Теплый ламповый звук

Теплый ламповый звук

Вдогонку к статье «Аудиофилизм» по просьбам трудящихся решил немного осветить тему теплого лампового звука. Я не буду приводить графики и прочие цифры, все это уже будет похоже на научный труд, а не на обзорную статью.

Данное понятие зародилось очень давно, еще во времена зарождения полупроводников. Поскольку транзисторы, в те времена были, мягко говоря, не очень качественными, а схемы на германиевых приборах только начали появляться, то, как само собой разумеющееся образовался сабж. Плюс давайте добавим сюда не полное понимание работы транзистора, отсутствие схем и дороговизну самих компонентов. Радиолюбители использовали транзисторы по той же схеме как и лампы, но как Вы понимаете ничего хорошего из этого не получалось, либо схема не работала либо работала очень мерзко. Так же не забываем про мощные выходные транзисторы, если кто помнит, были такие П4Э редкостное говно. Позже появились и П213 и П214, которые немного улучшили ситуацию. В предварительных каскадах использовались транзисторы МП14, а впоследствии МП40-41-42. Были и в этой серии и малошумящие приборы, если не ошибаюсь это, были П28 и МП39Б, которые были жутким дефицитом, а поэтому если удавалось его достать, то ставили самым первым, что в принципе очень правильно. И не забываем, что транзисторы того времени обладали низким коэффициентом усиления, что приводило к увеличению числа каскадов и сложности схемы.

И как один из факторов можно добавить психологический аспект полярности питания. Как известно первые из транзисторов имели P-N-P переход, а это означало, что схема переворачивается с ног на голову. Как так, плюс на массе?! возмущались радиолюбители и продолжали использовать простые и надежные схемы на радиолампах.

Но прогресс не стоял на месте, транзисторы стали дешеветь, стало модным иметь маленький радиоприемник на батарейках, да и отсутствие прогрева, и моментальное включение и экономичность также не маловажные факторы.

На самом деле понятие Лапового Звука дожило и до нашего времени. Тогда как в начале истории транзисторов банально не было схем, но были детали посредственного качества, то сейчас это явление избыточности, моды и раскрутки понятия «Винтаж»

Хотя, действительно, звучание ламповой аппаратуры отличается от таковой на полупроводниках. Простой пример, если среднестатистический меломан включит старинную радиолу на вакуумных приборах, он будет удивлен. Да, действительно, она звучит не так как транзисторная, как-то не привычно, как-то по особенному. Через некоторое время, восторг сходит на нет и приходит понимание ситуации. Известно, что транзисторные усилители имеют выраженные не четные гармоники, тогда как ламповые наоборот: четные. Таким образом, ламповые усилители как бы маскируют изначально плохую запись, придают ей ламповую окраску, если можно так выразиться. Нет, все-таки качественная полупроводниковая аппаратура значительно превосходит по параметрам ламповых собратьев. Так в чем же дело? Давайте попробуем разобраться в этом интересном явлении теплого лампового звука. Итак:

ООС. Отсутствие в ламповых схемах глубоких, либо вообще как таковых, отрицательных обратных связей. В этом конечно есть рациональное зерно, ведь для ламп характерны более высокие линейные характеристики, чем для полупроводников. Именно для этого и вводится ООС. Но и не будим кривить душой, зачастую линейные схемы без ООС могут обеспечить куда меньше интермодуляционных искажений, которые мы все с вами так не любим.

И тут имеем самодельщиков, которые не ведают, что творят самостоятельно пытаются изготовить самый крутой ламповый усилитель. Знаний на постройку более или менее приличного аппарата не хватает, а поэтому в ход идут схемы, взятые у радиохулиганов, которые последние используют в качестве модуляторов для своих АМ передатчиков. Схема такого усилителя очень проста, обычно используется всего парочка ламп: 6Н2П и 6П14П к самим лампам нужно еще не много деталей. И вот схема собрана, кучерявым навесным монтажом и безобразной кучей хлама лежит на столе. Если схема заработала с первого включения (а чему там не работать?) то начинается магический подбор ламп в те или иные каскады, и зачастую можно увидать в предварительном усилителе лампы, которые для этого совсем не проектировались, автор лично видел, как использовали лампу 6П13С в первом каскаде. В запущенных случаях, никоем образом не допускается использование пальчиковых ламп, а только с октальным цоколем, ведь они древнее, больше, ламповее и теплее. Чаще всего это двойной триод 6Н8С и всеми горячо любимая легенда, пентод 6П3С. А все то, что осталось от изначального звука нужно подать непременно на колонки размером с трехстворчатый шкаф, с одним единственным широкополосным динамиком. А подается вся эта мерзость на акустическую систему через:

Трансформатор Выходной. Забавная вещица на самом деле. Имеет прокачанный и очень важный скил: «Срез верхних частот, которые возникли из-за самовозбуждения в результате монтажа описанного выше» Имеет большой вес и габариты, сравнимые с силовым трансформатором. Качественный выходной трансформатор стоит, примерно, автомобиль Российского производства средней потрепанности. Но денег на такие покупки нет, а поэтому в ход идут ТВЗ от ламповых телевизоров и радиол. В конце концов, наш герой, понимает, что данного трансформатора уже «не хватает» и нужно его заменить. Но на что? Конечно на трансформатор силовой, где его первичная обмотка включается в анод лампы, а накальная к динамикам. Получив таким образом «перенасыщенные басы» трансформатор перематывается бесчисленное количество раз. И плевать на то, что не все пластины собираются в обратно пакет, и не важно, что это все безобразие начинает звенеть и мозолить слух противным дребезжанием в такт музыке. Но, тем не менее, трансформатор очень хорошо подходит для согласования высокого выходного сопротивления ламповых каскадов с низкоомной нагрузкой. И в самом начале эры германиевых полупроводников, трансформаторы использовались и в транзисторных схемах.

Дальше новая дисциплина с силовыми трансформаторами. Изначально их извлекают из устаревшей аппаратуры, и без всякой переделки используют в своих конструкциях. Но однажды, юный любитель Теплого Лампового, собирает второй канал и вот тут начинаются проблемы. Не хватает анодного тока и под удвоенной нагрузкой очень даже не слабо проседает напряжение, что не лучшим образом сказывается на качестве звука. Проседает и накальное напряжение, и лампы начинают работать не в режиме. (Кстати, от избыточного так и недостаточного напряжения, как в цепи анода, так и в цепи накала, лампа очень быстро изнашивается, хотя и продолжает работать.) В этом случае наши герои либо перематывают трансформаторы, что не существенно помогает, потому как трансформатор выше положенной мощности не отдаст, либо устанавливают два силовых трансформатора, что в купе с двумя звуковыми делают агрегат стационарным и не резу не перемещаемым.

