Адаптер usb k-l-line

Сообщества › Электронные Поделки › Блог › K- L- Line USB адаптер.

После смерти моего китайского Bluetooth ELM327 задался вопросом изготовления/приобретения нового адаптера.

Захотелось чего- нибудь на железной логике, без контроллеров и блютусов. После недолгого гугления был выбран вариант на FT232, как раз одна в загашнике валялась. Посмотрев несколько разных примеров исполнения было решено- делать, так сразу с L- линией. Транзисторов мне не жалко, да и L- линия вроде не нужна, но в самый ответственный момент её не будет. В итоге за основу была взята схема Андрея 2350 . С его вариантом можно ознакомиться здесь.
Схема выглядит так:

Развел под неё плату в Eagle.

Перевел, вытравил, залудил сплавом Розе.

На плате был обнаружен косячок- переходные отверстия были малого диаметра и сверлом на 1мм их сверлить было нельзя. Нашел в закромах сверло на 0,6мм, но в цанге оно не зажалось. Будучи русским человеком, я проявил смекалку и усадил на сверле термоусадку в три слоя. После этого спокойно зажал его в обычный патрон дрели.

Запаял детали и провода и получил вот это

Светодиоды паять не стал, ибо всё равно всё запихал в черную термоусадку

Завтра проведу тестирование на ведропроме.

Метки: k- line, l- line, usb, ft232, диагностика

Комментарии 32

Ну иии… работает?

Хаха, а я криворукий спаял, оно не заработало и я выкинул её )))))

Надо было как минимум на детали распаять=)

Без L-line все гораздо проще ))) Да и FT232 микросхема довольно популярная. На детищах Автоваза откатано успешно.

Л линия иногда очень даже нужна.
К примеру некоторые французы требуют именно ее. Так же эта линия нужна для диагностики и сброса подушек на корейцах.

Без L-line все гораздо проще ))) Да и FT232 микросхема довольно популярная. На детищах Автоваза откатано успешно.

Ну, про ГОРАЗДО подзагнул=)) Там всего на два транзистора больше. Если есть возможность сделать устройство на вырост рпи минимальных затратах, то почему бы и нет. Тем более с ВАЗами я редко сталкиваюсь. А в ино может быть хоть что.

Пить надо меньше, надо меньше пить )))) Это я про себя.
Просто на фото как раз мое детище с L-линией и нифига оно не проще. Согласен )))

и что сказать надо по твоей теме, что ты молодец? -молодец ). что дальше хочешь услышать?))

Да мне и молодца хватит=))

класс. добавил в закладки) позже тоже попробую сделать)

Класс! Я себе тоже типо такого собрал. Только самый простой ).
www.drive2.ru/b/1063603/
Спасибо CAMOKAT-BETEPAHA .

5+
за печатку и монтаж!
тоже болел «этим» — сам собирал для друзей на 21099.
п.с.как ни странно отказался в свое время в пользу мастеркитовского к-л-адаптера для Б3. по деталям без сборки выходило 1500руб против мастеркитовского готового за 350руб и уже пять лет на моем б3 мастеркитовец служит отлично!
а так как теперь аут3 то купил, да этот ЕЛМ Внимание за 57 руб
— все хорошо!
в ЕЛМ этот впаян модуль Блюпупа! который стоит отдельно 800 руб — логику не нашел — заказал еще 5 и разобрал на модули — изучаю… пока с телефона закрываю шторы, выключаю свет…

Спасибо! Сейчас с ценами дела обстоят с точностью до наоборот=) Модуль блюпупа тоже выпаял с ЕЛМ-а. Только пока в долгом ящике лежит. Телефон у меня на Symbian, а там софта для блюпупа нет никакого.

Адаптер usb k-l-line

Предлагаемый Вашему вниманию адаптер, несмотря на кажущуюся сложность, прост в изготовлении и порадует Вас безупречной работой без проблем и без сбоев. Данный вариант (сборки от Shuriken) работает у меня в тяжелейших боевых условиях уже на протяжении более 3 ‑х лет. Данную схему можно настойчиво рекомендовать для повторения, если планируется интенсивное профессиональное использование..

Для увеличении схемы щелкните по уменьшенной копии.

