два желтых) идут от генератора, где еще присутствует переменный ток.
  • Синий тянется от импульса с магнитного датчика.
  • Черно-красный – питание аккумулятора.

Все они уходят в большой черный жгут. Цвета фиксированы и легче запомнить их принадлежность, чем потом долго определяться, откуда и куда они идут. Есть два главных мотка: под рулем и рядом с аккумулятором, под щитком. Если рядом с аккумулятором еще можно определиться, что откуда выходит, то под рулем проводка мопеда «Альфа» начинает напоминать Нарнию: там все теряется и цвета меняются. Проводка с этого места расходится по всему мотоциклу, обеспечивая питание.

Работа проводки

Большой черный провод соединяет в себе: 2 желтых, зеленый и красный, где течет постоянный ток. Красный уходит в замок зажигания, от которого поворотом ключа можно замкнуть систему и заставить работать. С обратной стороны жгут уходит к пульту, где подсоединяется к переключателям. Если было потеряно напряжение, то как раз следует посмотреть работу этого жгута – выходит ли напряжение с замка зажигания в этот черный жгут.

Вторая линия служит для питания аккумулятора (черно-красный), импульса с магнитного датчика (сине-белый) и имеет массу (зеленый). К аккумулятору идет большое напряжение, а потому прикасаться к проводам можно только на заглушенном двигателе. Если возник вопрос о том, как подключить проводку на мопеде «Альфа» при проблемах с этой линией, то следует обратить внимание на бронепровод – большой черный провод, идущий на свечу с катушки зажигания. А довольно опасный симптом позволяет заподозрить обрыв черно-желтого провода: если мопед не глохнет, а будет работать до тех пор, пока не закончится бензин. Этот провод переходит в желтый посередине и идет на катушку зажигания.

Как проверить, заменить

Проверка осуществляется с помощью мультиметра. Этот прибор используется в электромеханике и продается в строительных магазинах. Существуют модели без звукового сигнала – они не отличаются по внешним признакам, а потому приходится спрашивать у продавцов. Без звукового сигнала или «прозвона» неудобно постоянно смотреть на панель, но осуществить проверку реально. Последовательно, начиная от аккумулятора до цепи зажигания и генератора, проверяется вся проводка мопеда «Альфа». На мультиметре есть два щупа: красный и черный. Красным нужно касаться плюса, а черным – массы или земли.

Таким образом, проводка мопеда «Альфа» является сложным и уязвимым местом для этого транспорта. Однако именно это поможет закалить хозяина мотоцикла в вечных поломках и сделать его настоящим асом в электричестве своего мотоцикла.

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Введение

Это новая разработка универсального индикатора номера включенной передачи, который как дополнительный аксессуар, подойдет для любого мотоцикла. Главное преимущество индикатора в том, что его показания зависят непосредственно от перемещения рычага переключения скорости и не требуют подключения к датчикам спидометра и тахометра (имеет место в дорогих коммерческих устройствах), что иногда встречается в старых мотоциклах. Он состоит из основной схемы, включающей семисегментный светодиодный индикатор, двух датчиков Холла, прикрепленных к раме мотоцикла, и маленького магнита, размещенного на рычаге переключения скорости.

Надписи на рисунке
Gear Shift Lever Рычаг переключения передач
Frame Рама (мотоцикла)
Magnet Магнит
Up Hall Sensor Верхний датчик Холла
Down Hall Sensor Нижний датчик Холла

Схема основана на микроконтроллере AVR ATtiny25/45/85, который считывает сигналы с двух датчиков Холла и выключателя нейтрали, и выводит текущий номер передачи на 7 сегментный светодиодный индикатор через микросхему счетчика-декодера 4026.