Но бывает и так, автор читал статью о том, как человек собрал ламповый усилитель по очень хорошей схеме, но вот с блоком питания не вышло. Средств на покупку двух киловаттного трансформатора у него не осталось, да и размеро-весовые характеристики переходили все разумные границы. И тут человека осенило: «Импульсный БП» Не смотря на все предрассудки и форумные протесты, блок питания был построен. И естественно дал прекрасные результаты, никакой просадки напряжения под нагрузкой и, не смотря на то говно, что у нас в розетках зовется электричеством. Но, в конце концов, открыв для себя высококачественные полупроводниковые УНЧ с лампами было покончено.

Ценителями Теплого Лампового Звука признается только навесной монтаж. Не один раз автором были замечены высказывания о том, что стеклотекстолит портит звук, не знаю как Вы, а я вот даже представить себе такого не могу. Печатный монтаж это зло, он не дышит и не имеет души, а еще, желательно, паять медью, как это было реализовано в батарейных ламповых радиоприемниках. Хотя и здесь можно проследить некую логику, пайка обычным припоем имеет большое переходное сопротивление, которое в десятки, а иногда и в сотни, раз превышает сопротивление печатного проводника. Так, что по сути пайка медью как таковой не является, это скорее сварка, сплавление металлов.

Итак, что мы можем вынести из нашей беседы. Лампы это конечно хорошо, они красиво светятся в темноте, согреют реальным, физическим, теплом и, в конце концов, это модно, круто и, в наше время, необычно. Я ни в коем случае не стану вас отговаривать от постройки лампового аппарата, наоборот, это весьма интересно и познавательно. Только помните, на анодах ламп ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ! Бывает, что гораздо выше, чем в электросети, не забывайте разряжать конденсаторы в цепи анодного напряжения. Так же не забывайте о температуре вакуумных приборов, она достаточно высока, чтобы получить ожог. А вот с практической точки зрения, для ежедневного домашнего прослушивания, не думаю, что это целесообразно.

Как работают ламповые усилители, или Особенности теплого звука

Классы усиления — вполне логичный и понятный способ отличить одну типовую схему от другой. Однако, применительно к ламповой схемотехнике такого подхода оказалось недостаточно. В зависимости от типа, лампы способны работать в различных режимах, которые при этом одинаково применимы в усилителях разных классов. Этот факт кратно увеличивает количество возможных сочетаний, не говоря уже о том, что режимы работы ламп можно модифицировать, комбинировать и объединять. Столь глубоко в схемотехнику мы, конечно, погружаться не будем, но постараемся разобраться в базовых понятиях.

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первый в мире триод изобретателя Ли де Фореста, 1908 год

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

Строение триода

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Так работает тетрод

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

Обозначение разных типов ламп по ГОСТу

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Плюсы

Традиционный триодный режим работы лампы имеет как минимум одно значимое преимущество: способность работать без обратной связи. Пентодный режим имеет свои плюсы: большую линейность работы и возможность достигать более высокой мощности. Ультралинейный режим дает возможность отказаться от общей обратной связи и при этом сохранить мощность, близкую к пентодному включению. При этом триод при прочих равных обходит оба варианта по уровню собственного шума лампы.

Минусы

Слабые места одних режимов ламп вполне закономерно можно обнаружить там, где проявляются сильные места других. Триодный режим имеет меньший КПД и меньшую линейность, хуже переносит динамические нагрузки. Пентодный и ультралинейный режимы проигрывают по уровню шумов, к тому же на практике оказываются более зависимы от качества выходных трансформаторов. Пентодный усилитель невозможен без общей обратной связи, и она может понадобиться в некоторых вариантах ультралинейного режима.

Читайте также  Реле включения и выключения света по времени

Особенности

С точки зрения качества и характера звучания каждый тип ламп и каждый режим включения имеет свои особенности, настолько очевидные на слух, что даже ультралинейный режим, по факту, не стал золотой серединой. Триоды в чистом виде и триодное включение пентодов обеспечивают наиболее чистый и объемный звук до тех пор, пока дело не дойдет до энергичной музыки с быстрыми и значительными по амплитуде перепадами громкости. Иными словами — для спокойного джаза триоды подходят куда лучше, чем для прослушивания рока.

Пентодный и ультралинейный режимы, напротив, больше подходят для энергичной музыки, но в ряде случаев звучат недостаточно чисто, точно и детально. Особенно часто эти претензии относятся к пентодному режиму, а в целом характер звучания и пентодного, и ультралинейного режимов нередко сравнивают с транзисторными усилителями.

Практика

Ламповая схемотехника — дело тонкое, поэтому большинство производителей упражняются в совершенствовании какого-то одного сочетания режима работы ламп и класса усиления. Стремление разработчиков получать идеальный (согласно их представлениям) звук и следующий за этим отказ от любых альтернативных способов включения ламп вполне понятны, но при поиске испытуемого наша задача состояла как раз в обратном: иметь возможность сравнить один и тот же набор ламп как минимум в двух вариантах включения.

Это существенно сократило выбор кандидатов, однако, подходящий вариант был найден. Им стал Cayin CS-100A — аппарат, буквально созданный для разного рода экспериментов. Его конструкция допускает использование выходных ламп двух типов: тетродов KT88 и пентодов EL34. При этом есть возможность выбора между триодным и ультралинейным режимом с выходной мощностью 50 или 80 Вт на канал, соответственно. При этом схемотехника усилителя в обоих случаях двухтактная, и работает он в классе АВ.

Кроме прочего, Cayin CS-100A является хорошим примером современной реализации традиционного лампового усилителя. Он имеет классическую компоновку со съемной решеткой закрывающей лампы, несет на борту выходные трансформаторы солидных размеров, обеспечивающие не только достаточную мощность, но и широкий диапазон воспроизводимых частот. Комплектующие соответствуют современным требованиям качества: в усилителе применяются угольные резисторы, аудиофильские конденсаторы, тороидальный трансформатор питания и проводка серебряным кабелем. Монтаж при этом реализован навесным способом — так же, как это делали более полувека назад. Это является не столько данью истории, сколько способом сокращения путей сигнала. В целом, Cayin CS-100A — это аппарат, в полной мере попадающий под определение лампового High End.