Несколько схем KL-Line (с) Олег Братков

Данная схема, предоставлена для публикации Олегом Братковым из Пятигорска. Особенностью схемы является исключение довольно «нежной» микросхемы МС 33199 и использование L 9637 (или аналогов), применяемых в иммобилизаторах ВАЗ АПС 4 / 6 . И еще одна разработка Олега, на «продвинутых» микросхемах DS 275 и L 9637 . Нетрудно заметить, что легким движением эту схему можно превратить в K‑Line.

Адаптер на МАХ 232 и 74 HST 14

Следующий, оптически изолированный адаптер K‑L-Line от Олега Браткова, предназначен, скорее, для «гурманов». Далее – текст автора.

Левая часть подключается к автомобилю, питание 12 вольт от бортовой сети 12 вольт. Правая часть подключается соответственно к СОМ-порту. Питание 12 вольт можно взять от блока питания 220 / 12 вольт. Я поместил адаптер во внутрь системного блока, питание 12 вольт от БП компьютера. Разъём вывел на переднюю панель на заглушку для 3 . 5 дюймового дисковода. Настройка простая. Смотрим осциллографом на коллекторе транзистора оптрона сигнал. Если завален, затянут передний фронт импульсов – надо увеличить ток через светодиод оптрона, то есть уменьшить сопротивление ограничивающего резистора. Для 4 N 25 нужно около 10 мА. Если завален задний фронт – уменьшить сопротивление подтягивающего резистора коллектора. У меня получилось при указанных номиналах. Между базой и эмитером транзистора оптрона 4 N 25 ставится шунтирующий резистор 500 кОм – 1 Мом.

KL-Line©Sneg

Данный адаптер KL-line, по сути, скомпонован из двух схем. Первая – канал К‑line, полностью повторяет схему адаптера KR‑ 2 НПП НТС первых выпусков, для подключения к ЭБУ всех отечественных автомобилей, включая Январь 4 и GM (без переключателя). Другая схема взята с http://orlovdv.narod.ru/COMport.html, разработанная как схема KL-line. В схеме НПП НТС отсутствует линия L необходимая для диагностики некоторых иномарок, во второй схеме, для подключения к блокам GM и Январь 4 , требуется менять подтягивающий резистор. Так же в данной схеме предусмотрена защита L‑line от короткого замыкания. Еще одно преимущество данной схемы в том, что в ней не используется микросхема MC 33199 , существующая только в планарном корпусе.

При монтаже адаптера крайне желательно использовать комплектующие зарубежного производства.

ВНИМАНИЕ. При использовании аналогов транзистора MMBF 170 , возможны сбои при программировании контроллеров Микас 7 . 1 .

Адаптер K‑L-Line. Простая схема на транзисторах. © MOBIL

Данную схему предоставил для публикации Юрий (aka «mobil») из Ижевска. Простой адаптер на транзисторах. Не имеет тех недостатков которые бывают в других простых схемах на транзисторах. Особенность в том что не затягивается фронт по которому идет синхронизация RS- 232 . В результате адаптер уверенно работает с диагностическими программами на скоростях до 115 кБод. Не требует отрицательной подпитки, так как транзистор «тянет» вход СОМ – порта к + 12 , а не шунтирует подтягивающий резистор. Уверенно работает с кабелем длиной 5 метров.

Резисторы установленные рядом с разъемом RS- 232 желательно размещать прямо в корпусе разъема. Это устраняет помехи и защищает СОМ – порт компьютера. Проверенно на ВАЗах, ГАЗах, VW, AUDI с использование нескольких компьютеров.

Читайте также  Автоматическое включение света в подъезде

Адаптер usb k-l-line

Описание работы

Основой схемы адаптера являются две микросхемы: MAX232 (DA1) и MC33139 (DA2). DA1 является микросхемой стандартного интерфейса RS232 и может быть заменена на любую аналогичную микросхему. Ее назначением является преобразование логических уровней сигналов используемых в цепях RS232 интерфейса в уровни 5 вольтовой TTL логики. Микросхема MC33139 является драйвером последовательной связи в стандарте ISO 9141. Проще говоря, выполняет функции интерфейса между электрическими цепями автомобиля и подключаемым к автомобилю устройством. В микросхеме реализована защита от перегрева и короткого замыкания по К- линии.

Микросхема DA4 является стабилизатором напряжения +5 В для внутренних цепей адаптера. Диод VD1 в цепи питания защитит адаптер от ошибочной переполюсовки питающего напряжения. К контактам XP1 подключается кабель для соединения с RS232 интерфейсом, через XP4 подается напряжение питания. Как правило, используется через «прикуриватель» 12 вольт от автомобильного аккумулятора. К XP5 подключается кабель для соединения со стандартной диагностической колодкой K-L- линий автомобиля.