  • Загрузить EAGLE файлы в .zip формате

Исходный код написан в AVR-GCC (WinAVR). Им можно запрограммировать контроллер с fuse битами по умолчанию. (Я использовал микроконтроллер ATtiny25 и программатор USBTiny). Константы TOP_GEAR (число передач, по умолчанию 5) и N_WAIT_TIME (минимальное время, которое должно пройти, чтобы передача была определена как нейтральная, по умолчанию 500 мс) могут быть модифицированы для разных нужд.

Основная схема выполнена на небольшой двухсторонней печатной плате. В устройстве используются микросхемы микроконтроллера и счетчика в SMD корпусах. Семисегментный светодиодный индикатор размещен на другой печатной плате, присоединенной вертикально к основной плате (как показано на картинках). Разработаны два варианта печатных плат для разных типов суперярких светодиодных индикаторов Kingbright (красного и синего). Стабилизатор напряжения монтируется, как показано на рисунках. Не забудьте пропаять четыре маленьких переходных отверстия, соединяющих слои ПП под микросхемами!

  • Загрузить верхний слой ПП в формате .pdf
  • Загрузить нижний слой ПП в формате .pdf
  • Загрузить сетчатый трафарет ПП в формате .pdf

Перечень компонентов схемы

Позиция

Номинал

Комментарии

В зависимости от предпочитаемой яркости светодиодов

Cстабилизатор 5 В

Как показано на сетчатом трафарете и картинках

Фотографии

Соединения

Надписи на рисунках
To down Hall sensor OUT pin (3) К нижнему датчику Холла OUT выв. (3)
To up Hall sensor OUT pin (3) К верхнему датчику Холла OUT выв. (3)
To both Hall sensors GND pin (2) К обоим датчикам Холла GND выв. (2)
To both Hall sensors +5V pin (1) К обоим датчикам Холла +5 В выв. (1)
To neutral switch (ground for active neutral) К выключателю нейтрали
Not connected Не подключен
Battery ground Общий провод аккумулятора
Battery +12V +12 В аккумулятора
Melexis US5881LUA Hall sensor Датчик Холла Melexis US5881LUA

Правильно собранная схема произведет самодиагностику при подключении напряжения питания 12 В (контакты TO_POWER_1 и TO_POWER_2), в процессе самодиагностики на индикаторе пробегут все цифры (см. видео ниже). После самодиагностики будет показана текущая передача, и отображаемое значение будет меняться при переключении скорости. Учтите, что устройство срабатывает, когда южный полюс магнита удаляется от датчика Холла (с северным полюсом так не получится). Более того, если будет обнаружена нейтральная передача (с помощью выключателя нейтрали, подключенного к контакту TO_POWER_4), значение на дисплее сбросится в 0 (этот механизм также используется для автокалибровки, если что нибудь пойдет не так). Наконец, когда питание выключается, последнее значение передачи записывается в EEPROM микроконтроллера и восстанавливается, когда устройство будет включено снова.

Читайте также  Электронный трансформатор для галогенных ламп 12в с мягким стартом

Ниже представлена видеозапись процесса инициализации индикатора передачи.

Защита схемы

Из-за специфических условий эксплуатации, рекомендуется перед установкой покрыть схему лаком.

Кабель датчиков

На фотографиях, представленных ниже, показана конструкция 4-проводного кабеля датчиков, который подключен к разъему TO_SENSORS. Видимые части ножек датчиков должны быть также покрыты лаком для защиты.

После сборки схема готова к использованию и установке на мотоцикл. На видео показана ручная эмуляция переключения рычага передач:

Установка индикатора включенной передачи на мотоцикл

Дата публикации: 14 января 2018 .
Категория: Мототехника.

Информация о том, какая передача включена, бывает иногда весьма полезной. Например, после резкого торможения у красного сигнала светофора с выжатым сцеплением достаточно посмотреть на индикатор передачи для мотоцикла, чтобы понять, какая передача была включена, затем переключиться на первую и снова продолжить движение. Дооборудование байка этим весьма полезным приспособлением – процесс довольно простой. Выбор представленных на рынке изделий весьма разнообразен (как по цене, так по способу подключения и установки на мотоцикл).