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано». В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система. Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками. Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов. Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное. Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Выводы

Каждый режим работы лампы в усилителе имеет свои плюсы и минусы, которые дают хорошо различимые на слух отличия в звучании. Учитывая, что ламповая техника — это всегда техника с характером, выбор усилителя, работающего в том или ином режиме (или переключение режимов на самом усилителе), является инструментом пользователя, позволяющим подобрать усилитель согласно индивидуальным предпочтениям.

Статья подготовлена при поддержке компании «Аудиомания», тестирование усилителей проходило в залах прослушивания салона.

Другие полезные материалы в разделе «Мир Hi-Fi» на сайте «Аудиомании» и Youtube-канале компании:

Штрихи об аудиофилах. Тут слышно, а там — нет?

Содержание

Содержание

Любители техники высокой точности для воспроизведения музыки зовутся аудиофилами. В интернете ходят легенды про усилители за десятки тысяч долларов, провода ценой в автомобиль и подставки для них, за стоимость которых можно купить неплохой компьютер. При всем этом преимущества таких девайсов вызывают сомнения у рядовых пользователей. Эта статья прольет свет на то, что же аудиофилы находят в подобной технике и действительно ли она открывает новые горизонты в звуке.

Что такое Hi-Fi, Hi-End и немного истории

Понятие аудио высокой четкости возникло в 70-е годы прошлого столетия. Схемотехника бытовой аудиоаппаратуры была тогда далеко не на высоте. Дешевый усилитель делали по самой простой схеме, в дорогих приборах могли встречаться решения посложнее. Звучало все соответственно. Никаких стандартов в то время не было. Хороший звук давала в основном профессиональная звукотехника, на которой работали звукоинженеры.

Чтобы как-то исправить ситуацию, в 1974 году были стандартизированы параметры аудиотехники класса Hi-Fi. Основные критерии — величина нелинейных искажений и уровень сигналшум. В СССР по тем же критериям начали делить технику на классы — от третьего до высшего.

Советский усилитель высшего класса Бриг 001

Цифровая эпоха полностью перевернула мир аудиотехники. Сегодня почти любой цифровой плеер, смартфон и даже встроенная в компьютер аудиокарта намного превышают параметры стандарта Hi-Fi. Революцию совершили цифровые усилители класса D. КПД таких усилителей составляет 90-95% — это значит, что они почти не греются, их не нужно охлаждать и можно заключить в миниатюрный корпус. Коэффициент гармонических искажений при этом достигает 0,01%, что и не снилось большинству аналоговых усилителей. Радиодетали, используемые в усилителях класса D, стоят сущие копейки, а схему штамповать можно бесконечно без какого-либо разброса показателей. Словом, сегодня просто невыгодно делать одну схему для плохого и дешевого усилителя, а вторую — для дорогого и хорошего, ведь можно сразу произвести недорогой и хороший продукт.

Почему же тогда в магазинах продаются дорогие усилители для тех же смартфонов или плееров, и вообще дорогая аудиотехника?

Во-первых, встроенный в среднестатистический смартфон усилитель чаще всего просто недостаточно мощный, чтобы совладать с высокоомными наушниками (например, Sennheiser HD 650 с импедансом 300 Ом), которые так любят ценители качественного звука.

Во-вторых, в дорогие модели стационарных усилителей нередко встраиваются дополнительные штуки — оптические порты, пульты управления и еще куча всего.

Наконец, в-третьих, дорогая аппаратура нередко вмещает в себя передовые технологии. Передовые — не значит нужные и вообще различимые на слух. К примеру, при слепом тесте люди не улавливают разницы между частотой дискретизации в 16 и 26 бита (в аудио CD используется 16 бит), в то время как ЦАП большинства Hi-End усилителей работает с не менее чем 24 битами, а некоторые аудиоплееры способны воспроизводить форматы в разрешении до 32 бита. Якобы, чем больше бит — тем выше качество звучания, вот только разницу слышат далеко не все.

Таким образом, образовался новый класс аудиотехники — Hi-End. По параметрам она стремится быть похожей на студийную аппаратуру, но только с первого взгляда. К примеру, высокая частота дискретизации имеет значение при записи и работе со звуком, но при воспроизведении музыки 24 бита избыточны. Класс Hi-End отличает также наличие дополнительных фишек и дизайн с намеком на элитность. Часто эта техника производится мелкими сериями, а то и вовсе на заказ, стоимость при этом соответствующая.

Теплый ламповый звук

Даже самая современная цифровая аудиотехника с раскаченными как у бодибилдера показателями не стоит десятки тысяч долларов. Этот ценовой диапазон занимают аналоговые девайсы — в первую очередь, усилители, особенно ламповые. Почему они стоят так дорого, и почему аудиофилы их так любят?

Дело в том, что как раз ламповые усилители, в отличие от цифровых, вносят очень много искажений в звук. Правда, искажения эти не режут ухо цифровыми артефактами, а насыщают его приятными «ламповыми» гармониками. Исследователь звука Рассел Хэмм в 1972 году провел эксперимент, согласно которому искажения лампового усилителя были вдвое менее заметны на слух, чем идентичные по силе искажения транзисторного прибора. Хэмм объяснил это тем, что ламповый усилитель окрашивает сигнал в основном четными гармониками (где первая гармоника — основной тон, вторая — на октаву выше, третья — на квинту выше второй, четвертая — на две октавы и т.д.). Тембр с четными гармониками считается благозвучнее и музыкальнее. Именно по этой же причине большинство гитаристов в рок-музыке до сих пор используют ламповые усилители для своих гитар — транзисторная и цифровая схемы звучат слишком резко и неприятно. Вот за этими самыми гармониками и гоняются аудиофилы. Для многих из них честный, почти студийный звук будет слишком «сухим» и «пресным».

Ламповый усилитель Антрацит MKII

То же касается и динамиков в аудиосистемах — даже студийные мониторы вносят в аудиосигнал небольшие искажения.

Не существует системы, способной воспроизвести идеально ровную амплитудно-частотную характеристику (далее — АЧХ). Соответственно, раз избежать искажений не удастся в любом случае, производители Hi-End-акустики стараются сделать их наиболее музыкальными, приятными на слух. Именно эта музыкальность и стоит порой десятки тысяч долларов.

Что же касается проводов, то их качество действительно влияет на звук. Но только в том случае, если провод соединяет усилитель с прибором, у которого большая индуктивность. Это может быть катушка звукоснимателя проигрывателя пластинок, или звукосниматель электрогитары. В сочетании с ним провод с большим сопротивлением (R) и электрической емкостью (C) образует фильтр высоких частот — звук при этом будет глуше.

Как рассчитать конкретную частоту среза и узнать, насколько он будет глуше.

