Старые часы — новые возможности

Старые часы — новые возможности

Выпал как-то одним часам счастливый случай — вместо мусорки принесли развалившиеся остатки мне на запчасти. Но хобби есть хобби, и я, разумеется, решил их восстановить.Конечно, просто восстановить — это слишком просто и не интересно. Гораздо интереснее превратить часы в уникальные, которых нет ни у кого. Разумеется, при этом постараться оставить возможность эту «уникальность» легко ликвидировать, оставив часы просто раритетными. Вот на этом фото те развалины часов Орловского часового завода выпуска 1956 года:

А вот на этом фото конечный результат восстановления:

Механизм часов был в хорошем состоянии, но, разумеется, я его разобрал, промыл и улучшил его работу, посадив анкерное колесо на рубиновые камни. Анкерное колесо является самым тормозящим элементом часов, поэтому это уже не первые часы, в которых я устанавливаю одно или два колеса на рубиновые камни. Значительно увеличивается продолжительность работы часов от одного завода и точность хода. Операция совсем не сложная. Самым сложным является сборка механизма из-за открытой пружины. Вот на этих фото показан механизм с уже установленными камнями подшипников и скан:

Механизм часов, из которых и извлекались камни:

Если кто захочет повторить операцию по установке камней, то примите к сведению несколько советов. При разборке и сборке механизма защищайте глаза. Пружина — это опасно. Цапфы оси анкерного колеса необходимо заточить на конус, но не укорачивая их. При сборке механизма необходимо вначале установить пружину с заводным колесом и колесом добавочным с трибом (см. скан). Для этого верхние части платин. механизма необходимо соединить, закрепить гайками, не устанавливая ничего дополнительного(анкерного колеса, скобочного валика с вилкой, центрального колеса с осью). Только после этого устанавливать пружину с заводным колесом и колесом добавочным с трибом. Когда нижняя часть механизма будет надёжно собрана, то лишь тогда можно, открутив гайки с верхней части механизма, устанавливать оставшиеся детали. Но, пока что пайка имела место быть лишь в припаивании оснований для камней. Потому, самое интересное впереди. Для дальнейшей модернизации часов необходимо по этой ссылке заказать электронный блок боя:

Затем, необходимо в часах любым способом сделать импульсный контакт, который будет каждый час выдавать импульсное замыкание для срабатывая электронной схемы.

Как это сделал я:

То есть, минутная стрелка, как более длинная, ежечасно сдвигает пружинку в узкой прорези над цифрой 12. Срываясь, пружина по инерции проскакивает точку нормального(разомкнутого) положения, и импульсно замыкает контакт. Для надёжности контакта я применил тоненькую палладиевую проволоку с реохордов старых приборов. Можно для этой цели использовать и контакты с малогабаритных реле. Пружинка должна быть не жёсткой, иначе стрелка будет останавливаться, не в силах преодолеть сопротивление пружины. Первоначальный вариант моей пружины таким и получился. До установки блока нужно подумать о динамической головке, которая и будет воспроизводить звук. Желающие могут прослушать звучание всех вариантов записей реальных курантов по ссылке cloud.mail.ru/public/4NjS/AB5BBHYcx

Заодно и посмотреть графическое отображение одного хитрого режима:

Из мелодий заслуживает упоминания лишь режим №2 «4×4 West». В этом режиме каждые 15 минут проигрывается кусок мелодии, причём, увеличивая с каждыми следующими 15-ю минутами музыкальный фрагмент. Разумеется, комплектная головка, присылаемая с блоком, не подходит для качественного воспроизведения звука курантов. Там присутствуют низкочастотные составляющие, которые надо воспроизводить соответствующей системой. Вот по этой ссылке mysku.ru/blog/aliexpress/59562.html можно посмотреть ещё один, сделанный мной, вариант часов с подходящей акустической системой. Но, в эти раритетные часы нежелательно каким-то образом встраивать динамическую головку, поскольку это приведёт к нарушению целостности корпуса. А просто внутрь установить бесполезно, потому что НЧ-составляющая будет закорачиваться. Потому, я сделал следующий вариант:

Нашёл подходящие по габаритам закрытые акустические системы от малогабаритного Ж/К телевизора размером 97х24х37, обрезал «уши» креплений и склеил их. Затем, потому что каждая головка имеет сопротивление 16 Ом(при мощности 3 Вт), соединил их параллельно, предварительно проверив фазировку. Установил наверху, скрыв акустическую систему за дверцей часов. Звучание получилось очень хорошее, но слабее, чем в моём первом варианте по приведённой выше ссылке. Но, более чем достаточное по громкости. В блоке имеются регулятор громкости, 4-х позиционный переключатель выбора мелодий, и кнопка, имитирующая срабатывание датчика часового механизма. После боя курантов в 22 часа блок отключает звук, и бой курантов возобновляется лишь в 6 часов утра. Конечно, лишь после правильной установки кнопкой «SET». Для полного «высасывания» питающих элементов применил ионисторы ёмкостью 10 F, напряжением 1,5 V. Батареи в блоке соединены со схемой тремя проводами. Потому ионисторы запараллелены к каждому питающему элементу. Недостаток этих часов лишь в их весьма слышном звуке хода маятника.

Старые часы — новые возможности

Выпал как-то одним часам счастливый случай — вместо мусорки принесли развалившиеся остатки мне на запчасти. Но хобби есть хобби, и я, разумеется, решил их восстановить.Конечно, просто восстановить — это слишком просто и не интересно. Гораздо интереснее превратить часы в уникальные, которых нет ни у кого. Разумеется, при этом постараться оставить возможность эту «уникальность» легко ликвидировать, оставив часы просто раритетными. Вот на этом фото те развалины часов Орловского часового завода выпуска 1956 года:

А вот на этом фото конечный результат восстановления:

Механизм часов был в хорошем состоянии, но, разумеется, я его разобрал, промыл и улучшил его работу, посадив анкерное колесо на рубиновые камни. Анкерное колесо является самым тормозящим элементом часов, поэтому это уже не первые часы, в которых я устанавливаю одно или два колеса на рубиновые камни. Значительно увеличивается продолжительность работы часов от одного завода и точность хода. Операция совсем не сложная. Самым сложным является сборка механизма из-за открытой пружины. Вот на этих фото показан механизм с уже установленными камнями подшипников и скан:

Механизм часов, из которых и извлекались камни:

Если кто захочет повторить операцию по установке камней, то примите к сведению несколько советов. При разборке и сборке механизма защищайте глаза. Пружина — это опасно. Цапфы оси анкерного колеса необходимо заточить на конус, но не укорачивая их. При сборке механизма необходимо вначале установить пружину с заводным колесом и колесом добавочным с трибом (см. скан). Для этого верхние части платин. механизма необходимо соединить, закрепить гайками, не устанавливая ничего дополнительного(анкерного колеса, скобочного валика с вилкой, центрального колеса с осью). Только после этого устанавливать пружину с заводным колесом и колесом добавочным с трибом. Когда нижняя часть механизма будет надёжно собрана, то только тогда можно, открутив гайки с верхней части механизма, устанавливать оставшиеся детали. Однако, пока что пайка имела место быть только в припаивании оснований для камней. Поэтому, самое интересное впереди. Для дальнейшей модернизации часов необходимо по этой ссылке заказать электронный блок боя:

Затем, необходимо в часах любым способом сделать импульсный контакт, который будет каждый час выдавать импульсное замыкание для срабатывая электронной схемы.

Как это сделал я:

То есть, минутная стрелка, как более длинная, ежечасно сдвигает пружинку в узкой прорези над цифрой 12. Срываясь, пружина по инерции проскакивает точку нормального(разомкнутого) положения, и импульсно замыкает контакт. Для надёжности контакта я применил тоненькую палладиевую проволоку с реохордов старых приборов. Можно для этой цели использовать и контакты с малогабаритных реле. Пружинка должна быть не жёсткой, иначе стрелка будет останавливаться, не в силах преодолеть сопротивление пружины. Первоначальный вариант моей пружины таким и получился. До установки блока нужно подумать о динамической головке, которая и будет воспроизводить звук. Желающие могут прослушать звучание всех вариантов записей реальных курантов по ссылке cloud.mail.ru/public/4NjS/AB5BBHYcx

Заодно и посмотреть графическое отображение одного хитрого режима:

Из мелодий заслуживает упоминания только режим №2 «4×4 West». В этом режиме каждые 15 минут проигрывается кусок мелодии, причём, увеличивая с каждыми следующими 15-ю минутами музыкальный фрагмент. Разумеется, комплектная головка, присылаемая с блоком, не подходит для качественного воспроизведения звука курантов. Там присутствуют низкочастотные составляющие, которые надо воспроизводить соответствующей системой. Вот по этой ссылке mysku.ru/blog/aliexpress/59562.html можно посмотреть ещё один, сделанный мной, вариант часов с подходящей акустической системой. Однако, в эти раритетные часы нежелательно каким-то образом встраивать динамическую головку, поскольку это приведёт к нарушению целостности корпуса. А просто внутрь установить бесполезно, так как НЧ-составляющая будет закорачиваться. Поэтому, я сделал следующий вариант:

Нашёл подходящие по габаритам закрытые акустические системы от малогабаритного Ж/К телевизора размером 97х24х37, обрезал «уши» креплений и склеил их. Затем, так как каждая головка имеет сопротивление 16 Ом(при мощности 3 Вт), соединил их параллельно, предварительно проверив фазировку. Установил наверху, скрыв акустическую систему за дверцей часов. Звучание получилось очень хорошее, но слабее, чем в моём первом варианте по приведённой выше ссылке. Однако, более чем достаточное по громкости. В блоке имеются регулятор громкости, 4-х позиционный переключатель выбора мелодий, и кнопка, имитирующая срабатывание датчика часового механизма. После боя курантов в 22 часа блок отключает звук, и бой курантов возобновляется только в 6 часов утра. Конечно, только после правильной установки кнопкой «SET». Для полного «высасывания» питающих элементов применил ионисторы ёмкостью 10 F, напряжением 1,5 V. Батареи в блоке соединены со схемой тремя проводами. Поэтому ионисторы запараллелены к каждому питающему элементу. Недостаток этих часов только в их весьма слышном звуке хода маятника.

Старинные часы в современном интерьере

Старинные часы в современном интерьере

Все знают чарующий звук хода и боя старинных настенных часов. Есть, конечно современные, известных фирм. Но в них нет того очарованья старины и неуловимого, но всегда ощущаемого, эффекта «намоленной иконы». Сознание того, что эти часы отсчитывали время уже тогда, когда еще не родилась ваша бабушка, будоражит воображение, воспоминания и ещё что-то такое, что образно можно назвать связью времён.

Читайте также  Простой регулятор температуры

Магия движения времени

Все это обусловлено тем, что в отличие от любых других предметов, часы «живут». И ходом стрелок, и метрономом маятника и, конечно вашим осознанием того, что их жизнь зависит от вашего непосредственного участия, поскольку нуждаются в регулярном заводе, обслуживании и понимании их природы, которая не терпит пренебрежения. Именно поэтому, кстати, большинство мужчин предпочитают механические наручные часы, и специально для таких любителей, в современных моделях задняя крышка делается прозрачной. Как и большинство статей, эту, я также пишу, используя исключительно собственный материал и иллюстрации.

Ножки стула, шкафа и рояля. А также латунная ручка, закрывавшая оконный механизм более века назад. Фото Автора

Как деятель искусств, я периодически, под настроение, занимаюсь творчеством, не связанным напрямую с моей специализацией. Одним из таких хобби и явились старинные настенные часы. Почему не напольные, каретные, каминные, либо карманные или, наоборот, напольные или даже башенные. Просто потому, что, с одной стороны, не надо, как в карманных, быть ювелиром и конкретно часовщиком, с другой, весь предмет умещается на столе, а его корпус прекрасный полигон для творческого человека.

Эффект «Зингера»

Очень часто время играет злую шутку и отводит предметам не ту нишу в истории, которой они по праву достойны. Так случилось с настенными часами. Если не брать во внимание дорогие, сложные и т.н. «дворцовые образцы», то выяснится, что подавляющее большинство антикварных часов особой ценностью не являются. Это, как машинка Зингер, — вроде и антиквариат, без подмеса, а спросом не пользуется. Пропавшее утилитарное предназначение, износ механизма и миллионные тиражи сделали её просто габаритным декоративным элементом, что не всем интересно. То же и с часами. Со временем, их вид потерял былую свежесть, короны были принесены в жертву низким потолкам, а механизмы за сотню лет выработали свой ресурс.

