Как рассчитать максимальную мощность энергопринимающих устройств?

Мой загородный дом

блог о жизни за городом с детьми, поделки своими руками, юридические вопросы

Выполнение технических условий на присоединение к электросетям. Переводим на человеческий

Итак, от сетевой организации (в нашем случае «Ленэнерго») мы получили договор об осуществлении технологического присоединения к электросетям и Технические условия подключения (ТУ). О том, как получить ТУ, подробно рассказывается здесь. Но радоваться еще рано — теперь нам предстоит выполнение технических условий. Естественно, и договор, и ТУ написаны сухим казенным языком с применением специальных терминов, усыпляющих бдительность, но тем не менее несущих определенный смысл в каждом слове. Так что первым делом надо разобраться, что же там такое предписывается.

Необходимое предупреждение.
Все мы прекрасно знаем, что электричество это не шутки, особенно, если там не 220, а целых 380 Вольт. Думаю, не надо никого убеждать, что такие работы нужно доверять только профессионалам, обладающим необходимым уровнем допуска. Но, видимо, я в детстве не наигрался в конструктор и не могу упустить возможности собрать что-то новое, а заодно пополнить свой арсенал инструментов). Ну и, конечно, хочу предупредить, что данная статья ни в ком случае не пособие для начинающих электриков, а носит лишь ознакомительный характер и имеет целью рассказать о нашем опыте выполнения технических условий “Ленэнерго”.

Наши технические условия выглядели так (кликабельно)

На что стоит обратить внимание в Технических условиях

1. Наименование энергопринимающих устройств заявителя

Уже в первом пункте мы видим загадочные аббревиатуры: “Наименование энергопринимающих устройств заявителя: ВРУ и РЩ 0,4 кВ жилого дома вместе с узлом учета потребленной электроэнергии, в совокупности с питающей распределительной и групповой сетями, которые Заявитель создаст от точки присоединения.”

ВРУ и РЩ это вводное распределительное устройство (ВРУ) и распределительный щит (РЩ). По сути, в этом пункте обозначено, что со стороны потребителя будет установлено порядке перечисления:

  • входной автомат (ВУ), позволяющий отключить всю внутреннюю электрическую цепь от питающей цепи,
  • прибор учета,
  • распределительный щит (РЩ) позволяет разделить электрическую сеть в доме на несколько веток для удобства обслуживания,
  • непосредственно электрическая разводка по дому, включающая провода, розетки, выключатели и т.п.

2. Наименование и место нахождения объектов

“Наименование и место нахождения объектов, в целях электроснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: Ленинградская область, …»
Тут все понятно — указывается адрес дома, а если дома еще нет, то указывается адрес участка.

3. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств

«Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт.»
15 кВт – стандартная выделяемая мощность на дом, подразумевающая трехфазное подключение.

4. Категории надежности

«Электроприемники 1-го и 2-го уровня отсутствуют, Электроприемники 3-го уровня -15 кВт»
Требования к надежности электроснабжения определены в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) – своеобразной библии всех электриков (к ней мы еще не раз будем обращаться).
Первая и вторая категории надежности присваиваются больницам, госучреждениям, производственным предприятиям – всем потребителям, приостановка энергоснабжения которых может привести к человеческим жертвам, угрозе безопасности государства, значительному материальному ущербу, выводу из строя сложного оборудования. Словом, для нас, простых потребителей — третья категория.
Потребители третьего уровня в случае аварии могут рассчитывать, что электроснабжение будет восстановлено не дольше, чем через 24 часа.

5. Точка присоединения и граница балансовой принадлежности

«Точка присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения к электрической сети 15 кВт – на контактах присоединения ВЛИ-0,4 кВ заявителя к ВЛ-0,4 кВ Л-4 от ТП-8394 на ближайшей опоре. Точка присоединения является границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между сетевой организацией и Заявителем.»

Вот в этом пункте кроется самое главное лукавство ТУ. В договоре и ТУ фигурирует термин «граница балансовой принадлежности» (ГБП), который таит в себе подвох. Этот термин означает физическую границу между собственностью заявителя и сетевой организации. То есть, сетевая организация в рамках договора обеспечивает подключение электричества со своей стороны ГБП, а все что необходимо по другую сторону: счетчик, автоматы, розетки и т.п. – забота Заявителя. Кроме ГБП выделяют еще Границу эксплуатационной ответственности – это точка разделения ответственности за работоспособность оборудования между сетевой организацией и заявителем. Как правило, эти две точки совпадают.