За 2,5 м провода Kimber Kable KS 6068 придется заплатить $23 880

Однако провода, соединяющие усилитель с акустической системой, или, тем более, аудиотехнику с электрической розеткой, влияют на звук ничтожно мало. К примеру, даже очень плохой провод с большим сопротивлением (скажем, 100 Ом) при соединении линейных входов срежет высокие частоты очень незначительно — они станут тише примерно на 0.2 Дб, что едва сможет услышать даже очень опытный звукорежиссер. В то время как любой качественный провод имеет сопротивление в 100 раз меньше — около 1 Ом, в этом случае кабель никак не будет влиять на звучание аудиосистемы.

Если же взять обычный медный провод и кабель, изготовленный из воспетой производителями бескислородной меди — то разница в сопротивлении между ними будет всего 1%. Поскольку даже стократную разницу в сопротивлении проводов различить очень сложно, то разницу между медью и бескислородной медью услышит только Супермен. И, конечно, аудиофилы.

Почему они ее слышат?

Восприятие мира каждым человеком индивидуально. У восприятия есть множество особенностей, или, иногда можно сказать, «багов».

Во-первых, острота слуха у каждого своя, более того — на протяжении жизни она меняется. Например, чем старше человек — тем хуже он слышит высокие частоты.

Во-вторых, имеет значение предыдущий опыт, ожидание и потребности. Человек, увлекающейся аудиотехникой и привыкший к апгрейду своей аудиосистемы, в начале своего хобби замечает улучшение звука каждый раз при покупке нового девайса. Когда же максимально качественная аудиосистема уже собрана, результаты ее дальнейшего апгрейда становятся трудно различимыми на слух. Тем не менее, человеческий мозг, привыкший к алгоритму «покупка — улучшение звука», продолжает искать и, чаще всего, находит отличия в звучании.

Говорят, подставки под акустические кабели улучшают звучание

В-третьих, настроение влияет на восприятие мира. К примеру, даже на восприятие цветов и красок. Соответственно, эмоциональное состояние и самочувствие влияет на восприятие звуков. Один и тот же трек может восприниматься по-разному с утра и вечером, после чашки кофе и после кружки пива. Таким образом, радость от покупки нового девайса для аудиосистемы влияет на восприятие звука, и человеческий мозг запросто может услышать изменения в лучшую сторону.

Это объясняет, почему аудиофилы слышат разницу на собственных аудиосистемах, но не слышат ее при слепых закрытых тестах — например, не могут отличить провод за сотню долларов от вешалки.

Наконец, главное, что оценивает любитель качественного звука — это тембр звучания аудиосистемы и воспроизводимой ею музыки. Тембр является субъективно ощущаемым параметром, с определением которого возникают такие же проблемы, как с определением понятий «жизнь» или «сознание». Измерить его почти невозможно, осциллограмма не даст полного представления о тембре даже одного инструмента, не говоря уже о целом оркестре.

Тембровые качества нельзя описать числами и данными. Отсюда и такие понятия, как «бархатная середина», «глубокий бас», «хрустальные верха», над которыми нередко потешаются. Однако для описания тембра сложно подобрать более научные определения. Вот, например, одна из классификаций тембров, взятая из более чем научного собрания лекций профессора кафедры звукорежиссуры СПбГУП Алдошиной И.А. «Лекции по психоакустике» (архив журнала «Звукорежиссер»: 2001: №2):

Индивидуальное восприятие принципиально неизмеряемых вещей и приводит к тому, что аудиофилы слышат разницу там, где ее не слышат другие.

В защиту аудиофилов

Подходя к концу, нельзя не сказать несколько слов в защиту аудиофилов. Некоторые воспринимают музыку как фон, с которым веселее жить, а кто-то — как самодостаточную форму искусства. Не стоит осуждать ни тех, ни других, ведь музыка призвана приносить удовольствие, а, значит, что нравится — то и хорошо. Но разумеется, что среди последних появляются желающие получить от любимой музыки максимум впечатлений. Так же, как киноманы возводят себе домашний кинотеатр, они строят себе «музыкальный театр».

Читайте также  Как рассчитать радиатор для транзистора?

Как говорит звукоинженер, проектировщик студий и автор множества публикаций на тему акустики Филипп Ньюэлл в своей книге “Project-studios”: «Помните: мы все в долгу перед аудиофилами за их постоянное требование качества. Они поддерживают нас. Кто знает, насколько упали бы стандарты звукозаписи без них. Они заслужили право слушать на своей супер-качественной аппаратуре что-нибудь получше записей для «среднестатистического» потребителя».

Что же такое теплый ламповый звук?

Главная страница » Мультимедиа » Что же такое теплый ламповый звук?

В последнее время появилось много споров о непревзойденном ламповом звучании в аудио усилителях. Давайте разберемся, что такое «ламповый звук» ?

Немного истории

Как известно, в 1905 году, в процессе экспериментов с лампами накаливания, Эддисоном случайно был изобретен диод.

А уже через год, добавив в лампу третий электрод (управляющую сетку), был изобретен триод или электронная усилительная лампа. Это и положило начало ламповой эпохи.

Огромную популярность лампы приобрели через 30 лет после изобретения. Их популярность длилась, начиная с 1935 года и вплоть до 1951 года.

Параллельно с лампой шли разработки полупроводникового триода (транзистора). И, когда 1951 году началось массовое производство транзисторов, лампа постепенно стала терять позиции.

Почему люди стали переходить на транзисторы в аудио?

На это есть несколько основных причин. Первая касается того, что радиолампа стала проигрывать транзистору по скорости работы, размерам и энергопотреблению. Благодаря транзисторам стало возможно создавать качественные компактные устройства.

Также транзисторные усилители были значительно дешевле при таких же, как у ламп, или даже лучших характеристиках звука.

Одними из основных элементов, которые вносят заметные искажения в ламповый усилитель, являются выходные трансформаторы, которые к тому же добавляют хорошую сумму к стоимости усилителя. В ламповом стерео усилителе их можно найти по одному на каждый канал.

Есть также бестрансформаторные ламповые усилители, но они работают только на специальной акустике. В добавок к этому они очень редкие и их мы не будем рассматривать.

Лампы в аудио аппаратуре

Прогресс коснулся всех электронных устройств, но мы остановимся на аудиоаппаратуре.

Чаще всего ламповые усилители (в эпоху транзисторных) использовались в студиях звукозаписи для усиления сигнала с конденсаторных микрофонов. Благодаря высокому входному сопротивлению и меньших искажениях при превышении громкости звука было удобно использовать именно их.

Также сейчас очень популярно использовать ламповые усилители для электро гитар, благодаря вносимым в звук искажениям, которые называются «Дисторшн».