Для мотоциклов, оборудованных диагностическим разъемом

Многие современные мотоциклы с инжекторным двигателем (Suzuki, Kawasaki, Honda, Yamaha и другие) оборудованы специальным цифровым диагностическим гнездом. Обычно он расположен под водительским сиденьем.

Для владельцев таких моделей мотоциклов разработаны индикаторы включенной передачи, предназначенные для подключения к диагностическому разъему. Изделие представляет собой 7-ми сегментный светодиодный водонепроницаемый дисплей с вмонтированным проводом, на другом конце которого находится вилка для подключения к разъему.

  • крепим индикатор в удобном для обзора месте (обычно, с помощью двухстороннего скотча, идущего в комплекте);
  • прокладываем провод до диагностического разъема;
  • снимаем защитную заглушку и подключаем в разъем штекер указателя передачи;

  • крепим проложенный провод с помощью пластиковых хомутов.

Проводим настройку индикатора включенной передачи на мотоцикле:

  • Устанавливаем мотоцикл на подкат.
  • Включаем зажигание: на дисплее отобразится обратный отсчет от 6 до 1, затем загорится латинская буква «L», соответствующая режиму обучения.
  • Заводим двигатель, экран начнет моргать быстрее.
  • Когда на экране появится мигающая цифра «1», включаем первую скорость и отпускаем сцепление.
  • Когда на дисплее появится латинская буква «n», переключаем на вторую передачу.
  • Появится моргающая цифра «2», затем «n», и так далее до шестой скорости.
  • На последней передаче ждем, когда на дисплее появится «o», что является сигналом об окончании настройки.

Все произведенные настройки записываются в энергонезависимую память устройства. Если вы, например, заглушили двигатель на третьей передаче, то при включении зажигания на дисплее загорится цифра «3».

Внимание! Диагностические разъемы различных марок мотоциклов отличаются размерами и распайкой контактов. Перед приобретением необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией, чтобы удостовериться в том, что данное конкретное изделие подойдет к вашему мотоциклу. Еще лучше перед оформлением заказа сообщить поставщику марку мотоцикла и год его изготовления.

Модель «GiPro-DS» от известного венгерского производителя Healtech Electronics стоит сейчас 7050÷7100 рублей. Аналоги от китайских поставщиков «Vehtrkacntol», «Alconstar» или «Gfyship» в зависимости от модели мотоцикла стоят от 2100 до 3500 рублей.

Универсальные приспособления для отображения включенной передачи

Практически все марки мотоциклов и мопедов оборудованы датчиком и индикатором включения нейтральной скорости. В комплект универсального индикатора передач для мотоцикла входят:

  • светодиодный дисплей;
  • два датчика Холла;
  • магнит;
  • комплект монтажных проводов и крепежных хомутов.

Установка довольно проста и зависит только от конструктивных особенностей рычага переключения передач:

  • Фиксируем индикатор в удобном и хорошо просматриваемом месте.
  • Датчики крепим на неподвижной части мотоцикла напротив крайних положений лапки переключения передач, либо напротив крайних положений рычага тяги.

  • Магнит приклеиваем на самой лапке с внутренней стороны, либо на дополнительном самодельном кронштейне, установленном на оси тяги.
  • Соединяем провода в соответствии с электрической схемой.

Устройство считывает сигналы от датчика «нейтрали» и от сенсоров в момент приближения к ним магнита, и выводит показания на дисплей в виде цифр, соответствующих включенной скорости.

Такие приспособления от китайских производителей «Ysmotogo», «Keoghs», «Auto-Partner» или «Savage» стоят сейчас от 1100 до 2100 рублей.

Устройства с подключением к спидометру и тахометру

Для мотоциклов, оборудованных штатными электронными спидометром и тахометром, выпускают индикаторы с подключением к этим приборам.