Оптрон DA3 используется для расширения возможностей стандартной L линии, позволяя передавать данные не только от автомобиля к компьютеру, но и от компьютера к автомобилю. Светодиоды HL1-HL4 индицируют передачуприем данных по K и L линиям. Установкой джампера в контактном поле XP3 выбирается напряжение подтяжки К линии ( 5 или 12 вольт). Т.к. одни блоки управления автомобилей работают с 12 В (Bosch, Январь 5, Газ) другие с 5 В (GM, Январь 4). С помощью XP2 выбирается интерфейсная шина (DTR или RTS) для работы с L линией. Необходимое положение джампера подбирается опытным путем для используемой на ПК управляющей программы (например, DTR для программы BMWCarScanner, RTS для VAGTool) .

Данные от автомобиля по L-линии поступают на 12 вывод DA2. Далее с 4 вывода поступают на 11 вывод DA1, преобразуются в сигналы RS232 интерфейса и с 14 вывода DA1 поступают на контакт CTS XP1.От компьютера данные для L- линии поступают по цепям DTR или RTS (определяется используемой диагностической программой). Далее через XP1 поступают на 14 вход DA1. Снимаются с 11 вывода и через оптрон DA3 передаются на L- линию автомобиля. Индикация режимов передачиприема по L- линии осуществляется светодиодами HL3, HL4.

Передаваемые и принимаемые по K- линии данные поступают через XP5 на 9 вывод DA2. Далее данные, передаваемые от автомобиля, с вывода 5 DA2 поступают на 10 вывод DA1 и с вывода 7 по цепи TXD на вход компьютера. От компьютера данные для K-линии поступают по цепи RXD на 7 вывод DA1. Далее с 9 вывода DA1 на 6 вывод DA2 и с вывода 9 поступают в K- линию автомобиля. Индикация режимов передачиприема по K- линии осуществляется светодиодами HL1, HL2. В установившемся режиме связи с автомобилем мигание индикаторов может быть незаметно для глаза из-за высокой скорости обмена.
==========================================================================

Через разъем USB выполняется обмен данными с компьютером и питается напряжением 5 вольт часть схемы адаптера. Напряжение 12 вольт с разъема К-L line используется для питания цепей связи с блоком ЭБУ. Вывод К- line этого разъема подключается к входу/выходу К линии микросхемы DD2 (вывод 6). Вывод L line разъема подключен на 8 вывод DD2. Первоначально L линия была разработана, как однонаправленная. Для использования дополнительной возможности – опроса ЭБУ по L линии в схему адаптера включены два транзистора VT1 и VT2, позволяющие ЭБУ не только передавать, но и принимать данные по L линии.

Микросхема DD1 выполняет функции интерфейса между выводами RX и TX чипа DD2 и стандартным USB портом. О работоспособности устройства можно судить по трем распаянным на плате миниатюрным индикаторам. VD3 «Power» индикатор наличия питания, загорается после подключения к USB порту, светодиоды VD2 и VD3 указывают на процесс обмена данным между компьютером и автомобильным ЭБУ. Индикатор VD3 загорается в процессе передачи данных от ЭБУ, VD2 при передаче к ЭБУ. Все элементы надежно защищены от механических повреждений и электрических замыканий плотно обтягивающей плату термоусадочной изоляцией.

Универсальный переключаемый диагностический кабель KKL-Line

  • Цена: $10.29
  • Перейти в магазин

Кабель — адаптер K-Line USB позволяет подключать ПК, ноутбук и планшет к большинству автомобилей со стандартным диагностическим разъёмом OBDII. Предназначен для диагностики работы и сброса ошибок различных систем авто.
Отличается от множества подобных кабелей применением чипа-конвертера FTDI (работающий с нестандартной скоростью приёма-передачи 10400) и наличием переключателя, позволяющего подцепляться к различным контактам OBDII для расширения применяемости адаптера на разных авто. Полезной особенностью такого адаптера является возможность диагностировать не только ECU (ЭБУ), но и многие SRS (AirBag), некоторые ABS, BCM и т.д — главное, чтобы они имели K-Line и была под рукой соответствующая программа.