От того, где находится эта точка, зависит сколько метров провода вам потребуется обеспечить для подключения, и где будет висеть ваш ящик с ВУ и прибором учета. Зачастую сетевая организация в ТУ указывает, что граница балансовой принадлежности проходит в точке присоединения, а точка присоединения на ближайшей опоре. Не всегда ближайшая опора находится на границе участка заявителя, например, в нашем случае она оказалась через дорогу от нашего участка.

Таким образом, Заявителю в обязанность ставится за свой счет провести провода от границы своего участка до ближайшей опоры (где должен висеть щит ВРУ) и поднять провод до верхушки опоры, где и будет осуществлено физическое присоединение к линии. Кроме затрат на дополнительный кусок провода многих смущает то, что щит ВРУ в таком случае необходимо разместить не на доме, а за границей участка, на опоре, на которой осуществляется подключение. И это требование Сетевой организации: щит ВРУ должен находиться насколько это возможно близко к точке подключения.

Этот пункт можно оспорить. Ведь даже в тексте договора есть пункт противоречащий ТУ: «Заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка..», а сетевая организация, соответственно, до границ участка заявителя. Это логично, т.к. заявитель не может отвечать за то, что находится за забором, на земле, ему не принадлежащей. И на этот счет есть разъяснение ФАС со ссылкой на решение Высшего арбитражного суда (постановление президиума ВАС РФ №16008/10 от 18 мая 2011 г.), в котором четко указывается, что точка присоединения должна находится на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе участка заявителя. А сетевой организации недопустимо возлагать на заявителя обязанности по технологическому присоединению за пределами границ своего участка. Таким образом, если ближайшая опора находится через дорогу от вашего участка, сетевая организация обязана дотянуть провода до границы вашего участка за свой счет. Естественно, они этого всячески избегают.

В таком случае договор и ТУ можно не подписывать, а написать мотивированный отказ, и уже в случае, если сетевая организация не согласится изменить ТУ, подавать на них в суд. Но как вы понимаете, это путь долгий и нелегкий.

О том, что прибор учета должен находиться как можно ближе к ГБП, говорится в пункте 11.3.2 ТУ: если заявитель не может установить счетчик на ГБП, то он обязан компенсировать сетевой организации потери электроэнергии, которые возникают на этом дополнительном отрезке линии от ГБП до прибора учета. Какой размер потерь может возникнуть, например в десятиметровом отрезке кабеля, как сетевая организация их рассчитывает и учитывает ли в реальной жизни эти потери при взаиморасчетах, мне не известно.

6. Требования к прибору учета

“Счетчик электроэнергии …. должен быть не ниже класса точности 2.0”. Класс точности – это максимально допустимая погрешность при измерении электрической энергии, которая выражается в процентах. Т.е. класс точности 2 – это допустимая погрешность измерения плюс-минус 2 процента. Чем цифра, обозначающая класс точности, меньше, тем более точен прибор. Класс точности наносится на корпус счетчика цифрой в кружочке. По ТУ можно использовать прибор учета классом не ниже 2.0 — соответственно, подходят приборы с классом точности у которых в кружочке стоит цифра 2.0, 1.5 и 1.0.

Счетчик слева не подходит для выполнения ТУ

В ТУ есть пункт 11.3.5 “Требования к автоматизации”, указывающий, что прибор учета должен быть укомплектован GSM-модемом для удаленного считывания показаний. Стоимость такого счетчика сразу увеличивается на 8-10 тысяч рублей. Но сноска мелким шрифтом сообщает, что этот пункт носит рекомендательный характер. Поэтому смело его игнорируем.

7. Требования к монтажу

«Все приборы, находящиеся до счетчика, должны иметь технологическую возможность для опломбирования».
Сетевая организация опасается кражи электроэнергии, а любые неопломбированные клеммы — это возможность подключиться “мимо счетчика”. Инженеры сетевой организации для пломбирования используют навесные пломбы на проволоке и пломбы на клейкой пленке. Как правило, на счетчике уже предусмотрена специальная планка с отверстием для пломбы, а входной автомат и клеммная PEN-колодка должны быть в специальных корпусах, позволяющих закрыть доступ к контактам.