Популярная модель «GiPro-X» от Healtech Electronics поставляется в комплекте с проводами и разъемами (под конкретную марку мотоцикла). Ее подключают к тахометру и датчику скорости. Изделие считывает сигналы с этих электронных приборов и отображает включенную в данный момент передачу на маленьком цифровом дисплее. На сегодняшний день стоимость составляет 6250÷6300 рублей.

Аналогичное устройство от «Koso» с довольно большим экраном и индикатором перехода на следующую передачу стоит 7900÷8100 рублей. Универсальная модель «PRG-1000» от американской фирмы «Dakota» с креплением индикатора к вилке руля и комплектом проводов обойдется уже в 14000÷15000 рублей.

Обзор индикаторов передач

Обновлено 30 Июля 2021

Компания Healtech Electronics производит 3 линейки индикаторов передач – тема этой статьи – индикаторы передач, как они устроены, как устанавливаются и чем отличаются.

Прежде всего — обрадуем – Healtech Electronics производит индикаторы для всех мотоциклов и автомобилей, ATV и других средств передвижения оборудованных электронным зажиганием. Будь ваш мотоцикл или автомобиль 2011 года или 1987 – у нас есть для него индикатор.


Вначале выясним, что же такое ATRE, как он работает и зачем нужен. ATRE это аббревиатура Advanced Timing Retard Eliminator – Расширенный Блок Отключения Задержки Зажигания.

В отличие от мотоциклов, не оборудованных датчиком передачи, мотоцикл с датчиком в коробке «знает» на какой передаче едет, что позволяет блоку управления двигателем использовать разные настройки зажигания и впрыска в зависимости от включенной передачи. Производители мотоциклов стеснены строгими экологическими нормами и, преимущественно, используют датчик на коробке для соблюдения экологических норм, которые в некоторых странах очень жесткие. Перед угрозой не пройти сертификацию по экологическим нормам производители идут на снижения мощности двигателя.

Раз уж на коробке все равно есть датчик передач и есть разные карты в блоке управления, то второе применение датчика – ограничение оборотов мотоцикла, но только в случае если он движется на 6ой передаче. Это так называемый «ограничитель». На мотоциклах с датчиком передач ограничивается не скорость, а обороты на 6ой передаче, что, в свою очередь, ограничивает скорость. Поэтому вы никогда не уйдете в красную зону на 6ой передаче, не потому что мотоциклу не хватает мощности, а потому что задолго до красной зоны сработает ограничитель оборотов.

Принцип работы ATRE Healtech – всегда, за исключением нейтрали, сообщать блоку управления передачу, запрограммированную пользователем. В случае перехода на нейтраль – ATRE автоматически выключается и блок управления видит нейтраль. Отключение ATRE на нейтрале обуславливается тем что блок управления использует для нейтрали особую карту, отличную от передач 1-6. Если бы ATRE не выключался на нейтрали, блок управления думал бы что включена передача и не переключился в режим работы «на нейтрале».

Таким образом, после установки ATRE (или X-TRE) с точки зрения блока управления ваш мотоцикл имеет всего 2 передачи – нейтраль и передачу, которую вы запрограммируете. Помимо снятия ограничителя, увеличения крутящего момента на передачах 1-3, это дает возможность объективной настройки мотоцикла на дино стенде если вы хотите пойти дальше и установить корректор топливных карт FIT. Обратите внимание, установка индикатора с ATRE или специализированного блока X-TRE не требует последующей настройки мотоцикла.