У данного продавца эти кабели закончились, но можно легко их найти, например тут
https://aliexpress.ru/item/item/4000333741050.html



Корпус сделан из полупрозрачной синей пластмассы, довольно прочный
Кабель USB достаточно длинный — 1,5м.
Красный индикатор горит при подключении к бортсети и слегка подмигивает при обмене информацией.
На диске ничего ценного не обнаружено — там лежат драйвера 2004г, VAG COM 2004г и FiatECUScan16.
Число программ, работающих с этим кабелем великое множество, например: CASCADE, Вася Диагност, ScanMaster, OpenDiagPro, OBD Scan Tech, TECU, Diagnostic Tool, EasyOBDII, Digimoto, Chip tuning, PCMSCAN, KWP_D, Tiggo Diag и др.
С бортсетью 24V кабель несовместим.

Без разборки конечно-же не обошлось






Сделан адаптер вполне прилично.

Реальная схема кабеля.

U1 — конвертер USB — COM TTL (FT232RL)
U2 — компаратор для преобразования уровней (LM393)

Китайцы и тут умудрились привычно накосячить.
1. Неверно обозначили контакты подключения в правом положении переключателя. Вместо 12/13 реально подключены 11/12

Поправлено

2. Неверно организован порог переключения входных компараторов. Вместо положенных по спецификациям ISO 9141 и ISO 14230 для K и L линий — 70% от бортового питания (около 8,5В) зафиксировали его на 65% от питания USB (3,1В). Т.е. фактически использовали уровни для древнего протокола ALDL от GM. Вероятно это сделано для повышения совместимости со старыми ЭБУ от GM в ущерб стабильности, хотя в большинстве случаев, такая схема будет работать нормально. Более правильным было-бы добавить переключатель 5/12B. Для исправления косяка, выпаял SMD резистор R9 и запаял обычный на 2кОм следующим образом:

В некоторых случаях, устройство будет нормально работать и без переделки, а если не будет — паяльник в руки…

3. Отсутствует гистерезис переключения уровней. В условиях сильных помех на длинных линиях, устройство может работать нестабильно. Исправлять не стал — работает и так, т.к. линия короткая.

4. Линии K и L абсолютно идентичны, т.е. если линию K поменять местами с линией L — ничего не измениться. Тут Китайцы чего-то перемудрили, ибо L-Line работает всегда только на передачу информации, причём с линии RTS. Можно считать, что в этом адаптере вместо L-Line поставили ещё одну K-Line по логике ИЛИ, жёстко посадив её на 15pin OBDII
Современные авто L-Line уже не используют, поэтому переделывать не стал.

Читайте также  Простой спектроанализатор звука

Неоригинальность чипа FTDI FT232RL установить не удалось — адаптер работает как со старыми, так и с новыми оригинальными драйверами под WinXP x86 и Win8.1 x86
На всякий случай — старые драйвера
yadi.sk/d/LjLgjU5Ndri6z
Новые драйвера ставятся автоматически

После установки драйверов в свойствах уменьшаем время ожидания с 16мсек до 10мсек, после чего необходимо перезагрузить ПК. После этого, адаптер работает более стабильно.

Вывод: полезное устройство для любительской диагностики автомобилей.

K Line USB VAG COM KKL 409 (Русская версия)

Доступные варианты

Комплектация:

K Line USB VAG COM KKL 409 (Русская версия)

Представленный на нашем сайте диагностический адаптер K-Line произведен на заводском оборудовании стандарта качества «А» Мы не реализуем низкокачественные адаптеры выполненные кустарным способом с применением паяльной кислоты и дешевых комплектующих стандарта «B»,»C». Вы экономите время покупая качественное оборудование, которое не придется ремонтировать или возвращать. Мы уверены в качестве нашей продукции, именно поэтому мы даем годовую гарантию на все оборудование.

Прибор построен на FTDI чипе, а значит он будет работать с более широким перечнем авто, в отличие от чипов CH340 которые можно купить дешевле, но они не будут поддерживать работу с низкоскоростными ЭБУ типо ДЭУ, Toyota и пр..

По Вашему желанию Вы можете добавить в заказ универсальный переходник под нестандартные разъемы автомобилей.

ДОРАБОТКА ПО ПИТАНИЮ АДАПТЕРА

Наш фирменный диск со всем необходимым софтом будет добавлен к Вашему прибору. Просто сравните стандартный диск с которым поставляют свое оборудование большинство магазинов и наш фирменный диск. Только у нас в комплект поставки так же входит софт для диагностики отдельных моделей снегоходов, квадроциклов и мотоциклов!