Шкаф учета, в котором будет располагаться оборудование, в случае установке вне помещения, должен иметь степень защиты IP-54 и выше. Класс защиты IP (защита от проникновения) — это международный стандарт измерения защиты любого устройства от пыли и влаги. Чем цифра больше, тем лучше прибор защищен. В продаже кроме уличных шкафов есть шкафы для установки в помещении, с классом защиты IP-31 – их устанавливать вне помещения крайне не рекомендуется. Не лишним будет сохранить паспорт на шкаф, чтобы при необходимости предъявить его представителю Сетевой организации.

Щит мы решили разместить на опоре через дорогу от нашего участка. Поскольку дома, на который можно было бы его повесить, у нас еще не было, и если бы мы оспорили ТУ, нам бы пришлось за свой счет ставить опору на своем участке, чтобы соблюсти нормативную высоту от провода до поверхности дороги, который по ПУЭ составляет 5 метров.

Расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. При пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛИ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м.

На этом теоретическая часть задачи: “Выполнение технических условий” закончена. О том, как собрать щит учета, можно узнать в следующей статье.

А еще у нас есть Instagram и блог в ЖЖ или Facebook – выбирайте

К вопросу о максимальной мощности

В связи с переводом в соответствии с п. 74 Основ ценообразования в энергетике потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, на расчеты по трехставочному тарифу с 01 июля 2013 года в настоящее время практика по таким делам наконец подбирается к кассационным инстанциям.

Что такое мощность вообще и максимальная мощность, в частности.

Читайте также  Проверка светодиодов в лампе

В контексте применения дифференциации тарифов по уровню мощности последняя бывает: максимальная, фактически потребленная, которая может делиться на фактически потребленную генераторную и фактически потребленную сетевую, а также резервируемую (разница между фактически потребленной и максимальной).

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа, «максимальная мощность» — наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

Поскольку обязанности одного лица обычно корреспондирует право другого, то можно выразить понятие и иным образом.

В п. 42 Правил оптового рынка под мощностью понимается особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

В предыдущей редакции Правил оптового рынка понятие выражалось через торговлю мощностью — особым товаром, продажа которого влечет возникновение у участника оптового рынка обязательства по поддержанию принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, в том числе путем проведения необходимых для этого ремонтов генерирующего оборудования, и возникновение соответствующего указанному обязательству у иных участников оптового рынка права требовать его надлежащего исполнения в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (поставки) мощности.

Легко заметить, что в Правилах недискриминационного доступа понятие мощности выражается в части обязанностей сетевой организации, в Правилах оптового рынка в части обязанностей производителя мощности. Как такового единого понятия мощности не дается, но оба понятия можно «распространить» на недостающих субъектов.

Из определения следует, что:

1. Максимальная мощность представляет из себя объем мощности, в пределах которого сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии;

2. Момент и способ ее фиксации — в соответствии с документами о технологическом присоединении, которые составляются в процессе техприсоединения (п. 13(1) Правил недискриминационного доступа);

3. Способ ее определения – потребителем (пп. г п. 9 Правил технологического присоединения) исходя из обусловленности составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства). При этом, строго говоря, пункты 24-26 Правил технологического присоединения не содержат такого основания для отказа в заключении договора, как несоответствие максимальной мощности составу энергопринимающего оборудования. Подпункт Б п. 24, устанавливающий основание «отсутствие технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме — если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения» был исключен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442

Иными словами, максимальная мощность – это величина, в пределах которой потребитель вправе требовать от субъектов электроэнергетики выработки для него и передачи ему необходимого объема электроэнергии. Некая услуга, заключающаяся в использовании производственных и передающих мощностей энергосистемы в определенных пределах.

Из этого «права требования» вытекает три следствия:

— это право потребителя – то есть он вправе требовать (использовать) мощность, а не обязан ее использовать;

— это требование в пределах – величина максимальной мощности определяет лишь «потолок» использования энергосистемы, величина реального использования зависит от потребителя. Разница между этим «потолком» и фактически использованной мощностью называется резервируемой мощностью (п. 8(1) Правил недискриминациооного доступа);

— это обязанность сетевой организации и генератора, которую ей навязывает потребитель. Т.е. вне зависимости от фактического использования мощностей оборудование закупается, эксплуатируется и обслуживается субъектами электроэнергетики исходя из «потолка» в пределах которого она может понадобиться. Естественно, что затраты на покупку, содержание и ремонт излишне дорогого оборудования отражаются на тарифе для всех потребителей;

— поскольку максимальная мощность – это право и обязанность, то ее исполнение должно оцениваться в точке поставки (п. 2 Правил недискриминационного доступа), а не до нее — в сетях сетевой организации или после — в сетях потребителя.