На сегодняшний день эти вещи являются донорами, кто всего корпуса, который станет основой, кто поделится деталью, кто фацетным стеклом.

Учитывая миллионные тиражи, реставрация их вдвое превышает утилитарную стоимость. Да и сами реставраторы стали антикварной редкостью. При этом сохранилось множество каталогов фирм с вековой историей и как выглядели часы изначально можно выяснить, даже в том случае, когда от них мало чего осталось. Но тут встает вопрос – а оно того стоит? И вот почему. Сами механизмы возили из Европы, а корпуса недорогих часов делались у нас. И это не всегда были мастера высокого класса. Да и сами модели серийных образцов великим дизайном не блещут.

Антиквариат, как база для творчества.

Когда мне попадается предмет до мозга костей антикварный, но настолько же убитый, реставрацией я не занимаюсь. И не только по причинам, указанным выше, но и в связи с отсутствием творческого процесса. При всем уважении к реставраторам, они не создают ничего нового. И если при восстановлении уникальных предметов смысл есть, то убитые серийные образцы реставрировать не только убыточно, но и скучно. Поэтому есть основания последовать примеру Дюма, который говорил: «История — это только гвоздь, на который я вешаю свои картины».

Это тот самый утиль, который уже никогда не будет иметь прежнего вида. Но возродиться к жизни и даже стать шедевром у этих часов шанс есть. Фото автора.

Авторская реконструкция.

Так я условно называю то, что возрождает давно утерянные образцы, но в виде произведения искусства, которыми они, по большей части, ранее не являлись. От реставрации это отличается эстетическим нигилизмом. К примеру, на корпусе изъян. Реставратор должен его убрать – сделать вставку, перефанеровать, зашпаклевать и отшлифовать… Я на его месте ищу способ прикрыть этот изъян элементом декора, либо вообще меняю эту часть и ставлю от другого образца, иногда, изменяя, не подходящую под размер. Как обязательный ход, металл. На большинстве корпусов его не было изначально, поэтому на выходе они выглядят торжественнее. Кстати, этой фурнитурой может служить что угодно. Я, имею коллекцию всяких старинных ручек, использую детали. Для яркого примера иллюстрирую образцом, который при рождении был банальным ОЧЗ 1965 г.в. (Они же на заставке). На этих часах нет ни одной детали от каких-либо часов – латунь от ручек, балясины были когда-то ножкой стула, а «корона» это тоже ножки, но шкафа и рояля. А вертикальный элемент типа «кобра» — это тоже ручка, но не дверная, а от старинного поворотного запирающего эксцентрика с окна. Вот аналогичный, на картинке, слева снизу.

Элементы коллекции бытовой фурнитуры XIX века. В данном случае периодически использую, как элементы декора.

Остается вопрос аутентичности тому времени, к которому относится образец. Здесь все просто. И материал, и декор, и металл все должно соответствовать времени. Даже более того… К примеру, тем же ОЧЗ чуть более 60 лет, а вот все то, что я на него нахлобучил – вдвое старше. Конечно было бы интересно делать так, как будто это не в XXI веке все это делалось, а полтора века назад мастер заменил детали и украсил из подручных средств. Но для этого нужно слишком много старинного материала, да и творческий процесс это несколько ограничивает.

Это был дешовый немецкий агрегат, в скромном корпусе. Его вывез из Германии простой солдат, который не мог себе позволить трофея более того, что поместилось в вещмешок. Сейчас, в двух цветах, украшенные торжественной латунью они выглядят намного презентабельней, чем при рождении.

Делу время: 17 идей для хендмейд часов

Времена маленьких домиков с циферблатом и кукушкой давно прошли. Сейчас нередко часы играют ключевую роль в декоре. Делимся идеями, как оригинально включить их в интерьер.

Ассортимент часов в современных магазинах настолько широк, что можно без труда подобрать экземпляр для любого интерьера. Но намного лучше превратить часы в эксклюзивный декор, характеризующий ваш индивидуальный стиль и атмосферу дома. К тому же самодельные часы могут обойтись вам гораздо дешевле покупных. Вот несколько любопытных идей:

1. Велосипедный обод

13. Веселый квилинг

Примеры часов различных эпох и конструкций

История часового механизма и загадки, которые его окружали

Часовой механизм — это цепь открытий, призванных совладать с природой. Вечная дорога к идеалу. Постоянное решение загадок о том, как модернизировать сердце часов. Добились ли мы совершенства, запустив сверхточные атомные часы?