Читайте также  Кодовый замок для гаража

Теперь мы переходим к самому интересному. На мотоцикле с датчиком передачи всего 2 свободных от отграничений передачи. Это 4 и 5ая. Ни на одной из этих передач нет ни ограничения по мощности на низких оборотах ни ограничения оборотов. С помощью ATRE вы выставляете передачу 4 и вот чудо – ограничения по мощности и максимальной скорости исчезли. Теперь, не смотря на то что вы переключаете передачу, блок управления мотоцикла думает что вы находитесь на 4 (5ой или 3ей в зависимости от того что вы запрограммируете) передаче всегда, когда вы не на нейтрале. На нейтрале для ровного холостого хода в мотоцикле используется специальная карта, специальные настройки, чтобы сохранить ровный холостой ход, ATRE выключается на нейтрале. Ваш мотоцикл уже не пройдете европейский техосмотр, но к счастью, вы всегда можете отключить ATRE нажатием кнопки, тем ни менее, с включенным ATRE ваш мотоцикл больше не проходит по экологическим нормам, вы не можете его использовать на улицах города.

Итак, GiPro/ATRE это блок, интегрирующий в себе индикатор передач, и блок отключения задержки зажигания. Это идеальное устройство для тех мотоциклов, у которых нет индикатора передач и есть датчик позиции передачи. На этих мотоциклах в дополнение к индикации передачи и возросшему моменту вы бонусом получаете ещё и отключение ограничителя оборотов и теперь скорость движения вашего мотоцикла на 6ой передаче ограничена только отсечкой.

Подключение индикатора передач GiPro/ATRE элементарно — сводится к поиску разъема датчика скорости, размыканию его, подключению в разрыв индикатора и подключением к индикатору коммутируемым ключом зажигания +12В


Многие инжекторные мотоциклы оборудованы диагностическим портом, этот порт служит для обмена информации с оборудованием диагностики (OBD Tool) и телеметрии. Подключаясь к этому порту устройство, может получать от блока управления мотоциклом различную информацию, в том числе номер передачи (если есть датчик на коробке), обороты, показания датчика скорости. И поэтому мы решили сделать индикатор, который бы отличался элементарнейшим подключением. Всё что нужно сделать – это подключить его в порт диагностики. Один провод, один разъем с точки зрения пользователя это именно так. С точки зрения производства все модели GiPro-DS отличаются друг от друга, тем ни менее вся серия разделяет одни и те же свойства – простоту подключения и точность показаний.

Если ваш мотоцикл не ограничен по мощности и всё что вы хотите получить это индикацию передач — этот блок отлично Вам подходит, т.к. его установка – это подключение к одному разъему. Вы можете использовать этот блок вместе с X-TRE.

Индикаторы серии GiPro-X


Этот индикатор передач является дальнейшим развитием GiPro DS и отличается от GiPro DS тем, что один единственный индикатор совместим со всеми транспортными средствами, в том числе и автомобилями. Этот индикатор будет работать и на мотоциклах с электронным датчиком скорости и на мотоциклах со спидометром, приводимым кабелем. Для упрощения установки GiPro-X поставляется с разными проводками под модель мотоцикла. Установка индикатора чуть более сложная, чем GiPro-DS. В комплект проводки входят разъемы, в которые подключается датчик скорости и врезные контакты для подключения к датчику позиции коленвала и питанию. С помощью идущей в комплекте инструкции подключение не составляет никакого труда.

GiPro-X будет работать и с мотоциклами, на которые устанавливается GiProDS и с мотоциклами на которые устанавливается GiPro/ATRE, тем ни менее, в отличие от GiPro/ATRE и некоторых моделей GiPro-DS, ориентирующихся на показания датчика скорости, GiPro-X не считывает, а вычисляет передачу, это возможно сделать только в случае если сцепление отпущено, а мотор заведен. В случае если мотор заглушен или сцепление выжато GiPro-X показывает прочерк. Тем ни менее, если мотор заведен и сцепление отпущено, переключаетесь ли вы на две или три передачи вверх или вниз, уходите ли в красную зону или находитесь на нейтрале, GiPro-X всегда быстро покажет правильную передачу, даже в случае если вы переключаетесь вверх — не выжимая сцепления.