В составе трехставочного тарифа оплачиваются ставка за объем электроэнергии, ставка за объем мощности в соответствии с п. 15(1) Правил техприсоединения – так называемая сетевая мощность, ставка за объем мощности в соответствии с п. 111 Основных положений – так называемая генераторная мощность. Если проще – ставка за сырье, использованное для производства электроэнергии (или, собственно «чистая» стоимость электроэнергии), ставка за использование части электростанции, израсходованной на производство (генерацию) данного объема электроэнергии, ставка за использование линий электропередач и подстанций сетевой организации, по которой она была передана (сетевая мощность).

О трехставочном тарифе

Суточные графики нагрузки энергосистемы обычно имеют форму буквы М, «левый» утренний пик которой приходится на период начала работы предприятий, а «правый» вечерний на возвращение работников домой.

Для покрытия пиковых нагрузок приходится применять дополнительные мощности оборудования, таким образом, теоретически, при сглаживании пика нагрузок, уменьшается потребность в оборудовании и затраты, которые потом закладываются в тариф.

Трехставочный тариф, в теории, стимулирует потребителей к планированию почасового потребления за счет того, что количество подлежащей оплате мощности определяется именно в часы максимума энергосистемы (фактического и планируемого).

Вторая важная задача – высвобождение ненужной максимальной мощности, которой по данным Минэнерго РФ накопилось примерно 69 ГВт (http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1447&id=391053) и которую энергосистема вынуждена поддерживать в интересах потребителей (п. 10 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442)

Если после процесса техприсоединения, в котором устанавливаются права и обязанности сторон и проводятся технические мероприятия по закупке и установке оборудования, состав электроприемников изменился, это не повлияло на обязанности сетевой организации, поскольку в правовом и экономическом плане мощность у нее не высвободилась – все так же требует эксплуатации и ремонта слишком «большой» трансформатор на вышестоящей подстанции, который используется не в полном объеме.

Тут напрашивается решение использовать этот трансформатор для снабжения также еще и другого потребителя за плату (передать часть мощности этого трансформатора). Но увы, до отказа потребителя в пользу этого самого третьего потребителя или сетевой организации данные мощности использованы другим способом быть не могут (не считая нарушений вроде превышения допустимой мощности загрузки подстанции 😉 )

Судебная практика

Предмет споров в данном контексте уже получил свое емкое определение «споры об отнесении к категории потребителей выше (не менее) 670 кВт».

Практика пока что относительно устоялась на уровне апелляционных арбитражных судов, по части которых срок на обжалование актов которых не истек, поэтому приводятся только ссылки на номера дел. Следует учитывать, что она в любой момент может быть изменена.

Сетевые организации и гарантирующие поставщики в 2х месячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 должны были предупредить потребителей о необходимости включения величины максимальной мощности в договора энергоснабжения. «Принудительный перевод» потребителей выше 670 кВт на трехставочный тариф начался почти год спустя, с 01 июля 2013, таким образом, потребителям было дано время на приведение документов о технологическом присоединении в порядок и выполнение требований п. 143 Основных положений функционирования розничных рынков в части оснащения подходящими приборами учета. Кроме того, в информационных целях величина резервируемой мощности должна быть указана в счетах для оплаты (п. 80 Основных положений функционирования розничных рынков).

Вместе с тем, указанные меры не всегда приводят к согласованному мнению об отнесении к определенной категории конкретного потребителя. Чаще всего споры возникают в силу изменния фактического состава элеткрооборудования при «сомнительных» основаниях его фиксации в документах о техприсоединении.

Примечание: В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 16260/06 (дело «Мосэнерго против Мосрентген») в отношении уровня напряжения содержится вывод о том, что «данный показатель связан с тарифом, но является техническим, который стороны вправе согласовать в договоре». Суть спора состояла в том, что стороны в договоре согласовали энергоснабжение по уровню напряжения ВН, при этом фактически энергоснабжение осуществлялось по уровню СН-II. Президиум пришел к выводу, что необходимо применять тот уровень напряжения, который установлен в договоре, а не фактически имеющийся. Указанное постановление широко применяется в арбитражной практике (например, в отношении применения тарифов при продаже электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.08.2013 N ВАС-10489/13 по делу N А40-123973/12-109-379, Определение ВАС РФ от 26.06.2013 N ВАС-7378/13 по делу N А03-6211/2012, по аналогии в отношении определения платы за услуги по передаче электроэнергии — Определение ВАС РФ от 21.06.2013 №ВАС-10489/13 по делу №А40-123973/12).