В домашних усилителях, до появления транзисторных вариантов, у пользователей просто не было выбора. А когда появились транзисторы, то из преимуществ ламповых усилителей стали выделять особое звучание, которое в последствии стали называть «теплый» ламповый звук.

Постепенно лампы были вытеснены транзисторами с массового рынка усилителей и остались только в дорогом (Hi-End) или любительском сегменте.

Что же такое ламповый звук?

Давайте разбираться из чего состоит так называемый «теплый ламповый звук».

Во первых, на слушателя влияет сам внешний вид лампового усилителя, а именно мягкое свечение работающих ламп, что создает особую атмосферу для прослушивания. Часто звучание ламповых усилителей описывают как «живой», «теплый», «душевный», и другие определения которые, не свойственны звуку.

Прогресс остановился?

Самое интересное, что нет споров по поводу качества картинки телевизоров, которые как известно, также эволюционировали с ламповых. Если сравнить телевизоры ламповой эпохи с современными, то даже ярый сторонник ламп не будет спорить, что же всё-таки лучше.

То же самое можно сказать о компьютерах, телефонах и других устройствах. Они в разы стали лучше и доступнее. То есть, получается, прогресс остановился только на звуковых устройствах? Вам не кажется это странным?

Что покажут замеры однотактного лампового усилителя?

Чаще всего любители лампового звука используют для прослушивания однотактные ламповые усилители. Один из них нам любезно предоставил радиолюбитель Дмитрий.

Благодаря измерениям звучания ламповых однотактных усилителей мы кое-что выяснили. В отличие от транзисторных, в которых больше нечетных гармоник, в ламповом преобладают четные и чаще вторая гармоника, которая и придает обычному звуку особое звучание.

В ходе экспериментов с прослушиванием было выявлено, что наш слух не режут и не утомляют повышенные четные гармоники, в отличие от нечетных, которые преобладают в транзисторных усилителях.

На рисунке видно повышенную вторую гармонику однотактного лампового усилителя, которая в том числе придает особенность звучания.

Результаты тестов RMAA

Замер на мощности 1.5 Ватт смотреть
Замер на мощности 4 Ватт смотреть

Секрет лампового звука

Если отбросить визуальное восприятие лампового усилителя и фантазию, то, чаще всего, секретом лампового звука и есть эта вторая гармоника. А также преобладание четных гармоник. Также, очень часто АЧХ таких усилителей начинает заваливаться на высоких частотах из-за особенностей трансформатора и они звучат не так резко.

Вроде бы все просто, не так ли? Но не все согласны с такими простым пояснениям и придумывают волшебство и параметры, которые недоступны для современных замеров, используя не свойственные звуку определения.

Двухтактные ламповые усилители

Выше было перечислено то, что касается однотактных усилителей. Если же брать двухтактные, то они могут по характеристикам быть идентичными транзисторным. То есть, не опытному слушателю по звуку сложно будет отличить ламповый двухтактник от транзисторного усилителя класса А или качественного AB. Разница будет только в том, что ламповый усилитель обойдется в несколько раз дороже транзисторного с такими же характеристиками.

Источник воспроизведения

Очень часто в спорах про качество звука забывают о самом источнике звука. Усилитель, на самом деле, лишь усиливает сигнал. И если качество сигнала будет плохим, например с шумами, он усилит его также с шумами и звук будет плохим.

Еще недавно ходили споры о том, что цифровой звук совершенно не пригоден для воспроизведения и поэтому аудиофилы слушали звук с пластинок или бобинных магнитофонов. Они проиграли эту войну. Ведь теперь большинство перешли на цифровой звук, поскольку так лучше и удобнее. Сейчас они спорят о том, какие преобразователи цифрового сигнала лучше. Возможно они просто любят спорить?

Акустика для лампового усилителя

Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное. Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили.

Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.

Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.

Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.

Стоит ли переходить на лампы?

На этот вопрос ответить сможете только вы сами. Самый правильный способ — это взять на прослушивание к себе домой ламповый усилитель и самому на него ответить. У вас будет возможность сравнения в спокойной обстановке, например, со своим усилителем, и затем сделать выводы.

Часто озвучиваются противоположные отзывы о ламповом звуке и усилителях от «божественного» звучания до определения «обычный» или «плохой» звук. И только вы сами можете определить, какой он для вас.

Не рекомендуем ориентироваться на отзывы про ламповые или другие усилители, очень часто их пишут или заинтересованные люди или те, кто вообще не слышал этих усилителей.

Спор о том, стоит ли слушать ламповые усилители или переходить на них с транзисторных, на самом деле похож на спор «Стоит ли ездить на обычных машинах или переходить на ретро автомобили?». Ведь есть очень красивые ретро автомобили, с дорогим салоном и хорошей мощностью. При наличии денег можно сделать копию такого авто и получать удовольствие от езды на нем. Есть отличное выражение на эту тему — о вкусах не спорят.

Подойдут ли такие авто для всех? Конечно же нет, но вы — это не «все». Главное, что бы это нравилось лично вам и вы от этого получали удовольствие.

Где лучше покупать ламповые усилители?

Если, прослушав и сравнив ламповый усилитель с остальными усилителями, вы решили остановиться на лампе, то ответ на вопрос «Где купить?» зависит от ваших финансовых возможностей. Если у вас нет больших денег, то рекомендуем обратить внимание на радиолюбителей, которые занимаются ламповыми усилителями.

В пределах 500-1000$ можно получить хороший самодельный ламповый усилитель. Как правило, такой усилитель можно взять домой на прослушивание и купить его, если понравится звук.

Если вы не стеснены в финансах, то для вас появится много известных брендов, которые, помимо звука, продадут вам престижное и красивое устройство.

Выводы

Ламповый усилитель проигрывает другим усилителям по энергопотреблению, имеет большой вес и требует длительного прогрева ламп для входа в нормальный режим перед прослушиванием.

Также ламповый усилитель выделяет много тепла во время работы и может запросто нагреть небольшую комнату, поэтому в жару вам нужно будет купить кондиционер.

Если говорить об однотактных усилителях, то они проще в настройке и их звук имеет специфическое «ламповое звучание», благодаря повышенной второй гармонике. Поэтому они и пользуются большим спросом у пользователей.

Если брать двухтактные ламповые усилители (или еще более сложные), то по звуку они похожи на транзисторные усилители, но в несколько раз дороже, чем аналогичный транзисторный.

Видео

Смотрите наши видео о ламповом звуке и ламповых усилителях. Большое спасибо Дмитрию, который предоставил нам на тест усилитель и согласился ответить на вопросы!