Обозначим важные витки часовой эволюции:

  1. Сконструировано примитивное сооружение — солнечные часы. Время определяется по гномону — выступающей части, отбрасывающей тень. Но солнечные часы, что естественно, не работают ночью или при пасмурной погоде. Как преодолеть это? Были разработаны новые виды часов, не зависящие от солнца: водные, огненные, песочные, а потом и более совершенные.
  2. Водные часы представляли чашу или каскад ёмкостей, куда постепенно переливалась вода, показывая уровень времени. Но их можно использовать только на устойчивой поверхности. А как сделать так, чтобы часы работали на судне, которое постоянно качается? Среди первых попыток решения этой проблемы наиболее впечатлил публику морской хронометр, созданный в 1731 году.
  3. Построены башенные часы на гиревом двигателе. Намотанный на основу канат с постепенно опускающимся грузом передавал энергию шестерёнкам. Чтобы они шли долго, башню строили высокой — не менее десяти метров. Но человек хотел большего — в малом. Как перенести часы из высоченной башни в карман? Выход нашли в применении пружинного двигателя, первые упоминания о котором датируются XV веком.
  4. Пружина максимально скручивается вокруг оси при полном заводе, но во время работы ослабевает, отдавая кинетическую энергию, пока владелец часов не снова её не подкрутит. У таких часов обнаружился серьёзный изъян: они боялись тряски. Как сделать так, чтобы чересчур резкое движение не оборвало их ход? В 1927 году появились большущие стационарные часы с кварцем — материалом, способным на ритмичные колебания. А позднее их уменьшили до наручных.
  5. На механизм часов действует сила гравитации, сбивающая точность хода стрелок. Как сохранить точность? Для этого Абрахам Луи Бреге в 1795 году придумал турбийон, состоящий из множества филигранно выполненных деталей. С его помощью изобретатель заставил часы в течение каждой минуты отставать, а потом спешить. При этом разница погрешностей компенсировалась, и они шли правильно.

А теперь одна загадка для наших читателей: кварцевый или механический ход у этих старинных часов?

Выше показаны изысканные настольные часы из олова немецкой фирмы Zinn-Becker. Помимо основной функциональной части (циферблата) добавлены украшения в виде декоративных бордюров, а также изображение сцены в таверне. Часовой механизм в этих часах на кварцевой основе: с задней стороны видно, что он работает от батареек (аккумуляторов). Такой предмет очень выгодно вписывается в интерьер, созданный изящными украшениями под старину.

Как менялся облик часов?

Древнейшие люди использовали простейшие формы, у которых часового механизма ещё не было: солнечные, водные, огненные, песочные. Но и в те далёкие эпохи создавали оригинальные экземпляры. Работали они с удивительной точностью, хоть и не столь высокой, как у часов сегодняшнего дня.

Например, исследователи, изучившие Стоунхендж как античную обсерваторию и древнее мерило времени, поняли, что его главная ось указывает на точку восхода солнца в день летнего Солнцестояния. Ряд ориентиров определяют точки восхода и захода Солнца и Луны в разных фазах, что с большой точностью позволяет вести календарный счёт, предсказывать затмения и регулировать время сельскохозяйственных работ.

В Средние века в Китае сделали часовой механический прибор в виде пагоды о пяти этажах с оконцами, в которых с определённой периодичностью появлялись деревянные фигурки. Отслеживать и отсчитывать время можно было благодаря сложному механизму из зубчатых колёс, толкателей и других элементов.

Детали часового механизма

В наше время наиболее широко представлены механические и кварцевые часы. Механические (и электромеханические) часы бывают нескольких видов в зависимости от источника энергии. В частности, гиревые, пружинные, кварцевые, атомные. По форме циферблата — стрелочные, цифровые и комбинированные.

Наручные часы (серебро)

Выше показаны прекрасные наручные часы из серебра 835-й пробы с ажурным браслетом. Несмотря на время их создания (1960-1990 гг.), часы сохранились в отличном состоянии, без дефектов и реставрации, только серебро приобрело благородное чернение под воздействием времени.