Суд первой инстанции по делу А40-121875/2013 «со ссылкой на Приложение № 2 к Договору энергоснабжения истец указал, что точка поставки для ОАО «Оборонэнергосбыт» (в/ч 03770) является ТП-657, максимальная (разрешенная) мощность потребителя ОАО «Обороэнергосбыт» составляет 3390 кВт/кВа.

Вместе с тем, истцом при расчете стоимости поставленной электроэнергии не учтен, факт изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами (однолинейными схемами, АРБП) подтверждается, что подлежащая учету при расчетах максимальная мощность каждого из энергопринимающих устройств потребителей ОАО «Оборонэнергосбыт» составляет менее 670 кВт»

Апелляционным определением от 20.03.2014 указанное решение отменено, иск из трехставочного тарифа удовлетворен. При этом указано, что «Отыскиваемая по настоящему делу сумма задолженности за июль 2013 года в размере 838.667,67 руб. представляет разницу между применяемыми сторонами тарифами на электрическую энергию. […] Содержание указанных актов не может быть принято апелляционный судом, поскольку сторонами в установленном порядке изменения в договор не вносились, указанные акты ответчиком истцу не направлялись, иных точек поставки договором энергоснабжения не предусмотрено и сторонами не согласовано, а доводы ответчика относительно изменения границ балансовой принадлежности по существу направлены на одностороннее изменение условий договора энергоснабжения, что недопустимо.»

Аналогичная судебная практика:

АСгМ — А40-124097/2013, А40-154257/2013, А40-123271/2013, А40-141028/2013, А40-122264/2013, А40-164441/2013, А40-141040/2013, А40-26118/2014

Иные суды: А41-61116/2013, А32-30048/2013, А56-72431/2013, А51-5400/2014

В отношении большых суммы задолженности — у потребителя существует обязанность оснащения специальными приборами учета, которую они часто не выполняют (дело № А55-24802/2013 по иску Самараэнерго к РЭК), в силу чего размер фактически использованной мощности определяется расчетным способом.

Министерство энергетики

  • Открытые данные
  • Общественная приемная
  • Обязательные требования

Вы здесь

  • до 15 кВт
  • от 15 кВт до 150 кВт
  • от 150 кВт до 670 кВт
  • свыше 670 кВт
  • Перераспределение мощности
  • Индивидуальный проект

Шаг 1 Подача заявки и заключение договора

Заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии (под наименьшем расстоянием понимается минимальное расстояние по прямой от границ участка заявителя до существующего объекта электрической сети, или планируемого к вводу в соответствии с инвестиционной программой) от границ участка заявителя. Форма заявки юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальноймощностью до 150 кВт включительно (Приложение №4 к Правилам ТП), форма заявки юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица на присоединение энергопринимающих устройств (Приложение №7 к Правилам ТП).

Читайте также  Управление светодиодом на мк attiny13

Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких организаций заявитель вправе направить заявку в любую из них. Это положение не распространяется на заявителей имеющих намерение осуществить технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередач к электрическим сетям в соответствии с Правилами ТП.

Сведения, указываемые в заявке

В заявке, направляемой заявителем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц — полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц — фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

в) место нахождения заявителя;

г) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

д) планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям.

е) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

ж) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

з) предложения по порядку расчетов и (или) условиям рассрочки внесения платы за технологическое присоединение — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Документы, прилагаемые к заявке

а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.

Договор с энергосбытовой организацией можно заключить в процессе технологического присоединенияпутем непосредственного обращения в энергосбытовую организацию, либо через сетевую организацию.

Сетевая организация в течение 15 дней со дня получения заявки направляет заявителю 2 экземпляра заполненного и подписанного со своей стороны проекта договора, в том числе ТУ, как неотъемлемое приложение к договору. В проекте договора и ТУ должен быть приведен перечень мероприятий по ТП, которые должны быть выполнены как со стороны сетевой организации, так и со стороны потребителя.

Срок подписания договора – 30 дней с момента получения его потребителем.

* В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

Шаг 2 Выполнение мероприятий

— заявитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка;

— сетевая организация выполняет мероприятия до границ земельного участка заявителя.