Самое главное при выборе любого усилителя — вы должны в первую очередь сами его послушать и выбрать для себя то, что вам понравится. И не важно, будет ли это ламповый усилитель или любой другой.

Теплый ламповый звук

Как-то случайно обратил внимание, что 90% статей на хабре с тегом «теплый ламповый» рассказывают о чем угодно, но только не о ламповой технике. В то же время, немногие публикации о ламповых устройствах собирают множество лайков восхищенных комментариев.

Я уже не помню как и когда в моей голове поселилась эта странная идея — собрать ламповый усилитель. Зачем тоже не совсем понятно — меломаном я не являюсь, домашними кинотеатрами давно и быстро переболел, на память об этом времени остались напольные колонки Wharfedale Diamond 8.4, последние годы использовавшиеся исключительно как декоративная подставка для цветов. Как бы то ни было, мысль настолько глубоко поселилась в моей голове, что началось неспешное изучение профильных ресурсов, чтение форумов, поиск схем ламповых усилителей «для чайников» и т.д. и т.п. Отсутствие какого-либо опыта общения с ламповой техникой (самый современный гаджет, который я помню — это ч/б телевизор в студенческой общаге в начале 90-х годов прошлого века) отпугивало и привлекало одновременно.

Вялотекущий поиск мог продолжаться бесконечно долго, если бы однажды не был обнаружен замечательный ресурс — http://tubelab.com/. Свой выбор остановил на однотактном усилителе Tube Lab Simple Single End (SSE), идеально соответствующем моим интересам, а именно: простой усилитель для начинающих с минимумом компонентов, отсутвием каких либо регулировок, при этом достаточно универсальный и, судя по отзывам, прекрасно себя зарекомендовавший. Заказ платы был сделан на сайте (отправляется куда угодно кроме России и Италии), оплата через Paypal, короткая переписка с разработчиком, достаточно быстрая доставка двух плат (Кроме SSE была также заказана плата для продвинутой версии Tublab SE — так сказать «на вырост»). Комплектующие решено было заказывать через e-bay, не быстро, но надежно и недорого — сроки доставки компенсировались удобством (получение на почте, неторопливый поиск сидя за компьютером). Процесс занял достаточно долгое время, но я особенно не торопился (с момента заказа плат до момента успешного включения прошло почти 2 года).


Первые полученные комплектующие

Описывать процесс сборки платы усилителя не имеет смысла, подробные инструкции с картинками есть на сайте проекта. Особо порадовал дисклаймер отказ от ответственности

We are not responsible for injury, accidents, acts of random stupidity, burning your house down, exploding parts, and other undesired actions (all of which are possible) resulting from the use of ANY information contained herein.

Мы не несем ответственности за увечья, инциденты, акты случайного помешательства, сожженные дома, взорванные комплектующие и другие нежелательные последствия (все из которых возможны) в результате использования информации содержащейся на сайте

Некоторые рекомендации, полученные в процессе изучения материалов.

  • Никогда не устанавливайте электролиты «до упора», между ними и платой должен быть небольшой зазор. Дело в том, что при пайке ножка нагревается и удлиняется, а остывая укорачивается, и, при плотной посадке, может просто отвалиться от обкладки. Учитывая, что в ламповом усилителе процесс нагревания-остывания происходит регулярно, на этот момент стоит обратить внимание.
  • Шасси выходных и силового трансформаторов располагать перпендикулярно для уменьшения взаимного влияния.
  • Входные аудио разъемы изолировать от шасси, дабы исключить возможность появления «земляных петель» в сигнальных линиях. Если провод экранированный — то экран заземлять только с одной стороны.
  • Заказывать комплектующие с запасом, дабы избежать задержек на логистику и сэкономить на доставке.
  • И самое главное — осторожнее с покупками комплектующих на ebay (об этом немного позднее).

Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться, оказался выбор трансформаторов (силового и выходных) — довольно сложно купить трансформатор с нужными напряжениями, если 110-и вольтовая версия как правило есть в наличии у американских ритейлеров, то трансформатор на 220V нужно заказывать у производителя и ждать 45-60 дней. Кроме того, они довольно тяжелые и стоимость доставки из США практически удваивает стоимость заказа. К счастью, подходящая версия (Hammond 374BX) нашлась в Германии, что позволило существенно сэкономить на доставке и попутно заказать дроссель (индуктивность) для использования в выходном фильтре блока питания. Первая ошибка — заказывая индуктивность, я подбирал сопротивление, совершенно забыв про ток, в результате получил катушку с ограничением по току 100ma вместо минимально необходимых 170ma, пришлось вернуться к более простому и менее качественному варианту с RC фильтром и покупать соответствующий проволочный резистор, поменять же резистор на катушку, если возникнет желание, можно в любое время. С выходными трансформаторами было проще, адекватные сроки доставки оказались только у Transcendar, по всем параметрам подошла модель TT-119.

Читайте также  Разбилась лампа дневного света что делать?

Наконец, настал момент, когда все комплектующие получены, обозначилось свободное время и ничего не мешало посмотреть, как все это будет работать. В нарушение всех правил техники безопасности, все соединения были произведены прямо на столе перед монитором.

На роль источника сигнала был приглашен старенький LG-P500, в роли колонок — спикеры от музыкального центра, понадобилось некоторое количество красной изоленты и немного храбрости. Таадаааам — включение состоялось, ничего не взорвалось, лампы засветились красивым оранжевым светом… и тишина, точнее, если поднести ухо к колонке, на фоне шума можно было даже услышать музыку, но это был совсем не тот «теплый ламповый» звук, который я надеялся услышать.

Первое, что я решил проверить – это напряжение на выходе выпрямителя, и сразу же был неприятно удивлен, вместо ожидаемых мной 375V x √2-27V= 503.33V (напряжение на вторичной обмотке умноженное на корень из 2 минус падение на лампе) я увидел почти 550V на выходе выпрямителя и соответственно 525V B+(анодное напряжение). Желание тестировать электролиты на выносливость (они рассчитаны на 500V) отсутствовало, пришлось выключить питание. Проверив напряжение сети я в очередной раз удивился — оно оказалось больше 240V (дальнейший опрос соседей подтвердил, что это у всех так). К счастью, трансформатор можно перекоммутировать и на такое напряжение. При втором включении напряжения пришли в норму, но колонки по-прежнему молчали, дальнейшая проверка обнаружила отсутствие анодного напряжения на входном триоде, что на мой взгляд, говорило о неисправности единственного полупроводникового прибора – регулируемого источника тока IXIS10M45.