На каждом нашем диске Вы получаете не только программы, но и техническую документацию по наиболее распространенным маркам авто а именно (тех. регламенты, технологию обслуживания отдельных марок, схемы электропроводки, а так же многое другое) в ПОДАРОК!

Представленный диагностический k-line адаптер KKL USB это надежный помощник для диагностики автомобилей VAG-группы: VW, Audi, Seat, Skoda c 1988 по 2005 год выпуска (в зависимости от конкретной модели), по мимо этого данный диагностический адаптер k line USB стоит купить для диагностики отечественного автопрома марки ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Если Вы приобретаете адаптер для работы с автомобилями ВАЗ, то в комментарий при оформления заказа укажите «Для ВАЗ» и мыБЕСПЛАТНО добавим на Ваш диск к адаптеру,программы для прошивки ЭБУ и чип тюнинга, а так же ПО позволяющее производить диагностику работы форсунок, бензонасоса, различных реле и прочего. Представленный адаптер так же поддерживает работу с автомобилями Daewoo, Chevrolet,Volvo, Opel, Subaru, Honda, Toyota, Nissan, Great Wall, Chery.

Диагностический адаптер k line VAG COM KKL 409 USB проводит диагностику и других марок автомобилей поддерживающих протоколы: ISO 9141-1,ISO 9141-2,KWP2000,ISO 14230.

Основные возможности:

— Считывание и удаление кодов неисправностей

— Осуществление кодирования блоков управления (включение или отключение различных функций)

— Возможность тестов исполнительных механизмов

— Функция активации исполнительных устройств

— Сброс и установка сервисных интервалов

— Отображение текущих параметров всех датчиков автомобиля в режиме реального времени с возможности производства сохранения показаний (таких как давление наддува турбины, показания расходомера (ДМРВ) и многих других)

— Производство адаптаций (изменение режимов работы заслонок и прочих исполнительных механизмов)

— Преобразование мили в км, фаренгейты в градусы для автомобилей американского рынка

— Возможность отображения критически важной информации о значениях регулировки впрыска для двигателей TDi в графической форме

— Регулировка констант (УОЗ, СО)

При работе с данным адаптером VAG COM KKL 409 USB в зависимости от марки диагностируемого авто, рекомендуем использовать следующий софт:

— для автомобилей Volkswagen, Audi, Seat и Skoda используйте программы: ВасяДиагност 1.1, VAG-COM, VAG Tool и их аналоги.

— для автомобилей Chevrolet Aveo, Lexus и подобных, используйте программы: Vehicle Explorer, OBD Scan Tech, OBD Tool и их аналоги.

— для автомобилей Daewoo рекомендуем программы: Sens Diag, Daewoo AKM (T-Monitor), Daewoo Scan, kwp_d и др. Возможно изменение и регулировка параметров двигателя без перепрошивки ЭБУ.

— для автомобилей Chevrolet Lacetti, Aveo используйте программу Chevrolet Explorer.

— для автомобиля Cherry Tiggo (ЭБУ Delphi MT20U) используйте программу Tiggo Diag

Обратите внимание, в случае если у Вас автомобиль ВАЗ до 2004 года выпуска, то на нем будет стоять колодка gm12 pin. в данном случае Вам придется подключать адаптер через навесной монтаж либо можно заказать переходник на данную колодку

В комплекте по мимо самого диагностического k line адаптера VAG COM KKL 409 USB идет диск с программным обеспечением и инструкция.

Пример работы с данным адаптером на автомобиле ВАЗ

Большая просьба задавать вопросы по работе с прибором через эл. почту или заказ обратного звонка. Вопросы размещенные в разделе «отзывы» в виду отсуствия контактных данных лиц их задававших рассматриваться не будут. В отзывах пишутся только отзывы пользователей приобретавших данный продукт. Спасибо за понимание!

Комплект K Line 409 + Elm 327 USB Pro

Представленный вашему вниманию комплект позволит вам без труда проводить диагностику большинства автомобилей.

Широко известный K Line адаптер на оригинальном FTDI чипе позволит вам диагностировать автомобили концерна VAG с 1988 по 2005 г.в, а также отечественные автомобили ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Более подробно узнать об адаптере вы можете здесь.