Срок выполнения мероприятий:

а) в случае, если ТП осуществляется к электрическим сетям уровнем напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности:

4 месяца если сетевой организации требуется только проведение работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств;

6 месяцев если от сетевой организации требуется выполнение работ по реконструкции объектов электросетевого хозяйства;

б) не более 1 года в остальных случаях;

Мероприятия по технологическому присоединению

— подготовка, выдача сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией — согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

— разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

— разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

— выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

Шаг 3 Оформление ТП

— осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;

— осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»)

— получение Акта о ТП;

— получение Акта разграничения балансовой принадлежности и Акта эксплуатационной ответственности.

Технологическое присоединение завершено

Что нужно для увеличения мощности электроэнергии до 15 кВт

Трехфазные сети подачи электроэнергии сегодня уже не являются редкостью. Все чаще их можно встретить не только в промышленных помещениях, но и в частных домах, ведь они действительно обладают рядом преимуществ. Вместе с тем далеко не всегда нам достаточно той мощности, которая имеется у нас по первоначальному проекту.

Что делать в таком случае? Увеличить ее до 15 или до 100 кВт! Однако подобные операции самостоятельно не производятся, для увеличения желаемого показателя вам обязательно придется обратиться в региональную энергокомпанию, которая выполнит все необходимые процедуры. Сегодня поговорим о том, что нужно для увеличения мощности электроэнергии до 15 кВт и какие документы придется приготовить.

С чего начать

На сегодняшний день никаких новостей из отрасли регулирования электроэнергетики не поступало. Соответственно, процедура увеличения мощности электроэнергии для жилого или промышленного помещения до 15 кВт не изменилась. Если вам по какой-либо причине не хватает электричества для обеспечения своего жилья или производства, придется приготовиться к частым посещениям кабинетов энергетиков, ведь добиться своего будет непросто.

Как подключить 380 Вольт в частный дом

Советы бывалых говорят нам о том, что лучше всего обратиться в специализированную компанию, которая занимается подобными делами. Профессионалы помогут вам подготовить все документы для обращения и сделают все для того, чтобы увеличение мощности до 15 кВт или до любого другого значения прошло быстро и безболезненно.

У вас нет возможности обратиться к специалистам? Тогда придется делать все самостоятельно, а для этого нужно знать очередность действий для обращения к энергетикам. Как известно, всегда нужно с чего-то начинать и первым шагом на пути к получению мощности в 15 кВт является получение технических условий (ТУ).

Без ТУ вы не сможете добиться желаемого результата. Для этого нужно явиться в территориальное управление компании-оператора и подать там соответствующую заявку с пакетом документов. Их можно разделить на основные и дополнительные. К числу первых относятся:

  • заявление по установленной форме;
  • удостоверение личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на жилое, промышленное помещение или земельный участок;
  • схема расположения энергоприемников. В данном случае подойдет фото из кадастрового плана, на котором будет четко видно границы участка.

Что касается дополнительных бумаг, необходимо представить хотя бы одну из них. Если их не окажется, оператор будет вынужден осуществлять расчет мощности исходя из тех сведений, которые имеются у него на руках. Соответственно, в 15 кВт вам вполне может быть отказано. Поэтому постарайтесь представить хотя бы что-то из указанного. К дополнительным документам относятся:

  1. Подтверждение разграничения балансовой принадлежности энергосети.
  2. Подтверждение разграничения ответственности за использование энергосети.
  3. Копия соглашения об энергоснабжении.
  4. Иные бумаги, которые выдавались действующим либо предыдущим операторами.

После этого вам будет предложено заключить соответствующий договор и внести оплату за услугу. На сегодняшний день при выполнении необходимых условий сумма составит 550 рублей. Затем вам выдадут необходимые документы.

Получение плана

Как только технические условия будут у вас на руках, следует приступать к разработке проекта энергоснабжения. Для увеличения мощности до 15 кВт, вам нужно заказать документ у одной из фирм, являющихся членам СРО (саморегулируемая организация), все необходимое профессионалы выполнят сами. Затем вам придется вновь обратиться к оператору, чтобы провести согласование полученной документации. Только после этого шага можно приступать к подключению оборудования для увеличения мощности до 15 кВт. Опять же, напомним, подобные операции могут проводить только специалисты. Самостоятельно это делать категорически запрещено!

Сразу же следует оговорить еще один важный момент. При подготовке проекта линий с подобными показателями, вам не придется обращаться в Ростехнадзор для дополнительных согласований. Данное требование распространяется только на ситуации, когда подключением занимается юрлицо, при этом мощность линии превышает 15 кВт. Обратите на это внимание, если вам потребуется более мощное энергоснабжение, от вас могут потребовать обращения сразу в две-три дополнительные инстанции. Поэтому специалисты советуют не превышать указанный порог.