Решив, что проблема возникла из-за перенапряжения и/или китайского ebay-продавца, заказал новую пару IXIS10M45 из Англии, показалось надежнее и быстрее. Должен сказать, что очередное включение завершилось абсолютно аналогично первому и второму, новые детали хоть и выглядели совершенно иначе, но работать отказывались точно так же. Здесь я уже начал беспокоиться, так как оба канала вели себя совершенно идентично, а напряжение на анодах 12AT7 совершенно отсутствовало. Так как в данной цепи кроме собственно лампы, регулятора тока и априори работающей мелочевки ничего больше не было, подозрение пало на лампу. Аукцион на ebay позволил совсем недорого купить ECC81 (европейский аналог американской 12AT7), а заодно и очередную партию IXYS 10M45 (опять китайский продавец, брал уже с запасом на всякий случай). Третья партия 10M45 выглядела (и звонилась) точно так же, как и вторая, для чистоты эксперимента заменил сразу лампу и IXYS, отсоединил все лишнее (второй каскад) и в четвертый раз не обнаружил ничего на аноде первого триода.

Полный провал, разум отказывался понимать, как такое может быть. На макетной плате собрал простенькую схему со светодиодом и регулируемым источником тока (использовал нетронутый из третьей партии), запитал от блока питания ноутбука – и ОНА НЕ ЗАРАБОТАЛА.

В этот момент меня стала преследовать мысль о вселенском заговоре, не работало даже то, что обязано было работать… и я опять решил заказать проблемные микросхемы, только уже через проверенного продавца (Digikey). И в очередной раз возникли сложности даже там, где их не должно было быть. Первую возникшую проблему (в Digikey минимальная стоимость доставки в мой регион составляла 75$, даже за 5-и долларовый заказ). Эта проблема решилась с помощью американского посредника, а вот вторая выявилась уже после размещения заказа — на мой емейл пришло письмо с просьбой подтвердить что я не террорист заполнить форму BIS711 (кому интересно goo.gl/VAkDYB). Я заказывал обычные радиодетали на американский адрес, зачем нужно заполнять данную форму при покупке обычных радиодеталей мне сих пор не понятно. Указав свое имя свое имя и домашний адрес во все полях, а именно: я — конечный пользователь, я — официальный представитель конечного пользователя, я — покупатель, я — экспортер и указал, что при всем этом я — частное лицо, отправил заполненную форму в Digikey, и уже на следующий день получил подтверждение заказа и тракинг на посылку.

Очередная партия внешним видом отличалась от всех предыдущих, что вселяло определенный оптимизм (картинка ниже)

Проверка на макетной плате обрадовала, светодиод радостно менял яркость в зависимости от сопротивления управляющего резистора. Пять минут для замены детали на плате…

… очередное включение и из колонок зазвучала МУЗЫКА.

Как выяснилось в процессе общения на профильных форумах — поддельные радиодетали на ebay становятся большой проблемой. Вот что пишут модераторы Diyaudio

— Fake parts are a real plague by now. No small chance we all get a share of those when fishing for a quick small purchase.
— I never buy semi-conductors or electrolytic capacitors on eBay for this reason.

— поддельные запчасти — беда нашего времени и шансы нарваться на них при небольших срочных покупках достаточно велики
— поэтому (. ) никогда не покупаю полупроводники или электролитические конденсаторы на ebay

В результате я получил рабочую плату, восстановил собственную самооценку, разочаровался в Ebay. На скорую руку был изготовлен корпус, как предполагалось в качестве макета для тестирования компоновок, но неожиданно понравившийся.

В настоящий момент усилитель работает в связке с Raspberry Pi&Volumio (в качестве источника), звук действительно очень приятный и реально теплый (+65С). В планах облагородить корпус, побороть немного мешающий гул, встроить USB DAC (будет ламповая звуковая карта), возможно добавить дистанционное управление. Если возникнет интерес, опишу процесс изготовления корпуса, а так же расскажу о выявленных проблемах и путях их устранения.

Схема Jpeg, PDF и расположение элементов(его трудно найти на сайте, использовал для разметки отверстий на корпусе).

Колонка (аудиофила) N1. Тёплый ламповый звук

О чём будет моя «авторская колонка»? Да обо всём, имеющем отношение, пусть и опосредованное, к миру аудио. Слово «аудиофил», вынесенное в название колонки, на просторах Российской Федерации получило явно ругательный оттенок. Так сказать, сразу относит обладателя такого «звания» к некоему меньшинству. Лично я предпочитаю применительно к себе использовать понятие «меломан», но это не спасает от периодических перекосов в аудиофилию. Так что, надеюсь, мы поговорим и о форумных небожителях, и о прогреве межблочных кабелей, и про смысл аудиофилии как явления – возможно, с привлечением экспертов (разумеется, с мировым именем, и никак не меньше) по этим вопросам.

Начнём же серию разоблачающих материалов с типично «аудиофильской» темы, а именно – с навязшего в зубах термина «тёплый ламповый звук», благо деньки нынче жаркие. Почему звук – я думаю, вопросов не вызывает. А вот почему он тёплый, а тем более – ламповый, понимают далеко не все. Также недоумению по поводу тёплого и (конечно же) лампового звука способствуют немалые ценники на аппаратуру со светящимися лампочками.

Я не претендую на всю полноту охвата данного вопроса, но надеюсь, что читатели почерпнут из материала хотя бы немного интересной информации.

Давайте для начала обратимся к области, напрямую связанной с музыкой, а именно, к её записи. Для музыкантов не секрет, что благодаря различным «ламповым» примочкам можно получить крайне интересные эффекты при перегрузке этих самых примочек. Но на конечном этапе лампу едва ли поставят – благо в последнее время (где-то лет 20) сводится запись на абсолютно бездушных компьютерах и по дороге прогоняется через не менее пресно звучащие микшерные пульты.

Таким образом, лампы используются при записи музыки для внесения неких «приятных» искажений. Запомним этот факт.

Однако записанную музыку надо как-то воспроизводить. Оставим вопросы цифро-аналогового преобразования за рамками данного материала, хотя надо отметить, что на выходе некоторых ЦАПов (например, MHDT Havana) используются лампы. Посмотрим на усилители со светящимися лампочками. Например, Woo Audio WES за 5 тысяч долларов США.

Несомненно, это отличный усилитель. Огромное количество позитивных отзывов не позволяет в этом усомниться, и я не буду играть в «срывателя покровов», просто порекомендую посмотреть на картинку. На мой взгляд, красивая штукенция. К слову, разъёмы на нём предназначены для наушников Stax и Sennheiser Orpheus, которые стоят сравнимых и больших денег. Также можно докупить к этому чуду инженерной мысли различные апгрейды, например, правильные конденсаторы (1280 долларов) и лампы 50-летней выдержки (4 штуки за 520 долларов, гарантия год).