Часовой механизм кроме обязательных деталей зачастую имеет специфические дополнения, расширяющие область его применения.

Обязательные элементы:

  1. Двигатель, или источник энергии. Для механических часов им может быть поднятая гиря, которая по мере спуска передаёт энергию для вращения часов, или скрученная пружина, постепенно ослабевающая, пока её не заведут снова. Для кварцевых часов роль источника играет батарейка.
  2. Ремонтуар, при помощи которого переводят стрелки и делают подзавод пружины. Есть наручные устройства, имеющие автоматический подзавод, который восприимчив к движению руки. А что делать коллекционерам, экспозиция которых включает экземпляры с автоподзоводом? Для этого часы кладут на специально разработанные устройства, имитирующие движения кисти. Владельцы кварцевых часов меняют батарейку раз в несколько лет.
  3. Ангренаж или система шестерёнок. Как правило, в часовом механизме есть четыре зубчатых колеса (центральное, промежуточное, секундное, анкерное) с трибами (штырями). Анкерное колесо занимает промежуточное положение и, правильнее сказать, относится к системе спуска, а его триб — к ангренажу. Благодаря системе шестерёнок энергия передаётся от заводного барабана к спуску. Скорость вращения колёс меняется: секундное колесо вращается гораздо быстрее барабана. Чтобы снизить трение этих элементов и сохранить плавный ход, в наиболее уязвимые места вставляют камни — рубины или сапфиры. Часовые камни бывают натуральные или синтетические, а иногда — прессованные из мельчайших частиц. Часовые камни встречаются не только в ангренаже: в часах их может быть до 15-17 штук и более.
  4. Колебательная система часов (она же баланс или балансир), а также спусковой механизм, которые действуют вместе и определяют точность хода часов. Роль балансира в часовом механизме исполняет маятник либо балансирное колесо, которое ходит вперёд и назад, возвращаясь к центральному положению. Анкерное колесо — элемент спускового механизма, который обеспечивает равномерное движение шестерёнок в соответствии с заданными периодами времени, а не сразу. Каждую секунду вилка тормозит анкерное колесо, а затем отпускает, чтобы оно сделало ещё один шаг, подставив под вилку новый зуб. Именно это обеспечивает механическим часам показ точного времени.
  5. Циферблат. Внешняя область часов, которая может быть сделана как из простого картона, так и из очень редких материалов, существенно повышающих ценность экземпляра. Некоторые часы имеют прозрачный циферблат, сквозь который можно увидеть часовой механизм. Они называются скелетоны.

Среди дополнительных механизмов встречается кукушка (бой), фазы луны, дата и другие внешние элементы. Благодаря усовершенствованиям можно сделать будильник, секундомер, хронометр. Иногда в часовой механизм встраивают автоподзавод, турбийон и другие.

Resin Art

Прелестные интерьерные часы создают техникой Resin Art. С её помощью делаются объёмные, фактурные циферблаты с полированным прозрачным покрытием, которое после застывания защитит часы. При этом оно совершенно безопасно при использовании.

Читайте также  Соединение сварочных кабелей при наращивании длины производится

Техника позволяет получить циферблаты любой формы: стандартные круглые и квадратные, а также более сложные. Например, имитирующие срез камня или силуэт животного. Это зависит от формы для отливки, имеющихся у изготовителя. Очертания чисел для циферблата также могут быть произвольными. Их можно декорировать дополнительно (например, цветами).

Эпоксидная смола прекрасно воспринимает особые краски, расплывающиеся по ней причудливыми объёмными узорами. Можно использовать радужное многоцветие или несколько основных цветов, в зависимости от того, в какой интерьер часы необходимо поместить. Такие часы уникальны, ведь разводы краски в эпоксидной смоле неповторимы.

Ещё один способ украсить циферблат из эпоксидной смолы — залить ею гирлянду (смола никак не реагирует ни с проводами, ни с лампочками, если они не нагреваются), что позволит сделать не только интересную картину, но и подсветить её. Можно расположить пластиковый, глиняный и другой декор: цветы, звёзды, фигурки, камушки, песок.