По завершении работ заказчик должен получить ряд документов, к числу которых относятся:

  1. Бумаги по кабельной линии, которая была построена для увеличения мощности до 15 кВт.
  2. Протокол тестирования проложенного кабеля.
  3. Акт осмотра траншеи или тоннеля, в котором был проложен кабель, с соответствующим приложением-схемой.
Читайте также  Измерительные приборы инструмент и средства защиты

На этом основные работы по увеличению мощности до 15 кВт завершаются. Дальше остается только согласование оставшихся документов, об этом далее.

Заключительные этапы

Как только кабель будет проложен, от вас потребуется получить документ, подтверждающий выполнение технических условий. Для этого вам придется обратиться к компании-оператору с соответствующим заявлением для проведения проверки. Если на этом этапе у энергетиков не возникает каких-либо претензий, нужная справка выписывается достаточно быстро. После этого можно переходить к следующему этапу.

Итак, еще одним документом, который подтвердит разрешение от энергетиков на использование линии, мощностью до 15 кВт, является акт подключения, также выписываемый компанией-оператором. Срок подготовки документа составляет 30 дней. На этом этапе к вам также будут приезжать энергетики, все осматривать и осуществлять подключение оборудования. После завершения данного шага ваша линия полностью готова к эксплуатации. Однако остается еще один момент.

Последним этапом работ по увеличению мощности является получение анкеты потребителя в инстанциях, осуществляющих учет и передачу электричества в вашем регионе. Следует обратить внимание, что данный документ обязательно должен быть подписан высшим должностным лицом организации и лично вами. В таком случае у проверяющих органов не возникнет к вам никаких претензий.

Как оплатить за электричество через Интернет

Подключение более мощных линий – дело непростое и очень долгое. На это уходят целые месяцы и немалые суммы денег, но самым сложным остается именно прохождение бюрократии и всевозможных согласований. Но пройдя через эти «круги ада» один раз, вы сможете получить необходимое количество электроэнергии и навсегда забыть о своих мучениях с недостатком электричества.

Как рассчитать максимальную мощность энергопринимающих устройств?

Правовое и техническое сопровождение в электроэнергетике

Телефон для бесплатной консультации

  • Главная
  • Деятельность
  • Услуги
  • Оспаривание безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии
  • Споры в электроэнергетике
  • Споры в иных отраслях и иные услуги
  • Энергоконсалтинг и техническое сопровождение
  • Главная
  • Деятельность
  • Услуги
    • /uslugi/osparivanie-bezuchetnogo-i-bezdogovornogo-potrebleniya-elektroenergii/» >Оспаривание безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии
    • Споры в электроэнергетике
    • Споры в иных отраслях и иные услуги
    • Энергоконсалтинг и техническое сопровождение
  • Цены
  • Проекты
  • Полезности
  • Контакты

» ПОНЯТИЯ «МАКСИМАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ», «ЕДИНОВРЕМЕННАЯ (РАЗРЕШЕННАЯ) МОЩНОСТЬ» И «УСТАНОВЛЕННАЯ МОЩНОСТЬ». СХОДСТВО и РАЗЛИЧИЕ. КАК ИЗ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ МОЩНОСТИ ВЫЧИСЛИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ МОЩНОСТЬ.

В данной статье кратко попробуем разобраться с различиями в понятиях максимальной, единовременной и установленной мощности Абонента (Потребителя электроэнергии). А также как из единовременной мощности вычислить максимальную мощность.

Информация о схемах подключения, мощности энергопринимающих устройств потребителей, объектах электросетевого хозяйства и т.д. содержится в документах о технологическом присоединении — документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 2 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту – Правила № 861).

В соответствии с п. 2 Правил № 861 «максимальная мощность» — наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.

При этом логично, что понятие «одномоментное» является синонимом «единовременное», кроме того, данные понятия применительно к величине мощности имеют одинаковый физический смысл, а именно: это величина мощности, которую сетевая организация разрешает потребителю использовать в каждую единицу времени.

Зачастую в технической документации к договору энергоснабжения отсутствует информация о максимальной мощности энергопринимающих устройств Потребителя.

При этом в приложениях к такому договору, а также в Разрешении на присоединение мощности к сети бывает указан размер установленной и единовременной мощности. Данные величины обычно имеют разное значение.