Адаптер ELM 327 USB Pro версии позволит вам диагностировать большинство автомобилей с бензиновым двигателем после 1998 г.в., а также автомобили с дизельным двигателем после 2005 г.в. Более подробно узнать о возможностях данного адаптера, вы можете здесь.

Адаптеры отлично дополняют друг друга, подходят для начинающих диагностов.

Вы можете приобрести данный комплект адаптеров в нашем магазине по привлекательной цене.

Пособие по самостоятельному изготовлению K-line адаптер

Подавляющее большинство современных авто использует инжекторную систему подачи топлива. Она предусматривает наличие специальной линии, посредством которой данные, передаваемые с инжекторного блока в ЭБУ, можно получить на внешнем устройстве, например, ноутбуке. Для сопряжения этой линии, именуемой K-line, необходим переходник. Наличие такого адаптера существенно расширяет возможности диагностирования систем двигателя, и сегодня мы узнаем, что именно можно делать, имея такой адаптер, и как его изготовить самостоятельно.

Для чего нужна линия K-line

Итак, что можно сделать с помощью переходника K-Line?

Возможности линии для передачи данных могут зависеть как от модели автомобиля, так и установленного в нём ЭБУ. Многое зависит также от используемой диагностической программы, хотя в принципе такое ПО базируется на возможностях железа.

Итак, что можно сделать, имея адаптер и ноутбук:

  • читать и интерпретировать коды ошибок ЭБУ, а также удалять их из памяти бортового компьютера;
  • производить анализ функционирования узлов двигателя;
  • загружать новые прошивки ЭБУ;
  • изменять значение констант (например, допустимое содержание СО);
  • производить настройку конфигураций электронного блока управления.
Читайте также  Соединение высоковольтных проводов между собой

Большинство ЭБУ отечественных марок авто допускают проведение манипуляций с ПО, загруженным в бортовой компьютер. Но для реализации такой возможности требуется использование специальной схемы.

Как собрать K-line адаптер своими руками

K-Line представляет собой одноканальную шину, предназначенную для передачи данных в обеих направлениях. Со стороны ЭБУ присутствует разъём OBD2, со стороны внешнего устройства разъём сопряжения может быть разным, от устаревшего COM-порта до USB-разъёма. Принципиальная съема адаптера должна обеспечивать передачу данных по протоколам ISO 9141-2 или его более поздней модификации – ISO 14230.

В принципе такой адаптер можно приобрести в магазине, стоимость его невелика, однако многие автолюбители предпочитают использовать самодельные переходники, благо их можно более качественно адаптировать под конкретную модель машины (вернее, её силового агрегата) и бортового компьютера.

В интернете имеется немало вариантов схем таких устройств сопряжения, включая достаточно простые, ориентированные на COM-порт. Но поскольку современные ноутбуки такими портами давно не оснащаются, потребуется также применение переходника, что снижает надёжность устройства. Поэтому имеет смысл использовать самодельный K-Line-адаптер с USB-портом для подключения к ноутбуку, однако техническая реализация такой схемы будет намного сложнее.

Вам потребуется несколько специализированных микросхем, печатная плата и немало других мелких деталей. Но поскольку уже практически нет людей, ни разу не менявших свой сотовый телефон, то наверняка у вас завалялся старый USB-кабель, который вполне успешно можно использовать для наших целей.

Итак, что нам понадобится, чтобы сделать адаптер K-Line с USB входом для подключения к ПК своими руками:

  • 4 резистора номиналом 3 Ком;
  • выпрямительный диод;
  • конденсатор на 0,47-0,5 F;
  • ещё три резистора разного номинала: 1, 8,4 и 10 Ком;
  • 2 транзистора;
  • собственно USB кабель;
  • паяльник.

Принципиальная схема такого K-Line адаптера выглядит следующим образом:

Разумеется, топологию схемы вы можете изменить по своему усмотрению, и даже можете использовать печатную плату, но проще всё-таки делать всё навесным монтажом элементов.

Транзисторы можно выпаять из старого блока питания компьютера, но если такой возможности нет, то можно приобрести их в магазине радиодеталей. Вместе с выпрямительным диодом с невысокой характеристикой падения напряжения. Его даже можно не впаивать в микросхему, главное – не перепутать полюса, и всё же рекомендуется интегрировать его в схему – так будет надёжнее и безопаснее. Конденсатор нужен для сглаживания помех, которые могут возникать в результате наводки.