Видео, как работают индикаторы передач: Смотреть
Сравнительная таблица индикаторов

без разъемов
на врезных
контактах

мотоциклы с датчиком передачи и
ограничителем мощности

Установка светодиодной оптики на мотоцикл

  • Условия продажи товаров
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Политика обработки персональных данных
  • Статьи и инструкции
  • Бренды мотозапчастей
  • Вопрос-ответ
  • Условия продажи товаров
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Политика обработки персональных данных
  • Статьи и инструкции
  • Бренды мотозапчастей
  • Вопрос-ответ

Освещение мотоцикла

Выбор указателей поворотов на рынке очень велик: как от оригинальных производителей ОЕМ, так и до китайских. Сейчас большую популярность набирают светодиодные поворотники, так как они потребляют намного меньше энергии (что особенно подходит малокубатурной технике), отличаются свои ярким светом и долгим сроком службы. К тому же светодиоды имеют меньшее время срабатывания, чем обычные лампы. Значит, водители, едущие за вами, раньше узнают о вашем торможении и могут быстрее среагировать.
Эти сигналы имеют различный дизайн, улучшают внешний вид байка, делают его более современным. Благодаря таким качествам, некоторые производители мототехники выпускают новые модели уже со встроенными светодиодами.
ОЕМ детали ничем не отличаются от тех, которые стоят на мотоцикле, приобретенном в магазине, поэтому их установка не должна вызывать никаких проблем. Но у неоригинальных поворотников клеммы часто имеют закругленные контакты. Такие контакты нужно также соединять с оригинальным входом, но поскольку разъемы у них разные, то без специальных коннекторов сделать это будет сложно. В случае прямой установки, вам понадобится врезать клеммы прямо в проводку. Этот метод нежелателен, так как изоляция проводов может нарушиться и в этом случае возрастет риск короткого замыкания (например, в дождь). Чтобы избежать замыкания, используют изоленту, но это временное решение. У коннекторов же есть один стандартный разъем в штатную проводку, а второй под универсальный разъем неоригинальных деталей. Обращайте внимание на некачественные китайские запчасти, у некоторых из них обнаруживаются недостатки, среди них плохая герметичность стекла и корпуса. Поэтому, если вы приобрели китайскую запчасть и заметили эти недостатки, промажьте зазоры прозрачным силиконом.
Еще один из видов диодных поворотников — гибкие. При падении они гнутся и не позволяют треснуть пластику вокруг них, это свойство поможет избежать лишних трат при замене. Современные мотоциклы все чаще используют встроенные указатели, они не только улучшают внешний вид техники, но и уменьшают ветровое сопротивление. Риск сломать пластик вокруг места крепления у встроенных указателей меньше.
После того, как вы приобрели подходящие для вас и вашего байка светодиодные повортники, следует демонтировать старые. Далее можно устанавливать новые указатели поворотов. Но будьте внимательны, установка по стандартной схеме, предназначенной для галогеновых лампочек не приведет ни к чему хорошему. При неправильном подключении поворотники будут мигать слишком быстро, либо не мигать совсем. Дело в том, что сопротивление в электрической сети, настроенной на стандартные лампы накаливания, выше, чем у диодов. Светодиодные сигналы имеют меньшую мощность по сравнению с обычными, поэтому большое количество поступающей энергии в стандартной схеме просто выводит диоды из строя и вызывает эффект «перегорающей лампочки». Такая работа некорректна и ее следует исправить. В таком случае вам помогут два способа: установка резистора или замена реле. Перед покупкой этих деталей, установите диодные указатели на мотоцикл и проверьте, как они себя ведут. Если они моргают правильно — значит на технике стоит реле с тремя выводами, оно способно работать с диодами, если работа неправильна — у вас регулятор с двумя выходами, оно не подходит для диодов.