В свою очередь, согласно Методическим рекомендациям по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителем от 19.01.2002, установленная (присоединенная) мощность – величина суммарной мощности трансформаторов абонента, преобразующих электрическую энергию на рабочее напряжение электроприемников абонента и электродвигателей выше 1000 В, присоединенных непосредственно к электрической сети энергоснабжающей организации.

Следовательно, понятия «максимальная мощность» и «установленная мощность» полностью различны.

Тем не менее, отталкиваясь от вышесказанного, величину максимальной мощности возможно определить расчетным путем из величины единовременной (разрешенной) мощности, указанной в Разрешении на присоединение мощности к сети и договоре энергоснабжения, которая измеряется в кВА (киловольт-амперах).

А для перевода одного кВА (киловольт-ампера) в один кВт (киловатт) необходимо применить коэффициент 0,9. Тем самым из величины единовременной (разрешенной) мощности можно вывести величину максимальной мощности.

Изменение ценовой категории. Есть ли в нём смысл?

Потребители электрической энергии могут выбрать ценовую категорию для расчетов за электрическую энергию.
Как это сделать и как сделать так чтобы получить экономический эффект?

Правилами розничного рынка электроэнергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»)) установлен порядок определения цен на электроэнергию и мощность, поставляемые потребителям, относящимся к определенной ценовой категории.

Согласно пункту 86 Правил, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;

вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;

третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;

пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.

Чем выше ценовая категория, тем сложнее формула для определения цены и больше требований к потребителю в части приборов учета и планированию нагрузки.

Согласно пункту 97 Правил розничного рынка потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт могут выбрать любую из шести ценовых категорий, при соблюдении условий соответствия выбранной категории.

Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности 670 кВт и выше, могут выбрать любую из ценовых категорий, кроме первой и второй.

Как видно из указанных норм, у потребителя есть возможность выбора ценовой категории. При этом некоторые потребители считают, что самая низкая цена электроэнергии – это цена для первой ценовой категории.

С данным утверждением нельзя согласиться. Когда речь идет о небольших объемах потребления, которое происходит исключительно в дневные часы по рабочим дням, то действительно отсутствует какой-либо стимул для перехода на более высокую категорию.

Но, уже потребители с нагрузкой, которая равномерно распределена по времени суток, или работающие в выходные дни, могут заплатить за потребленную электроэнергию меньше, покупая её по второй или третьей категории, чем покупая по первой.

Приведем пример из практики.

В наше Бюро обратилась организация, имеющая договор энергоснабжения, которым установлена третья ценовая категория. Заявитель считал, что ему нужно перейти на первую ценовую категорию и просил сделать расчёт экономического эффекта от перехода с третьей на первую ценовую категорию.

Нами был произведен расчёт двух вариантов перехода:

— с сохранением текущих нагрузок: мощность от 80 до 100 кВт, потребление электроэнергии от 50 000 до 70 000 кВт*час в месяц;

— с увеличением нагрузки за счёт ввода дополнительного оборудования: мощность от 550 до 750 кВт, потребление электроэнергии от 450 000 до 519 000 кВт*час в месяц.

Для расчета были взяты фактические цены за 2020 год.

Итог: при сохранении текущих нагрузок заявитель, в случае перехода с третьей категории на первую, заплатил бы на 86 тыс. рублей больше (прирост затрат за год 5%); при увеличении нагрузки заявитель, в случае перехода с третьей категории на первую, заплатил бы на 1,34 млн. рублей больше (прирост затрат за год 6,3%).

То есть, для данного потребителя изменение ценовой категории с третьей на первую приведет к росту затрат на электроэнергию.

Данный результат вполне логичен. Чем выше ценовая категория, тем больше факторов, влияющих на предельный уровень цены, используется при её расчёте. В разное время суток устанавливаются разные цены на оптовом рынке, часы контроля мощности тоже меняются. Использование двухставочного тарифа на передачу электроэнергии и почасового планирования тоже влияет на конечную цену. Поэтому для потребителей с круглосуточной нагрузкой более высокая ценовая категория может оказаться выгоднее, чем первая или вторая.

Мы рекомендуем потребителям, собирающимся менять ценовую категорию или считающим, что затраты на электроэнергию высоки, делать расчёты стоимости электроэнергии для разных ценовых категорий. Только после оценки экономического эффекта от изменения ценовой категории можно принимать решение об её изменении.

Бюро «Канова и Парнеры» оказывает услуги по расчёту экономического эффекта от изменения ценовой категории.