Зачем всё это нужно, а главное, каким образом находятся такие чудесные лампы, которые должны хорошо звучать и при этом стоить как неплохой mp3-плеер? В статье про усилитель GAME card я писал, что движение меломана по сути не имеет конца – всегда можно что-то поменять в своей системе, а благодаря широкому выбору комплектующих и в нижнем, и в среднем, и в высоком, и в «за что вообще столько денег» сегментах – ассортимент весьма широк.

Надеюсь, внимательный читатель следит за моей мыслью. Так вот, то, что лампы вносят искажения, и это используется в процессе записи – очевидный факт. Также сравнимые по стоимости программные и аппаратные решения на транзисторах не дают такого окраса.

Теперь давайте объединим всё вышесказанное. Если в записи уже может присутствовать теплота и ламповость, стоит ли дополнительно искажать звучание? На первый взгляд – определённо нет, ведь широко известно, что т.н. «аудиофилы» стремятся не к более сильному искажению, а наоборот, к более высокой верности (high fidelity, отсюда и пошло известное и опошлённое маркетологами сокращение hi-fi). Но не будем лукавить – не может быть на рынке столько различных устройств, каждое из которых обеспечивает наилучшее качество звука. Да, тут возможны различные обсуждения, что именно считать «лучшим» качеством, а что наоборот – более сильным приукрашиванием. Во главу угла зачастую ставится эмоциональный аспект, а именно, чтобы с любовью подобранная связка аудиокомпонентов приносила радость и позитивные вибрации при прослушивании любимой музыки. Если не углубляться в замену межблочных проводов, модификацию наушников и акустики, правильную фазировку вилки, кондиционеры питания – то проще всего поменять именно усилитель или его компоненты.

Да, можно ещё поменять наушники (или колонки). Вопрос – а зачем это делать, если звучание в целом устраивает, но текущий звуковой почерк несколько наскучил? Так сказать, можно разукрасить жизнь новыми красками. Конечно, скажет пытливый читатель, можно использовать VST-плагины, которые программным путём «разукрасят» звук хоть в серо-буро-малиновый цвет. Но что делать людям, которые не хотят использовать компьютер в качестве основного источника и по старинке покупают лицензионные диски, слушая их на недешёвых аудиопроигрывателях (например, Accuphase DP-510 за 6 тысяч долларов США)? Да и не будем забывать, что лампа – это аналоговый элемент, сэмулировать который программным путём сложновато и не слишком перспективно.

Но даже если до покупки качественного источника звука вы ещё «не созрели», то всегда можно подключить усилитель к ноутбуку или встроенной звуковой карте. Какие-то особенные наушники не потребуются, подойдут и недорогие «фишеры», и какие-нибудь «зеннхайзеры».

Так что остаётся подобрать ламповый усилитель и правильный набор ламп к нему, благо некоторые модели позволяют заменить их без особого труда. Скажем, недорогой (всего 200 долларов) Laconic HA-06 вполне подойдёт для экспериментов:

Кстати говоря, это российская разработка, которая продвигается и на западном рынке, вроде бы, с определённым успехом, и это радует.

Да, все эти усилители дают искажения в звуке. Давайте отвлечёмся. Есть такая замечательная наука под названием «психоакустика», задачи которой, в том числе, заключаются и в создании всё более и более совершенных алгоритмов маскировки артефактов в сжатых записях. Проще говоря, постепенно стирается отличие между MP3-подобными записями и CD. Да, теперь записи, про которые когда-то писали, что они по качеству соответствуют CD, воспринимаются уже не так хорошо. А современные кодеки, скажем, AAC, уже не позволяют всё большему и большему числу респондентов отличить CD от MP3 в слепых тестах. И вот тут приходит на помощь уже психологический фактор, неоднократно читал и наблюдал на своём опыте, что длительное прослушивание MP3 утомляет больше, чем прослушивание CD. Хотя, повторюсь, при мимолётном сравнении разницу можно и не уловить.

Как думаете, может такое быть и с «холодным транзисторным» звуком? Почему нет? Но на помощь апологетам «цифры» приходит простой довод – мол, лампа «мажет звук». Против этого не поспоришь, транзистор «шустрее». Однако правильно подбирая усилитель, можно «подкрасить» звук, при этом не сильно теряя в динамике. Дорогие модели практически полностью избавлены от недуга «тягучего» звука. Скажем, у автора этой статьи была возможность сравнить ламповый и транзисторный усилитель фирмы STAX. Да, «лампа» играет чуть менее «быстро», но в сочетании с «быстрыми» наушниками STAX этого практически не замечаешь. Потому каких-то предубеждений относительно «тёплого лампового звука» у меня нет, каждый подбирает звук, который хочет получить, и делает это так, как хочет делать.

Конечно же, не стоит забывать про возможный эффект плацебо. Уверовать в то, что изменения есть, особенно если они заметны лишь на большом промежутке времени, не так сложно. Но иногда приятнее видеть у себя перед носом морковку и плестись за ней, нежели быть пинаемым сапогом и двигаться в нужном направлении. Так что мечты о «правильном» звуке, вероятно, помогают многим людям как-то отвлечься от жизненных неурядиц и погрузиться в иллюзорный мир. А что, разве все сто процентов населения земного шара не делают подобного?

Также хотелось бы добавить, что в своих материалах на тонкие нюансы, а также на такие детали, в которых я не уверен, внимания читателя я не акцентирую. Важны, на мой взгляд, те моменты, которые слышны практически сразу. Какие-то детали всплывают при длительном прослушивании и формируют финальную оценку, но выслушивать, скажем, результаты прогрева я не рискну – слишком большой промежуток между прослушиваниями, легко ошибиться в оценке.

Так что не волнуйтесь, тонкими материями свои статьи я перегружать не буду. Что касается «тёплого лампового звука» — это далеко не то страшилище, которым его малюют на различных сайтах. Но покупать какой-то собранный на коленке «ламповик» лохматого года выпуска и делать по нему выводы обо всех изделиях с лампами внутри я бы не советовал. Испортите себе всё впечатление. Это — игрушки для тех, кто знает, зачем в них играть.

Напоследок отмечу, что впервые в конце статьи я добавляю адрес своей электронной почты и twitter – пишите, что бы вам хотелось прочитать в дальнейших выпусках. Надеюсь, в таком «живом» формате общение будет продуктивным.