Читайте также  Генератор owon ag051f

Резисторы для поворотников

Некоторые байкеры, чтобы обмануть систему и не покупать новое реле, используют резисторы. Резистор — это пассивный элемент электрической цепи, предназначенный для линейного преобразования силы тока в напряжение и напряжения в силу тока, а также ограничения тока, поглощения электрической энергии и др. В мотоцикле он увеличивает нагрузочное сопротивление, нормализуют частоту моргания.
В цепь встраивают резисторы для исправления частоты моргания (из расчета 1 резистор на каждую сторону мотоцикла). Обычно используют резисторы номиналом 10÷20 Ом. Среди подходящих: SQP-20 — с цементным корпусом; AH-25 — из металлического корпуса со специальными отверстиями для крепления; ПЭВ-20 — из керамики. Для правильной установки резисторов желательно использовать пластиковые коннекторы для проводов. Они устанавливаются на провод, идущий к поворотнику, и к нему подсоединяется один провод резистора. Далее коннектор закрывается с помощью плоскогубцев. Тоже самое проделайте со вторым указателем. Изолируйте резисторы от «массы», чтобы исключить вероятность появления короткого замыкания. Но будьте осторожны, этот способ не так надежен, как замена на реле, ведь в процессе работы резисторы сильно нагреваются и способны расплавить все вокруг. Необходимо располагать их подальше от элементов, не любящих нагрев (пластик). Чтобы этого избежать, устанавливайте резисторы в местах, где на них не будет оказываться механическое воздействие, нагрева от систем ДВС. Выбирайте место с наилучшей вентиляцией – там резисторы будут сильнее охлаждаться и ничего не расплавят. Некоторые резисторы плохо выдерживают вибрации или портят энергосберегающие свойства диодов. К тому же их стоимость практически одинакова со стоимостью реле.

Правильный подбор резистора к светодиоду очень важен. Ведь от этого будет зависеть работа диода. Если у резистора будет маленькое сопротивление, то светодиод может легко выйти из строя и перегореть, если сопротивление будет слишком большим — то он будет гореть очень слабо.
Происходит это из-за того, что обычные реле сделаны под стандартные галогеновые лампы, мощность которых варьируется в диапазоне от 1W до 21W. Светодиодные потребляют намного меньше — от 0.1 W до 6W. В этом случае вам помогу резисторы (обманки). Поставить обманку можно по определенной схеме.
Рассмотрим установку на примере стандартного мотоцикла, у которого 4 лампы поворотников — 2 спереди и 2 сзади. Далее нужно определить тип: обычно это лампочка мощностью 21W, в стоп-сигналах — 5W.
Получается формула — 4*21W+ 5W*2. Расчётная мощность у реле 94W. При ней регулятор включает поворотники приблизительно 1 раз в 0.5 секунды. При замене только передней части, реле будет срабатывать каждые 0.27 секунды, или в 2 раза чаще, поэтому светотехника может работать некорректно. Существуют резисторы мощностью 25W и 50W. Поэтому необходимо дополнить ими цепь приблизительно до 94W. Не забывайте, что резисторы устанавливаются на обе стороны (левую и правую). Возьмем резисторы средней мощности 25W в количестве 2 штук. После включения резисторов в цепь, подсчитывается суммарная мощность, если она правильная, реле будет срабатывать 1 раз в 0.52 секунды, что практически одинаково с первоначальным временем.
Установка резисторов в цепь осуществляется с помощью коннекторов, идущих в комплекте. Они не повреждают провода и при демонтаже не оставляют заметных следов.
От источника питания через выключатель (или реле), с помощью 2х проводов «+» и «–» к лампе подаётся ток. Подключение резистора к цепи производится параллельно — один из проводов резистора, благодаря коннектору, присоединяется к «+», второй провод резистора к «-». Вследствие чего образуется стабильная система, обеспечивающая правильную работу поворотников.