В нашем магазине есть и настенные часы с кварцевым механизмом в технике Resin Art. Например, порадуют взгляд нумизмата часы, в которых запечатаны юбилейные советские монеты отличного качества. Они хорошо видны сквозь прозрачный слой, покрывающий циферблат. Часы выглядят планшетным альбомом для монет, который ещё и показывает время.

На другом необычном экземпляре по канту расположились самоцветы: от белых оттенков до голубых и синих тонов. Они понравятся людям, интересующимся темой камней. Третий вариант — коричнево-шоколадные часы с утончёнными светящимися дорожками. Блеск и фактуру этих и других экземпляров в различных интерьерах можно посмотреть на видео в карточках товара.

Мы лишь слегка коснулись богатства, разнообразия и загадок часовых механизмов. Эта тема бесконечна. Многие часы пережили на своём пути приключения, о которых интересно знать, или имеют особенные секреты механизма или необычный корпус. Своей экспозицией коллекционеры часов создают удивительный, ни на что не похожий мир.

Старинные часы

Уж казалось бы – ну кому сейчас нужны старые пыльные старинные часы в линялом деревянном корпусе? Они бесконечно путают время, то поторапливаясь, особенно в начале своего завода, то безнадежно отставая к тому моменту, как пружина, приводящая их в действие, ослабнет. Они пугают гостей неожиданным боем, будят им же по ночам домочадцев и соседей и вообще, настолько громко и вызывающе тикают по ночам, что начинаешь невольно ощущать его – безвозвратно утекающее время…

Старинные часы сегодня интересны многим людям, так как в них есть огромная притягательная сила, которая буквально гипнотизирует и заставляет по-другому взглянуть на этот пласт механических изделий, которые практически полностью сегодня вытеснены электрическими и электронными собратьями, безликой дешевой волной смывшими механические часы с прилавков магазинов и из наших квартир и домов…
Оглянитесь вокруг себя! Вы поймете, что в вашем жилище нет ни одних механических часов – кругом есть только приборы для определения времени суток, в «теле» которых обязательно присутствует батарейка, будь то наручные электронные часы, или обыкновенный кварцевый будильник. Мы давно и как-то незаметно для себя отошли от привычки заводить часы на ночь, а утром «затыкать» кнопку звонящего и «прыгающего» по тумбочке будильника.

Конечно, батареечные часы это очень удобно, их не требуется заводить и вообще, как либо контролировать их работу на протяжении длительного периода времени, так как их точность хода очень велика. Мы также получили доступ к новым возможностям, и наручные часы сегодня могут не только показывать время, но и предсказывают наступление ненастья, используются в качестве секундомера, таймера. С ними можно подняться в горы и узнать высоту пребывания над уровнем мирового океана, или установить текущие параметры атмосферного давления. Одним словом, человек напичкал современные часовые электронные механизмы всеми мыслимыми и не мыслимыми возможностями и функциями, среди которых порой, теряется их основное предназначение (ааа, они еще и время показывают?!), но… он одновременно лишил их главного – той волшебной магии внутреннего движения, душевной загадочности, что присуще только механическим часам!
То самое тикание, слышимость движения колес, повторяющийся полет маятника, разрезающего воздух, шипение раздуваемых мехов, хрипловатый голос кукушки – все это вместе есть совершенно другой мир, уже непривычный людям, родившимся в эпоху электронной тишины и выхолощенности, но столь притягательный тем из нас, кто родился и вырос в окружении механических часов.
Старинные часы – огромный исторический и культурный пласт прошлой жизни, ведь согласитесь, что в старину любую вещь, пусть даже самую унитарную, обиходную и простую, человек старался выполнить и изготовить с особым тщанием, с трепетным чувством, с любовью. Не было тогда еще такого массового производства и всеобщего обезличивания, а потому любые старинные часы сегодня можно рассматривать с точки зрения проявлений настоящего инженерного и декоративно-прикладного искусства!
Инженеры старались разработать такой часовой механизм, который бы отличался точностью, мог показывать не только часы и минуты, но и секунды, или, к примеру, лунный календарь, дни недели и месяца. Инженеры хотели привнести в часы элементы, которые бы выделили их механизм из ряда других – так появлялись часы с боем, у которых каждый час издавались серии «ударов», соответствующие времени, они же создавали часы-балаганчики, где каждый час перед зрителем разворачивалось настоящее представление из движущихся миниатюрных фигурок.
Но механизм это лишь одна часть старинных часов, вторая часть – их корпус, и тут в полной мере могли проявить себя другие мастера, которые создавали индивидуальный образ каждой модели, выстраивая свое видение того, как человек должен был воспринимать время, вписывая часы в интерьер, обеспечивая особый статус прибору, показывающего время, ведь часы лет сто пятьдесят назад это и показатель достатка хозяев дома, некий необходимый индикатор положения в обществе.