Паяльные работы – далеко не всё, что требуется для сборки адаптера. Во-первых, на ноутбук необходимо установить драйвер этого устройства. Его можно найти в интернете (имя файла – PL-2303), он необходим для реализации возможности принимать и передавать данные с разными скоростями. После установки ПО подключите адаптер к любому USB-порту, он должен появиться в диспетчере устройств как новое оборудование. Там же должен высветиться номер порта COM, который необходимо запомнить – он будет нужен при выполнении настройки K-Line адаптера.

Теперь следует заняться нашим кабелем – он тоже требует переделки. Отрезаем или отпаиваем ту его часть, которая подсоединяется к телефону (micro-USB), и теперь нам нужно определить назначение проводов. Для этого нужно воспользоваться утилитой B&B COM Test. Скачиваем программку, устанавливаем. Подключаем второй конец кабеля к компьютеру, запускаем утилиту, выставляем в параметрах записанный ранее COM-порт адаптера, скорость передачи данных для тестирования значения не имеет.

Обычно провод чёрного цвета – минусовой, проверить это можно прозвоном на корпусе разъёма. Теперь наша задача – найти провод, номинал которого равен 3.3 В, используя для этого вольтметр в соответствующем диапазоне измерений. Далее в окне запущенной программы набираем любую команду, если вольтметр изменит показания, значит, это провод является выходом (маркировка TxD).

Осталось определить провод, являющийся входом (нельзя, чтобы он контактировал с минусовым проводом). Если всё сделано правильно, то при вводе любого текста в нашей утилите он отобразится в другом окне B&B COM Test. Это означает, что устройство работает в двух направлениях – на передачу и приём данных.

Осталось впаять провода в схему, а также подключить разъём OBDII, распиновка K-Line адаптера для него показана на схеме:

Отметим, что четвёртый провод подсоединяется к L-Line – эта линия используется для подсоединения некоторых старых импортных моделей, но мы его использовать не будем. Для надёжности схему рекомендуется заключить в пластиковый корпус подходящих размеров, предварительно убедившись в отсутствии замыканий или обрывов.

Можно также впаять светодиод, который будет загораться при подключении адаптера и мигать во время обмена данными, но делать это нужно в обвязке с транзистором, чтобы сигнал на линии не смазывался наводками.

И ещё немного о подборе компонентов для нашей схемы. Диод, который выполняет функцию защиты схемы устройства от переполюсовки, необходимо подбирать с минимальным параметром падения напряжения. В качестве примера можно посоветовать диод Шоттки. Номинал резистора R4 в некоторых случаях следует подбирать меньше указанных 3 Ком, например, в диапазоне 500-1000 Ом, выполняя замеры тока в схеме между общим проводом и устройством в пределах 17-25 mA.

Основной недостаток адаптеров такого типа – передача сигнала от К-линии к компьютеру может прерываться из-за медленно закрывающегося транзистора, поэтому для предотвращения перенасыщения транзистора необходимо вручную подбирать номиналы резисторов.

Адаптер как средство диагностики и перепрошивки ЭБУ может использоваться для автомобилей со следующими вариантами исполнения бортового компьютера: Январь (версия 5/7.2), Микас (версии 7.1/7.6), Bosch (версия ПО 7.9.7/ MP-70), VS (версия 5.1).

Для прошивки ЭБУ с помощью адаптера K-Line используют программы типа Winflashecu, EcuProg (версия 1.8), Chiploader. Сам процесс прошивки происходит по стандартной схеме: после подключения ЭБУ нужно выбрать порт, образ новой прошивки и нажать кнопку Start.

Конечно, если нет возможностей или желания сделать устройство K-Line своими руками, можно приобрести готовое. Как выбрать адаптер для диагностики ЭБУ? Дело в том, что многие модели рассчитаны на применение в конкретных блоках управления. Так, адаптер BM9213 (производитель – компания «Мастеркит») совместим со всеми марками машин, ЭБУ которых имеет разъём стандарта J1962. Адаптер «Штат» ориентирован на все модели ВАЗ.

Вывод

Нельзя сказать, что самостоятельно собрать такой переходник – задача тривиальная. Вам понадобится не только владение паяльником, но и некоторые знания в схемотехнике, но если с этим всё в порядке, то таким способом вы сможете сэкономить 1-2 тысячи рублей и при этом смастерить адаптер, идеально адаптированный под ваш бортовой компьютер.