О реле
Современные поворотные реле делятся на два типа: термоэлектромагнитные и электронные. У каждого из этих приборов есть свои плюсы и минусы. Термоэлектромагнитные реле в основе стоит сердечник с двумя контактными группами и боковыми якорями. Обмотка выполнена из медной проволоки. Контакты, ведущие к лампочкам, подключены к нихромовой тонкой проволоке, а проволока к пластине, замыкающейся на сердечнике.
В то время, когда ток не поступает в цепь, пластина не примыкает к основанию сердечника. Когда электроны перемещаются, нихромовая проволока нагревается, удлиняется и замыкает пластину. Благодаря этому лампочки загораются. Далее, пластинка снова отходит, ток меняет направление, а лампочки практически не горят. Так как процесс охлаждения-нагрева происходит быстро (1–2 раза в секунду), то указатели начинают мигать. Так как в цепь подключена и лампочка в виде стрелки, расположенная на панели приборов, она также будет мигать.
Реле данного типа устанавливалось на все автомобили и мотоциклы в течение довольно долгого времени, однако у него есть недостаток. С течением времени нихромовая проволка растягивается, из-за чего поворотники перестают работать. К тому же, если одна из ламп перегорает, нагрузка на другие возрастает. Сейчас термоэлектромагнитные реле исполльзуются редко, их заменили электронные прерыватели.
Электронные реле поворотников имеет тоже устройство, что и термоэлектромагнитные, но вместо проволоки из нихрома используется электронная схема из транзисторов. В микросхему заложен определенный алгоритм, с помощью которого производятся автоматические импульсы, подающие ток на обмотку сердечника. После подачи напряжения на транзисторы от них исходят частотные импульсы, имеющие колебания, заданные программой в микросхеме. Проходя по цепи, ток притягивает якорь, замыкает контакты, ведущие к осветительным приборам и лампочки загораются. Электронные прерыватели намного надежнее, чем тепловые. Если одна из ламп перегорает, другие работают без дополнительной нагрузки. К сожалению у такого реле защита от короткого замыкания очень мала, при небольшом перепаде напряжения, прерыватель может перегореть. Это реле может создавать радиопомехи и влиять на работу различных устройств. Прерыватель работает по принципу электронных реле, поэтому при установке светодиодных поворотников штатное реле, не предназначенное для диодов, нужно заменить. К счастью установка будет достаточно простой, так как большинство производителей выпускают деталь со специальным разъемом. В отличии от резисторов светодиодные реле не перегреваются, намного устойчивее к вибрации и влаге.

Светодиодные стоп-сигналы
Существуют также задние поворотники, интегрированные в стоп-сигнал. Как правило, штатный стопарь представляет собой галогеновую лампочку, заключенную в пластиковый корпус с рассеивателем красного цвета. Диодный сигнал с указателями имеет немного другую конструкцию — на плате диоды расположены в самой электрической цепи. При нажатии на тормоз подается соответствующий сигнал, от него загорается красная лампочка, а при включении поворотников в цепь будет подаваться сигнал о включении желтого света по бокам. В случае замены штатного указателя на диодный с поворотниками, меняется вся задняя часть вместе со стоп-сигналом. Если вы устанавливаете диодный стоп-сигнал с интегрированными указателями, резисторы или реле понадобятся только для исправления частоты моргания поворотников. Плюсом установки светодиодного стоп-сигнала является его заметность даже при ярком дневном свете и ранее реагирование водителей на ваши действия (торможение или поворот), за счет более быстрого срабатывания светодиодов. В отличии от лампы накаливания светодиоды служат гораздо дольше. Из-за яркости и четкости диодов можно использовать не только прозрачные, но и затемненные стоп-сигналы, которые придадут вашему мотоциклу привлекательный внешний вид.

В заключении
В этой статье мы постарались объяснить принцип работы светодиодной оптики на вашем мотоцикле. При соблюдении всех рекомендаций замена штатных поворотников и стоп-сигналов на светодиодные будет легкой и сэкономит много времени. А какой из способов установки выбрать, решайте сами. Будьте заметнее на дороге и включайте указатели поворотов заблаговременно до начала маневра.