Тогда выпускалось очень много разновидностей часов, ведь мы не зря сказали о статусности. Сегодня гость, приходящий к вам в дом или в офис, наверняка обратит внимание на мебельную обстановку (кожаные диваны, кресла и шкаф из натурального дерева наверняка произведут на него должное впечатление) и элитную электронику (ага, у вас есть плазма во всю стену!), в позапрошлом веке глаза посетителя сразу бы остановились на огромных напольных часах в застекленном шкафу, показывающих высоту и незыблемость материального положения хозяина. Четко и чинно отщелкивая секунду за секундой, они блистали сверкающим маятником и в положенный час раздавались бархатные и солидные, растекающиеся по всему дому, удары часового боя…
Статусность – понятие старинное, и шумеры, которым приписывается заслуга изобретения первых, солнечных часов, и знать не могли 3000 лет тому назад, что их детище постепенно встанет в один ряд с шестеркой лошадей и лакированной каретой в определении материального положения владельца.
Золотая цепочка, свисающая на жилетке и ведущая от застежки к карманным часам с фарфоровым циферблатом, также оформленным в золотой корпус с откидывающейся крышкой и мелодичным звоном (тут все сделано для того, чтобы на вас обязательно обратили внимание в тот момент, когда вы солидно и сосредоточенно извлечете часы из кармана и будете обозревать стрелки часов, глядя на них сквозь оправу пенсне) это также признак статуса и достатка. Часы в серебряном корпусе – тоже хорошо, хотя уже и не так статусно.
А как же часы с кукушкой? Часы с кукушкой – прекрасный образчик механизма для создания особой уютной обстановки в доме. Барщиной тут и не пахнет, но подобные механизмы стали популярны в простой народной среде и эксплуатировались очень долго, даже во времена СССР они имелись очень у многих не только в деревенских и дачных домах, но и в городских квартирах. Такие часы надо было заводить каждый день, подтягивая цепочки на обеих гирях, одна из которых отвечала за ход часов, а вторая приводила в действие пернатую кумушку, с характерным щелканьем выскакивающую из дверки.

Западные мастера часового искусства развивали ветвь каминных механизмов, и тут в ход шло не только инженерное мышление, но и творчество мастеров, создающих причудливые корпуса. Собственно, каминные часы были наиболее простыми по исполнению механизма – они лишь показывали время и отбивали часы, самое главное в них было в обрамлении: это могли быть ажурные литые корпуса, на которых изображались различные житейские или мифические сцены, их украшали резьбой, сканью. Очень красивы старинные каминные часы в фарфоровом корпусе, сияние ярких красок фарфора и блеск металла – мы не зря говорим, что в те времена отношение к часам было совсем иным, нежели сегодня!

Коллекционирование старинных часов сегодня дело и хлопотное и дорогое, ведь для этого надо хорошо разбираться в разновидностях производившихся механизмов, понимать, где вам предлагают полностью аутентичный вариант, а где сборную солянку из корпусов, циферблатов и деталей механизма (такое тоже часто можно встретить).
Старинные настенные часы и старинные напольные часы требуют много пространства для их размещения, старинные каминные часы надо куда-то ставить, так что если намерения ваши серьезны, придется освобождать пространство!
Проще с карманными старинными часами, для них много места не нужно, а радости от общения со стариной и тут будет предостаточно.
Старинные часы – необыкновенный мир! Попробуйте приобрести себе пусть и простенькие настенные часы, вы увидите, сколь интересно становится и наблюдать по ним течение времени и заниматься их заводом. Это заставляет другими глазами взглянуть на свою нынешнюю жизнь, обозреть прошлое и посмотреть в будущее!
Слышите? Тик-так, тик-так! Еще идут старинные часы.